Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научных знаний




В развитии любой науки выделяют 8 этапов:

1) наблюдение за процессами и попытки их анализа;

2) формализация и систематизация наблюдаемых процессов;

3) формирование простых методик объяснения происходящих процессов и их оценка;

4) разработка научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;

5) обобщение знаний и создание теоретических основ науки;

6) создание методологии исследования процессов;

7) практическое применение разработанных методик;

8) накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и ее корректировка.

Организацией как объектом исследования занимаются экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из них рассматривает лишь часть этой большой системы. Существенную трудность для теории организации составляет проблема количественного измерения организационных параметров. В основном оперируют качественными измерениями типа: большой и маленький; эффективно-неэффективно; высокий, средний, низкий; хороший и плохой. В любой теории используются два основных метода: дедукция –это переход от общего к частному и индукция–это переход от частного к общему. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез. Гипотеза становится теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям:

1) осмысленны введенные категории и понятия;

2) непротиворечивость одних понятий другим;

3) возможна проверка или повторение результатов;

4) возможно обобщение на другие классы событий;

5) наличие ограничений на ее применение (технических, социальных и др.).

Предмет теории организации составляет организационные отношения между организационными объектами по горизонтали и по вертикали. Организационными объектами являются люди и образования, в которых они функционируют. Это могут быть:

1) страны мира;

2) организации РФ;

3) структурные подразделения организаций;

4) первичные образования (бригады, группы);

5) человек и интеллектуальная система (техническая, биологическая).

Глава 4.Жизненный цикл организации

Под развитием организации понимают естественный, закономерный процесс – «жизненный цикл организации».

Модель жизненного цикла организации может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики, для устранения текущих трудностей и своевременных стратегических преобразований для обеспечения развития. Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, через которые она проходит за период своего функционирования.

Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, принято называть стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, – циклами развития.

 

Рис 4.1

Полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии (рис.4.1.):

 

1 – формирование организации; 2 – интенсивный рост или «размножение»; 3 – стабилизация; 4 – кризис (спад).

 

Итак, жизненные циклы подразделяются на этапы:

«тусовка»;

«механизация»;

«внутреннее предпринимательство»;

«менеджмент качества» или «управление качеством»;

Этап «тусовка» – это создание ценности межличностного общения, создание внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации. Деятельность определена технологическим процессом, регламентом, руководителем.

На этапе «механизации» постепенно накапливаются проблемы, которые приводят организацию к кризису. На этом этапе компания представляет собой хорошо отлаженный механизм. Снижение текучести кадров, мидл–менеджмент сформирован. Компания становится престижной, численность персонала растет.

Этап развития «внутреннее предпринимательство» устанавливает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в «предпринимательском процессе». Любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

Этап «управление качеством», связан с ориентацией всех и каждого на качество. Каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (по представлениям заказчика о желаемом) продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы (рис. 4.2.):

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрирует высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены так, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынка и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках наиболее ценных специальностей. Число конфликтов увеличивается. К руководству приходят новые люди, которые пытаются сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Рис.4.2.

Переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. На организацию распространяются и в ней проявляются законы общественно–экономической формации, в организации воспроизводятся отношения этой формации.

Полный жизненный цикл организации обязательно включает обозначенные на (рис.4.3.) стадии:

Рис.4.3.

Первая стадия развития организации – ее формирование. На этой стадии для организации важно найти товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке и реализовать свой товар, то она может перейти во вторую стадию – интенсивный рост.

На этой стадии развития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии – стабилизации.

На этой стадии для организации важно стабилизировать свою деятельность, за счет сокращения издержек и максимального нормирования деятельности. В связи с изменчивостью рынка, цикл жизни товара организации ограничен.

После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию – когда эффективность деятельности ниже границ рентабельности, потеря места на рынке и, возможно, гибель организации.

На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном – стадию упадка организации.

Организация может перейти к следующему циклу развития, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар. Если это удалось, то она может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом.

В развитии организации кризисы неизбежны. Даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50 – 60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год, а зачастую и несколько месяцев.

Мильнер Б.З. предлагает более детальный взгляд на стадии жизненного цикла организации.

Первый этап – детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Согласно статистике огромное число небольших организаций терпят неудачу из–за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса рушится в течении двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие. Вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Второй этап – отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

Третий этап – ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода–экспансия, дифференциация и диверсификация. Образуются структурные подразделения, деятельность которых оценивается прибылью. Используются общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению к успеху любой ценой.

Четвертый этап – расцвет сил. Организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, деятельность которых оценивается полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Пятый этап – полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Уровень доходов вполне приемлемый, но темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.

Шестой этап – старение. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это вместе создает условия для «закупорки артерий». Необходимо либо принять жесткую систему обновления, либо быть поглощенной приобретающей ее корпорацией. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

И последний этап – обновление. Организация в состоянии возродиться с новой командой руководителей, которая реорганизует и осуществляет плановую программу внутреннего организационного развития.

Организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Здесь этапы жизненного цикла подразделяются на две группы: роста и старения. Можно выделить следующие стадии:

· «Зарождение». Организация не существует, но бизнес–идея уже возникла. Организация рождается тогда, когда идея получила положительную оценку, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации, имеется готовность взять на себя риск основания нового дела.

· «Детство». На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых организация создавалась. Организация в «детстве» обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствуют. Организация очень персонифицирована: слаба субординация, отсутствует система оценки исполнения заданий. На данной стадии развития необходимо соблюдать два условия, чтобы избежать «смерти»: обеспечение постоянного притока денежных средств и преданность основателя идее построения устойчивой организации.

· «Давай-давай» (стадия быстрого роста). При переходе от «детства» к быстрому росту видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда на бизнес до панорамы почти бескрайних возможностей. Одним из видов патологии на данной стадии может быть желание основателя «объять необъятное», т.е. диверсификация может включать даже те сферы бизнеса, о которых основатель не имеет ни малейшего представления. Чтобы выжить, организация должна не гнаться за любой возможностью, а четко определять, чем не следует заниматься. Для организации на этой стадии характерно реактивное поведение: она только реагирует на возможности, предоставляемые внешней средой, но пока не может их предвидеть и действует методом проб и ошибок. Чем серьезнее ошибка, тем более существенные потери несет организация. В дальнейшем такие действия приводят компанию к кризису. Для выхода из сложившейся ситуации ей необходимо пересмотреть свою деятельность и создать административную подсистему – перейти от управления по интуиции к более профессиональным действиям.

· «Зрелость». Отличительная черта поведения организации на данном этапе – конфликты и противоречия. Одновременно решаются следующие задачи: освоение делегирования полномочий, изменение системы руководства, смещение целей. Результат – конфликт между старыми и новыми сотрудниками, основателем и профессиональным менеджером, основателем и компанией, корпоративными целями и целями отдельных сотрудников. Если систематизация административной деятельности успешна и произошла институционализация руководства, организация движется к следующему этапу – расцвету.

· «Расцвет» – это оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Некоторые черты организации в стадии «расцвета»: наличие систем служебных обязанностей и организационной структуры; ориентация на результат; планирование и следование разработанным планам, умение предвидеть; рост продаж и прибыли.

Данный этап является показателем жизнеспособности организации, ее способности достигать эффективных результатов в краткосрочной перспективе. Если организационные ресурсы перестают расти, организационная жизнеспособность достигает определенного уровня – стабилизации, которая является концом роста и началом падения.

· «Стабильность» –это первая стадия старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но начинает терять гибкость, становится зрелой. Достигается стабильная позиция на рынке. Стабильной организации присущи следующие черты:

– низкий уровень ожидания роста;

– сосредоточение на прошлых достижениях вместо того, чтобы попытаться заглянуть в будущее;

– поощрение исполнителей, а не инноваторов.

· «Аристократизм». Для этой стадии характерны следующие признаки: акцент в деятельности компании переносится на то, «как» делается что-либо, а не «что» делается и «почему»; существуют традиции, входит в обычай формализм; организация обладает значительными денежными ресурсами.

Аристократическая организация склонна отрицать существующую реальность.

· «Ранняя бюрократизация». Типичные черты организационного поведения: в организации существует множество конфликтов; организацию охватывает «паранойя»; внимание сосредотачивается на внутренних стычках.

Главным акцентом становятся правила и нормы без очевидной ориентации на результаты и удовлетворение потребительских ориентаций.

· «Бюрократизация и смерть». Компания не создает необходимых ресурсов самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Отсутствует ориентация на результат, отсутствует склонность к изменениям, но существует система, предписания и процедуры. Смерть организации происходит тогда, когда ей уже никто ничего не поручает.

В теории И. Адизеса особое внимание уделяется рискам организации на стадиях ее становления. Их можно свести к следующим: «смерть во младенчестве», «ловушка основателя», «несостоявшийся предприниматель» и «преждевременное старение». Первая может проявить себя на самой ранней стадии развития организации, когда все зависит от ее основателя, его способностей и самоотдачи, а так же от притока средств в организацию. Далее возникает необходимость в делегировании полномочий и создании административной подсистемы, так как основатель сам уже не справляется со всеми функциями. От того, насколько успешно он это осуществит, зависит дальнейшее развитие компании. Наконец, последние две ловушки относятся к периоду, когда бизнес перерастает основателя, и ему приходится делать выбор: либо децентрализовывать управление, либо нанимать профессиональных управляющих, либо продавать свой бизнес. В любом случае он должен потерять полностью или частично контроль над своим предприятием.

Схематично последовательность стадии цикла организации, по И.Адизесу представлена на рисунке 4.4.:

Рис.4.4.

Таким образом, теория И. Адизеса родилась на основании уподобления организации живому организму. Модель показывает, что до расцвета доживают далеко не все предприятия, за расцветом неизбежно следует бюрократизация бизнеса, а затем смерть. И. Адизес определяет ряд опасностей, которые ожидают организацию на пути своего развития, но не дает ответа на вопрос: какому организационному состоянию она должна стремиться, чтобы подольше задержаться в фазе расцвета? Однако, теория Адизеса описывает монотонно-однонаправленную эволюцию, где границы стадий размыты и условны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.