Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая предложения. График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров




График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращиваютпшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программасевооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений.

На рынке потребитель сталкивается с множеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т. е. набор товаров, обладающих для него определенной полезностью

.Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. Предельная полезность отражает степень настоятельности потребности. Допустим, потребитель собирается приобрести телевизор, потребность первой покупки — очень высокая; предельная полезность второго и третьего телевизора соответственно будет ниже. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц этого блага. Почему? Потому что этот конкретный товар (телевизор) будет постепенно удовлетворять потребителя. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно под названием закона убывающей предельной полезности. Полезность — понятие субъективное, поэтому она не поддается точному количественному измерению. Экономисты (их называют кардиналистами), пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности (англ. «utility» — полезность). Совокупную полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности.

Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы товара лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить.

Потребитель — вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить максимальную совокупную полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Итак, какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести на свой денежный доход, приносит ему наибольшую полезность? Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную, т. е. добавочную, полезность.

Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Отметим, что, поскольку постоянно действует закон убывающей предельной полезности, правило максимизации полезности и логически согласующуюся с ним кривую спроса необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цены. Это связано с тем, что при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара падение цены побуждает потребителя к последующим покупкам этого товара. Каждая последующая продажа одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем дополнительной выгоды от снижающейся цены и неизменном доходе и сравнительно более высоких ценах взаимозаменяемых товаров. Вполне понятно, что высокая цена сдерживает покупателя, в то время как низкая цена обычно поощряет покупателя к приобретению товара.

Рассмотрим, как снижение цены товара приводит к двум различным следствиям, которые в свою очередь обусловливают рост спроса на товары,

1. Эффект дохода: если цена товара (например, яблок) падает, то реальный доход, или покупательная способность, потребителя данного товара (яблок) увеличивается. Это увеличение реального дохода проявляется в росте объема покупок различных товаров, включая яблоки. Снижение цены яблок увеличивает реальный доход покупателя, тем самым позволяя ему приобрести большое количество яблок на тот же денежный доход.

2. Эффект замещения; снижение цены продукта (яблок) означает, что он теперь стоит дешевле всех других товаров. Поэтому покупатели будут стараться заменить более дешевым товаром (яблоками) другие товары, которые стали теперь относительно дороже. Снижение цены будет стимулировать потребителя к замещению яблоками других товаров (апельсинов, бананов, груш). Снижение цены увеличивает относительную привлекательность товара и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.

Эффекты доходов и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Итак, рассмотрев поведение потребителя па рынке с точки зрения закона предельной полезности, мы можем заметить, что хотя потребности людей многочисленны и безграничны, потребность в определенном товаре в пределах ограниченного промежутка времени может быть удовлетворена. На рынке потребность выступает как платежеспособный спрос потребителя. Спрос потре-, бителя, его выбор находятся в зависимости от:., 1) ден на товары и услуги;; 2) размера денежного дохода; 3) его вкуса и предпочтений.

Тема 2.2 Потребности и ресурсы. Производство. Рынки факторов производства

Основная проблема экономики заключается в том, что имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.

Материальные потребности - прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Полезность - совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д.

Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши - страна достаточно экономически развита.

В связи с этим появляется необходимость контроля производства.

О бщество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.

Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.

 

1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики

Классическое определение предмета “Экономикс” было дано в 1935 году Лайонелом Роббинсом: “Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление”. Она исходит из того, что основная проблема экономической жизни общества - это удовлетворение потребностей людей наиболее рациональным способом. То есть центральное место в “основном течении” современной экономической теории занимает человек как потребитель. Он имеет дело с конкурирующими целями (разнообразными потребностями) и ограниченными средствами их удовлетворения.

 

 

Рис.1.

Экономика – это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства товаров и распределения их среди людей. Ее ключевые понятия: редкость, выбор, эффективность.

· Редкость - это ситуация, когда наличных производственных ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей всех людей.

· Экономический выбор состоит в поиске такого способа распределения имеющихся благ и ресурсов, который обеспечивает людям при данных производственных ресурсах наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей.

· Эффективность означает состояние экономики, при котором удовлетворение потребностей людей достигается с наименьшими затратами ресурсов.

 

 

Рис.2.

Потребность - это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека.

Материальные потребности - пища, одежда, жилье.

Духовные - книга, кино, образование.

Социальные - общение и соответствующие институты.

Благо - любое средство удовлетворения потребностей людей.

Таблица 1

Классификация благ

По способу предоставления блага в распоряжение потребителя: Вещь - осязаемый продукт природы или человеческой деятельности. Услуга - процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.
По характеру удовлетворяемой потребности: Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме. Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные и другие).
По редкости: Свободные, общедоступные блага. Экономические - блага, имеющиеся в ограниченном количестве.

Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

Земля - все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы.

Труд - все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

Капитал - все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру. Это - то, с помощью чего человек воздействует на природу.

При характеристике капитала как экономического ресурса следует учитывать, что в экономической теории есть несколько трактовок капитала:
Физический капитал (это и есть экономический ресурс) - запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.
Денежный капитал (не является экономически ресурсом)- пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал - это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

Итак, базовыми постулатами экономики являются два тезиса, принимаемые за аксиомы:

• безграничность, или неутолимость, материальных потребностей об­щества;

• ограниченность, или редкость, экономических ресурсов.

Разберем подробнее оба постулата. Понятие потребностей в экономик­е прочно увязывается с потребностями материальными и трактуется как «желания потребителей приобрести и использовать товары или услуги, которые доставляют им полезность» [1, 36]. Таким образом, именно субъ­ективные желания потребителей выступают движущей силой развития производства. Однако связь производства и по­требления, определяющая направления развития процесса формирования потребностей, значительно сложнее и ведущее значение в ней принадле­жит производству.

Следует четко различать сами потребности, механизм их реализации и формы выражения потребностей. Так, человеку была всегда присуща такая первичная потребность, сохранившаяся до наших дней, как потребность в жилье. Материальное воплощение ее будет различным в зависимости от исторических, климатических условий, а также национальных традиций (пещера, изба крестьянина, дворец, вигвам, юрта, современная квартира и т. д.). Формы воплощения потребностей могут быть самыми разнообраз­ными, тем не менее, все они удовлетворяют одну и ту же потребность, раз­личается лишь мера удовлетворения данной потребности.

Если для простоты обратиться к материальным потребностям отдель­ного индивида как потребителя, то его материальные потребности напря­мую связаны с условиями его жизнедеятельности: жилье, пища, одежда, средства передвижения, средства ухода за всем вышеперечисленным. Формы реализации и воплощения данных потребностей, подчеркнем еще раз, самые разнообразные и зависят от технологического уклада, господ­ствующего в данном хозяйстве. Именно уровень достигнутого в обществе производства позволяет создать адекватный данному историческому пе­риоду материальный носитель потребности. И в этом смысле реализация всех материальных потребностей всегда ограничена рамками имеющегося в данной хозяйственной системе технологического способа производства. Таким образом, сам по себе перечень материальных потребностей индиви­да далеко не безграничен, не безграничны также формы материального воплощения данных потребностей.

Можно усложнить задачу — рассматривать индивида как отдельное домохозяйство, в этом случае он выступает и как традиционный потреби­тель различных экономических благ, и как поставщик экономических ре­сурсов. Круг материальных потребностей его значительно расширится за счет чисто экономических потребностей, связанных с поставкой (прода­жей) другим экономическим субъектам своих ресурсов. В этой связи пред­стоит ответить на следующие вопросы:

• является ли материальной экономическая потребность в сдаче в аренду индивидом жилого помещения?

• будет ли материальной потребность в получении заработанной.платы?

• материальна ли потребность в получении земельной ренты, нор­мальной прибыли и т. д.?

Очевидно, что результат реализации вышеперечисленных потребно­стей материален, как и в случае с простыми насущными потребностями, что позволяет, на наш взгляд, отнести их к разряду материальных. Сразу можно отметить, что безграничность данных потребностей очень условна и в каждом конкретном случае определяется стоимостным эквивалентом продаваемого (сдаваемого в аренду) ресурса. Так, зарплата зависит в первую очередь от опыта и квалификации работника, величина земельной ренты определяется исходя из соотношения цены земли и ссудного про­цента и т. д.

Если обратиться к материальным потребностям фирмы, то тезис о без­граничности потребностей также приобретает условный характер. Для фирмы потребности выступают в виде прежде всего потребностей в раз­личных экономических ресурсах, необходимых ей для производственной деятельности, величина требуемых ресурсов зависит от уже сложившейся структуры производства, спроса на продукцию данной фирмы (для уже функционирующей на рынке фирмы) или от проектных показателей (для впервые выходящей на данный рынок фирмы). После завершения очеред­ного цикла производственного процесса, фирма может сориентироваться на прежний или меньший объем производства, в этом случае ее потребно­сти в ресурсах не превысят предыдущий уровень, либо увеличить предло­жение, что вызовет, как следствие, потребность в дополнительных эконо­мических ресурсах. Но и в последнем случае рассуждать о безграничности потребностей фирмы не слишком корректно.

Неутолимость или безграничность потребностей в одном из учебников Экономикса доказывается следующим образом: «В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безгра­ничны... Подтвердить этот вывод можно с помощью простого экспери­мента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, ко­торые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. За­тратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением време­ни потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми... Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппе­титы, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы в голову не пришло покупать... Более того, удовлетворив простую потреб­ность, мы уже не можем остановиться...» [1, 36—37]. Данный отрывок хорошо иллюстрирует роль процесса производства в формировании мате­риальных потребностей общества, именно уже созданные и широко рек­ламируемые результаты процесса производства «создают» потребителя, зачастую навязывая ему новые формы удовлетворения потребностей. При этом степень удовлетворения потребностей зависит от технологического способа производства.

Есть еще один немаловажный, на наш взгляд, аспект рассматриваемой проблемы, а именно — проблема смысла хозяйствования и поиска инди­видом своего места в социуме. Провозглашение безграничности матери­альных потребностей сводит смысл человеческой жизни к потребительст­ву, вечной погоне за новыми формами воплощения тех или иных матери­альных потребностей, роль человека в социуме, следовательно, — быть исключительно потребителем. Хозяйственная система с присущим ей механизмом направлена на обеспечение данного процесса, смысл хозяйство­вания — потребление.

Естественно, каждый человек на протяжении всей своей жизни выпол­няет роль потребителя экономических благ, но это не единственная и не главная его социальная роль. В любом рыночном хозяйстве существует значительная группа людей, главной жизненной потребностью которых является экономическая потребность в предпринимательской деятельно­сти, их основная социальная роль — быть менеджерами, собственниками, акционерами, банкирами и т. п. Масштабы их экономических потребно­стей определяются величиной вкладываемого в их деятельность капитала (как собственного, так и привлеченного), реализация данных потребностей протекает в постоянной погоне за эффективным вложением капитала.

Следует отметить, что, на мой взгляд, самая значительная социальная роль индивида в обществе с точки зрения процесса производства связана с реализацией его рабочей силы. Подчеркнем, что в Экономиксе специально не рассматривается такая важнейшая общественная потребность, как по­требность в труде. Когда потребность в труде из источника получения средств к существованию превращается во внутреннюю необходимость данного индивида, т. е. потребность в труде трансформируется в труд как жизненно необходимую потребность, именно данная потребность стано­вится безграничной.

Существенным методологическим недостатком рассмотрения потреб­ностей в Экономиксе является сведение всего многообразия общественных потребностей к потребностям материальным, в то время как система об­щественных потребностей в масштабах функционального хозяйственного пространства включает:

• потребности общественного развития (они напрямую связаны с воз­никновением новых производственных отношений и соответствующих им законов);

• структурообразующие потребности (в технико-экономических, орга­низационно-экономических и собственно производственных отношениях):

• потребности в результатах процесса общественного воспроизводства:

• потребности индивида как личности, а не только носителя рабочей силы.

Системный подход к исследованию общественных потребностей по­зволяет рассматривать их как центральную категорию теории хозяйства, потребности есть:

• исходный пункт любого хозяйства;

• результат функционирования хозяйственной системы;

• основа формирования ценностных ориентиров социума;

• основа формирования личности в социуме;

• связаны с проблемой поиска смысла хозяйствования.

С процессом эволюции хозяйственных систем связана в большей сте­пени группа потребностей общественного развития, но даже их только условно можно назвать безграничными, так как они всегда связаны с оп­ределенной системой хозяйства и реализуются как внутри нее, так и за ее рамками, в переходный период, предполагающий смену предшествующей хозяйственной Системы качественно новой.

Таким образом, утверждение в качестве основополагающего тезиса о безграничности материальных потребностей с методологической точки зрения означает:

• значительное упрощение понимания самих потребностей, при кото­ром многоплановая система общественных потребностей (в том числе потребностей данного хозяйства) сводится к материальным потребностям отдельных людей, частных предприятий и правительства;

• субъективистское определение потребностей;

• отождествление различных форм выражения потребностей с самими потребностями;

• исследование потребностей прежде всего с позиции потребления, а не процесса производства;

• недооценку факта, что реализация потребностей всегда лимитируется уровнем технологического способа производства;

• игнорирование такой важнейшей потребности, как потребность в труде.

Следуя рассматриваемому постулату экономики, движущей силой об­щественного развития выступают лишь материальные потребности, в то время как ею является вся система общественных потребностей. Единственными поистине безграничными потребностями, на мой взгляд, можно считать познавательные, исследовательские, творческие потребности. Не­критическое отношение к положению о безграничности материальных потребностей ведет к утверждению тезиса о рациональном человеке как потребителе, служит источником концептуального мифотворчества в об­ласти теории потребительского поведения, в частности, при оценке пре­дельной полезности различных благ.

Второй постулат — тезис об ограниченности ресурсов, так же как и первый, далеко не безупречен. Ресурсы, к которым, по Экономиксу, относятся земля, капитал, труд и предпринимательская способность, рассмат­риваются с позиции процесса потребления как условие для осуществления процесса производства. Однако в процессе общественного воспроизводст­ва сами ресурсы принимают формы:

• условий процесса производства;

• функционирующих в процессе производства факторов производства;

• результатов общественного воспроизводства, в качестве которых они дают новый импульс производству.

Ограниченность ресурсов не является абсолютной, она всегда относи­тельна. Так, наличные освоенные ресурсы определенного хозяйства всегда зависят от:

• величины трудовых ресурсов, выступающих прямым следствием демографической ситуации в обществе;

• величины функционирующих в процессе общественного воспроиз­водства средств производства, включая землю.

Величина функционирующих в процессе общественного воспроизвод­ства средств производства определяется господствующим на данном этапе развития хозяйственной системы технологическим способом производст­ва. Именно технологический способ производства является ограничителем для вовлечения в процесс общественного воспроизводства дополнитель­ных ресурсов. Так, изменения, связанные с повышением уровня произво­дительности труда на предприятии, благодаря технологическим изменени­ям, имеют следствием, как правило, рост объема производства, для дости­жения которого ранее потребовалось бы значительное увеличение числа занятых. В данном случае для предприятия (и для общества) произошло изменение величины таких экономических ресурсов, как труд и средства производства.

Ресурсы есть материальное воплощение потребностей общественного воспроизводства, и их ограниченность носит относительный характер, о ней можно рассуждать только в рамках определенного способа производ­ства.

Становление информационного общества вносит новый аспект в дан­ную проблематику. Важнейшим экономическим ресурсом становится сама информация, прежде всего экономическая, которая в процессе потребле­ния не уничтожается и может многократно воспроизводиться на различ­ных носителях, и в этом смысле является неограниченным ресурсом.

В определенной мере является неограниченным и такой экономический ресурс как рабочая сила в той мере, в какой он свя­зан с познавательными, творческими потребностями человека, ибо стрем­ление к познанию мира и творчеству безгранично и всегда было свойст­венно определенной части любого общества.

Рассмотрение ограниченности ресурсов в качестве базового постулата необходимо, на мой взгляд, в Экономиксе прежде всего для обоснования ряда понятий, связанных с предельными величинами, а также альтерна­тивных издержек. Последнее понятие при всей своей наглядности не дает ответы на вопросы о критериях сравнения различных вариантов использо­вания ресурсов, о том, что лежит в основе сравнения, и т. п.

Базовые постулаты Экономикса являются источником концептуального мифотворчества, поскольку

• освещают потребности и ресурсы преимущественно с точки зрения процесса потребления, не рассматривая их динамику в рамках процесса общественного воспроизводства;

• определяют и потребности и ресурсы лишь как необходимые условия процесса потребления, что значительно упрощает картину хозяйственной жизни:

• сводят все многообразие общественных потребностей к материаль­ным потребностям, тогда как источником движения хозяйственной систе­мы всегда выступает вся система общественных потребностей:

• абсолютизируют безграничность потребностей, тогда как она доста­точно условна, так как многообразны формы реализации потребностей, их материальное воплощение, а не сами потребности; безграничны только потребности в познании, творчестве, самосовершенствовании, в информа­ции и т.п.;

• не учитывают, что потребности всегда реализуются в рамках опреде­ленной конкретно-исторической системы хозяйства, следовательно, фор­мы их материального воплощения ограничены рамками возможностей данного технологического способа производства;

• недооценивают, что ограниченность ресурсов всегда относительна и характеризуется достигнутым в обществе уровнем развития производи­тельных сил, технологическим способом производства;

• игнорируют новые тенденции в современной хозяйственной жизни, а именно, что в условиях становления информационного общества сама ин­формация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд.

 

2. СУЩНОСТЬ КривОЙ производственных возможностей

Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, координаты, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства двух товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости в экономике с постоянными запасами и неизменной технологией. Каждая точка на кривой производственных возможностей, или кривой трансформации, представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу.

Э та кривая выражает следующие обстоятельства:

1. Экономика полной занятости всегда должна для производства одного товара поступиться производством другого товара. Общество, находящееся на максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов не в состоянии одновременно увеличить производство обоих товаров.

2. Кривая производственных возможностей представляет для общества перечень альтернативных вариантов. Сколько и чем можно пожертвовать для увеличения производства альтернативного товара.

В озникает вопрос: возможен ли вообще переход с более низкого на более высокий уровень производственных возможностей?

Э тот переход возможен в результате подключения ряда факторов.

В о-первых, если произойдет рост ресурсно-технологического обеспечения в стране, т.е. а) произойдет рост численности населения и рабочей силы, б) будут открыты новые месторождения полезных ископаемых и новых видов ресурсов, в) будут внедрены лучшие способы переработки ресурсов (новая техника и технология).

В о-вторых, такой переход возможен даже при имеющихся наличных ресурсах, но при изменении соотношения между текущим потреблением и накоплением. Если на какое-то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов и фабрик), то через несколько лет возможен переход на более высокий уровень производственных возможностей.

К ривая производственных возможностей показывает, что уровень производственных возможностей в этих странах одинаковый, но объемы накопления различны. С реализацией программы накопления, т.е. со строительством новых предприятий и других объектов производственного назначения страны могут переместиться на более высокий уровень производственных возможностей.

 

Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;

Информация специфической формой информации является технология.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

§ организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

§ принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

§ рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

§ быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

§ рента (земля.);

§ процент (капитал);

§ заработная плата (труд);

§ прибыль (предпринимательская способность).

Тема 2.3 Издержки фирмы. Показатели деятельности предприятия

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты [1] [2].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.