Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные и негосударственные (частные) некоммерческие структуры

Государственные организации

Частные фирмы

Виды контрактов

Поскольку контракты заключаются на срок и покупатели, и продавцы сталкиваются с неопределенностью и риском.

Так поставщики должны быть подстрахованы в случае роста расходов на производство услуги.

В этом случае срабатывают контракты:

1) С фиксированной ценой.

2) «Издержки + прибыль»

Цена заранее не оговаривается, а рассчитывается на основе фактических затрат + некая величина прибыли.

3) «С разделением затрат» — заранее определяется базовая цена, но если по факту она выросла, то превышение распределяется между поставщиком и заказчиком в пропорции, оговоренной в контракте.

Это стимулирующие контракты.

Это контракты связаны с неопределенностью издержек. Но есть непредсказуемость в составе услуг (Скажем тенденции заболеваемости).

Варианты контрактов:

1) «Издержки в расчете на услугу». Разрабатываются расценки на услугу и оплата из фактического объема.

2) Блочный контракт.

Так больница получает фиксированную сумму на год, исходя из расценок и объема услуг.

3) «Издержки и объем»

Это комбинация 1 и 2. Плановый объем услуг оплачивается за счет фиксированных ассигнований, а если появляется необходимость выйти за рамки номенклатуры – расчеты ведутся по типу контрактов «Издержки в расчете на услугу». Тип контракта зависим от структуры рынка, наличия изъянов и много другого. Однако такая система позволяет воздействовать на производство услуг экономическими методами.

3. Типы организаций, оказывающих услуги на контрактной основе.

В их круг входят:

1. Поставщики услуг ради прибыли.

Воздействие налоги, контроль, четкое оформление контрактов.

2. Воздействие контракт, рычаги воздействия вне него, используются права собственника.

3. Некоммерческие организации – имеют финансированный профиль – миссию и запрет на свободное распределение прибыли. Она идет на нужды самой организации и её развитие.

Это учебные заведения, больницы, симфонические оркестры, музеи, религиозные организации, благотворительные фонды.

Они – субъекты рынка, заботятся о росте доходов, но их экономические интересы подчинены миссии.

Контроль возлагается на тех, кто не может получить персональной выгоды от роста прибыли, зато заинтересован в престиже.

Так, некоммерческую организацию сопоставляют AR и AC, а не MC и MR, а, следовательно, у неё ниже оплата.


 

Лекция 3. Туризм, как явление национальной экономики

1. Социально-экономическое значение туризма

Туризм сегодня – это бурно развивающаяся сфера социально-экономического комплекса страны. Связь туризма и экономики очевидна. Туризм воздействует на экономику по ряду направлений (об этом позже).

В свою очередь – экономика определяет уровень развития тур. комплекса.

В экономическом отношении туризм рассматривается:

1. Как совокупность общественных отношений в сфере пр-ва, обмена и распределения продукции.

2. Часть народнохозяйственного комплекса страны.

3. Экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства.

4. Общественная наука, изучающая процессы в сфере туризма и их последствия для общества в целом и отдельных лиц и организаций, поведение людей на всех уровнях туристской экономической системы в целях удовлетворения рекреационных потребностей.

Многообразие потребностей людей, связанных с туризмом породило множество его определений.

1). С точки зрения производителя –

Туризм – это вид экономической деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогательных специализированных процессов производства турпродукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.

2) С точки зрения туриста (потребителя)

Туризм – это вид путешествия, совершаемый для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей и осуществляемый в месте пребывания туриста за пределами его обычной среды.

Итак, туризм – это многогранное явление:

- особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса;

- движение и временное пребывание в объекте интереса;

- особая форма умственного и физического воспитания.

- популярная форма организации отдыха и досуга;

- агрегированная отрасль хозяйства по обслуживанию туристов

- сегмент рынка и т.д.

(Другие определения туризма и понятия «туризм» самостоятельно к семинарскому занятию).

ВТО выделяет различные типы туризма, кот. имеют различную экономическую природу.

1. Внутренний – путешествие по своей стране. Эта форма туризма не приносит валюты, а осуществляет перераспределение доходов между регионами

Норильск Сочи

2. Выездной – поездки в другие страны — отток из страны денег.

3. Въездной – развитие индустрии приема интуристов. Приток валюты.

(Турция – южное побережье для европейцев – а не для своего населения).

Экономическое значимость туризма, т.е. финансовые результаты отражаются в местных бюджетах и бюджете страны (приток или отток средств).

С этой точки выделяют активный и пассивный.

Как известно в 1841 году англичанин Томас Кук впервые организовал массовое путешествие по ж/д – 600 человек.

В 1863г. организовал первую турфирму через 150 лет.

I. Туризм занимает ведущее место в мировой экономике.

Динамика туризма как планетарного явления улавливается собственной статистикой, т.е. показателями потоков и тенденций, региональной структуры, доходности и др.

1) Так в 1951г. число посещений (прибытий) – 25 млн. чел.

1995 – 530 млн. чел. в 21 раз.

2001 – 630 млн. чел.

2010 – 937 млн. чел.

2) В данном секторе сосредоточено? 11% рабочей силы.

2002? 300 млн. занято

3) К 2007 году?400 млн.

4) Мировой оборот индустрии туризма превышает 4,3 тр. $.

5) В мировом экспорте туризм занимает третье место по доходности занимает третье место по доходности:

1. экспорт нефти

2. автомобилей

3. туризм

6) Отдача от данного туриста в среднем составляет 650 $ США.

40 лет назад – 80$.

Мировой туризм имеет территориальную дифференциацию. Здесь лидирует Европа – 315 млн. чел.

Среди стран – Франция – лидер? 50 млн. туристов

Активно развивается туризм США – оттеснив Испанию со 2 на 3 место. (Детальный анализ состояния мировой туристкой сферы дадим на семинарском занятии).

II. Огромную роль играет туризм в национальной экономике.

1. Доля туризма в национальном производстве, как правило, показатели развития туризма соотносятся с ВВП.

Антигуа – 58%, Багамы – 52%, Кипр Ямайка – 20%, Австрия – 9%, Португалия – 7% и т.д. США – 1%.

2. Рентабельность туризма

Доходы от международного туризма обмена превышают затраты на него:

в Испании в 7 раз,

Турции в 6 раз,

Греции в 3 раза и т.д.

3. Валютные поступления.

1 место по валютным поступлениям от обслуживания иностранных туристов занимает США —?70 млр. $, однако за рубежом граждане США тратят на 14,5% больше – это отрицательное туристское сальдо в платежном балансе страны.

Япония в 6,7 раза больше вывозит, чем ввозит

Германия в 2,9 раза

В 1999 году? 70% немцев выехали за рубеж туристами.

В России – 2%.

Итак, туристские расходы из других регионов является вкладом в экономику принимающего региона, и расцениваются как туристский экспорт – вывоз из страны туристских впечатлений, а ввоз – денег.

Тур импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, а вывоз денег из данной страны.

Следовательно, хорошо, если есть чистый экспорт – Э>И.

Это обеспечивает зарабатывание на туризме и рост ВВП=С+i+?+Xn

В России до 1990г. положительный баланс — + 0,8 млрд. $, сегодня по скромным оценкам – 10 млрд. $

Следов, чем больше туристских расходов идет на местную экономику путем покупки национальных товаров, тем меньше утечка дохода.

Экономическое значение иностранного туризма

Привлечение иностранных туристов – это доход страны.

В международной торговле выделяют два потока – экспорт и импорт. Однако есть «видимая и невидимая» торговля. Видимая – материальными благами, невидимая – услугами.

Торговый баланс – это соотношение видимых Э. Тов. и И Тов.

Невидимый Тур Э – это ввозимые прибывшими иностранными туристами. Деньги, потраченные на тур, билеты на транспорт и другие услуги. Туристический импорт страны деньги, потраченные её гражданами за рубежом.

Все международные операции страны отражаются в платежном балансе.

Э И
Товары вывозимые Т 1000 Ввоз Т 2000 – отриц. пл. баланс
Счет «Туризм» въезд 2000 Выезд 1000
  Сведен к нулю

Туристический баланс + в странах средиземноморья (Франция, Италия Испания, Кипр, Мальта, Австрия и Швейцария)

Из развивающихся стран Тунис, Тайланд, Мексика, Карибский бассейн.

Отрицательный у стран с высоким уровнем жизни (Скандинавия, Германия, Канада и т.д.)

Таким образом туризм влияет на плат. Баланс в целом и на движение капиталов в частности.

Соотношение доходов и расходов туристов (млн. $ США)

Страна Поступл. % Расходы %
Австрия   5,7   3,9
Франция   11,1   5,7
Германия   4,8   18,0
Италия   10,2   5,0
Испания   9,5   1,7
США   26,3   18,0
Канада   2,7   4,8
Англия   6,6   9,2
Япония   1,5   12,7
Турция   1,9   0,4

Не означает, что все Деньги, привезенные и потраченные иностранцами автоматически исправляют платежный баланс.

Есть ряд расходов:

1. расходы на импорт, если принимающая страна ввозит предметы необходимые, привычные, для туристов, но не производимые в стране (мебель, гостиное и ресторанное оборудование, отделочные материалы и др.).

2. расходы на модернизацию сферы обслуживания. Водо, электроснабжения, порты, вокзалы, связь, служба безопасности и т.д.

3. расходы на оплату иностранных специалистов, подготовку кадров.

4. выплата % по займам. Привлечение иностранных инвесторов требует % и оттока части доходов от туризма.

Для государства важно разумно балансировать доходы и расходы туристической деятельности.

В ВТО разработана методика учета доходов и расходов страны по международному туризму.

Актив платежного баланса по статье «туризм»

- от продажи туристических услуг и товаров въездным и внутренним туристам;

- экспорт Т тур. спроса и оборудование для туристских предприятий;

- продажа прочих услуг, спец. подготовка кадров в отечестве;

- транспортные расходы;

- иностранные инвестиции в отечественный туризм;

- кредиты, предоставляемые другим странам.

Пассив – по статье «Туризм» расходы:

- на покупку Т и Услуг выездными туристами;

- импорт товаров для обслуживания туристов;

- приобретение прочих услуг;

- перевозка туристов зарубежным транспортом;

- зарубежные инвестиции в Тур. других стран;

- долгосрочные кредиты.

Положительное сальдо:

1) Испания

2) Италия

3) США

4) Франция,

5) Турция,

6) Мексика,

7) Греция,

Португалия,

9) Австрия

По величине тур. оборота в международном туризме: Доход + Расход

США – 116941 млн. $

Франция – 45687 млн. $

Англия – 45065,8 млн. $

Япония – 42278,4 млн. $ и т.д.

2. Экономические условия и факторы развития туризма.

I. Уровень экономического развития страны в целом.

Существует прямая зависимость туристской активности и благосостояния народа.

Австрия доход до 7000 миллионов – тур. активности 26,5%

от 7 до 20 т. миллионов – 50,1%

свыше 20000 миллионов – 65%

Во Франции – госслужащие лица свободных профессий – 88,2% выезжают рабочие – 55,7%,

с/х – 22,4%

II. Факторы тур. спроса (цена, вкусы, уровень образования, культуры и т.д.).

III. Демографические факторы:

1. Старение населения за счет повышения продолжительности жизни (потенциальные туристы).

2. Рост числа работающих женщин (бизнес – леди)

3. Тенденция к поздним бракам и роста бездетных семей.

4. Возрастание доли одиноких и т.д.

IV. Множество социальных факторов.

1. Увеличение свободного времени и оплачиваемого отпуска.

1.Ослабление иммиграционных ограничений

2.Возрастание потребности в туризме и др.

V. Развитие торговли

VI. Состояние социально-экономической инфраструктуры и средств информационного обеспечения.

VII. Экономическая и финансовая конъюнктура.

Считается, что рост стоимости поездки на 5% снижает спрос на 6-10% — (эластичный спрос).

Если падает курс национальной валюты – то туристская активность снижается, поскольку падает покупательная способность населения и сокращается число людей с высоким доходом.

3. Экономические показатели развития туризма.

Развитие туризма и его экономический анализ базируется на использовании системы показателей, отражающих количественную и качественную стороны деятельности отраслей и предприятий туризма.

Согласно методики ООН, для оценки общего масштаба экономического воздействия туризма применяют:

1. Произведенный доход от туризма и его доля в ВВП.

2. Поступление иностранной валюты от международного туризма.

а) Валовые доходы в иностранной валюте

б) Чистые доходы в иностранной валюте как превышение доходов над расходами.

3. Рабочие места, созданные благодаря туризму.

4. Прямая занятость на туристских предприятиях.

5. Эффект мультипликации.

6. Вклад в государственный бюджет через налоги, сборы и другие поступления.

Отраслевой подход в измерении результатов туристской деятельности базируется на применении системы показателей:

1) – объем туристского потока,

2) – состояние и развитие материально-технической базы

3) – показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы

4) – показатели развития международного туризма.

1) Туристский поток – это постоянное прибытие туристов в страну (регион)

Объем турпотока отражают:

а) Общее количество туристов

б) Количество туродней (ночевок, койко-дней)

в) Средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность пребывания туристов в стране (регионе)

Туристский поток – явление неравномерное, поэтому были выведены коэффициенты неравномерности тур. потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:

А)

Б)

В) где

Д max и Д min – число туродней в месяце максимального и минимального потока (чел./дней)

Д год и Д см – годовое и среднемесячное число туродней (чел./дн.)

2) Мощность коечного фонда.

Состояние и развитие материально-технической базы.

Мк = Кrх365+Ксхtс

Мк – мощность коечного фонда, (ед.)

Кr – число койко-мест круглогодичного использования.

Кс – число койко-мест сезонного использования (ед.)

tс – число дней сезонного использования (дней)

3) Предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Эти данные приблизительны, но регионы такие расчеты пытаются делать наблюдая за рынком.

Суммарные тур. расходы

Р? = Д х Рср. – средние расходы туриста за сутки.

4) Показатели финансово – экономической деятельности турфирм мы будем анализировать во II семестре.

1) Отдельно выделяют показатели международного туризма.

а) количество туристов, посетивших зарубежные страны (число пересечений границы)

б) число туродней иностранных туристов

в) суммарные денежные затраты.

Для характеристики и масштабов тур. деятельности так же рассчитывают:

1. Количество мест в средствах размещения.

2. Количество туристских предприятий

3. Численность пассажиров на туристских транспортных линиях.

Для страноведческих и региональных сопоставлений исчисляют так наз. «представительские» характеристики:

1. Число иностранных туристов на 1 жителя страны.

2. Число поездок на одного жителя страны.

1+2 – оценка интенсивности туризма.

3. Доля занятых в индустрии туризма от общего числа занятых.

4. Доля расходов на туристские, экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги в общем объеме платных услуг и т.д.

4. Экономическая эффективность туризма.

Эффективность в общем смысле означает получение ожидаемого результата (эффекта).

Экономическая эффективность предлагает соизмерение результата с затратами.

Экономический эффект туризма характеризует степень использования производственных и туристских ресурсов в течение определенного промежутка времени, т.е. создание и реализацию максимальных объема товаров и услуг определенного качества при минимальных затратах живого и общественного труда и рекреационного потенциала.

Экономическая эффективность туризма – это получение экономического эффекта от:

- организации туризма в стране

- туристского обслуживания населения региона

- производственно – обслуживающего процесса туристской фирмы.

Отсюда критерии эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах:

- на уровне общества (народного хозяйства в целом)

- на уровне отрасли

- на уровне отдельной турфирмы.

Основные показатели экономической эффективности туризма делятся на 4 группы:

1 группа: показатели, характеризующие внутреннюю эффективность туризма.

2 группа: показатели, отражающие вклад международного и внутреннеготуризма в повышение эффективности национальной экономики.

3 группа: показатели сравнительной эффективности туризма с другими отраслями народного хозяйства

4 группа: показатели оценки мультипликационного эффекта от интегральных связей туризма с другими отраслями экономики.

1 группа. Поскольку результаты экономической деятельности чаще всего выражаются объемом продукции (У) и прибылью, то важнейшими показателями эффективности являются производительность и рентабельность.

Производительность – это сумма выхода продукта на единицу вводимых факторов производства (L. K. N) при измерении производительности учитываются не только затраты труда, но и качество и количество всех ресурсов, включая природные, инфраструктурные и организационные.

производительность труда

L —

трудоемкость

производительность капитала (фондоотдача)

L —

фондоемкость

производительность природ. ресурсов

L —

ресурсоемкость

где L – труд, К – капитал, N – природные ресурсы, Y – национальный объем производства.

Совокупная производительность отраслевого комплекса «туризм»

Производство в туризме измеряется объемом тур. услуг на одну штатную единицу (выработка) или временем, затраченным на обслуживание одного туриста турфирмой.

Рентабельность выражается различными показателями.

В общем виде

(в знаменателе могут быть другие данные – основные фонды, себестоимость, инвестиции, выручка от реализации, чистый объем продаж и т.д.)

2 группа. Характеризует вклад туризма в развитие нацэкономики.

а) Сумма валютных поступлений в страну

б) Величина чистого экспорта, т.е. превышение ввоза туристами валюты над её вывозом. Это прямой вклад в платежный баланс страны.

Внутренний туризм.

Уровень расходов туристов на покупку услуг и товаров туризма.

Деньги, потраченные в месте пребывания, создают доход этой территории, что ведет к цепочке: «расходы доходы расходы».

3 группа. Для сравнения эффективности международного туризма с другими отраслями нацэкономики.

а) фактический коэффициент валюты

Расходы на обслуживание иностранных туристов в национальной валюте

валютные доходы $ или др.

Значение коэффициента. 0 < k? 1.

Чем ниже фактический коэффициент, тем эффективнее внешнеэкономическая деятельность

б) Емкость валютных поступлений.

Расходы в валюте на закупку ср. производства

Валютные поступления.

Чем ниже коэффициент – тем эффективнее международный туризм.

Эти коэффициенты сравниваются по различным отраслям.

5. Туристский мультипликатор, методики его расчета.

Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику

Тот факт, что развитие туризма влияет на экономику страны неоспорим, мы говорили об этом достаточно много. Кто сможет повторить как влияет туризм на экономику?

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, создание новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры.

Туризм как торговля услугами – невидимый экспорт, вносящий соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты. Для российской экономики выгодно привлекать больше туристов в нашу страну, чем отправлять российских граждан.

Влияние туризма на экономику делят на прямое и косвенное.

Прямое влияние – это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Это влияние понимается как результат вклада денег туристами в турпредприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.

Расходы туристов повышает доход туррегиона, что ведет к цепочке «расходы-доходы-расходы и т.д.»

Косвенное влияние – эффект мультипликатора.

? группа туристов, путешествуя по стране, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму денег. Доход турпредприятия – выручка от продажи туристам услуг и товаров. доход региона – налоги с выручки. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда турфирма покупает местные товары и услуги – продавцы этих товаров, получив деньги, выплачивают з/п работникам – работники их тратят на покупку услуг и товаров!!! но если они тратят деньги на приобретение импортных товаров то цикл замыкается –происходит утечка денежных средств.

Чем больше доля доходов, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора – кол-во раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе.

Понятие мультипликатора.

Один студент рассказывает то что в лекции. Два других студента Старова (Морозов) и Новойдорская (Боголюбов) на доске расчет двух других методик М.

Понятие «мультипликатор» (умножитель) ввел англ. экономист Р. Канн в 1931 г. – влияние инвестиций на доход.

М – это коэффициент, показывающий как изменяется доход при 1% изменении инвестиций – при увеличении инвестиций (расходов) на 1 увеличение доходов происходит на величину 1+r.

Теория М тесно связана с:

- теорией потребления;

- теорией перманентного дохода;

- теорией жизненного цикла

Если предположить, что функция потребления - это планируемый или желаемый уровень расходов, то доход равен потреблению (при нулевом доходе всегда нулевые расходы)

Графически – это биссектриса осей координат, где в любой точке значении ОХ и ОУ равны между собой.

Предположим, что планируемый уровень инвестиций (расходов) - это постоянная величина I, которая не зависит от доходов, получаем совокупный спрос AD – сумма C и I

В условиях нулевого уровня доходов потребительский спрос соответствует планируемым инвестициям. А расходы равны сумме потребления и инвестиций, т.е. С+I. Графически Функция равновесного спроса – это точка пересечения биссектрисы и линии перманентного дохода.

Исходя из теории жизненного цикла товара (продукта или услуги) вводим понятие «накопление/ сбережение».

Мультипликатор (К) это отношение приращения (изменения) дохода (?Y) к приращению инвестиций (?I) = К =?Y/?I

Теория М сводиться к тому, что доход распадается на 2 части:

- потребляемую (C)

- сберегательную (S)

Y= C +S т.е. доход = потребление + сбережение – выпуск продукции

Y = C +I,т.е доход равен потребление + расходы (инвестиции).

Принято учитывать среднюю и предельную склонность к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) – отношение потребляемой части дохода ко всему доходу, т.е. АРС = С/ Y

(маржинальная) Предельная склонность к потреблению (МРС)– отношение изменения в потреблении к уровню изменения в доходе, вызывающее это изменение. МРС =?С/?Y

Аналогично определяется уровень средней (АРS) и предельной склонности к сбережению (MPS).

Выведем математическую модель М.

МРС =?С/?Y

С = МРС • Y

Если предположить, что I (уровень инвестиций – расходы) постоянная величина и не зависит от доходов, то в состоянии равновесия объем выпуска продукции (услуг) и доходы равны совокупному спросу, т.е. сумме потребления и инвестиционного спроса (? С и I)

Y = C + I = MPC • Y + I

I = Y • (1 – MPC)

Y = I /1 – MPC

I /1 – MPC – данный множитель и является мультипликатором. Т.к. любое увеличение уровня инвестиций (I) приведет к увеличению роста доходов

К = I/1 – MPC

Распределение прибыли может идти по двум направлениям:

- MPC — маржинальная (предельная) склонность к потреблению – трата прибыли на товары и услуги

- MPS — маржинальная склонность к сбережению – отложить часть прибыли.

Валовый доход турпредприятия распадается на потребление и сбережение. Значит прирост потребления + прирост сбережений всегда = приросту дохода, т.е. сумме MPC и MPS

Получаем

MPC + MPS = 1

Отсюда

К =?Y/?I

?Y =?C +?I

?I =?Y —?C

К =?Y?Y —?C

К = 1 1-?С/?Y

МРС =?С/?Y

K = 1/ 1-MPC = 1/MPS

Например:?I = 1000, MPS=0,4 К=1/0,4 = 2,5

1000 х 2,5 = 2500 (?Y)

MPS=0,5 К=1/0,5 = 2

1000 х 2 = 2000 (?Y)

Значит, чем меньше склонность к потреблению, тем меньше мультипликатор и наоборот.

MPS=0,4 К=1/0,4 = 2,5

1000 х 2,5 = 2500 (?Y)

Потребление личное и производственное

На базе общей модели, учитывая различные факторы, влияющие на потребление и инвестиции (расходы), определяют М дохода, налогов. Занятости, банковский М и т.д.

Расчет М по Москве (Гуляев) – Кунина.

Туристский мультипликатор

Туристский М показывает косвенное влияние туризма на экономику и соцсферу в целом.

Это коэффициент косвенного влияния туризма на экономику и социальную сферу в данной отрасли на региональном или федеральном уровне.

Это коэффициент, отражающий увеличение доходов региона в зависимости от расходов туристов.

Как выглядит эта картина? Расходы туриста – это доходы турфирм, турпредприятий, транспортных компаний. Эти доходы превращаются в дополнительную прибыль, инвестиции, з/п и т.д. Для бюджетов – это дополнительные налоги, сборы, пошлины и т.д. На очередном цикле оборота? (дельта) дохода - инвестиции в развитие, а это? дохода производителей, оборудования, энергии, топлива и т.д.

?з/л тратятся на потребительском рынке, а это?доход торговли, с/х, текстильной отрасли и т.д.

Косвенное воздействие зависит от накопления (сбережения) населения. И от вывезенных доходов за рубеж.

Накопление предприятия – вывод части полученного от туризма дохода из оборота за счет импортных закупок (мебель, оборудование), резервные фонды, депозиты и т.д.

Чем выше склонность к накоплению, тем ниже мультипликационные эффект.

Для повышения мультипликационного эффекта от туризма необходимо:

- развитая индустрия туризма и инфраструктура региона;

- наличие богатых туристских экологически чистых ресурсов;

- развитые экономика региона и его потребительская сфера;

- высокий туристский имидж региона;

- наличие импортозамещающих товаров, продуктов, напитков, услуг;

- активные въезд и выезд туристов в регионе;

Основной показатель мультипликационного эффекта – это показатель, отражающий степень прироста одних величин по сравнению с динамикой других величин - расходы туристов, склонность к накоплению (сбережению) населения и предприятий.

Основные 2 задачи:

- максимальное стимулирование таких расходов;

- снижение уровня накоплений (сбережений).

Виды мультипликаторов

Существуют различные виды М в туризме.

1. Мультипликатор продаж – характеризует дополнительный оборот бизнеса в результате роста расходов туризма.

Туристы тратят деньги, которые превращаются в доход фирмы – выручка – и в доход региона – налоги от выручки. В результате цепной реакции «расходы – доходы – расходы – доходы» доход, полученный от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованную им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.

По оценкам ряда ученых М от туризма дифференциация от 1,2 до 4.

2. М производства – характеризует объем дополнительного производства в экономике за счет роста расходов туристов.

Различие между 1 и 2: в М производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (некоторые продажи совершаются из складских запасов).

Оценка М – подход «затраты — выпуск».

3. Мультипликатор инвестиций в туризме

М =? ЧНП/?И

? ЧНП – изменение чистого национального продукта

?И – первоначальные изменения в инвестициях

? ЧНП = М х?И

? первоначальный рост инвестиций – 40 млрд. М = 2,5

Прирост ЧНП составит 40 х 2,5 = 100 млрд.

4. Мультипликатор занятости.

Характеризует количество рабочих мест, которые созданы за счет дополнительных расходов туристов.

Растущие затраты туристов вызывают потребность в дополнительной рабочей силе. Что повышает коэффициент занятости.

? если коэффициент занятости 2,63, то это значит, что страна может обеспечить рабочими местами 1,63 человека на каждого уже работающего в индустрии.

В зависимости от туристского региона каждые 20 – 30 туристов, способствуют созданию 1 прямого и 2-х косвенных рабочих мест.

Мультипликационный эффект – 1 рабочее место непосредственно в сфере туризма дает от 6 до 12 рабочих мест в смежных отраслях.

К = 1/1-с-m

К – мультипликатор

1-с – экономия расходов

m – импорт

Для долгосрочных целей эта модель приобретает следующий вид:

К = 1/1-с+m-i

I – предельная склонность к инвестициям

С учетом эффекта прохождения затрат (резервов) через общественный сектор потребления формула следующая:

К = 1/1-с+m-i-g

g – предельная склонность к затратам в общественном секторе потребления

В настоящее время для краткосрочных вычислений используется модель Арчера:

К = (1-L)(1-c(1-ti)(1-td-b)+m)

L – первый цикл прохождения средств через экономику странырегиона

ti - предельная норма косвенных налогов

td – предельная норма прямых налогов

b – предельная норма затрат на трансфер

Модель мультипликатора «Ad Hoc» — модель выравнивания для извлечения в полной мере прибыли:

Ах1/(1-ВС)

А – доля суммарных расходов, остающаяся в экономике после первого цикла расходов.т.е. 1 – L в модели Арчера

В – склонность местного населения оставлять средства в местной экономике

С – доля расходов местного населения.

5. Мультипликатор дохода – характеризует прирост дохода (зп, аренда, ссуды, рента) за счет расходов туризма.

Интегральный мультипликатор исчисляется:

MPC — маржинальная (предельная) склонность к потреблению – трата прибыли на товары и услуги

MPS — маржинальная склонность к сбережению – отложить часть прибыли.

Валовый доход турпредприятия распадается на потребление и сбережение. Значит прирост потребления + прирост сбережений всегда = приросту дохода, т.е. сумме MPC и MPS

Получаем

MPC + MPS = 1

Отсюда

К =?Y/?I

?Y – доход (приращение)

?I – инновации (приращение)

Доход распадается на две части

?C +?I – приращение потребительских расходов и приращение инвестиций

?Y =?C +?I

?C – расходы (приращение)

?I =?Y —?C

К =?Y?Y —?C

К = 1 1-?С/?Y

МРС =?С/?Y

MPC — маржинальная (предельная) склонность к потреблению – трата прибыли на товары и услуги

MPS — маржинальная склонность к сбережению – отложить часть прибыли.

Валовый доход турпредприятия распадается на потребление и сбережение. Значит прирост потребления + прирост сбережений всегда = приросту дохода, т.е. сумме MPC и MPS

Получаем

MPC + MPS = 1

K = 1/ 1-MPC = 1/MPS

K = 1/ 1-MPC

Y – доход = С (потребление) и S (сбережение)

1-МРС = MPS – предельная склонность к сбережению

МРС=?С/?Y прирост потребления / прирост дохода

В развитых странах он колеблется в интервале 2-4 на каждый вложенный $ — удвоенный утроенный эффект.

Снижает эффективность утечка денежных средств.

Утечка - это соотношение сбережений и импорта (которые тратятся на турпотребности за пределами принимающего региона). Это не стимулирует местную экономику.


 

Лекция 4. Производство и потребление в сфере туризма.

1. Факторы производства и их особенности в туризме.

Человек (потребности)

 

Экономика

 

Природа (ресурсы)

Ранее мы выяснили, что туризм разновидность экономической деятельности людей – это процесс создания материальных и духовных благ, отвечающих нуждам и потребностям людей. Экономика туризма – это связующее звено ресурсов и потребностей.

               
       
               
   
производство туристских услуг турист Формирование турпродукта Реализация турпродукта
   
           

 

Факторы:

1. труд

2. земля

3. капитал

4. предпринимательская способность.

Туристско-рекреационные ресурсы более широкое понятие. Они включают:

- природные,

- исторические,

- социально-культурные объекты

- объекты туристского показа с познавательной, оздоровительной, спортивной и др. целях.

Туристов привлекает ландшафт, чистый воздух, просторные пляжи, парки и т.д.

Есть разные классификации туристско-рекреационных ресурсов

Оригинальный подход – фр. П. Дефер.

4 группы – гидром, фитом, литом, антропом.

Гидром – ресурсы, включающие воду (реки, озера, море, водопады, ледники, снежные равнины, мин. воды).

Фитом – ресурсы, в состав которых входят земельные угодья (парки, сады, вулканы и др.)

Литом – все что создано руками человека (памятники архитектуры, строения)

Антропом – виды деятельности человека вне зависимости от окружающей обстановки (человек, права, обычаи, народные промыслы, фольклор, национальная музыка и т.д.) наличие в стране туристско-рекреационных ресурсов само по себе не означает развитие туризма.

Туризм начинается там, где создается тур. инфраструктура и территория превращается в дестинацию.

Дестинация с латинского местонахождение, т.е. географ. территория обладающая привлекательностью для туристов. Для разных туристов предпочтительные различные свойства турпункта.

Не любую территорию можно отнести к дестинации. Нужно соответствовать требованиям:

1. Наличие определенного набора услуг, необходимых туристам.

а) транспорт

б) размещение (отели, кемпинги)

в) питание (ресторан, кафе)

2. Определенный набор достопримечательностей, которые интересны туристам.

3. Наличие информационных систем (резервирование мест бронирование)

Т.о. дестинация – это территория, предлагающая набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и др.

Использование туристско-рекреационных ресурсов требует паспортизации и зонирования, которые устанавливают предельно допустимые нормы нагрузки на конкретную дестинацию с целью рационального использования, воспроизводства и экологической охраны.

Максимальная нагрузка без ущерба для турпункта называется пропускным потенциалом.

Это учитывается при разработке турполитики и планов развития туризма.

Характеристика рабочей силы

Вторым по значению фактором производства являются трудовые ресурсы.

Туристский бизнес – один из трудоёмких секторов экономики.

Под капиталом понимается фактор производства, как богатство, необходимое для создания туристских благ.

Различают реальный капитал – средства производства и денежный К. – инвестиции.

Средства производства составляют материально-техническую базу туризма. Это сооружения, здания, оборудование, транспортные средства и т.д. Это основа производства турпродукта.

Совокупность различных отраслей, подотраслей и видов деятельности, удовлетворяющих тур. потребности или создающих для этого у4словия образуют индустрию туризма.

Есть разные термины, описывающие это явление

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Либеральная – основана на доминировании рыночных механизмов | Туристская индустрия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.361 сек.