Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика применения и проблемы использования информационных технологий при проведении социологических исследований

На первых этапах социологического исследования, то есть при формулировке проблемы исследования, определении цели и задач исследования в современных условиях социологу необходимо использовать системы телекоммуникации для организации тематического и словарного поиска в глобальной компьютерной сети Internet, чтобы изучить результаты предшествующих социологических исследований, проанализировать экономический, технический и организационный контекст проблемы.

Интернет-технологии помогают ускорить сбор первичной информации для анализа быстротекущих социальных процессов, делают возможными персональные интервью; экспертные опросы; количественный и качественный контент-анализ; проведение наблюдений (как включенных, так и опосредованных); социальных экспериментов; онлайн фокус-групп; тестирования и т.д.

Мировая практика применения интернет-технологий для проведения исследований существует уже более пятнадцати лет, и с каждым годом появляется все больше организаций, специализирующихся на формировании и определении мнения интернет-аудитории. Сегодня можно говорить о двух группах аналитических структур, специализирующихся на проведении онлайновых методик учета мнений: первая - объединяет большое количество малых и средних по размеру структур, проводящих специализированные по тематике и характеру выборок социальные и маркетинговые исследования; вторую группу составляет относительно небольшое количество крупных компаний, которые проводят общенациональные и международные опросы, мониторинговые исследования и т.д.

Привлекательность Интернета, по сравнению с традиционными способами проведения исследований, характеризуется целым рядом достоинств, расширяющих диапазон возможностей взаимодействия исследователя и респондента. К ним можно отнести:

Обеспечение контроля:

- строгая логика проведения исследования: специальное программное обеспечение позволяет соблюдать последовательность переходов от вопроса к вопросу, размещать вопросы, как по одиночке, так и списком, в определенном или в случайном порядке;

- оперативный программный контроль над выполнением заданий позволяет решить проблему неполных ответов (последующий вопрос не будет задан, пока не получен ответ на предыдущий), их формата (например, если ответ должен быть только в цифровом виде), выявления логических противоречий в ответах респондента;

- возможность запрета на участие в исследовании какому-либо конкретному пользователю (по IP адресу, адресу электронной почты и др.) или незарегистрированным респондентам.

Автоматизация и технологическая эффективность:

- возможность автоматического сбора дополнительной информации о респонденте (тип провайдера, IP адрес компьютера, используемое программное обеспечение, время заполнения опросника, место жительства и т.п.);

- автоматическая обработка результатов, позволяющая преобразовывать полученную от респондентов информацию в массивы данных, готовых к обработке и анализу посредством специальных статистических методов;

- автоматическая генерация первичного отчета по результатам исследования в формат, удобный для дальнейшей обработки, печати или онлайн просмотра.

Очевидно, что наличие представленных достоинств не отменяет необходимости решения комплекса проблем, связанных с поиском и отбором респондентов и формированием репрезентативной выборки с учетом специфики интернет-аудитории; выбором тематики интернет-исследования; этикой проведения исследований в интернет-пространстве и др. Природа и процедурные решения web-опросов станут яснee, а отношение к ним более обоснованным, если понять, что новая опросная схема лишь отчасти нова, что она не родилась из ничего, а является логическим и технологическим продолжением всех (многих) начинаний и достижений опросной методологии.

С другой стороны, такие особенности Интернета, как повышенная анонимность и безопасность, могут приводить к специфическим проблемам, справиться с которыми программными средствами невозможно. Во-первых, испытуемый может давать произвольные ответы на вопросы - с целью посмотреть, что получится. Во-вторых, велика вероятность намеренного искажения информации о себе, особенно социально-демографической. Ответы, которые даются таким образом, могут быть вполне правдоподобны и поэтому могут не подаваться контролю с помощью программного обеспечения.

Эти факторы, будучи достаточно сильно выраженными, могут привести к искажению результатов исследования. С целью их контроля могут применяться следующие процедуры:

Одновременное проведение исследования в «реальной жизни» с последующим сравнением результатов исследования в Интернете с результатами исследований в «реальной жизни».

Сравнение результатов с некоторыми теоретическими обобщениями или с результатами других исследований. Если результаты, полученные с помощью Интернета, соответствуют результатам реальных исследований, это позволяет судить о валидности проведенного в Интернете исследования.

Как правило, валидность оказывается высокой: большинство результатов исследований в Интернете совпадают с результатами аналогичных исследований в конвенциональной реальности. То есть, если данные и фальсифицируются некоторыми испытуемыми, то вероятность фальсификации недостаточно высока для того, чтобы исказить результаты исследования.

Некоторые испытуемые могут принимать участие в исследовании по несколько раз. Это особенно вероятно, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение, или если по результатам исследования непосредственно после выполнения заданий дается индивидуальная обратная связь - первое мотивирует принять участие несколько раз для того, чтобы повысить вероятность выигрыша, второе - для того, чтобы «улучшить» результаты тестирования, приведя их в соответствие с представлением о себе.

Чтобы избежать повторных прохождений тестирования одними и теми же людьми, применяется идентификация IP – адреса компьютера, с которого заходит испытуемый. Однако в этом случае «выпадают» из выборки испытуемые, которые могут зайти с этого же IP – адреса; кроме того, при желании пройти повторное тестирование можно сделать это и с другого компьютера. Поэтому в дополнение к идентификации IP – адреса часто организуется вход в тестирующую систему по паролям. Однако испытуемый может пройти повторную регистрацию под другим именем и используя другой пароль. Тем не менее, эти меры снижают вероятность повторных прохождений тестирования.

Другие способы отвратить испытуемых проходить повторное тестирование – это просьбы не участвовать в исследовании больше одного раза и просьбы «отнестись к исследованию серьезно», включенные в инструкции к выполнению заданий.

На особенности восприятия стимульного материала могут влиять особенности компьютера испытуемого - монитора, браузера, и т.п. Сайт, на котором проводится исследование, может выглядеть совершенно по-разному на разных мониторах и при просмотре разными браузерами, что не может не влиять на результаты. Эти особенности особенно необходимо учитывать в тех случаях, когда восприятие стимульного материала играет важную роль при проведении исследования.

Кроме того, при проведении исследования в Интернете испытуемый лишен возможности задать экспериментатору вопрос, касающийся понимания того, как именно выполнять задания. Это может приводить к неверному пониманию заданий, и, следовательно, искажению результатов. Очевидно, что в этом случае необходимо формулировать инструкцию наиболее ясно. Кроме того, при проведении исследования желательно оставлять побольше места под обратную связь. Желательна также информация о том, сколько времени займет участие в исследовании.

Зарубежный опыт показывает, что Интернет помогает ускорить сбор первичной социологической информации для исследования быстротекущих социальных процессов. Качественные изменения в условиях для обмена информацией между людьми в виртуальной среде сети Интернет, позволяют перейти на новый уровень общения между социологом и респондентом.

Благодаря Интернету, расширяется диапазон возможностей в общении между исследователем и респондентом. Коммуникативная ситуация становится качественно другой, она позволяет снизить психологический дискомфорт, стимулировать интерес к исследованию и научному познанию, сформировать положительный имидж социологических исследований. Простота установления контакта и легкость в его поддержании служит фактором привлечения большого числа респондентов, а также, повышает уровень искренности получаемых ответов.

Итак, именно социологические и маркетинговые исследования через Интернет стали привычной интерактивной коммуникацией для современного зарубежного пользователя Интернета. На протяжении последних лет они повсеместно проводятся в зарубежной части Сети. Техника и методика проведения этих исследований постоянно совершенствуются, а программное обеспечение для сбора данных – усложняется. Современные исследователи, по сравнению с началом 90-х годов, менее ограничены недостатками компьютерных технологий и могут сконцентрировать внимание на более значимых функциях: исследовательском проектировании и анализе результатов. Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент в технологии онлайн-опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бюджетом.

При этом возникает ряд проблем, оптимальное разрешение которых дело, видимо, будущего. Расчет выборки для социологических исследований в компьютерных сетях представляет достаточно сложную задачу, так как, как правило, отсутствует информация о местонахождении респондентов. Поэтому принципиально важным сегодня является создание региональных банков данных по респондентам и активное развитие средств их идентификации в сети Интернет.

Развитие специальных сетевых методов сбора социологической информации поможет также решить проблему размера выборки, связанную с малочисленностью сетевых пользователей в стране в целом и, особенно вне крупных городов. Традиционно же рассчитываемая выборка в этом случае должна быть очень большой, дабы обеспечить необходимую точность измерений.

Собственный же информационный сервер любого социологического центра в Интернет, к которому в любой момент времени имеет доступ огромная аудитория, позволяет разместить специальную анкету для посетителей и использовать полученные данные в практике анализа определенной проблемы. В этом случае опросы проводятся в автономном режиме, без значимых затрат на полевые исследования.

Существенной проблемой является также достоверность информации, так как на практике она может приобретать несуществующий, не отражающий реальные социальные процессы, «виртуальный» характер. Хотя, необходимо проведение специальных исследований по сравнению достоверности информации в анонимных традиционных и сетевых анкетах, а также статистических данных, собираемых разными методами.

Указанные трудности, а также практика использования отдельными исследователями терминологии и методик, плохо адаптированных и не обладающих внешней валидностью, отсутствие полезных и дополняющих данных партнеров (конкурентов), узконаправленная тематика, нередко ориентированная под конкретный коммерческий заказ, — все это определяет актуальность дальнейшего изучения проблем и перспектив применения интернет-технологий в исследовании как социальных процессов, происходящих в обществе, так и особенностей интернет-аудитории как особой социальной общности.

Необходимо отметить, что процесс информатизации происходит и в РБ. С каждым днём информационные технологии все больше модифицируют экономические, социальные, политические и культурные процессы в нашей республике. Тенденции последних лет свидетельствуют о росте числа домашних пользователей Интернета.

Основным поставщиком услуг Интернета в РБ является национальный провайдер БелПак Министерства связи РБ. Указанный провайдер продает сервисы Интернет непосредственно пользователям, а также другим провайдерам, расположенным на территории республики. Среди наиболее крупных провайдеров можно выделить Unibel Министерства образования, Basnet Национальной академии наук РБ, а также некоторые частные компании, такие, как Соло, Открытый контакт и другие. В настоящее время в республике ведут работы по созданию опорной сети НИКС, которая будет включать в себя Unibel, Basnet, а также сеть БГУ и БГЭУ.

Но, в отличие от западных, наши исследователи сегодня имеют меньше возможностей, меньше наработок в применении интернет-технологий при проведении эмпирических социологических исследований в среде Интернет (интерактивные экспертные опросы, фокусированные онлайн и оффлайн интервью). Сбор информации по конкретной проблематике затруднен в первую очередь темпами и качеством интернетизации, которая проходит неравномерно из-за недостатка технических ресурсов в регионах, а также из-за низкого достатка самого пользователя среды интернет, часто ограниченного дорогой модемной связью. Получается, что острые социально-социетальные проблемы изучать при помощи среды интернет пока практически невозможно, даже если использовать материальную мотивацию, как это делается за рубежом в маркетинговой практике. «За бортом» могут остаться те важные социально-демографические, ментальные группы, которые актуализируют и определяют качество выборки и обеспечивают репрезентативность по отношению к генеральной совокупности. Конечно, возможно проводить локальные исследования, используя возможности бесплатного внутренне-сетевого трафика, привлекая респондентов к исследованию и заполнению онлайновых и оффлайновых вопросников при помощи средств массовой информации и локальных порталов. Но это масштаб внутренний, ограниченный пространственными, поло-возрастными характеристиками локальной аудитории.

Опыт проведения социологических исследований за рубежом, показывает, что наиболее эффективной эмпирической площадкой, целевой аудиторией для сбора валидной информации является субъект управления - эксперт. Это объясняется в первую очередь тем, что современный пользователь - это человек с достаточно хорошим образованием, имеющий средний заработок, легко адаптирующийся к новым информационным технологиям. Т.е. люди, занятые в перспективных областях экономики, решающие текущие вопросы рабочего характера, а также использующие современные on-line и off-line интернет-технологии (электронная почта, ICQ, форумы, поисковые системы, БЛОГи) для решения текущих насущных бытовых проблем.

Зарубежные исследователи отмечают, что одним из наиболее существенных факторов влияния Интернета на социальную активность являются качественные изменения в процессе обмена информацией между людьми, а, следовательно, и в возможностях для их информационных взаимодействий в виртуальной среде Интернет, посредством различных сетевых сервисов. Компьютерные коммуникации сегодня формируют новую сферу информационного взаимодействия, которая приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы моделирования социальных процессов | Средства компьютационной социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.