Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая основа ЕС

Система управления ЕС

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.

Совет министров (Совет) – законодательный орган, играющий славную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных Стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством (но на практике стараются добиваться единодушного голосования).

Европейский совет (Евросовет), в его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС. Здесь обсуждаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса.

Комиссия европейских сообществ (Комиссия, КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

Европейский парламент (Европарламент) – контролирующий орган. Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

Суд европейских сообществ (Суд) – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования.

 

Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран-участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.

Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.

Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран-членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.

Директивы – законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-членов ЕС.

Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение.

Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.

В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежный тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран-членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

В области внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность – субъектами системы права являются не только государства-члены ЕС, но и их граждане. Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:

♦ вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;

♦ заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);

♦ сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Главные интеграционные группировки мира | Структурная политика ЕС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.