Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либеральная – основана на доминировании рыночных механизмов




- Социальное обеспечение остаточного типа,

- Государство несет ограниченные функции, развита добровольная и неформальная помощь.

Класс страны США, Великобритания. В США система социального обеспечения имеет 2 формы:

1) Социальное страхование (обязательное и добровольное, работодатель и работники)

2) Государственная помощь за счет бюджета.

Не все категории охвачены.

Проблему бедности решили, но не решили проблемы «слабых» групп.

Вместе с тем много программ социальной помощи, их около 8 тыс. Можно сразу получить несколько:

муниципальное жилье + продуктовые талоны + «Медикер»

Много бездельников, живущих на пособие.

из 1 $ — 20 центов налогоплательщиков – бедным.

2) Консервативная модель – центрально-европейская. Она построена на взаимных страховых обязательствах между работодателями и наемными работниками – социальными партнерами. Труд определяет последующее социальное обеспечение (лучше обеспечен тот, кто больше работает и зарабатывает). Пример: Германия, где Бисмарк ввел обязательное страхование. Неработающие люди поддерживаются государством, местными властями благотворительными фондами.

3) Социально-демократическая модель

Это скандинавская, нордическая модель. Главный принцип – универсализм.

Социальное обеспечение – право всех граждан, гарантировано госбюджетом.

Эта модель держится на высокой производительности труда, сильных профсоюзов, договорных отношениях с работодателями.

Государственный сектор несет ответственность не только за финансирование, но и за функционирование социальных служб. Налоги преимущественно косвенные. Прямым налогом облагаются доходы.

? В Швеции 2 пенсии – народная – гарант всем после 65 лет, из бюджета и трудовая – пропорциональную объему страховых выплат.

Слабые группы:

- дети до 6 лет

- «трудные» дети

- старики

- инвалиды

- безработные

- «зависимые» и т.д.

Для решения проблем «слабых групп» разрабатывается социальная политика.

Её принципы:

Все люди ценны

Социальные услуги предоставляются на добровольных началах

Социальная защита должна быть непрерывной (на всех этапах жизни)

Социальная защита – гибкой.

Для реализации этих принципов много социальных работников.

Отличие моделей в принципе распределения благ, которое обусловлено разным пониманием социальной справедливости (Исторически оно менялось)

? У первобытных «дикость» — право сильного первобытно-общинный строй – поровну в феодальном обществе – сословные привелегии. (касты, кланы, тейбы до сих пор).

при капитализме – по силе капитала и результата труда.

при социализме – по труду.

Становление новой модели социальной политики в РФ.

В Конституции РФ ст. 7 п. 1. Россия провозгласила себя социальным рыночным государством.

«В России охраняется труд и здоровье людей, установленный гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнство, детство, инвалидов, стариков, государственная пенсия, социальные службы и т.д.

Основные направления социальной политики России.

Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние)

Политика в сфере труда и трудовых отношений.

Социальная поддержка и защита дееспособных и малоимущих слоёв.

Основные направления развития отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, туризм).

5. Социологическая политика

6. Политика в области современной инфраструктуры (жильё, транспорт, связь, дороги, бытовое обслуживание)

7. Миграционная политика

8. Политика в отношении определенных категорий населения.

Это достаточно широкий круг вопросов жизнедеятельности общества.

Сегодня отказались от базовых принципов советской социальной политики.

Происходит:

1) отказ от патернализма. Государство – отец родной, который отвечает за социальное благополучие всех граждан;

2) разгосударствление социальной сферы, ликвидация монополии производства социальных благ;

3) многообразие форм собственности;

4) формирование рынка социальных услуг;

5) переход от социальной поддержки к социальному страхованию;

6) переход от категорийной к адресной социальной помощи на основе заявительного принципа.

7) повышение нагрузки на региональные и местные органы власти (от центра к региону).

Для реализации принципов социальной политики потребовались крупные социальные реформы.

1) принято ряд законодательных актов, регулирующих правовые аспекты социальной сферы.

2) Законы о Собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности и др. легализовали плюрализм форм собственности в социальной сфере, предпринимательство.

3) изменились «правила игры» или экономические отношения между субъектами социальной сферы;

4) Сложились новые принципы и источники финансирования социальной сферы, страховые подходы к социальному обеспечению.

5) произошло перераспределение социальной ответственности к региональной власти.

6) трехуровневая система социальной политики

Федеральный центр 20%

субъекты 70%

местное самоуправление 10%

Главный субъект социальной политикигосударство.

Федеральные органы: законодательная и исполнительная ветви

1) принимают нормативные акты;

2) разрабатывают общие принципы социальной политики (концепцию)

3) устанавливает ГМСС

4) создают целевые социальные программы

5) контролируют исполнение и многое другое

Региональная власть наделена правами на законотворчество, на разработку территориальных социальных программ. С учетом местной специфики, за счет собственных средств выделять деньги на адресную социальную помощь.

Местное самоуправление наиболее точно определяет социальные потребности, поэтому налицо тенденция расширения этого уровня социальной политики.

Процесс закрепления полномочий еще не завершен.

Изменение социальной политики потребовало новую институциональную систему, элементами которой являются:

Государственные социальные гарантии

Социальная помощь (государственное вспомоществование) экономически неактивное население

1. Социальное страхование – это форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков потери работы, здоровья, доходов, профессионализма и т.д. за счет внебюджетных фондов, созданных из взносов работодателей и работников при поддержке государства на принципах коллективной солидарности.

Вместе с тем, социальных реформы в РФ ухудшили социальное положение большинства населения.

Демографические показатели:

Естественный прирост – 6,7 % — смертность 7 р.

Безработица – 2000 – 7,5 млн. чел.

10,5% трудоспособное население.

Сегодня – 9%.

Снизился интеллектуальный потенциал из 49 стран, производящих 94% мирового валового продукта мы на 47 месте. 49 место по «индексу технологий». Массовая бедность охватила? 40%населения.

В этих условиях формируется социальная нестабильность, преступность, пьянство, наркомания.

Сложившаяся система социальной защиты малоэффективна. Пособие и льготы получают те, кто в них не нуждается. 20% малоимущих вообще не получают ничего.

Альтернативные подходы к социальной политике рассмотрим на семинарских занятиях.

4. Структура социальной сферы.

Как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы:

- совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее,

В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них — обеспечение воспроизводства общества.

- относится к непроизводственной сфере и отраслям услуг, совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности.

В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Основные компоненты социальной сферы – структура социальной сферы.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие — к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы «перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы — функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие «потребность социального субъекта». Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой — уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция — количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация — через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре — показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Социальное развитие

Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.

Детерминированность социальной сферы экономическими условиями проявляется через сложную систему взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в свою очередь, опосредуются особенностями социальной структуры общества, природно-географического и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество. Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается в том, что их развитие нельзя ставить в жесткую линейную зависимость и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на социальную сферу оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества.

Причинные связи сфер общественной жизни не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные — они историчны, то есть возникают, изменяются, развиваются, свертываются, и в этой динамике они, возможно, подчиняются своим собственным законам.

Каждая сфера в своем взаимодействии с другими может выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она может выступать и как следствие.

Все сферы — материально-производственная, политическая, культурно-духовная, — составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда — это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зави сят свойства социальной сферы.

С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.

Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду прежде всего влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.

Взаимосвязь и взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер.

Итак, выделим следующие группы факторов социального развития:

экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;

политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;

культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное воздействие на каждый ее компонент со стороны субъектов управления, возникает необходимость выявления специфики механизмов их действия, познания объективных законов развития социальной сферы, изучения степени доминирования тех или иных законов и закономерностей в общем процессе ее функционирования. Движению в этом направлении будут способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие самодвижение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих в основе этого самодвижения.

Представляется, что объективной основой деятельности индивидов, групп в социальной сфере, субъектов управления социальными процессами является противоречие между потребностями людей и материальными условиями, обеспечивающими их удовлетворение. В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий для всех его компонентов и в то же время специфический для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого целого, так и образующих его частей. Примером еще одного противоречия, определяющего развитие социальной сферы может стать противоречие общего и индивидуального. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому различию. это противоречие системное, отражающее взаимодействие элементов с системой и части с целым; оно проявляется как общая закономерность диалектического процесса — раздвое ния объекта на противоположные части с сохранением его как целого.

Социальная сфера, как и любая социальная система, представляет собой весьма сложное образование: в ней имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Эти зачатки вступают в противоречие с основами настоящего, и в результате разрешения противоречия рождается новое, прогрессивное.

Социальная сфера как нечто устойчивое, самостоятельное, целостное характеризуется законосообразностью, то есть наличием собственных внутренних законов развития, имеющих стохастический характер. Они проявляются как существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи явлений, процессов социального воспроизводства человека, общества и характеризуют функционирование и развитие социальной сферы как целостной системы, отражая в этой целостности системообразующие связи, выражают взаимосвязь экономических, политических, социокультурных сторон общественной жизни как компонентов конкретной социальной системы общества, ее взаимосвязи с обществом в целом. Эти законы носят объективный характер и реализуются только через деятельность людей, научное познание которой возможно лишь при учете связи объективного и субъективного. Они действуют в совокупности с другими социальными законами: экономическими, педагогическими, психологическими и другими. К ним следует отнести законы социальных перемещений, социального сравнения, динамики социальной активности, развития социальной структуры, саморегулирования отношений на основе согласования ожиданий субъектов и другие.

Отметим, что многие объективные законы и закономерности социальной сферы пока не известны и их познание является задачей специальной социологической теории. Однако можно предположить основные направления поиска. Социальная сфера является частью целого социального организма, следовательно, можно выделить закономерности на уровне ее связей с другими сферами жизнедеятельности общества. В то же время она сама представляет сложный системный феномен, внутри которого складываются закономерные связи между компонентами, а, также между каждым элементом социальной сферы и интегральным результатом ее деятельности — социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Возможно выделение закономерностей, отражающих направления развития социальной сферы.

Возможность и необходимость управления социальным развитием.

Неэффективность, а иногда и повреждающий эффект социального управления привели к представлению о том, что попытки регулирования социальных процессов на макроуровне бессмысленны.

Но социальное управление это то, без чего не может существовать ни одно общество.

Эффективность социального воспроизводства населения обусловливается множеством факторов. Среди них важная роль принадлежит действенности организационных мер в области управления социальными процессами, особенно на региональном уровне. Конкретные управленческие решения могут понизить или повысить компенсаторные возможности социальной сферы, более или менее полно учесть уровень современных запросов населения. Потребность в повышении эффективности управления социальным воспроизводством все больше ощущается народом и признается властью.

Социальное управление выступает как совокупность организационно оформленных образований и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами общества. Оно охватывает все объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей. По своей сущности социальное управление упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации. Оно есть регуляция социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и интенсивность. Социальное управление воздействует на общественные отношения, и прежде всего на отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечи вая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных, коллективных, индивидуальных и т.п.), организует социальные действия, достижение намеченных целей, общих результатов.

Специфика социальной сферы как объекта управления, определяется тем, что процесс социального воспроизводства — это естественный, поливероятностный процесс, определяемый как глобальными детерминантами, так и в значительной мере вероятностным элементом. Она является одновременно самоорганизующейся, организуемой, полидетерминированной, многосубъектной, многоуровневой.

Суть самоорганизации социальной сферы заключается в самосознании, самосохранении, самосовершенствовании и самовоспроизведении порядка в ее структуре функционирования, а организации — в сознательном, целевом управлении социальной сферой.

В ходе самоорганизации социальной сферы большую роль играет случайность, которая не может игнорироваться в управлении социальной сферой. В этом случае спонтанный механизм управления свое регулирующее воздействие на систему осуществляет через «усреднение» результатов, переплетение, перекрещивание и сталкивание различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов. Одним из мощных регуляторов такого воздействия является рынок, его конкурентные механизмы, соотношение спроса и предложения, получение прибыли. Другим регулятором является механизм, представленный обычаями, традициями, нормами морали, религиозными верованиями, идеологическими установками.

Целенаправленный механизм управления реализуется через специфические общественные институты — субъекты управления, которые в совокупности представляют управляющую систему, включающую в себя на социетальном уровне государство, политические партии, общественные организации и другие элементы. На региональном и местном уровнях управления эти функции выполняют соответствующие органы, учреждения. Государственное управление социальной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Целенаправленное управление опирается на следующие принципы:

- наличие целей;

- обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значением (отрицательная обратная связь);

- непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

- согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

- замкнутость контура управления.

Оно выполняет целый комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения.

Управленческий процесс цикличен. Кроме целеполагания, он включает в себя также:

- планирование, связанное с разработкой планов социального развития и социального проектирования;

- организацию действий участников совместной деятельности;

- распределение между ними функций, задач;

- обеспечение выполнения принятых планов или решений;

- координацию деятельности взаимодействующих субъектов;

- стимулирование людей путем формирования соответствующих мотивов и установок;

- обеспечение контроля за ходом реализации принятого постановления или другого управленческого документа.

Многосубъектность социальной сферы задается, многофункциональностью и многоуровневостью ее организации. Как сложная, динамичная система, она представляет собой совокупность нескольких подсистем (инфрастуктурные обрзован, институты, население и т.п.), вместе составляющих органическую целостность. Каждая из подсистем, в свою очередь, состоит из множества сложных элементов, также образующих относительно самостоятельные системы. Смысл управления социальной сферой заключается в координации, гармонизации фундаментальных взаимодействий, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования и требует участия в управлении ею большого числа субъектов на всех уровнях ее организации: федеральном, региональном, местном.

Реализация задач управления такой сложной системой связана с необходимостью создания достаточно сложной системы управления, структурно и функционально соответствующей управляемой системе. В реальной практике социальная сфера на федеральном уровне является объектом управления всех социальных Министерств труда и социального развития, образования, здравоохранения и т.д. На региональном уровне представлены соответствующие комитеты и департаменты социального профиля, на местном — управления и отделы. Однако, несмотря на такую достаточно развернутую управленческую структуру, эффективность управления социальной сферой оставляет желать лучшего. Видимо, это связано с тем, что наличие нескольких независимых субъектов управления не обеспечивает целостность системы управления социальным развитием. Существуют также противоречия между федеральными, региональными и местными органами управления. Попытки организовать постоянную деятельность общественного совета по коо рдинации управленческих воздействий всех социальных министерств пока терпят неудачу. Возможно, создание на базе ведущих министерств постоянно действующего органа, который бы координировал практические действия всех федеральных структур, является резервом совершенствования управления социальной сферой. Напомним, что такой орган призван точно повторить функции и структуру социальной сферы. Важно также сформировать правовые, экономические и организационные предпосылки успешной деятельности по социальному воспроизводству населения для всех субъектов социальной сферы, включая региональные, местные органы власти, руководство фирм и предприятий, общественные организации и объединения.

Управление социальной сферой сопряжено с обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Очевидно, что обработать потоки прямой и обратной информации, оценить все многообразие ситуаций на местах в едином центре невозможно. Следовательно, на каждом уровне управления социальной сферой в соответствии с распределением функций и решаемых задач, полномочий, ответственности, компетенции решается вопрос и об информационном обеспечении, времени обработки данных, сроках принятия решений.

Многофакторность состояния и законосообразность социальной сферы.

В основе обеспечения эффективности управления социальной сферой лежит представление о детерминантах самодвижения социальной сферы, знание законов, принципов ее функционирования и развития. Как свидетельствует одна из синергетических закономерностей, флуктуации и случайные элементы играют основную роль только в зоне бифуркации, а в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистские аспекты. Следовательно, в периоды подъема или спада, стабильного развития общества и проявляются долгосрочные тенденции, и поэтому, опираясь на закономерности функционирования социальной сферы, можно в определенной мере предсказать ее реакцию на возмущающее воздействие внешних факторов со стороны окружающей среды, а также повысить качество управленческих решений.

Анализ причинных связей сфер общественной жизни позволяет говорить о полидетерминированности социальной сферы. Все они, составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия выступают факторами, определяющими качество ее функционирования. При этом они не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные. Взаимосвязь, взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер. Компоненты среды представляют собой первый ряд факторов ее функционирования или трансформации.

Еще одним рядом доминант самодвижения социальной сферы являются факторы, которые специфичны для развития социального. Это, прежде всего, социально-демографические, национально-этнические, социально-психологические характеристики социальной сферы.


 

Лекция 2. Общественные блага и их особенности в рыночной экономике

1. Сущность и особенности общественных благ

Специфика механизма хозяйствования в СКС в значительной степени определяется тем, что значительная доля продуктов в ней являются общественным благом.

Различают:

1) Частные блага

2) Общественные блага

Первые потребляются индивидуально через механизм купли-продажи в результате взаимодействия продавца и покупателя на рынке. Сделка – их частное дело.

Общественные блага потребляются сообществом в целом, а потребление их возможно не в результате покупки, а в результате самого процесса производства таких благ. К их числу относят национальную оборону, охрану общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, мачки, регулирование поводков, разметка на дорогах, а также образование, здравоохранение, фундаментальную науку, физкультуру.

Общие блага – это реальные экономические блага.

1) Они обладают полезностью;

2) Их создание требует затрат ресурсов.

Общественным благам присущи 2 свойства:

1) Несоперничество

Увеличение числа потребителей не влечет снижения полезности, доставляемой каждому из них.

2) Неисключаемость

Ограничение доступа потребителей к такому благу невозможно.

Отсюда, предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны 0, а появление дополнительного потребителя приносит Парето – улучшение.

По Парето – экономически эффективна тогда, когда рост благосостояния одних не ухудшает положения других.

Поскольку общественные блага поставляются сообществу или определенной социальной группе, невозможно обособить экономические отношения с каждым потребителем в отдельности. Поэтому они предоставляются бесплатно, минуя рынок.

Если же решать проблему производства и потребления общественного блага через рыночные соглашения о добровольном обмене, то значительно вырастут трансакционные издержки (затраты на поиск информации о ценах, подбор партнеров, заключение контрактов, защита прав собственности и т.д.) которые никто не захочет возмещать.

Резкое возрастание трансакционных издержек связано с «эффектом безбилетника — зайцев». Это люди, стремящиеся извлечь выгоды от общественных благ, не неся издержек на них (уклонение от содержания общественных благ).

Ребенок в школе – отец не платит налоги, уклонисты от службы в армии и т.д.

Снимается это противоречие путем государственного принуждения через:

1) налоговую систему в форме денежных выплат.

2) через натуральную повинность. Служба в армии, часть урожая детским садам, школам и т.д.

3) добровольные пожертвования

Различают:

1. чистые

2. смешанные общественные блага

Критерием разграничения является степень действия свойств – несоперничества и неисключаемости.

Чистым общественным благам эти свойства присущи в полной мере.

Если одно из свойств ограничено – это смешанное общественное благо. Если смешанные общественные блага предназначены для небольшой группы потребителей – это коллективные смешанные блага.

Например, закрытый клуб, университетская библиотека, ведомственный детский сад или санаторий.

В большинстве стран мира сложилась тенденция производства чистых общественных благ государственным сектором экономики (хотя есть примеры добровольных усилий и личной инициативы – ученые – одиночки, дворянские девочки в ликбезе).

Смешанные общественные блага производятся и поставляются:

1) государством

2) предпринимательством – частным сектором

3) некоммерческим сектором.

Где критерий целесообразности. Если слабо выражено свойство неисключаемости – разумно и выгодно подключать предпринимательскую инициативу.

Если ограничено несоперничество, а государство отвечает за поставку общественных благ, оно привлекает благотворительные и некоммерческие организации.

И так, государство выступает:

1) Как покупатель – монополист, закупающий социально-культурные. услуги у частных лиц и фирм.

2) Как их непосредственный производитель

3) Как контролирующая и регулирующая инстанция.

2.Система контрактов и связи квази-рынки

Мы выяснили, что в рыночных условиях потребление общественных благ происходит бесплатно. Однако производство требует возмещения затрат и получения прибыли. Оплата услуг СКС происходит на контрактной основе.

Применяют:

1) контракты между государством и частными фирмами на поставку услуг, ответственность за потребление в стране несет общественный сектор (продавец– покупатель (государство) – потребитель (народ)).

2) Внутри общественного сектора формируются квази – рынки на основе разделения функций покупателя и продавца.

продавец - покупатель - потребитель (бесплатно)

больница местные органы,

организации здравоохранения,

образования, культуры

Заказчиком и покупателем услуг становятся муниципальные государственные органы, в руках которых аккумулируются денежные ресурсы.

Учреждения остаются государственными (форма собственности не меняется), получают самостоятельность в производстве услуг, а с заказчиком играют по правилам коммерциализации. Их экономические интересы четко разграничены в контракте, а квази-рынок их выявляет и реализует.

Идея квази-рынков сводится к тому, чтобы освободить государственных чиновников от интересов производителя, а заставить защищать интересы потребителя, оплачивая конкретные услуги, оговоренные в документах сделки – контакта.

Эта система имеет смысл и преимущества, если:

1) сформирован цивилизованный рынок

2) контракты четко разграничивают интересы заказчиков и поставщиков

3) гарантируется их исполнение

4) есть конкуренция поставщиков

5) свобода выбора у потребителя.

Разновидностью контрактной системы являются ваучеры. Например, вместо контракта со школами, агентство, финансирующее школьное образование, выдаёт семьям образовательные ваучеры, т.е. финансовое поручительство на определенную сумму, которая будет выплачена той школе, кот. выбрали родители. Это расширяет рыночные возможности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.