Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группировка по источникам формирования имущества




Капитал (лат. capitalis – главный) – это ресурсы, вложенные в хозяйственную деятельность организации и выступающие в качестве собственных источников формирования ее внеоборотных и оборотных активов.

Капитал формируют из вкладов, выделенных участниками (учредителями) организации, а пополняют за счет полученной прибыли и других источников.

Капитал является основным собственным ресурсом (собственным капиталом), используемым для финансирования деятельности организации.

Резервы – это ресурсы, формируемые организацией для возмещения определенных (целевых) расходов.

Капитал как объект бухгалтерского учета включен в группу обязательств организации. Это связаны с тем, что исполнительные органы, осуществляющие руководство деятельностью организации, принимают на себя обязательства перед собственниками ее имущества. В числе этих обязательств – эффективное управление капиталом организации, обеспечение его прироста.

В состав капитала и резервов включают уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль, амортизацию внеоборотных активов, доходы будущих периодов, целевое финансирование (рис. 7).

 

Резервный капитал
Добавочный капитал
Нераспределеная прибыль
Доходы будущих периодов
Капитал и резервы
Уставный капитал

 


Рис. 7. Состав капитала и резервов

Уставный капитал формируют из средств (вкладов), выделенных участниками (учредителями) организации, а его величину фиксируют в уставе организации.

Формирование уставного капитала производят в соответствии с Гражданским кодексом РФ [1] и законами, определяющими порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм.

Под организационно-правовой формой понимают способ закрепления и использования имущества экономическим (хозяйствующим) субъектом, определяющий его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Граждане, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, имеют статус индивидуальных предпринимателей.

В зависимости от организационно-правовой формы организации совокупность средств, выделенных ее участниками (учредителями), называют уставным капиталом, складочным капиталом, уставным или паевым фондом.

В акционерных обществах уставный капитал состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, а в обществах с ограниченной ответственностью – из номинальной стоимости долей его участников.

Унитарные предприятия из стоимости имущества, переданного предприятиям органами управления федеральным или муниципальным имуществом в хозяйственное ведение или оперативное управление, формируют уставный фонд.

Хозяйственные товарищества, в том числе полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), формируют из вкладов товарищей складочный капитал.

Организации потребительской кооперации в соответствии с уставом потребительского общества или союза создают из паевых взносов, полученных от пайщиков, паевой фонд.

Резервный капитал (резервный фонд) формируют из чистой прибыли организации (прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и штрафных санкций по налогам и сборам) в порядке, установленном законами и уставом организации.

Резервный фонд акционерного общества используют на покрытие убытков, погашение облигаций общества, выкуп его акций и на другие цели в соответствии с законами и решениями учредителей (участников).

Резервный фонд организаций других организационно-правовых форм (обществ с ограниченной ответственностью, унитарных предприятий и др.) используют главным образом для покрытия их убытков.

Добавочный капитал формируют из следующих источников:

- прироста стоимости основных средств и нематериальных активов, выявленного по результатам их переоценки;

- эмиссионного дохода акционерного общества (суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость при учреждении общества и последующем увеличении его уставного капитала);

- других источников.

Средства добавочного капитала, который учитывают на счете 83 «Добавочный капитал» могут быть направлены на увеличение уставного капитала, распределены между учредителями, использованы на другие цели в порядке, установленном законами и уставом организации.

Организация может создавать из чистой прибыли другие фонды специального назначения. Так, в соответствии с действующим законодательством акционерные общества вправе создавать специальный фонд акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения акций среди работников общества.

Нераспределенная прибыль – оставшаяся в распоряжении организации чистая прибыль после уплаты налога на прибыль, отчислений в резервный фонд (капитал), выплаты доходов (дивидендов) учредителям (участникам).

Нераспределенную прибыль используют в качестве источника инвестиций во внеоборотные активы (для финансирования работ по техническому перевооружению организации, строительству новых мощностей, реконструкции и модернизации основных средств и т.п.).

Организации, не возмещающие расходы на осуществление хозяйственной деятельности полученными от этой деятельности доходами, терпят убытки.

Понятие обязательства и основания его возникновения и исполнения определены Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. (либо воздержаться от определенного действия), а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Кредитор – лицо, имеющее по отношению к должнику права требования по денежным или иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному ГК основанию.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Признанные организацией обязательства отражают в бухгалтерском учете в качестве ее задолженности кредиторам (кредиторской задолженности). В связи с несовпадением дат признания обязательства и его исполнения в бухгалтерском учете вначале регистрируют обязательство (задолженность) перед кредитором, а затем, после уплаты организацией своего долга, отражают (фиксируют) погашение обязательства при одновременном списании денежных средств, перечисленных кредитору.

Обязательства учитывают в течение всего срока – начиная с момента (даты) признания долгов кредиторам до даты их погашения.

Обязательства выделяют в отдельную группу объектов бухгалтерского учета. В качестве обязательств учитывают задолженность организации по кредитам и займам и кредиторскую задолженность (поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товарно-материальные ценности и выполненные работы, персоналу по оплате труда, задолженность по налогам и сборам, отчислениям на социальные нужды и т.д.).

Получение кредитов и займов, возникновение обязательств перед кредиторами связано с привлечением организацией заемного капитала, используемого в качестве заемного источника формирования активов организации и финансирования ее хозяйственной деятельности.

В зависимости от срока исполнения обязательств их подразделяют на долгосрочные (со сроком погашения более 12 месяцев) и краткосрочные (со сроком погашения в течение 12 месяцев).

Долгосрочные обязательства включают задолженность по долгосрочным кредитам и займам и отложенные налоговые обязательства.

 

Долгосрочные кредиты и займы – задолженность организации по полученным ею кредитам и займам со сроком погашения более 12 месяцев. Долгосрочные кредиты и займы выступают, как правило, источником инвестиций во внеоборотные активы.

 

Краткосрочные обязательства включают задолженность по краткосрочным кредитам и займам и кредиторскую задолженность, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, резервы предстоящих расходов (рис. 8).

 

Краткосрочные обязательства

 

Задолженность по краткосрочным кредитам и займам
Кредиторская задолженность
Поставщикам и подрядчикам
Персоналу по оплате труда
Государственным внебюджетным фондам
Бюджету по налогам и сборам
Прочим кредиторам

 

 


Рис. 8. Состав краткосрочных обязательств

Краткосрочные кредиты и займы – это задолженность по кредитам и займам со сроком погашения в течение 12 месяцев.

Кредиторская задолженность – долги организации другим юридическим и физическим лицам (кредиторам), в том числе задолженность поставщикам и подрядчикам, персоналу организации, государственным внебюджетным фондам, бюджету по налогам и сборам, прочим кредиторам.

Кредиторскую задолженность принимают к бухгалтерскому учету в момент признания долга кредитору, а списывают после исполнения обязательства перед кредитором, в момент перечисления денежных средств в счет погашения долга.

Задолженность поставщикам и подрядчикам – это долги за полученные от поставщиков материалы, товары и другие ценности, задолженность подрядчикам за выполненные ими работы и оказанные услуги.

Задолженность персоналу организации включает долги по начисленной, но не выплаченной персоналу заработной плате. В соответствии с Трудовым кодексом РФ заработную плату работникам выдают два раза в месяц – за первую и вторую половину месяца. Заработную плату за вторую половину месяца выдают в начале следующего месяца, поэтому по состоянию на конец каждого месяца организация имеет переходящую из одного месяца в другой задолженность персоналу по оплате труда.

Задолженность государственным внебюджетным фондам и бюджету по налогам и сборам возникает у организации по обязательным платежам, порядок и условия которых определены законодательством Российской Федерации.

Задолженность государственным внебюджетным фондам – долги по начисленным, но не перечисленным в соответствующие фонды отчислениям на социальные нужды.

Задолженность бюджету по налогам и сборам – это долги по начисленным налогам и сборам, но не внесенным в бюджеты разных уровней

(федеральный бюджет, региональный бюджет, муниципальный бюджет).

Задолженность прочим кредиторам включает долги страховым организациям по страховым платежам, связанным со страхованием имущества и персонала, задолженность персоналу организации по начисленной заработной плате, но не выплаченной в срок из-за неявки работников (депонированной заработной плате) и др.

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов – это долги по начисленным, но не выплаченным участникам (учредителям)доходам от участия в уставном капитале организации.

Резервы предстоящих расходов – это суммы созданных организацией резервов в целях накопления финансовых ресурсов, необходимых для возмещения предстоящих расходов, их равномерного включения в издержки производства и обращения. Организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков персонала, на ремонт основных средств и другие цели, используя созданные резервы для покрытия фактически произведенных расходов в будущих отчетных периодах.

Метод бухгалтерского учета и его слагаемые (элементы)

 

Учет имущества, обязательств и хозяйственных процессов ведут, применяя специфические способы, совокупность которых составляет метод бухгалтерского учета, а сами способы выступают в качестве элементов (слагаемых) метода бухгалтерского учета. Выделяют четыре пары элементов метода бухгалтерского учета:

- документация и инвентаризация;

- оценка и калькуляция;

- система счетов и двойная запись;

- балансовое обобщение и отчетность.

Документация – способ первичной регистрации наблюдаемых фактов хозяйственной деятельности (хозяйственных операций). Данные о каждой хозяйственной операции регистрируют в документах, форма которых зависит от характера операций.

Инвентаризация – способ выявления реального наличия имущества и обязательств, его сопоставления с данными учета и приведения в соответствие учетных данных с фактическим наличием активов и обязательств. Расхождения между данными учета и фактическим наличием имущества и обязательств возникают вследствие естественной убыли товарно-материальных ценностей (усушка, утруска и т.п.), хищений и порчи имущества, его утраты в результате наводнения, землетрясения, пожара и других стихийных бедствий. Данные учета не соответствуют реальному наличию активов и обязательств в результате ошибок, допущенных при измерении количества имущества, оформлении бухгалтерских документов и в процессе последующей систематизации и обобщения данных первичного учета.

При проведении инвентаризации выявляют фактические остатки имущества и обязательств, сопоставляют их с данными учета, определяют расхождения между данными учета и реальными показателями, устанавливают причины расхождений. Для приведения в соответствие данных учета с реальным наличием имущества и обязательств вносят необходимые исправления в учетные записи – принимают к учету (приходуют) излишки ценностей, относят на виновных лиц их недостачи, исправляют выявленные ошибки в учетных записях.

Оценка – способ стоимостного измерения имущества и обязательств, позволяющий обобщить информацию о разнородных объектах учета и получить обобщающие показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение организации. Такими показателями являются стоимость имущества организации, в том числе внеоборотных и оборотных активов, величина капитала и резервов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, доходы от хозяйственной деятельности и расходы на ее осуществление, суммы полученной за отчетный период прибыли (убытка) и др.

В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводят в денежные (стоимостные). Например, стоимость товарно-материальных ценностей определяют путем умножения их количества в натуральных измерителях на цену за единицу товаров, сырья, материалов и т.п. Начисленную заработную плату рабочему, труд которого оплачивается повременно, определяют путем оценки затрат его труда (умножения отработанного им рабочего времени в часах или днях на часовую или дневную тарифную ставку).

Оценку имущества и обязательств осуществляют в соответствии с правилами, установленными законом «О бухгалтерском учете» и положениями по бухгалтерскому учету отдельных видов имущества и обязательств.

Калькуляция – способ определения себестоимости продукции (работ, услуг), приобретенных сырья, материалов и других ценностей. Калькуляция основана на учете и суммировании затрат, связанных с производством или приобретением отдельных видов имущества. Калькуляцию осуществляют на всех стадиях кругооборота капитала.

В процессе закупок учитывают затраты на приобретение товарно-материальных ценностей и по данным о фактических затратах определяют (калькулируют) их фактическую себестоимость.

В процессе производства по данным о затратах на материалы, заработную плату персонала, амортизацию основных средств, других затратах на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) исчисляют фактическую производственную себестоимость выпущенной из производства продукции (работ, услуг).

В процессе продажи выявляют полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг), прибавляя к их производственной себестоимости расходы, связанные со сбытом (продажей), в том числе расходы на упаковку готовой продукции, на рекламу, оплату услуг посредников и др.

В процессе калькуляции определяют фактическую себестоимость как всей совокупности поступивших материалов, произведенной и проданной продукции (работ, услуг), так и себестоимость единицы материалов или продукции путем деления общей суммы затрат на количество этих ценностей. Исчисленную фактическую себестоимость единицы приобретенных материалов или выпущенной из производства готовой продукции используют для их оценки. При этом материалы, отпущенные в производство продукции (работ, услуг), оценивают по фактической себестоимости их приобретения и включают (списывают) в издержки производства в качестве материальных затрат. Выпущенную из производства готовую продукцию, выполненные работы и услуги оценивают по фактической производственной себестоимости, а проданную продукцию, сданные работы и услуги – по их полной себестоимости.

Система счетов служит для экономической группировки объектов бухгалтерского учета и получения данных о наличии активов и обязательств, их поступлении и выбытии за отчетный период, о хозяйственных процессах и их результатах, необходимых для управления деятельностью организации. С помощью счетов многочисленные и разрозненные данные о хозяйственных операциях, зафиксированные в документах, группируют и обобщают по отдельным объектам бухгалтерского учета.

Для каждого объекта учета открывают отдельный счет, в котором отражают остаток учитываемого объекта на начало месяца, записывают операции по поступлению и выбытию объекта в течение месяца, зафиксированные в документах. Для раздельного отражения операций по поступлению и выбытию объектов учета каждый счет имеет две стороны – дебет и кредит. На одной стороне счета учитывают операции по поступлению, а на другой – по выбытию объекта. По окончании месяца подсчитывают итоги записей на счете в течение месяца и определяют остаток учитываемого объекта на конец месяца.

Двойная запись – такой способ отражения хозяйственных операций на счетах, при котором данные об операциях отражают на двух взаимосвязанных счетах – по дебету одного и кредиту другого счета. Такой способ записи операций на счетах раскрывает их экономическое содержание, позволяет сопоставлять в системе счетов имущество и обязательства организации, ее расходы и доходы и выявлять финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).

Балансовое обобщение – периодическое, по окончании каждого месяца обобщение и сопоставление информации о стоимости имущества и сумме обязательств, что позволяет проследить связь отдельных видов имущества с капиталом и обязательствами, выступающими в качестве источников формирования имущества, и оценить имущественное и финансовое положение организации. Балансовое обобщение применяют и при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. При этом каждая операция воспринимается как элемент кругооборота капитала и рассматривается с позиции тех изменений, которые она вызывает в составе активов и обязательств организации, ее доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности.

Отчетность – способ периодического представления в бухгалтерской отчетности обобщенных сведений об имуществе организации, ее обязательствах, хозяйственных операциях и их результатах в виде отчетных показателей. Показатель бухгалтерской отчетности – это качественно определенная величина, характеризующая отдельные виды имущества, обязательств или хозяйственные процессы, имеющая количественное измерение. Система показателей бухгалтерской отчетности формируется в зависимости от интересов ее пользователей.

По действующим правилам организация представляет отчетную информацию в следующих формах: Бухгалтерский баланс (форма №1), Отчет о прибылях и убытках (форма №2), Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5). Бухгалтерская отчетность дает целостное представление о состоянии организации, наличии имущества и обязательств, о доходах и расходах, прибылях или убытках.

Элементы метода бухгалтерского учета применяют не изолированно, а как части единого учетного процесса в определенной последовательности.

Первоначальные сведения о хозяйственных операциях фиксируют и сохраняют с помощью документации.

Факты хозяйственной деятельности, количественные параметры которых выражены первоначально и документально зафиксированы в натуральных или трудовых измерителях, получают стоимостную оценку с помощью денежного измерителя.

После оценки сведения, содержащиеся в документах, отражают в системе счетов бухгалтерского учета способом двойной записи.

Достоверность сведений, учтенных на счетах, их соответствие фактическому наличию имущества и обязательств устанавливают с помощью инвентаризации.

На основе проверенных данных счетов, на которых учитываются затраты на производство продукции или на приобретение материальных ценностей, осуществляют калькуляцию, исчисляя фактическую себестоимость продукции, материалов и других ценностей.

Данные о фактической себестоимости ценностей используют для уточнения их оценки, которую производят в течение месяца исходя из условной стоимости (по плановой себестоимости готовой продукции, учетным ценам на продукцию и материалы и т.д.). В конце месяца после калькулирования фактической себестоимости продукции и материальных ценностей определяют отклонения фактической себестоимости этих видов имущества от их условной оценки, отражают их на счетах бухгалтерского учета, что позволяет довести оценку имущества до фактической себестоимости.

В конце отчетного месяца с помощью балансового обобщения сопоставляют имущество организации с ее обязательствами (источниками формирования имущества) и обобщают результаты деятельности организации в бухгалтерской отчетности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.