Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод директ-костинг




Калькулирование сокращенной себестоимости.

В отечественной практике сокращенная или неполная произ­водственная себестоимость продукции исчисляется только по пе­ременным и условно-переменным затратам. Прямые переменные затраты сразу учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (20 «Основное про­изводство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслужива­ющие производства и хозяйства»). Условно-переменные расходы в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводствен­ные расходы» и по окончании месяца списываются на счета учета прямых переменных затрат (20, 23, 29). Постоянные расходы учи­тываются в течение месяца на счете 26 «Общехозяйственные рас­ходы», с которого по окончании месяца списываются на счет 90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в про­изводственную себестоимость - продукции не включаются.

К положительным моментам списания общехозяйственных расходов на счет «Продажи» следует отнести:

а) упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции;

б) уменьшение суммы налога на имущество в связи с уменьше­нием стоимости готовой и отгруженной продукции и незавер шенного производства;

в) улучшение показателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величины в активе баланса;

г) улучшение показателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величины в активе баланса.

В западной практике широко используется метод калькулирования себестоимости, который отличается от калькуляции себестоимости методом поглощения затрат. Чаще всего данный метод упоминается под названием директ-костинг (direct costing).

Можно выделить две разновидности системы "директ - костинг":

1) классический "директ - костинг" - калькулирование по прямым затратам, которые в то же время являются переменными (изначальное понимание метода);

2) система учета переменных затрат - калькулирование по переменным затратам, в которые входят прямые и косвенные расходы и др.

Для калькулирования себестоимости на основе использования метода директ-костинг производственные затраты классифицируются на постоянные и переменные. В расчете себестоимости выпущенной продукции участвуют только переменные производственные затраты. Постоянные затраты в общей сумме признаются в качестве расходов соответствующего отчетного периода.

Принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования производственной (цеховой) себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной и производственной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулирова­нии по переменным издержкам они из расчетов исключаются. При этом общехозяйственные расходы также исключаются из кальку­лирования. Они являются периодическими и полностью включа­ются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение вы­ручки от продаж.

При исчислении сокращенной себестоимости продукции ис­пользуют показатели маржинального дохода и прибыли от производства.

Маржинальный доход определяют, вычитая из выручки от про­дажи продукции или стоимости произведенной продукции сум­му переменных затрат.

Показатель прибыли от производства ис­числяют вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат.

Пример расчета показателей маржинального и прибыли приведен ниже.

тыс. руб.

Стоимость 1000 единиц продукции по ценам продажи (В) 1000

Переменные затраты (ПЗ1) 600

Маржинальный доход (М) 400

Постоянные затраты (ПЗ2) 150

Прибыль от производства (П) 250

Показатели маржинального дохода и прибыли от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продук­ции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины пере­менных и постоянных затрат.

Преимущества системы "директ - костинг":

- возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий;

- возможность выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск;

- информация, получаемая в системе "директ - костинг", позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема;

- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;

Наряду с отмеченными достоинствами методу «директ-костинг» свойственны некоторые недостатки. Исчисление и использование показателей сокращенной производственной себестоимости отдель­ных видов продукции и всей продукции в целом вызывает следу­ющие негативные последствия. На счетах учета затрат на производ­ство продукции (20, 23, 29) и выпущенной продукции («Готовая продукция», «Товары отгруженные») и соответствующих балансо­вых статьях («Готовая продукция», «Товары отгруженные», «Неза­вершенное производство») отражается неполная производственная себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов), что соответственно уменьшает величину актива баланса и оказывает влияние на значение коэффициента текущей платежеспособности (величина этого важнейшего показателя уменьшается).

Кроме того недостатками системы "директ-костинг" являются:

- трудности в разделении затрат на постоянные и переменные.

- необходимость формирования внешней отчетности.

Использование данных по счетам 25 и 26 для калькулирования себестоимости продукции методом «директ-костинг» дает не совсем точные результаты. Для исчисления более точных показателей се­бестоимости продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные расходы и присоединить их к прямым переменным рас­ходам для определения совокупных переменных затрат.

Для получения данных о косвенных переменных расходах, учи­тываемых по счету 25 «Общепроизводственные расходы», целесо­образно открыть к этому счету два субсчета:

25-1 «Общепроизводственные переменные расходы»;

25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы».

На первом субсчете следует учитывать основную часть расхо­дов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (сум­мы амортизации по основным средствам, начисляемые в зависи­мости от объема продукции (работ), стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, смазочных материалов, расходы по текущему ремонту оборудования и транспортных средств, внут­ризаводскому перемещению грузов и т.п.).

На втором субсчете учитывают ту часть расходов по содержа­нию и эксплуатации машин и оборудования, которая не зависит от объема производства (суммы амортизации по основным сред­ствам, начисляемые способами, не связанными с объемом произ­водства, часть прочих расходов и т.п.), а также все остальные рас­ходы по обслуживанию, организации и управлению структурны­ми подразделениями организации.

Конкретный перечень расходов, учитываемых на первом и вто­ром субсчетах счета 25, определяется с учетом всех особенностей деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По окончании месяца общепроизводственные переменные рас­ходы следует списывать на счета учета прямых затрат, а общепро­изводственные постоянные расходы - на счет 90 «Продажи».

Следует отметить, что во многих западных странах метод «ди­рект-костинг» не рекомендуется использовать для составления фи­нансовой отчетности и для налогообложения. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, эко­номического анализа и принятия управленческих решений.

 

2.3.3 Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Voiume – Profit; CVP – анализ). Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются два метода: математический метод, в котором выделяют метод уравнений и метод маржинального дохода (в зависимости от способа исчисления маржинального дохода), а также графический метод.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных управленческих решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

1. Существуют неизменные цены реализации, с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы, с другой стороны.

2. Затраты предприятия строго подразделяются на постоянные, которые остаются неизменными при значительных изменениях объема, и переменные, которые, изменяются пропорционально объему.

3. Поступающая выручка пропорциональна объему реализации.

4. Наличествует одна точка критического объема производства.

5. Ассортимент изделий постоянный. Это допущение делается при выпуске нескольких изделий. Величина маржинального дохода в этом случае будет зависеть от ассортимента продукции, и поэтому точки критического объема производства при одинаковом уровне объемов будут разными для различного ассортимента производства или реализации.

6. Объем производства равен объему ре6ализации продукции.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства предприятия, которое обеспечивает покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку также называют «критической», или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности.

Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход.

Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. (МД = Выручка – Пер.затраты)

Удельный маржинальный доход – разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее производство. (УМД = Цена – Пер.затраты на ед.)

 

2.3.4 Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»:

а) Математические метод (метод уравнений, метод маржинального дохода).

В математическом методе существуют два подхода определения маржинального дохода и, соответственно, два метода определения точки безубыточности – метод уравнений и метод маржинального дохода.

Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия по формуле:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(Цена за единицу ´ x) – (Переменные затраты на единицу ´ x) – Постоянные затраты = Прибыль, где x – объем реализации (количество) в точке безубыточности. Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации в точке безубыточности (x), а правая часть – прибыль – приравнивается к нулю (т.к. цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

xкр. ´ (Цена единицы продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

xкр. = Совокупные постоянные расходы: Маржинальный доход на единицу продукции.

Метод маржинального дохода. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия. Существуют два способа определения величины маржинального дохода:

1) Совокупный маржинальный доход = Выручка от продаж - Переменные издержки;

2) Совокупный маржинальный доход = Постоянные издержки + Прибыль.

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется:

Маржинальный доход на единицу продукции ´ x = Совокупные постоянные расходы

Или

Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.

Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки:

(Маржинальный доход (руб.) / Выручка от продаж (руб.)) ´ 100%.

Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки. Уровень кромки безопасности можно выразить следующей формулой:

Кромка безопасности, % = ((Планируемая выручка от продаж (руб.) – Точка безубыточности (руб.)) / Планируемая выручка от продаж (руб.)) ´ 100%.

б) Графический метод

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем.

Наносим на график линию постоянных затрат, выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис.12).

Рис.12. График точки безубыточности (порога рентабельности)

Изображенная на рисунке точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.

Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.