Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие отраслевой структуры




ХОЗЯЙСТВА

Тема 3. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МИРОВОГО

 

Структура экономики – многоплановое понятие, показывающее соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.

Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производст-

 

ва в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в историческом контексте, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период – «третичных отраслей» (сфера услуг).

В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и Международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями Системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций: по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВНП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Особое место в СНС занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов. В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей.

Базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, отрасли сферы услуг. Каждая отрасль в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определенных видов продукции отрасли.

При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материалов, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли.

Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация, в основе которой лежит вид продукции и вид производства с после-

дующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.

 

Международные сделки в сфере услуг. Классификация торгуемых услуг

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг.

Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.

Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике всех промышленно развитых стран, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой – абсолютно. В 1999 году удельный вес услуг в ВВП РФ составил 55%.

Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция производителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг (транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги). Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок – рынок услуг, постоянно расширяющийся за счет вовлечения в него всё новых видов услуг.

Особенно быстрый рост сферы услуг происходит во второй половине ХХ века. Это объясняется следующими факторами.

1. Производительность труда в материальном производстве в условиях НТР растет быстрыми темпами, что позволяет значительно сократить численность занятых в этой сфере.

2. Дальнейшее углубление разделения труда ведет к образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг.

3. В последние десятилетия во многих странах мира достигнута высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. Практика показывает, что в этих условиях спрос растет прежде всего на услуги.

4. Деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Потеря лидирующих позиций и конкурентных преимуществ основными промышленными странами может быть компенсирована за счет расширения сферы услуг.

5. Переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг.

6. Индифферентность к невосполнимым природным ресурсам.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 году 402 млрд долл., в 1990 году – 802 млрд долл., а в 1999 году – 1340 млрд долл., т. е. вырос за два десятилетия в 3,3 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%.

Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами. Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от остальных лидируют США – около 19% мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг – на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку крупнейших экспортеров услуг в конце 90-х годов вошли: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия-Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров – США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург. К ней примыкает Китай. При этом Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуг, чем вывозят, то есть являются чистыми импортерами услуг.

На международном рынке услуг за 2000 год Россия занимает 30-е место в мире по экспорту (0,7%) и 28-е место по импорту (0,9%). В 1998–1999 годах и экспорт, и импорт услуг в России сокращался как следствие финансового кризиса. Россия – нетто-импортер коммерческих услуг. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и использует преимущества своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% – на туризм и 25% на другие частные услуги.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в Японии эта цифра приближается к 70%. Однако этот показатель не является корректным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.

Структура рынка услуг

В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

− услуги для бизнеса;

− строительные услуги;

 

− услуги связи (информационные: почтовые, курьерские и телекоммуникационные);

− дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, маркетинг, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

− транспортные услуги;

− финансовые услуги;

− образовательные услуги;

− услуги здравоохранения;

− туристические услуги;

− рекреационные услуги;

− услуги по охране окружающей среды;

− прочие услуги.

Существует еще классификация услуг, рекомендуемая МВФ. Она базируется на принципе торгуемых и неторгуемых товаров.

Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами.

Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами.

Таким образом, часто неторгуемые товары становятся торгуемыми услугами, которые учитываются в счете текущих операций платежного баланса. Обычно выделяют следующие виды торгуемых услуг (табл. 14).

Таблица 14

Классификация торгуемых услуг

Вид   Подвид   Означают платежи между резидентами и нерезидентами за услуги:
     
1. Транспорт а) пассажирский, б) грузовой Международную перевозку пассажиров и грузов всеми видами транспорта
2. Поездки а) деловые, б) личные Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) или по личным вопросам (туризм)
3. Связь   Почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами
4. Строительство   Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
5. Страхование   Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

Окончание табл. 14

     
6. Финансовые услуги   Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т. д.)
7. Компьютерные и информационные услуги   Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных), обслуживание компьютеров
8. Роялти и лицензионные платежи   Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т. д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
9. Другие бизнес - услуги а) посреднические услуги б) лизинг   в) прочие деловые, профессиональные и технические услуги Комиссию за посредничество;   лизинг и фрахт судов, самолетов и другого транспортного оборудования; правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии, защите урожая и т. д.
10. Личные, культурные и рекреационные услуги а) аудиовизуальные услуги   б) прочие Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов; показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11. Правительственные услуги   Поставку товаров в посольства, консульства, операции ООН по поддержанию мира

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В Мировом банке услуги делятся:

– на факторные услуги – услуги иплатежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

– нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

В системе национальных счетов (СНС) услуги подразделяются на: на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные).

Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности.

1. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее возрастающее воздействие. Реальность такова, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать все большее количество услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.

2. Услуги не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ, кинолент и т п.

3. Услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению – в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства.

4. Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю – например, коммунальные и бытовые услуги.

5. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.