Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет выбытия ОС




Выбытие ОС имеет место в следующих случаях:

- при продаже объекта

- при прекращении использования

- в связи с моральным или физическим износом

- при безвозмездной передаче

- при передаче в качестве вклада в уставный капитал

- при выявлении недостач

 

Финансовый результат от выбытия объекта ОС выявляется по счету 91 «прочие доходы и расходы». Счет 91 - финансово-результативный, сопоставляющий, счет сальдо не имеет, к нему могут открываться следующие субсчета. Субсчета имеют остатки на отчетную дату, они закрываются только в конце года.

 

Продажа объектов ОС.

Продажа производится на основании заключенного договора купли-продажи, в котором прописывается вся необходимая информация, в том числе отражается сумма выручки от продажи объекта ОС. Продажная стоимость объекта может не совпадать с его остаточной стоимостью по данным БУ. Выручка от продажи станка на сумму в соответствии с договором отражается по кредиту 91 счета, по дебету 91 счета отражается остаточная стоимость выбывающего объекта; сумма НДС с выручки от продажи; расходы связанные с выбытием. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов определяется финансовый результат от продажи.

Выручка от продажи объекта ОС отражается в учете:

 

Д62 - К91/1 - отражена выручка от продажи объекта. Эта проводка означает переход права собственности от продавца к покупателю, значит объект ОС должен быть списан с БУ.

Д01/В - К01 - в учете отражается списание первоначальной стоимости объекта

Д02 - К01/В - списание суммы амортизации

Д91/2 - К01/В - списание остаточной стоимости объекта

 

Начисление НДС с выручки продажи объекта отражается: Д91/2 - К68/НДС

Расходы связанные с выбытием объекта ОС отражается в учете: Д91/2 - К70,69,23,60 (разных счетов)

 

Финансовый результат «прибыль от продажи объекта ОС» отражается в учете: Д91/9 - К99

 

Финансовый результат «убыток» отражается обратной проводкой: Д99 - К91/9

 

Д62 - К91/1 - отражена выручка от продажи объекта ОС на сумму в соответствии с договором

 

Поступление выручки от покупателей на расчетный счет предприятия отражается в учете: Д51 - К62

 

Расчеты с бюджетом по НДС. Д91/2 «прочие расходы» - К68/ «расчеты с бюджетом по НДС», подлежащая уплате в бюджет с суммы выручки от продажи объекта ОС.

 

Списание ОС по причине морального или физического износа.

Списание оформляется актом по форме ОС 4, комиссия осматривает объект и принимает окончательное решение о его списании. При списании объекта с учета могут быть получены агрегаты, запчасти, материалы от ликвидируемого объекта. Они подлежат оприходованию и соответствующая сумма подлежит отражению в составе прочих доходов. Данные ценности принимаются к учеты по текущей рыночной стоимости. В учете составляется проводка: Д10 - К91/1. Финансовый результат по списанию объектов ОС появляется по счету 91, по кредиту отражаются материальные ценности, полученные от демонтируемого объекта, по дебету - остаточная стоимость этого объекта и расходы по выбытию. Как правило финансовый результат о списании объекта - убыток, он отражается в учете: Д99 - К91/9.

 

По списанию объектов ОС.

В связи с моральным износом фирма списывает станок первоначальной стоимостью - 181 700 руб., к моменту списания амортизация начислена в размере 80%, от ликвидируемого объекта получены материалы на 13 500 руб. И запчасти на 8 400 руб. Работы по демонтажу объекта проводились собственными силами. При этом была начислена з/п рабочим 17 900 руб. Начислены взносы в ФСС 30% от начисленной суммы оплаты труда. Отразить операцию в учете по формированию финансового результата от выбытия объекта.

 

Организация при строительстве объектов ОС может приобретать оборудование требующее монтажа. Оно учитывается на активном счете 07 «оборудование к установке». Передача оборудования в монтаж отражается в учете Д08 - К07. Монтажные работы могут проводиться или собственными силами или с привлечением сторонней организации, с которой заключается договор на выполнение работ. Если данное оборудование передается подрядной организации, то оно учитывается у подрядной организации за балансом.

 

Учет ОС стоимостью до 40 000 руб. за единицу.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», основные средства стоимостью до 40 000 руб. за одну единицу могут отражаться в составе МПЗ. Данная возможность должна быть зафиксирована в учетной политике предприятия. Организация может установить и меньший лимит стоимости и отразить это в учетной политике. Для обеспечения сохранности данного имущества после передачи объекта в эксплуатацию их следует учитывать за балансом. На пример в рабочем плане счетов может быть предусмотрен забалансовый счет 017 «ОС стоимостью до 40 000 руб.». оприходование данных объектов отражается в учете Д10 - К60,

Д19 - К60. При отпуске со склада составляется проводка Д20,25,26 - К10.

 

 

Учет материально-производственных запасов.

Основные нормативные акты:

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 9 июня 2001 года №44н.

- «Методические указания по БУ материально-производственных запасов», утвержденные приказом МФ РФ от 28 декабря 2001 года №119н.

В соответствии с ПБУ 5/01 5 МПЗ относятся следующие активы:

- используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи

- товаров в торговых организациях

- активы, используемые для управленческих нужд

- готовая продукция

ПБУ 5/01 не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство, а так же активов, используемых в производственных и управленческих целях, в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Единицы БУ МПЗ выбирается организацией самостоятельно, это может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа.

 

Номенклатура - это систематизированный перечень наименований, материалов, полуфабрикатов, запасных частей и других материальных ценностей, используемых на конкретном предприятии. В ней указываются подробные данные по каждому наименованию запасов (технически правильное название, марка, сорт, размер и другие отличительные признаки). Каждому наименованию материалов присваивается номенклатурный номер. Если в номенклатуре указывается и учетная цена, то данный документ называется «номенклатура-ценник». Наличие номенклатуры позволяет избежать ошибок при ведении складского и БУ материалов.

 

Классификация МПЗ или ПЗ.

ПЗ используются в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на создаваемый продукт. В зависимости от способа их использования и назначения ПЗ можно разделить на следующие группы:

- сырье и основные материалы (они образуют основу готовой продукции, материалы - это продукция обрабатывающей промышленности, сырье - это продукция сельскохозяйственной и добывающей промышленности)

- вспомогательные материалы

- покупные полуфабрикаты - это материалы, которые прошли отдельные стадии обработки, но еще не являются готовой продукцией

- возвратные отходы

- топливо - это горючие вещества, которые выделяют энергию при сжигании

- тара и тарные материалы

- запасные части

- хозяйственный инвентарь и принадлежности

- специальные приспособления, специальное оборудование и спец-одежда

 

Задачи учета МПЗ.

1) формирование фактической себестоимости запасов

2) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов

3) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах движения

4) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг

5) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот

6) проведение анализа эффективности использования запасов

 

Оценка МПЗ.

В соответствии с ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС. К фактическим затратам относятся суммы уплачиваемые в соответствии с договором поставщиком, а так же за информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины, вознаграждения уплачиваемые посреднической организацией, затраты по заготовке и доставке МПЗ и др.

Если материалы были изготовлены самой организацией, то фактическая себестоимость складывается исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Если МПЗ внесены учредителями в качестве вклада в уставный капитал организации, то их фактическая себестоимость определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителем. Фактическая себестоимость МПЗ получена безвозмездно, а так же остающихся от выбытия основных средств и другого имущества определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к БУ.

Согласно ПБУ 5/01 при отпуске МПЗ в производство или при ином выбытии их оценка может производиться одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы

- по средней себестоимости

- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО)

Организация самостоятельно по группам однородных МПЗ выбирает способ оценки и закрепляет его в учетной политике.

По себестоимости каждой единицы учитываются МПЗ, используемые в особом порядке, или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждому виду запасов путем деления общей себестоимости вида запасов на их количество с учетом остатка на начало отчетного периода. Основано на допущении, что МПЗ первыми поступившие в организацию первыми списываются в расход.

 

Документальное оформление операций с производственными запасами.

Руководитель предприятия устанавливает круг лиц, которые отвечают за приемку и отпуск МПЗ. С этими работниками заключаются договора о материальной ответственности. В организации так же утверждается перечень должностных лиц, которые имеют право подписывать документы на отпуск материалов со склада, а так же выдавать разрешения на вывоз материалов со склада. В организации должен быть налажен складской учет материалов, складские помещения, кладовые, площадки должны быть оборудованы специальными приспособлениями для быстрой приемки и отпуска материалов. Складские помещения должны иметь весовое хозяйство и измерительные приборы. В местах хранения целесообразно прикреплять ярлыки с информацией о находящихся запасах. Производственные запасы, поступающие в организацию регистрируются в журнале учета поступающих грузов, при этом проводится сверка поступивших производственных запасов сопроводительными документами и заключенными договорами. Отдел снабжения контролирует выполнение поставщиками своих обязательств. При необходимости сотрудники этого отдела предъявляют претензии поставщикам, а так же проводят поиск грузов, которые не поступили в установленный срок. На все поступившие материалы составляется приходный ордер по форме м4. При этом не должно быть расхождений между количеством качеством и ассортиментом, поступивших товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и данными сопроводительных документов. Вместе с ТМЦ в организацию поступают счет, счет фактура, накладная, сертификаты качества. На массовые однородные грузы, поступающие от одного поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставление на документе поставщика штампа, в оттиске которого содержатся реквизиты приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Если при приемке ТМЦ будут выявлены расхождения по ассортименту, количеству, качеству, по сравнению с сопроводительными документами, а так же если качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, бой, поломка), то составляется акт о приемке материалов по форме м7. Акт составляет комиссия при обязательном участии представителя поставщика, акт составляется в двух экземплярах, первый передается в бухгалтерию, другой - в отдел снабжения. Он является основанием для предъявления претензий поставщику или транспортной организации. Материалы могут поступать в организацию на ответственное хранение, они принимаются кладовщиком, регистрируются в специальном журнале, должны храниться отдельно от собственных материалов. Если материалы приобретаются через подотчетных лиц, они приходуются в установленном порядке, на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанции к приходному кассовому ордеру, при покупке у сторонней организации). Отпуск материалов со склада оформляется лимитно-заборными картами по форме м8. Этот документ используется при отпуске материалов систематического потребления. Так же отпуск материалов может оформляться требованием докладной по форме м11. Если со склада отпускаются материалы и передаются в качестве вклада в уставный капитал безвозмездно, то составляется накладная на отпуск материалов на сторону по форме м15.

 

Синтетический учет материалов.

Ведется на активном счете 10. Дебетовое сальдо отражает остаток материалов на складе. По дебету отражается оприходование поступивших материалов, по кредиту - отпуск материалов со склада. Счету 10 «материалы» в соответствии с рабочим планом счетов могут открываться субсчета первого и второго порядка. Фактическая себестоимость материалов в соответствии с учетной политикой организации может отражаться или счетом 10, или в дополнение к счету 10 может открываться счет 15. Поступление материалов отражается в учете:

Д10 - К60 - оприходованы материалы, приобретенные у поставщика

c Д19 - К60при наличии счета-фактуры отражается сумма НДС - Д19 - К60

Д10 - К75/1 - оприходованы материалы, полученные от учредителей в качестве вклада в уставный капитал

Д10 - К98/2 - оприходованы безвозмездно полученные материалы

Д10 - К71 - оприходованы материалы приобретенные через подотчетное лицо

Д10 - К71/1 - оприходованы запчасти, материалы полученные от ликвидируемого имущества

 

Инвентаризация производственных запасов.

См. Элемент Инвентаризация.

 

Излишки материалов выявленные по результатам инвентаризации подлежат оприходованию. Недостача материалов отражается в учете. В бухгалтерии делается расчет естественной убыли материалов за меж инвентаризационный период и недостача материалов в пределах норм естественной убыли списывается на затраты. Д20 - К94.

 

Недостачи и потери сверх норм естественной убыли относятся на материально-ответственное лицо. (складовщик, зав. складом). Д73/2 - К94.

 

Материально-ответственное лицо может возместить сумму ущерба путем внесения наличных денег в кассу. Д50 - К73/2.

 

Из заработной платы материально-ответственного лицы будет удерживаться соответствующая сумма Д70 - К73/2.

 

Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

Согласно методическим указаниям по БУ МПЗ ТЗР (это затраты организации непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию, к ним относятся:

1) расходы по погрузке и доставке подлежащие оплате покупателя

2) расходы на содержание специальных заготовительных пунктов сладов

3) расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата

4) комиссионные вознаграждения уплачиваемые посредническим организациям

5) плата за хранение материалов

6) расходы по командировкам, связанных с приобретением материалов

 

ТЗР могут учитываться по разному в зависимости от принятой учетной политики. ТЗР могут непосредственно включаться в фактическую себестоимость материалов, такое прямое включение целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов приобретаемых небольшими партиями. В этом случае фактические затраты, связанные с приобретением материалов отражаются по дебету 10 счета. Учет ТЗР может быть организован и на отдельном субсчете, открываемом счетом 10 «материалы». Например, к счету 10 может быть открыт субсчет «сырье и материалы», на котором будут учитываться материалы по договорной стоимости и субсчет ТЗР, на котором будут учитываться все затраты, связанные с приобретением материалов.

 

Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

Учет труда и заработной платы.

Система оплаты труда - способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.

Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает формы и системы оплаты труда. Установленные в организации системы оплаты труда фиксируются в коллективном договоре положением об оплате труда и трудовых договорах с конкретными работниками. Разным категориям работников могут быть установлены различные системы оплаты труда. Положение об оплате труда утверждается руководителем предприятия и подлежит согласованию с профсоюзной организацией. Основными формами оплаты труда являются сдельная повременная. При сдельной форме оплата производится за количество единиц изготовленной продукции или объем выполненных работ, исходя из действующих расценок, с учетом квалификации работника.

Эта форма имеет свои разновидности:

- при простой сдельной форме оплата труда повышается в прямой зависимости от количества изготовленных изделий

- при сдельно-премиальной форме помимо прямой сдельной оплаты труда работникам начисляются премии за конкретные показатели в работе (за качество выпускаемой продукции, экономию материалов, перевыполнение норм выработки). Премии могут устанавливаться в твердых суммах или в процентах от начисленной заработной платы по сдельным расценкам. Сумма премии прибавляется к заработку работника и выплачивается вместе с з/п.

- при сдельно-прогрессивной форме помимо прямой сдельной оплаты производится оплата изготовленной продукции сверх действующих норм по повышенным расценкам. Пример: в организации установлены следующие сдельные расценки: 1) при изготовлении за месяц до 200 единиц продукции предельная расценка составляет 50 руб., при изготовлении за месяц свыше 200 единиц - сдельная расценка составляет 100 единиц, за месяц рабочий изготовил 270 деталей. Определить з/п за месяц.

- при аккордной форме оплачивается весь комплекс выполняемых работ бригаде, состоящей из нескольких человек, с учетом предельного срока выполнения работ. Сумма вознаграждения делится между работниками бригады пропорционально отработанному времени. Расценки по каждому заданию определяются администрацией по согласованию с работниками бригады

- при косвенно-сдельной форме: применяется для оплаты труда работников, занятых обслуживанием машин, оборудованием рабочих мест, з/п начисляется в процентах к з/п рабочих основного производства

 

При повременной форме оплачивается время, когда работники фактически находились на предприятии независимо от объема выполненных работ, при этом труд может оплачиваться:

- по часовым тарифным ставкам

- по дневным тарифным ставкам

- исходя из установленного оклада

Размеры тарифных ставок и окладов для различных работников устанавливаются в положении об оплате труда и отражаются в штатном расписании.

Повременная форма делится на:

- простую повременную (заработок определятся путем умножения часовой тарифной ставки на фактически отработанное время)

- повременно-премиальную (при которой оплачивается не только отработанное время, но и начисляется премия за конкретные показатели в работе. Условия невыплаты премии должны отражаться в коллективном договоре или контракте.

 

Для целей БУ различают основную и дополнительную з/п.

Основная з/п - заработок за отработанное время и выполненную работу, это плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии. В основную з/п включают доплаты и надбавки.

Доплаты - это выплаты компенсирующего характера, когда условия труда отклоняются от нормальных. К ним относятся: доплата за работу в сверх урочное время, ночное время, работа в праздничные и выходные дни, работа при совмещении профессий или замещении временно отсутствующим работником - эти доплаты предусмотрены трудовым законодательством.

Дополнительная з/п - это оплата за неотработанное время. Она предусмотрена так же трудовым законодательством. Обычно в организациях установлена 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными. Но по ТК (Трудовому Кодексу) может быто установлена 6-ти дневная рабочая неделя с одним выходным днем, который предоставляется по скользящему графику. По ТК нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Отдельной категории работников может быть установлено:

- сокращенное рабочее время

- неполное рабочее время

При сокращенном рабочем времени оплата труда производится исходя из нормальной продолжительности рабочего времени. По ТК сокращенное рабочее время установлено для работников в возрасте до 16 лет, инвалиды, работники в возрасте от 16 до 18 лет, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. Если работникам установлено неполное рабочее время, оплата производится за фактически отработанное время, продолжительность рабочего времени для конкретного работника устанавливается в трудовом договоре.

 

Документальное оформление учета труда и его оплаты.

Прием работника на работу производится на основании приказа или распоряжения, его подписывает руководитель предприятия. Работник должен быть ознакомлен с условиями работы, оплаты и должен расписаться в приказе. С работником заключается договор гражданско-правового характера или трудовой договор.

Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику з/п, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

По ТК регулирование трудовых отношений осуществляется путем заключения, изменения, выполнения работником и работодателем коллективных договоров и соглашений, а так же трудовых договоров.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работником и работодателем. Администрация должна ознакомить работника с его обязанностями, должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка. На основании приказа в кадровой службе заводится трудовая книжка и заполняется личная карточка работника. В бухгалтерии заводится лицевой счет работника по форме Т54. В нем содержится информация о должности и окладе, по отчетным периодам отражаются начисленные суммы (з/п, надбавка, премия и т.д.), удержанные суммы, а так же суммы подлежащие выдаче на руки. Эта информация переносится из расчетной ведомости, так же в лицевом счете отражается информация по предоставляемым отпускам и об изменении должности и оклада. На предприятии издаются различные виды приказов: о предоставлении отпуска, о премировании, о прекращении трудового договора. Оплата отработанного времени ведется на основании учета использования рабочего времени. На предприятии ведется табель. Это может быть табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда по форме Т12 или табель учета рабочего времени по форме Т13. Учет использования рабочего времени является сплошным, охватывает все категории работающих. В табеле делаются отметки о явках и неявках на работу по числам месяца и отражается количество отработанных часов. На предприятии должен быть организован учет отступлений от нормальных условий работы. Для этого оформляются следующие документы:

- листок о простое (простой - время, в течение которого работник находился на рабочем месте, но не участвовал в процессе производства. Простой может быть по вине работника, он не оплачивается, по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней з/п и по иным причинам, не зависящих от работника и работодателя)

- наряд на выполнение сверх урочных работ (сверх урочная работа - это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени или смены. К сверх урочной работе работники привлекаются с их письменного согласия. По ТК сверх урочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее, чем в 1,5 размере, за последующие часы не менее чем в 2-ном размере)

- приказ руководителя о работе в праздничные и выходные дни

- приказ о совмещении профессий для рабочих или должностей для руководителей и специалистов

- при изготовлении бракованной продукции составляется листок ли акт о браке

 

Невыход на работу без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего дня считается прогулом. Прогулы по вине работника не оплачиваются. Заполненный табель заверяется подписями ответственных лиц и в последний день месяца сдается в бухгалтерию для начисления з/п. Для учета выработки продукции сдельщиками используются наряды на сдельную работу в индивидуальном и серийном видах производства, маршрутные листы в серийном производстве, наряд на сдельную работу выписывается на основании технологических карт выполнения работ, в нем указывается объем работ, требования к качеству работ, а так же сроки выполнения работ. Наряд может выписываться на одну смену или на определенный период времени. После окончания работ начальник смены или цеха проверяет выполненную работу, подписывает наряд и передает его в бухгалтерию для начисления з/п.

Все документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются и на их основании производятся необходимые расчеты. Для этого используются расчетно-платежная ведомость по форме Т49 или расчетная ведомость по форме Т51, из которой информация переносится в платежную ведомость по форме Т53. В расчетно-платежной ведомости по каждому работнику указывается ФИО, табельный номер, профессия, оклад, количество отработанных дней и часов, начисленные суммы по разным основаниям, суммы удержаний и сумма подлежащая выплате работнику. З/п может выдаваться наличными из кассы или перечислять на счет работника. Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о начисленных суммах, удержанных суммах и выданных суммах. Для этого работнику выдается расчетный листок, форма которого разрабатывается на самом предприятии.

 

Выплата з/п.

По ТК з/п должна выплачиваться в денежной форме в рублях. Она должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца, как правило, за первую половину месяца выплачивается аванс, в конце месяца осуществляется окончательны расчет, а затем в установленные сроки выплачивается оставшаяся сумма. З/п, выплаченная авансом НДФЛ (налоговый доход физических лиц) не облагается. НДФЛ начисляется в конце месяца на всю сумму дохода работника. В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться не только в денежной форме, но и в иных формах, которые не противоречат действующему законодательству. Доля з/п в не денежной форме не может превышать 20% от общей суммы з/п. Выплата з/п не допускается, в виде спиртных напитков, токсических ядовитых веществ, оружия, боеприпасов.

 

Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда.

Ведется на пассивном счете 70 «расчеты с персоналом по оплате труда». Кредитовое сальдо отражает задолженность предприятия перед персоналом по оплате труда. По кредиту отражается начисление сумм оплаты труда, по дебету отражаются суммы удержаний и суммы, подлежащие выплате. Начисления сумм оплаты труда отражается по кредиту 70 счета, в корреспонденции с дебетами разных счетов.

Д20 - К70 - отражено начисление з/п рабочим основного производства

Д23 - К70 - … работникам вспомогательного производства

Д25 - К70 - … цеховому персоналу

Д26 - К70 - … административно-управленческому персоналу

Д08 - К70 - … работникам за проведение работ капитального характера

Д91 - К70 - … работникам за продажу прочих активов (ОС, НМА, ПЗ)

Д44 - К70 - … работникам за реализацию готовой продукции

Д28 - К70 - … рабочим за исправление бракованной продукции

 

Учет удержаний и начисленные суммы оплаты труда.

Из начисленных сумм оплаты труда производятся различные виды удержаний.

Их можно разделить на три группы:

1) обязательные удержания

2) удержания по инициативе работодателя

3) удержания по инициативе работника

К обязательным удержаниям относятся:

- удержания по исполнительным листам

- удержания НДФЛ

Исполнительный лист - это документ выданный судом, в котором указана причина удержания, порядок и размер удержания с работника.

Как правило по исполнительному листу удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, а так же суммы возмещения морального и материального вреда, нанесенного работником другим лицам. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью. Удержания производятся без издания приказа руководителя и без согласия работника. Как правило, сумма удержаний по исполнительным документам не может превышать 50% заработка работника, но в отдельных случаях в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» она может составлять до 70% от заработка работника. Алименты на содержание несовершеннолетних детей удерживаются с дохода работника по основному месту работы, как и при работе по совместительству. Алименты могут удерживаться в % от з/п работника или фиксированной денежной сумме. Для расчета размера удержаний по исполнительным листам необходимо:

1) определить сумму заработка за месяц по разным основаниям (доплаты, надбавки. Премии)

2) рассчитывается сумма НДФЛ с учетом стандартных вычетов

3) от начисленного заработка отнимается сумма НДФЛ и определяется доход, с которого удерживаются алименты, этот доход умножается на %, указанный в исполнительном листе.

 

Как правило алименты удерживаются в следующем рамере:

- на содержание 1 ребенка - 1/4 дохода

- на 2 детей 1/3 дохода

- на содержание 3 и более детей 50%

Размер этих долей может быть изменен судом с учетом материального положения сторон и других существенных обстоятельств. Учет расчётов по исполнительным листам ведется по счету 76, которому открывается отдельный субсчет «расчеты по исполнительным документам». Сумма по исполнительным листам отражается в ведомости Т49 и Т51. Она так же указывается в лицевом счете сотрудника

 

Д70 - К76 - расчеты по исполнительным документам

 

З/п облагается НДФЛ. Налог удерживается непосредственно из суммы дохода, который был начислен работнику. Для большинства работников ставка НДФЛ составляет 13%. Для работников в соответствии с налоговым кодексом действуют стандартные налоговые вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу по НДФЛ.

 

В настоящее время стандартный налоговый вычет предоставляется на детей: на первого и второго ребенка 1 400 рублей, на третьего и последующих 3 000 рублей. Вычет предоставляется работнику до достижения им совокупного дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года 280 000 рублей.

 

Сотрудник имеет 2 несовершеннолетних детей, его доход за февраль составляет 50 000 рублей. Определить размер НДФЛ. Начисление НДФЛ отражается в учете: Д70 - К68 - расчеты по НДФЛ.

 

НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее того дня, в котором были получены денежные средства в кассу на выплату дохода или сумма дохода была перечислена на банковский счет работника.

Д68 - К51 - с расчетного счета списываются деньги

 

Налог НДФЛ начисляются месту постановки организации на налоговый учет.

 

Д70 - К68 - начислен НДФЛ

Д70 - К76 - отражены удержания по исполнительным листам

 

Удержание по инициативе работодателя производится в следующих случаях:

- за причиненный материальный ущерб

- за невозвращенные подотчетные суммы

- могут удерживаться излишние выплаченные суммы

- ранее выданный аванс

 

Работник в процессе своей деятельности может нанести ущерб организации в результате потери или порчи имущества. Возмещение ущерба производится в зависимости от характера отношений между работником и работодателем. С работником может быть заключен договор гражданско-правового характера. Тогда ущерб возмещается в соответствии с гражданским законодательством по гражданскому кодексу.

 

Учет заработка, сохраняемого за работником на период отпуска.

Работникам могут предоставляться различные виды отпусков: очередной (ежегодный), дополнительный, учебный, без сохранения з/п. По ТК работнику предоставляется ежегодный отпуск с сохранением места работы и среднего заработка. За первый год работы право на отпуск возникает после истечения шести месяцев непрерывной работы. Отпуск за второй и последующий годы работы предоставляется в соответствии с графиком отпусков. Он должен быть составлен не позднее, чем за 2 недели до начала календарного года. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляются более удлиненные отпуска. При этом работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск. По соглашению между работником и работодателем ежегодный отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. По ТК работнику уходящему в отпуск выплачивается заработок не позднее чем за 3 дня до его начала. Сумма отпускных рассчитывается исходя из среднего дневного заработка работника. Для расчета среднего заработка берется расчетный период, который составляет 12 календарных месяцев, предшествующих уходу работника в отпуск. И сумма выплат, которую получил работник в расчетном периоде. Сумма отпускных рассчитывается по формуле:

 

О = (ЗП / К) *Д, где

ЗП - заработок работника за расчетный период

К - количество календарных дней в расчетном периоде

Д - количество календарных дней отпуска

 

29,4 * М + (29,4/Кдн1) * Котр1 + (29,4/Кдн2) * Котр2 + …

М - количество полностью отработанных месяцев

Кдн1 - количество календарных дней в первом из неполно отработанных месяцев

Котр1 - количество календарных дней в первом неполном месяце приходящихся на отработанное время

 

Начисление суммы отпускных за текущий месяц отражается по дебету тех счетов, по которым начисляется з/п работника. Д20, 23, 25, 26, 44, 08 - К70, удержание НДФЛ Д70 - К68.

 

Учет расчетов с фондами социального страхования.

Ведется по пассивному счету 69. Кредитовое сальдо отражает задолженность предприятия пред фондами социального страхования. По кредиту отражается начисление взносов, по дебету уплата взносов.

 

Взносы фонда социального страхования удерживаются в соответствии с законом №212 ФЗ «О страховых взносах Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В 2012 году применяются следующие ставки взносов во внебюджетные фонды всего 30%, в том числе в пенсионный фонд 22%, фонд социального страхования 2,9%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1%. Взносами облагается общая сумма дохода, начисляемого работнику. Данные ставки применяются до тех пор, пока доход работника не составит 512 000 рублей. С сумм, превышающих эту сумму, взымаются страховые взносы в пенсионный фонд по ставке 10%. Взносы в пенсионный фонд уплачиваются по разным ставкам в зависимости от возраста работников. Для работников 1966 года рождения и старше, вся сумма направляется в страховую часть. Для работников 1967 г.р. и моложе, взносы разбиваются на две части: 16% направляется в страховую часть и 6% в накопительную.

 

Уплата страховых взносов производится отдельно в каждый из этих фондов по итогам каждого календарного месяца не позднее 15 числа следующего месяца. Помимо страховых взносов по ставке 30% работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах от начисленной суммы доходов работника. В соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития №857 «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» все организации разбиты на 32 класса и каждому соответствует определенный процент. Первому классу соответствует 0,2%, 19 классу 1,7%, 32 классу 8,5%.

 

Каждая организация по месту своего местонахождения должна зарегистрироваться в территориальном органе ФСС и ей присваивается класс профессионального риска по основному виду деятельности. Для коммерческих организаций это тот вид деятельности от которого в предыдущем году был получен наибольший доход. Ежегодно до 1 апреля организация должна подтвердить свой основной вид деятельности.

К счету 69 открываются субсчета:

- расчеты по СС

- расчеты по пенсионному обеспечению

- расчеты по обязательному мед страхованию

 

К субсчету 1 открываются счета второго порядка.

 

Начисление взносов в фонды отражается по дебету тех счетов, по которым отражалось начисление сумм отплаты труда.

Если начислена з/п работнику основного производства Д20 - К70, то начисление взносов в фонды будет отражаться Д20 - К69/1, 69/2, 69/3 и т.д.

 

Изучение деятельности отдельнхых отраслей и отдельный предприятий невозможно без анализа. Анализ - азделение явления на отдельные элементы или сотавляющие и рассмотрение изучаемого явления или процесса изнутри. Анализ выступает обратной стороной синтеза. Выявление связей и зависимостей между отдельными элементами, изучаемого процесса или явления происходит с помощью синтеза. Анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение предмета или явления во всесоторонней диалектической связи. Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений, основанный на разделении целого на составные чсти и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Существуют различные виды анализа: математический, статистический и т.д. развитие производственных сил и производственных отношений, расширение объема производства способствовали выделению экономического анализа как самостоятельной прикладной науки. Экономический анализ охватывает всю экономику от мировой до экономики отдельного предприятия. Экономический анализ может быть развернутым или экспресс-анализом. Анализ может быть макроэкономическим и микроэкономическим. Макроэкономический анализ можно назвать общетеоретическим, он связан с анализом мировой экономики, с оценкой крупных экономических явлений и процессов. Микроэкономический анализ связан с оценкой деятельности отдельного предприятия структурного подразделения или направления деятельности.

Если при этом анализируется одно напрвление деятельности предприятия то анализ будет тематическим, если исследуется деятельность предприятия как имущественного комплекса, то анализ будет комплексным. Сущность экономического анализа на микроуровне постоянно изменяется. В … периоды он в основном базировался на ученых источниках информации (данных БУ и бухгалтерской отчетности). Сегодня при проведении анализа широко используются неучетные источники информации, характеризующие состояние внешней среды, денежное и валютное обращение, процентные ставки, рынки товаров и услуг, уровень инфляции. Сегодня изменяется и перечень отдельных показателей, используемых для проведения экономического анализа. Основной целью проведения анализа является - повышение эффективности функционирования экономического субъекта и поиск резервов такого повышения. Разрабатываются мероприятия оперативного контроля за произодственной деятельностью, меры по недопущению негативных явлений деятельности предприятия, определяются резервы повышения результатов деятельности экономического субъекта, разрабатываются обоснованные планы и нормативытаким образом экономический анализ позволяет выявить основные тенденции, исследовать отдельные факторы, влияющие на результат деятельности,обосновывать планы и решения и определять стратегию развития. Объектом экономичского анализа на микроуровне выступают хозяйствующие субъекты, хозяйственные процессы и результаты хозяйственной деятельности под во




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.