Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние и внутренние издержки 12 страница




тивны:

− во-первых, необходим прямой государственный контроль над

монопольными рынками;

− во-вторых, еще одна область преимущественно административ-

ного регулирования – уже упоминавшиеся побочные эффекты рыноч-

ных процессов;

− в-третьих, разработка экологических и других национальных

стандартов;

− в-четвертых, определение и поддержание минимально допус-

тимых параметров жизни населения;

− в-пятых, административные методы эффективны в области за-

щиты национальных интересов в системе мирохозяйственных связей;

− в-шестых, реализация целевых программ, предусматривающих

элементы администрирования в отношении предприятий государст-

венного сектора.

3. Экономическими регуляторами следует пользоваться предель-

но осторожно, не ослабляя, а тем более, не заменяя рыночные сти-

мулы. Например, денежная или налоговая политика по силе своего

влияния на экономику сравнимы с централизованным планированием.

Если государство не учитывает при их использовании рыночных ме-

ханизмов, то сталкивается с серьезными проблемами. В результате

происходит инфляция, возникает безработица, кризис затрагивает де-

нежную систему и государственные финансы.

Таким образом, если говорить о современной эффективной ры-

ночной экономике, то не стоит подавлять сам рынок, пусть даже эко-

номическими методами.

4. Не следует забывать, что среди экономических регуляторов

нет ни одного идеального.

Речь идет об ответственности государства за отрицательные по-

следствия собственных решений. Любое вмешательство государства,

которое приносит положительный эффект, может привести к негатив-

ным последствиям в других областях. Вспомним кривую Филипса,

которая показывает взаимосвязь инфляции и безработицы. Например,

государство для сокращения инфляции может идти на закрытие убы-

точных предприятий, сокращать расходы госбюджета, но эти меры в

свою очередь приведут к росту безработицы.

Если государство в целях антиинфляционного регулирования ог-

раничивает прирост денежной массы в обращении, сжимает денеж-

ную массу, то эта эффективная антиинфляционная мера приводит к

удорожанию кредита, сокращению инвестиций и замедлению темпов

экономического роста.

Вопрос 3. Методы, формы, инструменты государственного

регулирования экономики

Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто

рыночный механизм. Объектами государственного регулирования яв-

ляются:

− экономический цикл;

− структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);

− условия накопления капитала;

− занятость;

− денежное обращение;

− платежный баланс;

− цены;

− НИОКР;

− условия конкуренции;

− социальные отношения и социальное обеспечение;

− подготовка и переподготовка кадров;

− окружающая среда;

− внешнеэкономические связи.

Объекты совершенно различны, охватывают практически все сферы

экономической деятельности. Кратко рассмотрим важнейшие из них.

Антициклическая политика ставит своей целью регулирование

хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время

кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость.

Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предостав-

ляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются

меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления

капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность

будущего спада.

Структурная политика позволяет с помощью финансовых стиму-

лов и государственных инвестиций обеспечивать преимущественное

развитие определенным отраслям и регионам. Причины такой под-

держки могут быть различными: поддержка отраслей и территориаль-

ных единиц, находящихся в состоянии кризиса, а также поощрение

развития перспективных отраслей и регионов.

Накопление капитала также является важным объектом государ-

ственного регулирования экономики. Создавая дополнительные сти-

мулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным

их группам по отраслям и территориям можно воздействовать на эко-

номический цикл и структуру хозяйства.

Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию

нормального соотношения между спросом и предложением рабочей

силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономи-

ки в квалифицированных работниках, не должно приводить к необос-

нованному росту заработной платы и резкому снижению занятости.

Все меры в области регулирования занятости должны быть направле-

ны на поддержание естественного уровня безработицы.

Важным направлением государственного регулирования является

денежное обращение. Меры, предусмотренные правительством в этом

направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфля-

ции, снижение дефицита госбюджета.

Состояние платежного баланса тоже является предметом регули-

рования государства. Каждая страна осуществляет регулирование пла-

тежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение ка-

питала, повышение и понижение курса национальных валют и т.д.

Цены в условиях смешанной экономики тоже могут быть объек-

том государственного регулирования. Обычно считается, что в усло-

виях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За

последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги госу-

дарственных _______железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало госу-

дарственные монопольные цены на "акцизные" товары и т.д.

Наблюдение за ценами – неотъемлемый атрибут современной

экономики. Динамика цен важна для измерения роста стоимости жиз-

ни и определения повышения индекса пенсий, пособий в условиях

инфляции. Каким образом государство может воздействовать на це-

ны? Вводя или отменяя таможенные ограничения, вступая в интегра-

ционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществ-

ляя денежную эмиссию и т.п. Кроме этого, государство может уста-

навливать государственные субсидии, снижая цены путем специаль-

ных доплат производителю или потребителю. Государство может ока-

зывать прямое воздействие на цены в тех случаях, когда оно выступа-

ет как заказчик, а также может вводить фиксированные цены на това-

ры и услуги (электроэнергия, сырье).

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государствен-

ного регулирования экономики сложился в некоторых странах Запад-

ной Европы (Франция, ФРГ, Испания), в Японии, в ряде быстроразви-

вающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государ-

ственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, т.к.

здесь долгое время не было войн и социальных потрясений, а частный

сектор обладал наиболее сильными позициями.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется в

двух основных формах: прямое вмешательство через расширение го-

сударственной собственности на материальные ресурсы, законода-

тельство и управление производственными предприятиями и косвен-

ное вмешательство с помощью различных мер экономической поли-

тики. Косвенные методы государственного регулирования экономики

выражаются в различных видах государственной политики: фискаль-

ной, денежно-кредитной, амортизационной, валютной, таможенной и

пр. Более подробно механизм действия экономических регуляторов

будет рассматриваться в последующих темах.

Средства прямого или административного регулирования основа-

ны на силе государственной власти и включают в себя меры запрета,

разрешения, принуждения. Как мы уже отмечали, административные

средства регулирования в странах с развитой рыночной экономикой

используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в ос-

новном ограничена охраной окружающей среды и созданием мини-

мальной социальной защиты для населения. Однако в критических

ситуациях, например, во время войны, тяжелых кризисов, их роль

сильно возрастает.

Прямое государственное вмешательство в экономику, помимо за-

претов, разрешений и принуждений проявляется в существовании бо-

лее или менее значительного государственного сектора. Начиная с ХХ в.

государство стало выполнять функции, присущие ему как экономиче-

скому субъекту, – развивать государственную собственность и госу-

дарственное предпринимательство. Причинами этого исторического

развития государственного сектора в экономике были войны и необ-

ходимость национальной обороны, инфраструктурное обеспечение

макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация,

проблемы окружающей среды.

Объектами государственной собственности обычно являются:

1) Национальное достояние, не являющееся предметом купли-

продажи и не приносящее прибыли (парки, леса, вода).

2) Жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь,

энергетика; основные институты финансово-кредитной сферы (ЦБ);

часть военной промышленности; инновационные процессы в капита-

лоемких и наукоемких отраслях.

3) Смешанные корпорации, где государственное слияние может

и не быть подавляющим (составлять менее 50%), но оно обеспечивает

общественный контроль за деятельностью компаний.

Источниками формирования государственной собственности явля-

ются национализация и государственное предпринимательство. Госу-

дарственное предпринимательство выражается в том, что государство

осуществляет строительство предприятий за свой счет, но эти предпри-

ятия являются субъектами рыночных отношений, т.е. работают на ры-

ночных началах. Государственное предпринимательство обычно расши-

ряется во время войн и подготовки к ним, используется для расширения

занятости. В условиях кризиса, депрессии инвестиции в государствен-

ный сектор растут. Таким образом государство стремится противодейст-

вовать спаду производства и росту безработицы.

Масштабы государственного сектора и государственного пред-

принимательства зависят от исторических условий возникновения и

традиций, социально-политического климата в стране. Так, в Велико-

британии лейбористы шире использовали огосударствление как сред-

ство экономической стабилизации. Консерваторы выступали за прива-

тизацию, особенно наглядно это было в годы нахождения у власти

У. Тэтчер.

Во многих странах с рыночной экономикой масштабы государст-

венной собственности достигли значительных размеров. На сего-

дняшний день существуют три основных модели смешанной эконо-

мики:

западно-европейская модель – с большим масштабом государст-

венного предпринимательства и высокой степенью перераспределения

ВНП через бюджет;

американская модель – с небольшим объемом государственного

сектора;

японская модель – с небольшим объемом государственного

предпринимательства и традиционными связями правительственной

бюрократии с частным предпринимательством.

Одно из основных различий этих моделей в размерах государст-

венного сектора и объемах государственного предпринимательства.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии част-

ного и государственного секторов экономики, но доля этих секторов в

разных странах существенно отличается.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор

не охватывал всех сфер деятельности, что обусловило появление зна-

чительного государственного сектора. В настоящее время в Германии

государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как

правило, в капиталоемких отраслях.

В США 10–12% предприятий строятся государством, около 6%

остаются в его собственности, а остальные передаются частным ком-

паниям для эксплуатации. Доля продукции этих предприятий в на-

циональном доходе значительно ниже, чем в Европе, и составляет 1,2–

1,3% национального дохода.

В руках шведского правительства не более 5% основных фондов,

но государство перераспределяет 80% национального дохода, из кото-

рых 40% используется на социальные нужды. Таким образом, в швед-

ской экономике фундаментом является частная собственность и ры-

нок, а сильное государственное вмешательство имеет место в сфере

распределения, социальной политики и части инфраструктуры.

В странах ЕС на государственные хозяйственные объекты прихо-

дится около 11% работающих по найму, 10% вновь созданной стоимо-

сти и более 13% валовых инвестиций в основные фонды. Эти показа-

тели различаются по странам – удельный вес госсектора колеблется от

17,6% в Финляндии и 15,4% в Австрии, до 5,7% в Нидерландах и

2,7% в Великобритании.

Изменения, происходящие в экономике России, иллюстрируют

сокращение доли предприятий, находящихся в государственной соб-

ственности (в% к итогу): 1966 г. – 14,3%; 1997 г. – 9,3%; 1998 г. –

6,1%; 2000 г. – 4,8%.

Особое значение имеет определение места и роль государства в

российской экономике. Это своеобразие очень точно определил фран-

цузский экономист Ж. Сапир: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать

на откуп самому рынку. Нелепо опираться на преимущества еще не

существующего института". Парадокс заключается в том, что с одной

стороны, рыночные реформы направлены против тотального огосу-

дарствления, а с другой, – без сильного государства сами реформы не-

возможны.

Исходя из этого, в переходной экономике роль государственного

регулирования экономики более важна, чем в сложившемся рыночном

хозяйстве. Это объясняется двумя причинами: 1) рынок находится в

стадии становления и его регулирующие функции невелики; 2) пере-

ход к рынку часто идет стихийно, и государство должно регулировать

и направлять процессы рыночных реформ. Исходя из своеобразия пе-

реходной экономики, все функции государства должны проявляться в

двух основных направлениях:

− функции по созданию условий эффективного функционирова-

ния рынка;

− функции по дополнению и корректировке действия собственно

рыночных регуляторов.

Создание правовой базы, адекватной рынку, – очень важное на-

правление деятельности государства. Это регулирование касается дея-

тельности банков, бирж, инвестиционных фондов, налогового законо-

дательства и т.п.

Особое место занимает стабилизационная функция государства.

Переходная экономика, как правило, сталкивается с достаточно высо-

кими темпами инфляции, безработицы, и чем глубже спад в экономи-

ке, тем более активным должно быть вмешательство государства по-

средством бюджетной, фискальной и денежно-кредитной политики.

Активная социальная политика должна быть направлена на сгла-

живание социального неравенства и обнищания, возникающих в ходе

рыночных реформ.

По мере преодоления экономического спада, все более активной

будет становиться функция стимулирования экономического роста.

В переходной экономике разрушается прежняя система админи-

стративных методов и создается новая система экономических регуля-

торов. По мере развития рынка сокращается сфера административно-

го регулирования и увеличивается удельный вес экономических регу-

ляторов.

Особое место среди форм государственного регулирования эко-

номики занимает государственное экономическое программирование.

Система государственного программирования предполагает разработ-

ку варианта социально-экономического развития страны и хозяйст-

венной стратегии по его реализации. Опыт программирования эконо-

мики имеют многие страны. После второй мировой войны оно воз-

никло во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии, а чуть позже в

Швеции, Великобритании и других странах. Главная особенность

программирования и отличие от планирования в условиях командной

экономики заключается в том, что оно носит индикативный характер

(целевой рекомендательно-стимулирующий). В разных странах нако-

плен свой опыт создания и реализации общенациональных программ.

Могут существовать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные

задачи. Объектами целевых программ могут быть регионы, отрасли,

различные направления научных исследований.

По срокам реализации программы делятся на обычные (на 5 лет с

корректировкой и продлением на год) и чрезвычайные (краткосрочные).

Практически во всех странах принимаются целевые программы.

Например, региональная энергетическая целевая программа по освое-

нию р. Теннеси в США, целевая программа развития ядерной энерге-

тики во Франции, целевая программа хозяйственного развития юга

Италии и др.

Еще одним видом программ являются общенациональные чрез-

вычайные программы. Примером может служить программа по струк-

турной перестройке и приватизации новых земель в Восточной Гер-

мании.

Такие страны, как Франция, Япония, Южная Корея, Германия,

Турция, Кувейт и др. в конце 60-х гг. на базе целевых и чрезвычайных

национальных программ перешли к общенациональному среднесроч-

ному программированию.

Вопрос 4. Теории государственного регулирования

Несомненный интерес представляет теоретический и практиче-

ский опыт государственного регулирования экономики в странах ры-

ночной экономики. В частности, пристального внимания заслуживают

взгляды западных экономистов на соотношение государства и рынка и

те исследования, которые являются теоретической основой осуществ-

ления государственного регулирования рынков.

Вопрос о том, что первично в экономике: механизм саморегули-

рования, рынок или государство, государственное регулирование –

является одним из наиболее важных в экономической теории. Боль-

шинство экономических теорий, созданных за последние столетия,

так или иначе ставили и решали этот вопрос.

Один из первых величайших экономистов, о котором стоит

вспомнить в этой связи, – это А. Смит (1723–1798). Центральная идея

А. Смита состоит в утверждении, согласно которому взаимодействие

личного и общественного интересов будет оптимальным при отсутст-

вии государственного вмешательства в этот процесс при том, что

функции регулирования будут осуществляться "невидимой рукой"

рыночных сил. "Каждый отдельный человек, – писал А. Смит, – ста-

рается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наи-

большей стоимостью, обычно он не имеет в виду содействовать об-

щественной пользе, а преследует лишь собственный интерес... Однако

при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой на-

правляется к цели, которая совсем не входила в его намерение. Пре-

следуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие

действия, которые наилучшим образом служат интересам общества ".

А. Смит категорически не соглашается с меркантилистами, при-

зывающими к государственному регулированию экономики в целях

достижения благоприятного торгового баланса, и, напротив, поддер-

живает теорию физиократов, прежде всего, их учение о естественном

праве и концепцию "Laissez faire".

"Естественное право" сводится к праву человека на свободное

приложение своего труда и к праву частной собственности. Государ-

ство не должно нарушать естественный порядок. Кроме того, физио-

краты исходили из того, что рыночный порядок наилучшим образом

будет управлять экономической жизнью общества. Лозунг " Laissez

faire " означает невмешательство, свободу хозяйственной деятельно-

сти. А. Смит, всесторонне обосновывая этот принцип применительно

к своей эпохе:

− выступал за отмену всех мер, ограничивающих мобильность

рабочей силы;

− требовал свободы торговли землей;

− предлагал отменить остатки правительственной регламентации

промышленного производства и внутренней торговли;

− выступал за свободу внешней торговли.

Таким образом, А. Смит полагал, что частные интересы способны

гармонично сочетаться с общественными, для этого нужны условия

свободной конкуренции, именно она играет роль регулятора рыночных

отношений. При таком механизме на рынке под влиянием спроса и

предложения устанавливается "естественная цена", которая, по мнению

А. Смита, отражает действительный спрос на товар. Анализируя взаи-

мосвязь и взаимозависимость категорий спроса, предложения, конку-

ренции, рыночной цены, А. Смит создал модель, названную в совре-

менной экономической теории рынком совершенной конкуренции.

А. Смит рассматривает рынок как естественный процесс, порож-

денный действиями индивидов, каждый из которых преследует свои

цели. Под воздействием "невидимой руки" из хаоса их действий скла-

дывается экономический порядок. Только при естественном, не стес-

няемом государственной властью, течении экономических явлений

отдельные индивиды и общество в целом извлекают из них наиболь-

шую пользу. Это положение сделало А. Смита родоначальником эко-

номического либерализма. В своей главной работе "Исследование о

природе и причинах богатства народов" (1776 г.) он писал: "...Для того

чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до

высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и

терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход

вещей. Все правительства, которые насильственно направляют собы-

тия иным путем или пытаются приспособить развитие общества про-

тивоестественны. Чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуще-

ствлять угнетению и тиранию".

От А. Смита и его идей невмешательства государства в экономику

идет целое направление в экономической теории, которое называют не-

оклассическим ____________направлением, само название которого говорит о связи с

классиками, каковыми считают прежде всего А. Смита, и соответст-

вующим отношением к рынку. Неоклассическое направление не являет-

ся однородным, оно включает в себя различные школы. Общее, что объ-

единяет неоклассиков – это отстаивание принципов свободного, рыноч-

ного хозяйства. Они считают, что именно рынок является тем механиз-

мом, который способен наиболее эффективным способом обеспечить

благосостояние отдельной личности и всего общества. Все проблемы, с

которыми сталкивается современное общество – неустойчивость, не-

стабильность, связаны с негибкостью существующей экономической

системы, ограничивающей свободную игру рыночных сил.

Целое направление в экономической теории, стоящее на позициях

активного вмешательства государства в экономику, связано с именем

английского экономиста Дж. М. Кейнса. Это направление было вызва-

но к жизни самим ходом исторического развития экономики западных

стран. Дело в том, что пока ее движение шло по восходящей линии,

вера в безграничные возможности рынка и в безотказность "невиди-

мой руки" не подвергалась сомнению. Положение, однако, сущест-

венно изменилось после разрушительного кризиса 1929–1933 гг., вы-

звавшего резкое снижение научного рейтинга неоклассических кон-

цепций.

Дж. М. Кейнс одним из первых отверг сложившееся в науке пред-

ставление о всесильном и неизменно благотворном влиянии свобод-

ной конкуренции на ход экономического развития. Основной свой

труд "Общую теорию занятости, процента и денег" он начинает опро-

вержением постулатов классической экономической теории о том, что

конкурентный процесс непрерывно толкает экономику к устойчивому

состоянию полной занятости. Полная занятость, по Кейнсу, достижи-

ма при наличии "эффективного спроса", под которым он понимает ту

величину совокупного спроса на произведенный продукт, при которой

предприниматели получают максимальную прибыль. Однако дости-

жение точки равновесного состояния экономики за счет сил свобод-

ной конкуренции Кейнс считал невозможным. Он подвергает развер-

нутой критике классическую доктрину Ж. Б. Сэя, согласно которой

"предложение само порождает спрос".

Суть концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, можно кратко из-

ложить следующим образом.

Во-первых, ее часто называют теорией эффективного спроса.

Идея Кейнса состоит в том, чтобы предпринимать методы активиза-

ции и стимулирования совокупного спроса и тем самым воздейство-

вать на расширение производства и предложение товаров.

Во-вторых, это теория, которая решающее значение придает ин-

вестициям. Чем значительнее их размеры, тем выше масштабы и тем-

пы производства.

В-третьих, это теория, согласно которой государство может вли-

ять на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо

осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы.

Теория Кейнса поддерживает активное вмешательство государст-

ва в экономическую жизнь, т.к. он не верил в саморегулирующийся

рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста

и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство

извне. Дж. М. Кейнс писал в этой связи: "Хотя расширение функций

правительства показалось бы публицисту XIX в. или современному

американскому финансисту ужасающим покушением на основы ин-

дивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственно практиче-

ски возможное средство избежать полного разрушения существую-

щих экономических форм и как условие для успешного функциониро-

вания личной инициативы".

Основными инструментами регулирования являются, с точки

зрения Кейнса, уровень процента и государственные расходы: снижая

уровень процента и повышая государственные расходы можно увели-

чить нормы прибыли, что будет способствовать увеличению инвести-

ций и соответственно повышать объем производства и занятости.

Наибольшей популярностью в рамках неоклассического направ-

ления пользуется школа, которая связана с именем американского эко-

номиста М. Фридмена и получившая название монетаризм.

М. Фридмен – крупнейший американский экономист, лауреат Нобе-

левской премии (1976), лидер так называемой чикагской школы – из-

лагает в своих работах систему взглядов, которая получила название

монетаризма. Круг проблем, представляющих интерес для Фридмена

достаточно широк: общая концепция экономики и человека, критика

идеи государственного регулирования, разработка теории денег в свя-

зи с теорией цен, экономические законы и экономика как наука.

М. Фридмен полагает, что вмешательство государства в рыноч-

ный механизм оказывает отрицательное влияние на экономику и ска-

зывается на снижении благосостояния в обществе. Защита Фридме-

ном свободного рынка и критика активного вмешательства в экономи-

ческие процессы неразрывно связана с принципом свободы выбора

вообще и в экономической жизни в частности, причем в последнем

случае под свободой выбора понимается свобода распоряжения ре-

сурсами, включая не только материальные и финансовые, но и собст-

венный трудовой и творческий потенциал. Свобода выбора в эконо-

мической сфере является у Фридмена, кроме всего прочего, и услови-

ем эффективности и жизнестойкости системы хозяйствования. Реали-

зацию экономической свободы и взаимосвязь действий свободных

индивидов обеспечивает механизм цен.

Исходя из вышесформулированных теоретических положений

монетаризма можно придти к следующим выводам, касающимся

принципов государственной политики денежного обращения:

Тонкая регулировка денежной системы невозможна. Поэтому для

стимулирования производства необходимо в нормальных условиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.233 сек.