Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние и внутренние издержки 6 страница




ный банк, проводя политику "дешевых" денег, увеличивает избыточные

резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъ-

являть соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действен-

ность денежно-кредитной политики, её гибкость, возможность "тонкой

настройки", быстрота осуществления делают её достаточно эффектив-

ным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной

монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в ар-

сенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Тема 3.4 Финансовая система и фискальная политика государства

Для достижения макроэкономических целей государство в каче-

стве метода косвенного регулирования экономики широко использует

государственный бюджет. Изменяя размеры и правила налогообложе-

ния, объемы и направления государственных расходов, правительства

могут воздействовать на уровень цен и занятость, на темпы экономи-

ческого роста и эффективность производства.

Данная тема посвящена анализу фискальных методов регулиро-

вания смешанной экономики.

Основные вопросы темы:

1. Теория налогообложения. Налоговая система.

2. Государственный бюджет.

3. Бюджетный дефицит и государственный долг страны.

4. Фискальная политика.

5. Виды и эффективность фискальной политики.

Вопрос 1. Теория налогообложения. Налоговая система

Для выполнения своих функций государство нуждается в денеж-

ных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов),

мобилизуемых для содержания государства, называется государствен-

ными финансами (от лат. "финансиа" – платеж, доход). Основным ис-

точником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридиче-

ских лиц, отчуждаемых и присваиваемых государством. Принуди-

тельное, обязательное изъятие средств в пользу государства предпола-

гает непременное законодательное установление налоговых обяза-

тельств. Принцип законодательного оформления налогов содержится

в конституциях многих государств.

Налоги многофункциональны.

Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финан-

совых ресурсов и формируют доходы государства. Налоги мобили-

зуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60% (Швеция)

ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2004 г. составляла 29,4%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги

оказывают воздействие на любые экономические и социальные про-

цессы, происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут

играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничи-

тельную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предостав-

ляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие,

расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз това-

ров из-за границы, будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых

стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее актив-

ный рычаг государственного регулирования социально-

экономического развития, инвестиционной, внешне-экономической

деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного

развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение нацио-

нального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя

доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и

предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно

влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на

распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязатель-

ность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых

доходов, необходимость декларирования доходов создает для государ-

ства возможность проверки законности, эффективности деятельности

субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в эконо-

мике определяют основные принципы налогообложения, которые бы-

ли сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом, и

остались актуальными и сегодня. Эти принципы:

􀂃 справедливость и равенство налогообложения – все должны

участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый – по воз-

можности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется;

􀂃 налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно

определен и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщи-

ка время и наиболее удобным способом;

􀂃 расходы на сбор налогов должны быть минимальны (налог

должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх

того, что поступает в доход государства).

Равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в тече-

ние столетий. Что понимать под равенством? На основании каких по-

казателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства

предполагает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикаль-

ной справедливости. Первая исходит из того, что находящиеся в рав-

ном положении (получающие одинаковый доход) должны платить

одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что нахо-

дящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) долж-

ны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться

принцип равенства, то здесь возможны два варианта: в качестве кри-

терия равенства может выступать платежеспособность физического

или юридического лица (доход или богатство) или – размер выгод, по-

лучаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспо-

собности реализуется путем установления зависимости между вели-

чиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями. При этом возмож-

ны два основных метода взыскания налогов:

– у источника дохода – т.е. в момент получения дохода (выплаты

заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

– в момент расходования дохода (обложение налогом покупок то-

варов и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государ-

ства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и

платит налоги (классический пример – дорожный налог, который пла-

тят автомобилисты, пользующиеся государственными дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует

противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспо-

собность, то, очевидно, что богатые должны платить больше, чем

бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государ-

ства, то безработный, получающий пособие по безработице, или пен-

сионер должен платить больше, чем мультимиллионер. Поскольку

оценить выгоды, получаемые налогоплательщиками, часто невозмож-

но (потребление общественных товаров), то на практике за основу на-

логообложения берется платежеспособность.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку всякий на-

лог – это вычет из дохода, то налоги могут негативно влиять на сти-

мулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование,

приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному

распределению ресурсов. Налоги "вбивают клин" между оценками то-

варов и факторов производства покупателями и продавцами, что соз-

даёт искажения в распределении ресурсов и порождает потери обще-

ства в целом.

Негативные последствия взимания налогов делают необходи-мым

при построении налоговой системы соблюдение принципа эффектив-

ности налогообложения, который предполагает, что взимание налогов

не должно иметь негативным последствий для экономики или эти по-

следствия должны быть минимальны.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения

на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы –

это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика

строится в соответствии с социально-экономической сущностью госу-

дарства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п.

Практически принципы налогообложения реализуются путем форми-

рования соответствующих правил взимания налогов: их уровня харак-

тера, состава, объекта обложения. Все это находит отражение в нало-

говой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых

государственной властью, а также методы и принципы построения

налогов. Основные принципы построения налоговой системы РФ на-

званы в Налоговом кодексе РФ:

• всеобщность и равенство налогообложения – охват налогами

всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их

организационно-правовой формы;

• стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ста-

вок во времени;

• равнонапряженность – взимание одинаковых налогов на оди-

наковых для всех налогоплательщиков условиях;

• экономическое обоснования налогов (налоги не могут быть

произвольными);

• обязательность – принудительность неизбежность выплаты налога;

• социальная справедливость – установление налоговых ставок и

налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды на-

логов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотноше-ний

плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или иму-

щества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены

теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица

(подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.).

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене това-

ров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребите-

ля, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или

производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, ак-

цизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоря-

жается (в соответствии с российским законодательством), различают:

федеральные налоги – они определяются Законом РФ и взимают-

ся на всей территории России по одинаковым правилам. Основные

виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы,

налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц,

таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др.;

налоги субъектов Федерации (региональные налоги) – это налоги,

которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней

(республик, краев, областей) на своей территории (налог на недвижи-

мость, налог с продаж, налог на игорный бизнес и др.). Федеральные

законы определяют лишь основные принципы формирования регио-

нальных налогов.

Местные налоги – устанавливаемые и взимаемые органами мест-

ного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физиче-

ских лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).

В зависимости от назначения налога различают:

общие налоги, которые обезличиваются и используются для фи-

нансирования общегосударственных расходов;

специальные (целевые) налоги – имеющие строго определенное

назначение. Они взимаются для финансирования заранее определен-

ных программ.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных

элементов:

− субъект налогообложения,

− объект налогообложения,

− источник налога,

− налоговые льготы,

− порядок изъятия,

− налоговые санкции,

− ставки налога.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юриди-

ческое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;

объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объек-

том налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности,

собственность и др. В законе о налоге указывается в каких единицах

измеряется объект налога (денежные единицы – в налогах на заработ-

ную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге, человек – в по-

душном налоге);

источник налога – доход, из которого уплачивается налог (зара-

ботная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уп-

латы налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налого-

вой политики, методом государственного регулирования экономики,

обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и оп-

ределенных групп населения. Налоговые льготы могут предостав-

ляться путем: установления необлагаемого минимума, исключения из

облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов до-

ходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предостав-

ления налогового кредита, возврата ранее оплаченных налогов (нало-

говая амнистия), полного освобождения от уплаты налогов и др.;

налоговые санкции – разного рода взыскания: от штрафов различ-

ных размеров до уголовной ответственности за нарушения в сфере на-

логообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых

платежей, включение в налоговою декларацию ложных сведений и т.п.).

Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t)

– величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая

(устанавливается _______в абсолютной сумме на единицу обложения) или до-

левая, устанавливаемая в виде доли (процента) к единице налогооб-

ложения. Различают среднюю и предельную налоговую ставку; пер-

вая определяет долю налога в доходе, вторая – прирост налога по от-

ношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реа-

лизующим на практике функции налогов и принципы налого-

обложения. Существуют различные методы построения налоговой

ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изме-

нении величины дохода, налог может быть:

прогрессивный,

пропорциональный,

регрессивный.

Прогрессивный налог – налог, при котором ставка обложения рас-

тет по мере увеличения дохода; соответственно, доля налога в доходе

по мере роста дохода возрастает.

Пропорциональный налог предполагает, что используется одна и

та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего нало-

гообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоян-

ной, независимой от величины дохода.

Регрессивный налог – налог, при котором ставка или доля налога в

доходе уменьшается по мере возрастания дохода.

Зависимость между получаемыми государством налоговыми по-

ступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера.

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в госу-

дарственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) став-

ка соответствующего налога. Повышение ставки налога, ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете,уменьшает поступления в бюджет.

Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбе-

режений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате –

увеличение поступлений в бюджет. Однако найти оптимальную шкалу

налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпири-

чески и, отражая национальные, психологические, конкретно-

экономические_______, культурные особенности, различна для разных стран.

Налоговая система России. В конце 80-х–начале 90-х годов в

России началась налоговая реформа, в результате которой принципи-

ально изменились взаимоотношения физических и юридических лиц с

государственным бюджетом. Многочисленные и разнообразные пла-

тежи предприятий в бюджет (плата за фонды, трудовые и природные

ресурсы, фиксированные платежи и отчисления от прибыли в бюджет

и др.) были заменены налогами.

Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с го-

сударственным бюджетом законодательно определены принятым в

июле 1998 г. Налоговым кодексом. Налоговый кодекс устанавливает

систему налогов и сборов. взимаемых в федеральный бюджет, а также

общие принципы налогообложения в РФ.

Вопрос 2. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это форма образования и расходова-

ния фонда денежных средств, предназначенных для финансового

обеспечения задач и функций органов государственной власти. Госу-

дарственный бюджет – это основной финансовый план страны,

имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и рас-

ходов государства и, как всякий баланс бюджет, состоит из двух взаи-

мосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступле-

ний, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Говоря о "государственном бюджете", надо иметь в виду, что он

представляет собой систему бюджетов, включающую в себя цен-

тральный бюджет и территориальные (региональные) бюджеты –

бюджеты субъектов Федерации (республик, краев, областей, автоном-

ных округов). Региональные бюджеты имеют такую же структуру, как

и центральный бюджет; они включают доходы и расходы региональ-

ных органов власти и действуют на территории соответствующих ад-

министративных единиц.

Помимо государственного бюджета бюджетная система страны

включает и бюджеты местных органов самоуправления.

Соответственно, в бюджетную систему Российской Федерации входят:

• республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

• бюджеты национально-государственных и административно-

территориальных образований;

• местные бюджеты (районов, городов, сельские, поселковые

бюджеты).

В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит

принцип бюджетного федерализма, согласно которому:

− все бюджеты функционируют автономно;

− за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и

определяются расходы, которые финансируются за счет соответст-

вующих бюджетов;

− бюджеты принимаются соответствующими органами закон-

нодательной власти.

При этом принцип бюджетного федерализма не исключает воз-

можности перераспределения денежных средств между бюджетами.

Происходящий в России процесс бюджетной федерализации при-

вел к тому, что роль региональных и местных бюджетов существенно

возросла: увеличилась их доходная база, многие расходы были закре-

плены за бюджетами субъектов Федерации.

Доходы государственного бюджета включают:

• налоговые поступления (80–90% всех доходов);

• неналоговые доходы (доходы от сдачи в аренду, продажи госу-

дарственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисле-

ния государству и т.п.);

Содержание и характер государственных расходов органически

связаны с функциями государства.

Государственные расходы могут быть сгруппированы:

• по направлениям: расходы на военные и социально-экономи-

ческие цели, расходы на управление, на судебную и правоохранитель-

ную деятельность на международную деятельность и т.п.;

• по экономическому содержанию: государственные закупки, транс-

фертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и

услуги военного и гражданского назначения. Последние могут как

предназначаться для собственных нужд государственных предприятий

и учреждений, так и носить регулирующий характер (закупки сель-

скохозяйственной продукции для поддержания рыноч-ной цены, ин-

тервенции на валютном рынке в целях недопущения резких колебаний

курса национальной валюты).

Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта,

который характеризуется отсутствием риска неплатежа, ста-

бильностью цен, возможностью реализовывать продукцию крупными

партиями по заранее заключенным контрактам (государственные зака-

зы), возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.

Следующий вид государственных расходов – это трансфертные

платежи (выплаты, которые осуществляются без представления их

получателями каких-либо товаров и услуг). Трансфертные платежи –

это пенсии, пособия по безработице, стипендии, пособия многодет-

ным семьям и т.п. Трансфертные платежи не относятся к производи-

тельным расходам государства, их доля в общих государственных рас-

ходах зависит от социально-политической ориентации государства,

границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой

социальной политики. Так, доля трансфертных платежей колеблется

от 12% ВНП в США до почти 32% в Швеции.

Наконец, государство несет расходы по обслуживанию внутрен-

него и внешнего долга, которые включают затраты на выпуск и разме-

щение государственных ценных бумаг (ГЦБ), выплату процентов.

Систематическое увеличение государственного долга имеет своим

следствием рост этого вида расходов государства.

Вообще увеличение государственных расходов стало в ХХ–

начале ХХI вв. общемировой тенденцией. Практически во всех стра-

нах государственные расходы растут быстрее ВНП. Естественным

следствием этого является увеличение доли государственных расхо-

дов в ВНП. Так, в 1929 г. государственные расходы США составляли

12% ВНП, а в 2000 г. – 19%. В России доля государственных расходов

составляет, примерно, 15% ВНП.

Вопрос 3. Бюджетный ____________дефицит и государственный долг

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает ра-

венство доходов и расходов. Однако, как правило, планируемые по-

ступления и расходы государства не совпадают. Превышение доходов

над расходами образует бюджетный профицит (или положительное

сальдо), превышение расходов над доходами означает бюджетный

дефицит (или отрицательное сальдо).

Если раньше бюджетный дефицит возникал редко и был связан с

чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сего-

дня и в мирное время бюджетный дефицит стал достаточно типичным

явлением для многих стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объек-

тивного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозмож-

ности мобилизовать необходимые доходы в результате спада произ-

водства или падения темпов его роста, высокого уровня государствен-

ных затрат, низкой производительности труда и других причин, вызы-

вающих несбалансированность экономики, снижение эффективности

производства.

Однако, сам по себе, бюджетный дефицит не может служить по-

казателем, характеризующим состояние экономики страны, и безде-

фицитный бюджет еще не означает экономического благополучия.

Поскольку макроэкономическое равновесие может достигаться при

разном состоянии бюджета, то бюджетный дефицит (до определенных

пределов) не опасен.

Существует несколько точек зрения на проблему бюджетного де-

фицита.

Согласно одной из них, бюджетный дефицит недопустим, и необ-

ходимо добиваться ежегодной сбалансированности бюджета. Одна-

ко противники этой позиции доказывают, что стремление к ежегодной

сбалансированности бюджета в данном году будет генерировать бюд-

жетный дефицит в будущем. Увеличение налогов или сокращение го-

сударственных расходов во имя бюджетного баланса приводит к паде-

нию совокупного спроса, объема производства, доходов, следователь-

но, к уменьшению поступлений в бюджет.

По мнению других экономистов, бюджетная сбалансированность

должна достигаться автоматически в ходе экономического цикла.

Бюджетные излишки, возникающие в фазе подъема, должны покры-

вать бюджетный дефицит, появляющийся в фазе кризиса. Слабость

такого подхода к бюджетному дефициту состоит в том, что продолжи-

тельность и степень спадов и подъемов не совпадают, потому недос-

тижима и сбалансированность в рамках цикла.

Наконец, третья и наиболее распространенная концепция состоит

в том, бюджетный дефицит не может служить показателем, характери-

зующим состояние экономики, и бездефицитный бюджет еще не озна-

чает экономического благополучия страны. Макроэкономическое рав-

новесие, экономический рост и безинфляционное развитие могут дос-

тигаться и в условиях бюджетного дефицита, поэтому бюджетный

дефицит вполне допустим.

Сегодня большинство экономистов исходят из того, что в период

спадов вполне правомерен весьма значительный бюджетный дефицит,

а небольшой бюджетный дефицит может существовать и длительное

время. Проблемой становится продолжительный и значительный

бюджетный дефицит, следствием которого может стать инфляция.

Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в

пределах 3–3,5% ВНП.

Бюджетная несбалансированность может быть полезной с точки

зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между

доходами и расходами государственного бюджета может использо-

ваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. На-

оборот твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы

повышения налогов и снижения государственных расходов в период

спада экономики. И в результате, привел бы к дальнейшему сокраще-

нию совокупного спроса.

Характер бюджетного сальдо (дефицит или излишек) зависит от

состояния экономики в целом (рис. 5.4). При данном объеме государ-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.