Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по местам возникновения, центрам ответственности




Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.

Классификация затрат для принятия решений и планирования.

Классификация производственных затрат для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли

(оценка запасов и прибыли).

Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы).Входящиеза­траты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеют­ся в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были из­расходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса — товары. Если эти товары не реа­лизованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как вхо­дящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними заку­почные затраты следует отнести к истекшим.

Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы». Расходы — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.

Прямые и косвенные расходы. К прямымрасходам относят пря­мые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда, их можно от­нести непосредственно на определенное изделие.

Косвенныерасходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной поли­тике предприятия. Остановимся подробнее на сущности прямых и кос­венных затрат.

Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие со­стоит из каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно пря­мо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.

Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на опреде­ленный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, кото­рые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и дру­гой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам.

Размер прямых издержек на единицу продукции практически не за­висит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Косвенные расходы. Сюда входят все издержки, которые нельзя от­нести к первой и второй группам. Косвенные расходы — это совокуп­ность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или эко­номически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также на­зывают накладными расходами.

Косвенные расходы подразделяются на две группы:

• общепроизводственные ( производственные ) расходы это общеце­ховые расходы на организацию, обслуживание и управление производ­ством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на сче­те 25 «Общепроизводственные расходы»;

• общехозяйственные(внепроизводственные) расходыосуществляют­ся в целях управления производством. Они напрямую не связаны с про­изводственной деятельностью организации и учитываются на балан­совом счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Отличительной особенностью общехозяйственных расходов явля­ется то, что в пределах масштабной базы они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покры­тия — объемом продаж.

Основные и накладные расходы. По своему назначению издерж­ки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Пос­ледние называют накладными расходами.

К основным расходамотносятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амор­тизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потреб­ление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Накладные расходывызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельно­сти предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы явля­ются косвенными.

Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для оценки запасов произведен­ной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимостьпродукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:

• входящие в себестоимость продукции (производственные);

• внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периоди­ческие затраты).

Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризиро­вать. Они состоят из трех элементов:

• прямые материальные затраты;

• прямые затраты на оплату труда;

• общепроизводственные затраты.

Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объе­мах незавершенного производства и остатках готовой продукции (това­ров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоемкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их форми­рование считаются входящими, являются активами фирмы, которые при­несут выгоду в будущих отчетных периодах.

Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проин­вентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности их называют незапасоемкими, так какони не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следователь­но, и для оценки производственных запасов предприятия. Периодические расходы представ­лены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произ­ведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли.

Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементнымина­зывают затраты, которые на данном предприятии не могут быть разло­жены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам.

Комплексныезатраты состоят из нескольких экономических элемен­тов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводствен­ные) расходы, в которые входят практически все элементы.

Текущие и единовременные. В зависимости от периодичности расходы делятся на текущие и единовременные:

К текущим расходам относятся расходы, которые имеют частую периодичность (например, расходы на сырье и материалы).

К единовременным расходам относят расходы на подготовку и на освоение новых видов продукции и др.

 

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Пере­менныезатратывозрастают или уменьшаются пропорционально объе­му производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зави­сят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. При­мерами производственных переменных затратслужат прямые матери­альные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомога­тельные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продук­та, все остальные (постоянные затраты) — стоимость самого предпри­ятия.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции — величина постоянная.

К непроизводственным переменным затратамможно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграж­дение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объе­ма продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически неизмен­ными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности пред­приятия и называются постоянными производственными затратами.Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. При­мерами постоянных производственных затрат являются расходы по арен­де производственных площадей, амортизация основных средств произ­водственного назначения, на охрану.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения со­держания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издер­жки являются условно - переменными (или условно-постоянными).В этом слу­чае изменение деловой активности организации также сопровождается из­менением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты со­держат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве при­мера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фик­сированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугород­них переговоров (переменное слагаемое).

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представ­лены формулой

y= а + b*x,

где y— совокупные издержки, руб.;

а — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэф­фициент реагирования затрат), руб.;

x — показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования зат­рат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят по­стоянный характер.

Характер поведения удельных затрат существенно иной, чем совокупных удельная величина будет представлена формулой:

y = a / x.

На графике они будут представлены гиперболой.

Графически постоянные затраты будут выглядеть следующим образом.

y y

 

 
 


0 x 0 x

Совокупные постоянные расходы Удельные постоянные расходы

Рис.4 – Графики поведения постоянных расходов

На практике вряд ли можно ожидать, что совокупные постоянные издержки будут оставаться одинаковыми для всех уровней деловой активности организации, которые для сравнительно длительного периода времени могут меняться под воздействием различных факторов.

Постоянные издержки в таких условиях будут изменяться ступенчато, поэтому расчеты должны производятся на релевантный период. Релевантным считается краткосрочный период (как правило, до одного года), для которого характерно определенное поведение затрат. Чем короче анализируемый период времени, тем больше вероятность того, что какие-либо определенные издержки организации будут постоянными и являться константой.

y

             
   
 
   
 
 
 
 

 


0 x

Рис.5 - Динамика совокупных постоянных издержек на длительный период времени

Переменные расходы можно разделить на две части: пропорциональные и непропорциональные переменные расходы.

Совокупной сумме пропорциональных издержек соответствует выражение:

y = b*x

Тогда, удельные пропорциональные затраты будут представлены формулой:

y = b*x / x = b

У У

         
 
   
 
   

 

 


0 Х 0 Х

Совокупные переменные расходы Удельные переменные расходы

Рис.6. - Пропорциональные расходы

Для описания поведения переменных издержек в практике управленческого учета используется специальный показатель коэффициент реагирования затрат Крз. Введен немецким ученым К. Меллеровичем.

Крз рассчитывается как отношение темпа роста издержек к темпу роста деловой активности организации.

Крз = тр y(%) / тр x (%)

Значение Крз= 1 говорит об одинаковых темпах увеличения издержек и роста деловой активности организации, следовательно, их увеличение проис­ходит пропорционально. К пропорциональным относят издержки на основ­ные материалы, оплату труда производственных рабочих, работающих по сдельным расценкам, на транспортировку и упаковку готовой про­дукции, на топливо и энергию технологического характера и другие аналогичные издержки.

Если значение Крз находится в пределах от нуля до единицы (0 < Крз < 1), это свидетельствует об отставании темпа роста издержек от темпов роста деловой актив­ности организации. Этохарактеризует издержки как дигрессивные. Примером таких издержек являются издержки на ремонт и обслуживание оборудования, транспортные издержки, издержки топ­лива, энергии, вспомогательных материалов и пр.

Если значение Крз больше еди­ницы (Крз > 1), это свидетельствует об опережении темпов роста издержек над уровнем деловой активности организации. Такое значе­ние Крз характеризует издержки как прогрессивные. Прогрессивные издержки возникают в результате неритмичности производства (оплата сверхурочных, работы в выходные и празднич­ные дни, простоев), увеличения брака, оплаты других непроизводствен­ных издержек.

Графически переменные расходы можно изобразить следующим образом

y y

 

 
 


0 x 0 x

Дигрессивные расходы Прогрессивные расходы

Рис.7. Дигрессивные и прогрессивные расходы

На практике очень редко можно встретить издержки, которые по своей сути являются исключительно постоянными или переменными. В большинстве случаев экономические явления и связанные с ними издержки по содержанию значительно сложнее, поэтому издержки, как правило, являются смешанными.

Для целей управления — оценки эффективности деятельности пред­приятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планиро­вания, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов — необходимо описать поведение издер­жек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части, т.е. описать формулой y = a + bx.

Существует ряд вариантов, позволяющих решить эту задачу:

1. Игнорирование смешанных расходов (мелкие незначительные расходы не принимаются во внимание);

2. Присоединение смешанных расходов к переменной или постоянной части в зависимости от их экономического содержания;

3. Деление смешанных расходов с помощью различных методов.

Методы деления расходов на постоянную и переменную часть:

А) статистические:

- метод высшей и низшей точек (метод мини-макси);

- графический метод;

- метод наименьших квадратов.

Б) аналитический.

Метод мини-макси.

Алгоритм:

1. Сбор данных. Необходима помесячная информация об объеме выпуска продукции и соответствующих ему смешанных расходов.

2. Выделение максимального и минимального объемов выпуска продукции за анализируемый период и определение затрат, соответствующих данным объемам производства.

3. Нахождение отклонений по затратам, как разницы между затратами в максимальной и минимальной точках.

4. Нахождение отклонений в объемах производства, как разницы между объемами выпуска продукции в максимальной и минимальной точках.

5. Определение ставки переменных расходов на единицу продукции (b) путем деления полученного отклонения по затратам на отклонение в объемах производства.

6. Определение постоянных расходов как разности между общей суммой затрат отчетного периода и произведением ставки переменных расходов на объем производства в этом же периоде. Для расчета берется период, в котором объем производства либо максимален, либо минимален.

Графический метод.

1. Сбор данных.

2. Нанесение на график данных о затратах при разных объ­емах производства.

3. Проведение между точками линии «на глазок». Точка ее пере­сечения с осью Y показывает уровень постоянных расходов (а).

4. Определение среднего объема производства (x) и средней суммы смешанных расходов (y)

5. Расчет ставки переменных расходов. y – а = b*х, b = (y – a) / x

Метод наименьших квадратов

1. Сбор данных.

2. Определение величины переменных затрат на единицу и постоянных затрат по следующим формулам.

b = (n ∑xy - ∑x∑y) / (n ∑x² - (∑x) ²)

a = (∑y∑x² - ∑xy∑x) / (n ∑x² - (∑x) ²)

где n – число периодов, на основе которых исчисляется величина постоянных и переменных издержек.

Аналитический метод.

1. Все затраты предприятия, исходя из опыта прошлых лет, вначале постатейно подразделяют на постоянные, полностью переменные (пропорциональные) и частично переменные (полупеременные).

2. На основе анализа соотношения затрат и результатов предыдущих отчетных периодов по каждой статье частично переменных расходов исчисляется удельный вес переменной части (вариатор затрат).

Таким образом, постоянные расходы имеют вариатор 0,

пропорциональные — 1 (или 10 при десятичном масштабе измерения),

переменные — значения вариаторов в интервале от 0 до 1(10).

3. Переменная часть полупеременных расходов по каждой статье определяется путем умножения суммы этих расходов на соответствующий им вариатор.

Постоянную часть можно найти как разницу между суммой частично переменных затрат и их переменной части по каждой статье.

4. Постоянная и переменная части полупеременных расходов прибавляются к первоначально исчисленной сумме постоянных и пропор­циональных затрат.

В итоге общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затра­ты в зависимости от их поведения по отношению к объему производ­ства или продаж в прошлые отчетные периоды.

Этот метод позволяет уловить лишь общую тенденцию поведения затрат и допускает возможность погрешностей за счет условности расчета вариаторов.

Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оцен­ках. Процесс принятия управленческого решения предполагает срав­нение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество аль­тернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличаю­щие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называ­ют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Пока­затели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную ин­формацию.

Планируемые и не планируемые затраты. Планируемые это за­траты, рассчитанные на определенный объем производства, в соответ­ствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Не планируемые — затраты, не включаемые в план и отражаемые толь­ко в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себес­тоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с не планируемыми затрата­ми.

Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими сло­вами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены ника­кими управленческими решениями.

Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присут­ствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он стро­го следует принципу их документальной обоснованности.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состо­яться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая поте­ряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управлен­ского решения.

Приростные и предельные затраты. Приростные затратыявля­ются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоян­ные затраты не изменяются в результате принятого решения, то при­ростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяет­ся в управленческом учете и к доходам.

Предельные затратыи доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара).

 

Контролируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра от­ветственности, на неконтролируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми зат­ратами.

Например, производственным цехом допущен перерасход материа­лов. Являются ли эти затраты регулируемыми для начальника цеха? Ответ неоднозначен. Если перерасход связан с нарушением трудовой или технологической дисциплины в цехе, то эти затраты окажутся кон­тролируемыми. Если же причина кроется в низком качестве поступив­ших в цех материалов, то эти непроизводительные затраты рассматри­ваются как не регулируемые начальником цеха, и «на ковер» вызовут начальника отдела снабжения.

Эффективные и неэффективные (производительные и непроизводительные). Производительными затратами считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации хозяйства.

Непроизводительные расходы - это следствие недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции. оплата сверхурочных работ и т.д.).

Процесс управления затратами на предприятии включает в себя процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина, которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в НИОКР, маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые затраты возникают во всех функциональных областях. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия; применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует – ее можно разрабатывать только применительно к конкретному предприятию.

 

В международной практике учета для более эффективного контроля и управления затратами принято осуществлять контроль по местам возникновения затрат и центрам ответственности.

Места возникновения затрат это структурные единицы и подразделения организации, по которым организуются планирование, нормирование и учет затрат производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. К местам возникновения затрат относят: производство, цех, участки, отделы, бригады и другие подразделения. Места возникновения затрат подразделяются на производственные и обслуживающие.

К обслуживающим относят отделы и службы управления, склады, лаборатории и т.д.

Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом:

· необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;

· необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.

Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:

· организационный – в соответствии с внутренней организационной иерархией предприятия (цех, участок, бригада, управление, отдел и т.д.);

· направления бизнеса – в соответствии с категорией производимых продуктов;

· региональный – в соответствии с территориальной обособленностью;

· функциональный – в соответствии с участием в бизнесе – процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и т.д.);

· технологический – в соответствии с технологическими особенностями производства.

На практике перечисленные принципы могут встречаться в комбинированном виде.

Центры ответственности - это группировка затрат на производство по структурным элементам организации и ответственным лицам, обеспечивающих контроль плановых, нормативных затрат, коллективную и индивидуальную ответственность за величину затрат и заинтересованность в снижении себестоимости, отвечающих за результаты работ подразделения.

Классификация центров ответственности.

1) Центры ответственности классифицируются по отношению к процессу производства на основные и функциональные.

Основные центры ответственности обеспечивают контроль затрат в местах их возникновения.

Функциональные – распространяют контроль затрат на многие места их возникновения, если затраты в них нормируются под влиянием данного центра ответственности.

2) На производственных предприятиях немаловажное значение имеет подразделение центров ответственности, исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.

Основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). К таким центрам, например, можно отнести участки и цехи основного производства, отдел сбыта.

Вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг, оказываемых потребителям. К таким центрам можно отнести административно-хозяйственный отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех, инструментальную мастерскую.

3)По финансовой ответственности руководителей, которая определяется широтой представленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности выделяют четыре типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций.

Центр затрат – сегмент предприятия (подразделения), чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты без относительно к видам продукции. Система учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности не учитываются, тем более что во многих случаях измерять эти результаты либо невозможно, либо не нужно. Другими словами, центром затрат будет являться то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. Примером здесь является отдел оптовых продаж торговой организации. Деятельность руководителей подобных подразделений в системе управленческого контроля оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей сегментарного учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе. Это не означает, что в подразделении отсутствуют расходы, - любой центр доходов несет затраты. В системе управленческого контроля он квалифицируется как центр доходов потому, что администрация организации принимает решение не возлагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения.

Центр прибыли – это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому сегментарный учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Прибыль центра ответственности в системе сегментарного учета рассчитывается по-разному: в расчетах могут участвовать прямые затраты, в других случаях включаются также полностью или частично косвенные издержки.

Цель центра прибыли – получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли в отличие от руководителей центров затрат не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сократит их доходы, а, следовательно, и прибыль – показатель, по которому оценивается эффективность их работы.

Центры инвестиций – сегменты предприятия, менеджеры которых контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. Руководители центров инвестиций в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегировано право принимать собственные инвестиционные решения, то есть распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.


 

 

Для постоянных затрат их относительная у
Раздел 2. Калькулирование себестоимости продукции

 

 

Тема 2.1. Себестоимость продукции: ее состав и виды. Калькулирование себестоимости продукции, как элемент системы бухгалтерского управленческого учета

1. Понятие себестоимости, ее виды и состав.

2. Понятие материальных затрат. Организация учета материальных затрат в системе бухгалтерского управленческого учета. Методы контроля материальных затрат.

3. Учет расходов на рабочую силу, их состав. Организация нормирования затрат на рабочую силу в системе бухгалтерского управленческого учета.

4. Косвенные расходы, их понятие и состав. Организация учета косвенных расходов. Порядок включения косвенных расходов в себестоимость продукции.

5. Методы перераспределения расходов непроизводственных подразделений между производственными.

6. Сущность и назначение калькулирования себестоимости.

7. Объекты учета затрат и объекты калькулирования себестоимости продукции.

8. Способы калькулирования себестоимости

9. Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости

10. Выбор метода учета и контроля затрат и калькулирования себестоимости.

 

2.1.1Понятие себестоимости, ее виды и состав.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливно - энергетические ресурсы.

В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в зависимости от того, какая управленческая задача решается, могут использоваться различные методы расчета себестоимости. В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции в бухгалтерском учете.

Управление себестоимостью продукцией предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

В зависимости от специфики деятельности хозяйствующих субъектов, организации бухгалтерского и управленческого учет, потребностей руководителя и менеджеров выделяют различные виды себестоимости.

Себестоимость единицы продукции рассчитывается обычным делением общей себестоимости на общее число единиц продукции.

Фактическая себестоимость - совокупность данных о факти­чески произведенных затратах.

Цеховая себестоимость - совокупность затрат на производст­во продукции. В пределах цеха, она включает в себя прямые затраты, общепроизводственные расходы.

Производственная себестоимость включает в себя цеховую себестоимость, общезаводские затраты и затраты вспомогательных производств.

Полная себестоимость - производственная себестоимость затраты по реализации продукции.

Цели и задачи финансового и бухгалтерского управленческого учета отличаются, поэтому и подходы к формированию себестоимости различны. В финансовом учете калькулирование себестоимости осуще­ствляется в соответствии с действующими отраслевыми нормативными рекомендациями.

Затраты, не связанные с производством продукции в себестоимость не включаются, а возмещаются из прибыли.

В управленческом учете формирование себестоимости основано на стремлении получить наиболее полную, объективную картину о затратах, позволяющую управлять себестоимостью. Направления использования информации в системе управления себестоимостью могут быть следующие: прогнозирование, планирование, нормирова­ние, учет фактически произведенных затрат и калькулирование себе­стоимости продукции, анализ, контроль и регулирование.

Рассмотрим более детально основные составляющие себестоимости продукции - прямые и косвенные затраты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.