Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод наивысшей и низшей точки позволяет вычислить уравнение поведение постоянных и переменных затрат




Основные условия этого анализа:

1. Объем производства незначительно отличается от объема продаж

2. Все затраты ведут себя определенным образом

Алгоритм расчета:

1. Находятся разности в уровнях объема производства и затрат

2. Определяется ставка переменных затрат на единицу продукции как соотношение разницы в затратах на разницу в объеме производства

3. Определяется общая величина переменных затрат умножением ставки переменных затрат на количество выпускаемой продукции.

4. Определяется общая величина постоянных затрат как разница между затратами и величиной переменных пособий

Затраты:

1. Безвозвратные расходы

a. Затраты, которые не один альтернативный вариант не способен откорректировать или снизить,

2. Вмененные (воображаемые затраты)

a. Печь хлебопекарни работает на полную мощность в три смены. За неделю выпускает нарезных батонов на 10 000 р. Оптовый покупатель предлагает пекарне новый заказ на производство сдобы с дополнительными затратами в размере 3 000 р. Вопрос: стоит ли принимать этот заказ и какова должна быть минимальная сумма заказа. Решение: минимальная сумма заказа должна быть 13 000 (10 000 (вмененные затраты (упущенная выгода) + 3 000 р.)

Затраты:

1. Приростные – являются дополнительными и возникают в результате изготовления дополнительной партии продукции

2. Предельные затраты

a. Торговое предприятие предполагает освоение нового рынка. Приростные затраты составят 72 000 р. Соответственно предельные затраты (затраты в расчете на единицу продукции) составят 360 р. (200 единиц, следовательно, 72 000/200). А предельный доход равен (200 000 доход, следовательно, 200 000/200) 1000 р. 1000 -360 = 640 – прибыль в расчете на единицу продукции.

Затраты:

1. Планируемые – затраты, рассчитываемые на определенный объем производства в соответствии с нормами, лимитами и нормативами (для этого используется нормативный метод затрат и система стандарт-костинг).

2. Непланируемые – затраты, не включающиеся в план и отражающиеся только в фактической себестоимости продукции

 

Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности:

Для управления затратами по центрам ответственности до их руководителей доводятся только контролируемые и регулируемые ими затраты, за которые он отвечает и за которые он получает материальное поощрение.

Затраты:

1. Контролируемые

2. Неконтролируемые

Затраты:

1. Регулируемые

2. нерегулируемые

 

Тема: организация учета производственных затрат

Под организацией учета производственных затрат понимается система бухгалтерских счетов, используемых предприятием для объективного учета и расчета себестоимости продукции.

На организацию учета производственных затрат оказывают влияние следующие факторы:

1. Вид деятельности предприятия (производственное или торговое),

2. Его размер (чем больше размер, тем больше синтетических, аналитических счетов),

3. Организационная структура с выделением центров ответственности.

Поэтому в учетной политике предприятия составляются рабочий план счетов с выделением синтетических счетов, субсчетов, аналитических счетов.

Организация учета производственных затрат основывается на следующих принципах:

1. Неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (в течение года).

2. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций

3. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетному периоду

4. Соответствие фактических показателей себестоимости продукции плановым или нормативным

5. Регламентация состава себестоимости продукции

 

В крупных и средних предприятиях для учета затрат на производстве применяются счета: 20, 21, 23, 25, 26, 28, 46, 97, 98, 40.

Для учета продукции, работ и услуг по вспомогательным производствам используется счет 23, где осуществляется их калькулирования для дальнейшего включения их в себестоимость основной продукции.

Классификация производств и их влияние на учет затрат:

В зависимости от особенностей технологии производства подразделяют:

1. Добывающие отрасли

a. Производство, занятые извлечением материальных ресурсов из недр земли, лесов и вод

i. Себестоимость единицы продукции определяют делением суммы затрат отчетного месяца на количество добытой однородной продукции.

2. Обрабатывающее производство – перерабатывают сырье и, как правило, выпускают достаточно большое количество изделий

a. Здесь обычно имеются остатки незавершенного производства, которые характеризуются сложностью производства, что значительно усложняет учет затрат и калькулирование продукции. В ряде производств происходит несколько стадий обработки, которые называются переделами.

На организацию учета производственных затрат значительно влияние оказывает количество и повторяемость выпускаемых изделий. В этом случае производство подразделяют:

1. Индивидуальное

2. Серийное

3. Массовое

В системе БУ должен быть организован учет затрат по элементам в соответствии с ПБУ. При этом выделяется основной вид деятельности. Для этого в системе счетов бухгалтерского учета можно использовать счета с 30 по 34.

· Счет 30 - материальные затраты

· Счет 31 – оплата труда

· Счет 32 – отчисления

· Счет 33 – амортизация

· Счет 34 – прочие затраты

Далее эти затраты перегруппируются через счет 37 «отражение общих затрат» на счета производственного учета в зависимости от целей, которые ставит предприятие по управлению затратами (по статьям калькулирования, по видам продукции, по центрам ответственности, по местам возникновения затрат (в сравнении с плановыми показателями)).

 

Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции:

1. Учет материальных затрат - учитывают по следующим статьям калькуляции:

a. Сырье и материалы

b. Возвратные отходы (они вычитаются)

c. Покупные комплектующие изделия

i. Полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

ii. Топливо и энергия не технологические цели

Запасы товарно-материальных ценностей должны соответствовать нормативам, которые устанавливаются приказом руководителя предприятия.

Критерием определения этого норматива должна быть бесперебойная работа предприятия в течение определенного количества дней; наличие проверенных поставщиков и т.д.

При высоком уровне организации производства организации должны стремиться к минимальному уровню материальных запасов.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов является их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов.

Норма (норматив) – расход сырья и материалов в расчете на единицу продукции. Соответственно лимит - определяется как произведение норматива (нормы) на плановое количество произведенной продукции.

Для контроля за расходом материалов оформляют лимитно-заборные карты (форма М-17). Они обычно выписываются в 2-3 экземплярах сроком на один месяц отдельно по каждому виду материалов и сырья. В них указывают номер склада, цех-получатель, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения, лимит месячного расхода материалов, которые исчисляют в соответствии с производственной программой.

Отпуск материалов со складов производится в пределах установленного лимита, сверхлимитный расход и замена одного материала другим оформляют выпиской отдельного требования накладной на замену или дополнительный отпуск. Не использованные в производстве материалы возвращают на склад, их объем записывают в лимитно-заборную карту.

Если материалы со склада отпускаются не часто, то их отпуск оформляют требованиями накладными на отпуск материалов в двух экземплярах. Первый с распиской поставщика остается в цехе, второй с распиской получателя остается у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют отходными на отпуск материалов на сторону. При перевозке материалов автотранспортом применяют товарно-транспортные накладные.

Списание материалов оформляется актом списания материалов, который подписывается специально созданной комиссией с участием материально-ответственных лиц (МОЛ). НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСКОНТРОЛЬНОГО СПИСАНИЯ МАТЕРИАЛОВ.

По расходу материалов можно использовать карточки учета материалов. Представители цехов расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся оправдательными документами.

В системе управленческого учета для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют 4 основные метода:

1. Метод документирования – метод основан на оформлении отдельными документами всех случаев отклонения расхода сырья и материалов от лимита. Этот метод в основном используется на промышленных предприятиях.

2. Метод партионного раскроя - заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых в производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В раскройном листе указывается количество материала, отданного к рабочему месту; количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из этих материалов; и фактические заготовки и отходы. Экономию или перерасход определяют сравнением плана и факта в том числе и подходов. В этом раскройном листе (также он называется учетной картой) указывают причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой. Этот метод используют в машиностроительной, швейной, обувной и мебельной промышленности.

3. Метод партионного учета и контроля - При использовании этого метода учета и контроля формируются партии сырья и материалов однородные по технологическим параметрам. Каждой партии присваивается определенный учетный признак (номер партии). Этот учетный признак указывается во всех первичных учетных документах по учету израсходованных сырья и материалов, что позволяет прямым путем относить сырье и материалы на конкретные виды продукции. По мере использования сырья и материалов соответствующих партий составляют ежемесячные производственные отчеты, а также сводные технические отчеты об использовании сырья и материалов в производстве. Метод партионного учета и контроля применяются в химической, нефтехимической, пищевой, на предприятиях черной и цветной металлургии.

4. Инвентарный метод – проводит инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода, поступления сырья и материалов и вычитанием остатков сырья и материалов на конец периода. По выявленным отклонениям определяют их причину и виновников, поэтому для систематизации и анализа отклонений в организациях разрабатывают номенклатуру причин, а также определяют возможных виновников. Этот метод используется в молочной, мясной и пищевой промышленности, а также металлургии, электроэнергетике и химической промышленности.

 

В системе бухгалтерского учета должны быть разработаны классификаторы причин отклонений от норм расхода сырья и материалов.

Распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, если в первичных документах по расходованию сырья и материалов указывается конкретный вид изделия. Если сырье и материалы расходуются на несколько видов продукции, то используется нормативный способ (фактически израсходованное сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу по нормам. Это определяется отраслевыми инструкциями). Стоимость израсходованных сырья и материалов отражается за вычетом стоимости возвратных отходов (возвратные отходы – могут быть использованы на предприятии). Невозвратные отходы – те, которые невозможно и нецелесообразно использовать на предприятии при существующей технологии; они оценке не подлежат. Количество и стоимость возвратных отходов целесообразно определять по каждому виду продукции прямым путем, а при невозможности этого – распределяют пропорционально продукции и стоимости израсходованных материалов (Д10К20,23).

Расход вспомогательных материалов (при значительном количестве) учитывают так же, как и основных. По видам продукции (или по объектам калькуляции) они распределяются косвенным путем. По плановой себестоимости продукции, по нормам сырья… также они могут быть выделены в отдельную статью калькуляции.

В качестве учетных цен на материалы могут применяться:

· Договорные цены

· Фактическая себестоимость материалов предыдущего периода

· Планово-расчетные цены

· Средняя цена группы материалов

Помимо методов оценки израсходованных материалов, используемых в финансовом учете, в зарубежной практике используются следующие методы:

· ХИФО – израсходованные материалы оценивают по самой высокой цене приобретения независимо от срока покупки

· ЛОФО – израсходованные материалы оценивают по самой низкой цене приобретения независимо от срока покупки Разница сразу списывается на финансовый результат.

· Метод перманентной оценки – израсходованные материалы оценивают по текущим рыночным ценам на дату их списания. Разницу в оценке материалов рассматривают как результат деятельности службы снабжения.

· Твердые цены – при использовании этого метода материалы учитываются в течение года по заранее установленным ценам независимо от текущих цен покупки

Выбор метода оценки зависит от конкретных условий хозяйственной деятельности. При невысокой рентабельности используется метод самой низкой цены (ЛОФО), при высокой - метод ХИФО.

 

2. Учет затрат на оплату труда:

Сдельная система оплаты труда:

Расценка определяется как дробь: плановый фонда оплаты труда за месяц в расчете на одного работника / на плановую выработку за месяц.

При повышении производительности нужно использовать прогрессивную возрастающую расценку.

Темпы роста производительности труда должны быть выше темпов его оплаты.

 

Повременно-премиальная оплата труда: сумма заработка по тарифу + премия в определенном проценте к тарифной ставке

 

Аккордная система оплаты труда – предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенной работы или за производство определенного объема продукции.

3. Учет расходов по обслуживанию производства и управления (счет 25 и 26):

Планируются и контролируются бюджетно-сметным методом.

Аналитический учет расходов по 25 счету осуществляется с выделением расходов по содержанию и эксплуатации оборудования в разрезе следующих номенклатурных статей:

 

· Амортизация оборудования

· Эксплуатация оборудования

· Ремонт транспортных средств

Для аналитического расходов на содержания оборудования используют ведомость учета затрат (форма №12), которая открывается на каждый цех отдельно. В ней записи производятся на основании первичных документов, таблиц распределения материалов, зарплаты, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации ОС. По окончании месяца эти расходы списывают на счет 20 и распределяют по отдельным видам продукции и незавершенному производству пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии этих ставок распределяют пропорционально начисленной зарплате основных производственных рабочих, пропорционально нормативным или плановым затратам, количеству отработанных человеко-часовых и так далее. на субсчете 2 счета 25 ведется учет расходов по обслуживанию организации и управлению структурного подразделения. Для аналитического учета открывается ведомость учета затрат цехов по следующей номенклатуре:

· Содержание аппарата управления цеха

· Содержание прочего аппарат

· Амортизация зданий, сооружений

· Ремонт зданий, сооружений

· Рационализация и изобретательство

· Охрана труда

· Прочие расходы

· Непроизводительные расходы

o Потери от простоев (15 минут)

o Потеря от порчи материальных ценностей при хранении в цехах

o Недостача материальных ценностей и незавершенного производства (за вычетом излишков)

o Прочие

Необходимо осуществлять планирование и учет по одним и тем же номенклатурным статьям.

4. Учет непроизводительных затрат и потерь:

К непроизводительным затратам и потерям относят потери от брака, простоев, недостач и включаются только в фактическую себестоимость.

 

5. Учет потерь от брака: отражается только в отчетной калькуляции.

В литейном и других производствах брак планируется в технологически неизбежных пределах. Брак бывает исправимый (изделия и полуфабрикаты, которые после исправления, могут быть использованы в производстве по прямому назначению; это экономично и целесообразно) и неисправимый (окончательный) брак (изделие не может быть использовано по целевому назначению; исправление невозможно или экономически нецелесообразно; эти изделия можно использовать в качестве вторичного сырья). Брак также подразделяется на внешний и внутренний. Брак оформляется актом или ведомостью о браке. Акт утверждается руководителем организации, который определяет порядок списание потерь от брака (за счет виновных лиц или за счет производства). Д28Ксчета затрат… Потери от брака с кредита 28 счета списываются в дебет счетов в зависимости от причин брака и порядке возмещения потерь.

 

6. Учет потерь от простоев:

Простои могут быть вызваны внутренними причинами и внешними, стихийными бедствиями. Простои больше 15 минут оформляют простойным листом, где оформляют время, причины и причитающуюся зарплату работнику. Простои от внутренних причин списываются на счет 25. По внешним причинам – относят на виновные предприятия, но если потери невозможно возместить, то списывают на счет 91. Если стихийное бедствие, то списывается на 99 счет.

 

7. Учет недостач и потерь от порчи материальных ценностей:

Сначала учитываются по дебету счета 94 с кредита счетов 10, 20, 23. Недостача в пределах норм естественной убыли списывается с кредита счета 94 в дебет счета 25 (при хранении сырья и материалов в цехах и при недостаче незавершенного производства) и в дебет счета 26 (при хранении сырья и материалов на заводских складах). Недостача сверх норм естественной убыли (а также потеря от порчи ценностей) при отсутствии виновников списываются с кредита счета 94 в дебет счета 91. Недостача и потери по вине работников, то списывается с кредита счета 94 в дебет счета 73 и оценивается по рыночной цене.

 

8. Учет полуфабрикатов собственного производства (счет 21):

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы внутри предприятия или могут быть реализованы на сторону. Наличие и движение полуфабрикатов отражается на активном счете 21. По дебету отражают расходы по изготовлению полуфабрикатов. С кредита счета 21 полуфабрикаты списываются в зависимости от направления их использования либо на счет 20, либо на счет 91. в балансе полуфабрикаты отражаются по статье незавершенное производство по производственной себестоимости.

К вспомогательному производству относятся энергетическое производство, ремонтно-механические мастерские, транспортные хозяйства, центр производства тары и т.д. в дебет счета 23 относятся затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих счетов (10,70, 25, 28, 26). По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют пропорционально количеству произведенной продукции в соответствующих единицах измерения в дебет счетов 20, 90, 29.

 

 

ТЕМА: МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции.

Различные виды методов учета затрат определяются особенностями производственного процесса, характером производимой продукции, её составом и способом обработки.

Методы учета затрат и калькулирования подразделяются:

1. По полноте учета затрат:

a. Учет полных затрат (калькулирование полной себестоимости)

b. Учет неполных затрат (калькулирование неполной себестоимости)

2. По объекту учета затрат выделяются:

a. Попроцессный метод

b. Попередельный метод

c. Позаказный метод

3. Оперативность учета и контроля затрат:

a. Учет фактических затрат

b. Учет нормативных затрат

 

Принципы калькулирования:

1. Научно обоснованная классификация затрат на производство ъ

2. Установление объектов учета затрат, объектов калькурования и калькуляционных единиц. Объектами учета затрат являются:

a. Полуфабрикаты собственного производства после переделов или процессов

b. Виды и группы однородных продуктов

Под Объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг), предназначенные для реализации.

Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции. Могут использоваться натуральные единицы измерения; условные-натуральные единицы (консервная промышленность – условные банки; молочное скотоводство - условное молоко); единицы работ.

3. Выбор метода распределения косвенных расходов

4. Разграничение затрат по периодом

5. Раздельный учет текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений.

6. Основной принцип: необходимо, чтобы выбранный организацией метод обеспечивал возможность группировки затрат по отдельным объектам учета текущего контроля за затратами, а также обеспечивал управление себестоимостью по отклонению.

 

Попроцессный метод учета затрат:

этот метод применяется в добывающих отраслях промышленности, где отсутствует незавершенное производство или имеется незначительное количество. Также он может использоваться в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим циклом производства (например, цементная промышленность). Все эти производства отличаются непродолжительным производственным циклом, ограничены номенклатурой выпускаемой продукции, работ, услуг. В связи с этим если запасов ГП нет, то используется м етод простого одноступенчатого калькулирования (все затраты делятся на количество произведенной и реализованной продукции).

В случае наличия остатков ГП на складе используется метод простого двухступенчатого калькулирования.

· с/с = (производственные затраты / объем произведенной продукции) + ((административные + реализационные расходы) / объем реализованной продукции).

Когда производственный процесс состоит из нескольких стадий и нескольких переделов и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то используется метод простого многоступенчатого калькулирования.

  1 передел 2 передел 3 передел
Количество полуфабрикатов 12 000 11 000 10 000
Затраты каждого передела 200 000 300 000 500 000
Затраты на сырье 50 000    
Админ 200 000    
Реализовано 8 000 продукции

с/с = 50 000 + 200 000/12 000 + 300 000/11 000 + 500 000/10 000 + 200 000/8 000

 

после первого передела с/с составит 50+16,7 = 66,7

после второго передела 66,7 + 27,3

после третьего передела 94 +50 = 144

 

после каждого передела их стоимостная оценка составит:

1. 1й передел 12 000 * 66,7 = 800 400

2. 2й передел 11 000* 94 = 1 034 000

3. 3й передел 10 000 * 144 = 1 440 000.

Запасы ГП оцениваются по 144 р., запасы после первого передела 1000*66,7 = 66700, после второго 1 000 *94 =94 000.

Грань с попроцессным методом очень условная, поэтому иногда можно встретить в литературе, где анализируется один метод – либо попроцессный, либо попередельный.

Попередельный метод используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда изделие проходит в определенной последовательности все этапы производства, называемые «переделами». Здесь применяются физико-химические и химические методы переработки сырья. Объектом калькулирования будет являться продукт после каждого законченного передела.

Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), которая заканчивается получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. Например, текстильное производство (хлопок, шерсть, шелк-сырец поступают в первый передел, который называется «прядение»; ГП этого передела – «пряже»; второй передел – «качество». Здесь на выходе получают ГП суровье – суровая ткань; далее суровье поступает в третий передел «отделка»).

Технологическая схема:

1. Прядение

2. Качество

3. Отделка

В черной металлургии:

1. Выплавка чугуна

2. Выплавка стали

3. Производство проката

Организация аналитического учета по счету 20 осуществляется по каждому переделу. Может использоваться полуфабрикатный и бесполуфабрикатный метод учета затрат.

Попередельное калькуроивание – используется в химической, нефтеперерабатывающих отраслях, металлургических, целлюлозно-бумажной и т.п. при этом методе используется метод условных единиц, который предполагает, что для производства одной единицы законченной продукции потребуется одна условная единица основных материалов и одна единица добавленных затрат.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования:

Используется при изготовлении изделий по специальным заказам на предприятиях с единичным типом организации производства (экскаваторы больших мощностей и т.д.).

Отличительными особенностями единичного типа производства являются:

1. Небольшое количество продукции, которое производится по отдельным заказам

2. Применение универсального оборудования и приспособлений

3. Большой удельный вес ручных и доводочных работ

4. Высокая квалификация работников

при заключении договора на выполнения заказа указывается его цена, которая рассчитывается на основании его полной себестоимости. все прямые затраты учитываются в разрезе калькуляционных статей по отдельным производственным заказам. Остальные затраты (счета 25, 26, 44) включаются в себестоимость заказов в соответствии с бюджетной ставкой.

Объектом учета затрат и калькулирования является заказ.

Учет расходов осуществляется в бланке заказов (наряд на выполнение заказов).

Методы учета затрат и калькулирования по полноте учета затрат (учет полной затрат и неполных):

Калькулирование себестоимости по переменным расходам (система директ-костинг).

Одной из альтернатив традиционного отечественного подхода является калькулирование неполной себестоимости продукции. В нее включаются только те затраты, которые связаны непосредственно с производством продукции. В каждом случае полнота учета затрат зависит от целей, поставленных на предприятии.

Одной из модификацией этой системы является система директ-костинг. Ее себестоимость Учитывается и планируется лишь в части переменных затрат. Постоянные затраты в калькуляцию не включают и списывают на финансовый результат.

По переменным расходам оцениваются также остатки ГП на складе и незавершенное производство.

Основоположник этой системы - американский экономист Гаррисон (1936 г.). практическое применение в США этот метод нашел в 1953 г.

Принципиальное отличие системы директ-костинг от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании себестоимости по переменным затратам, постоянные затраты в расчет не включаются и, следовательно, списываются общей суммой на счет 90.

В системе директ-костинг формируется маржинальный доход (выручка минус переменные затраты), которые используется для проведения технико-экономического анализа и для принятия управленческих решений.

В случае применения системы директ-костинг счет 25 делится на два субсчета (общепроизводственные переменные расходы (участвуют в расчете себестоимости продукции) и общепроизводственные постоянные расходы (по окончании отчетного периода списывается в дебет счета 90)).

При расчете прибыли в системе директ-костинг она будет меньше относительно учета по полной себестоимости, т.к. единовременно списываются счет 26 и счет 25 субсчет «общепроизводственные постоянные расходы».

Применение этого метода позволяет оперативно изучать взаимосвязи объема производства, затрат и дохода, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости и ее влияние на деловую активность предприятия.

Самая точная калькуляция – это не та, которая использует трудоемкие расчеты, а та, в которую вносятся затраты, связанные непосредственно с производством продукции.

 

Методы учета затрат и калькулирования по оперативности учета и контроля затрат (учет фактических затрат и учет нормативных затрат):

Система стандарт-костинг.

Нормативные затраты определяются, исходя из расчета норм расхода на сырье и материалы, рабочую силу и косвенные расходы на научной основе.

Нормативные затраты ориентируют предприятие на будущее, т.к. являются критерием эффективности деятельности, в т.ч. с точки зрения влияния на прибыль. Должны существовать стандарты, которые определяют потребительские качества каждого продукта.

Управление затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок. Система управления затратами включает в себя:

1. Планирование затрат на основе норм, обеспечивающих выполнение предприятием поставленных задач

2. Документирование затрат с обязательном отражением отклонений сверх норм.

3. Списание затрат в системе БУ на основании норм

4. Оценка готовой продукции и незавершенного производства по нормативной себестоимости; отклонения от норм отражаются на отдельных счетах. Выявление отклонения от норм оперативным путем для эффективной работы менеджеров, причем каждый менеджер получает информацию соответствующую своему уровню.

Стандартная норма – научно обоснованная величина, полученная в результате расчета затрат необходимых материалов, затрат времени на выполнение операции, предусмотренных технологий при правильном выборе технологий и оборудований.

для установления норм используются два варианта:

1. Фактические затраты предыдущего периода за минусом неэффективным и непроизводительных затрат.

2. Нормы устанавливаются расчетным путем, исходя из технологического процесса

Система управления затратами на основе норм включает в себя:

1. Определение целей, задач и моделей управления затратами

2. Нормирование затрат

3. Поиск путей поддержания затрат в пределах плановых норм

4. Сравнение фактических затрат с планируемыми (нормируемыми)

5. Принятие управленческих решений, контроля за затратами при экономии и при перерасходе

Экономия должна определяться с учетом выполнения производственной программы с сохранением качества продукции.

 

Бывают:

· Идеальные нормы затрат – труднодостижимые, могут использоваться в идеальных условиях производства.

· Текущая норма – достижимые затраты на короткий отрезок времени, которые обеспечивают запланированную эффективность производства ю. они представляют собой цели, которые могут быть реально достигнуты в условиях эффективной работы. Система текущих норм, нормативов, затрат труда, смет на обслуживание производства и управления называется нормативным хозяйством предприятия. В нормативное хозяйство включается:

o Нормативно-справочная информация

§ Производственная программа

§ Техническая документация

Организация нормативного хозяйства предполагает обоснованность норм, разработку новых и недостающих норм; пересмотр действующих норм. Нормативные нормы остаются до тех пор, пока отклонения от факта незначительны. Чем чаще предприятие меняет ассортимент продукции, совершенствует технологию, тем чаще необходимо разрабатывать и пересматривать нормы.

 

Принципы разработки нормативов по материалам:

Основой расчета нормативных величин расхода сырья и материалов выступает норма затрат материалов в расчете на единицу продукции

Показатели План Гибкий бюджет факт отклонение
Количество продукции (шт.)        
Норма расхода материалов 1,0 1,0    
Расход сырья и материалов (количество*норма)        
Плановая (нормативная) цена За 1кг (в руб.)        
Расход материалов в рублях       +100

Для того чтобы проанализировать фактический расход сырья и материалов в стоимостной оценке, необходимо фактические показатели с показателями гибкого бюджета, который определяется как произведение фактического количества произведенной продукции на плановую норму расхода сырья и материалов (на единицу продукции) и на плановую стоимостную оценку единицы материалов.

Для того чтобы определить влияние количественного показателя (цена), качественный показатель берется на плановом уровне. Для того чтобы определить влияние качественного показателя, количественный показатель берется на фактическом уровне.

Плановая оценка сырья и материалов в расчете на единицу продукции осуществляется с учетом средних цен их приобретения на рынке. Для составления годовой сметы использования годовых материалов необходимо знать по каждому цеху (или по каждому ЦО) производственную программу, норму расходов сырья и материалов и цену за единицу сырья и материалов.

Материалы Цех 1 Цех 2 итого
Цена Кол-во Сумма Цена Кол-в о Сумма Кол-во стоимость
А                
Б                
С                
ИТОГО                

Количество материалов, необходимых для приобретения, определяется: Планируемый запас на конец периода + плановый расход сырья и материалов – запас на начало периода

для стоимостной оценки этого показателя используется средняя рыночная цена из предыдущей таблицы.

Разработка нормативов на рабочую силу:

Для определения норм расхода времени на выполнение определенной операции на выпуск единицы продукции и так далее можно использовать два подхода:

1. Взять уровень предыдущего периода за исключением простоев

2. Использование фотографий и а рабочего времени – для осуществления фотографий рабочего времени используется труд нормировщика, который учитывает подготовительно-заключительное время работника; время на обслуживание рабочего места, время технологических перерывов и время личных надобностей. Основное расчетное время можно брать из технологических карт. Прочее время определяется с помощью работы нормировщика.

Нормы трудозатрат определяется в человеко-часах на выпуск единицы продукции. Это количественных показатель. Соответственно стоимостная оценка человеко-часа – показатель качественный.

При анализе ФОТ составляется показатель гибкого бюджета, где фактическое количество произведенной продукции умножаются на нормативный показатель.

Нормативный показатель - стоимостная оценка одного человеко-часа; затраты труда на выпуск единицы продукции.

Основными источниками формирования нормативной базы на рабочую силу являются:

1. Маршрутные карты производственного процесса

2. Маршрутные карты технологического процесса, которые отражают последовательность операций, документы конструкторской и технологической подготовки производства, материалы хронометража

Косвенные затраты (которые учитываются на счете 25 и 26) планируются и контролируются бюджетно-сметным методом. По каждому счету составляется бюджет или смета с выделением номенклатурных статей, которые являются основой планирования и учета затрат. Вновь разработанные нормы утверждаются руководителями организациями (уполномоченными лицами). Соответствующие службы выписывают извещение об изменении норм и передает их в цех, в отдел снабжения и экономические службы. В извещении указывают нормы…, основания для внесения изменений, дату введения новых норм, шифры структурных подразделений, которые будут использовать эти нормы, шифры изделий, в которых изменены нормы и т.д. с изменениями, оказывающими влияние на оплату труда рабочих, рабочие должны быть ознакомлены до введения норм (норма выработки и расценки). Карточки или ведомости изменения норм открываются на каждое изделие в начале месяца.

Д40К20 – фактическая себестоимость

Д43К40 – нормативная себестоимость

При экономии делается сторнировочная запись, при перерасходе, делается такая же запись, но без сторно: Д90.2К40.

 

Для контроля за изменением норм используются классификаторы, где указываются причины изменения норм:

1. Внедрение прогрессивной технологии, автоматизации и механизация технологии:

a. 01 - Внедрение новых технологических процессов

b. 02- механизация процессов производства

c. 03 – автоматизация процесса производства

d. 04 – модернизация оборудования и других средств труда

e. 05 –совершенствование средств технического контроля

 

2. Улучшение использования предметов труда

a. Замена материалов

b. Изменение рецептуры

c. Изменение порядка раскроя материалов

d. Использование отходов

e. Изменение цен на сырье, материалов и полуфабрикаты.

3. Совершенствование планирования организации производства управления

a. Совершенствование системы материально-технического снабжения

b. Специализация подразделений

c. Кооперирование с другими организациями

Для анализа эффективности деятельности центров ответственности в части использования сырья, материалов, трудозатрат на единицу продукции в каждом предприятии должен существовать классификатор причин и виновников отклонений. в этом классификаторе необходимо указать:

1. причины брака

a. дефекты в тканях,

b. неисправность оборудования,

c. низкая квалификация работников,

d. их недисциплинированность и т.д.

2. код брака

3. виновники брака

a. технолог

b. поставщик

c. администрация цеха

d. рабочие и т.д.

4. код виновника брака

На основании первичных документов составляется сводный отчет, который используется для принятия управленческих решений по устранению причин отклонений от норм. Поэтому все отчеты по анализу отклонений должны быть дополнены:

1. указываем причину отклонений

2. код отклонения

3. виновника отклонений

общая сумма отклонений позволяет рассчитать размер депремирования работника (неблагоприятное отклонение, перерасход) и премирования работника (в случае, если выполнена производственная программа и качественная продукция на том уровне, который был запланирован).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.382 сек.