Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы как кибернетическая система

N

Пример 3. Термостат — прибор для поддержания постоян­ной температуры. В простом случае это можно представить себе в виде духовки с электрическим терморегулятором, например, в виде термопары. Если в духовке температура под­нимается выше заданной, то терморегулятор генерирует сиг­нал, который по цепи обратной связи поступает на реостат и увеличивает его электрическое сопро­тивление так, чтобы уменьшилась сила тока в электрической цепи нагревателя. Вместе с величиной силы тока падает наг­рев электропечи, уменьшается выделение тепла, и температу­ра в духовке возвращается к заданному значению.

Пример 4. В живых организмах имеется множество различ­ных механизмов и цепей саморегуляции. Например, механизм, который удерживает в нужных для организма пределах кон­центрацию глюкозы в крови. Ее концентрация не должна падать ниже 0,06 %, иначе ткани будут испытывать недостаток в основном источнике энергии. Но ее концентрация не должна и подниматься выше 0,18 %, иначе наступят другие неже­лательные последствия. Если уровень концентрации глюкозы в крови падает ниже 0,07 %, те надпочечники начинают выде­лять адреналин, который заставляет печень превращать свои запасы гликогена в глюкозу, поступающую в кровь. С другой стороны, при избытке глюкозы в крови повышается секреция инсулина поджелудочной железой, что заставляет печень уда­лять глюкозу из крови.

В приведенных примерах с термостатом и живым организмом необходимо выделить следующие элементы:

1. Управляющее устройство с чувствительным элементом, с помощью которого оно воспринимает сведения о состоянии исполнительного устройства: терморегулятор и рецепторы в примерах с термостатом и живым организмом.

2. Механизм преобразования информации, полученной от чувствительного элемента: в примерах с термостатом и живым организмом: сигнал, генерируемый терморегулятором, преобразование гликогена в глюкозу.

3. Механизм передачи (информационный канал) преобразованной информации от управляющего устройства к исполнительному: провода, нервные окончания и т.д.

4. Механизм осуществления обратной связи: сигнал с выхода объекта управления, несущий сообщение о поведении объекта управления, подается обратно на вход управляющего устройства.

Классификация систем управления

Система – единое образование множества элементов и связей, находящихся в сложных отношениях между собой, возникающее в результате операции выделения некоторой части внешнего мира по пространственным и (или) функциональным признакам и обладающее свойствами целостности, не сводящимися к свойствам входящих в это образование элементов и связей.

Понятие «Система» частично субъективно, так как исследователь в процессе разработки символической системы (модели), выделяет из внешнего мира те элементы и явления, которые отвечают цели исследования и соответствуют его квалификационным возможностям по анализу и синтезу. Объективное содержание понятия «Система» связано с тем, что реальные системы обладают пространственной или функциональной замкнутостью (изолированностью от внешней среды функционирования).

По наличию связей (вещественных, энергетических, информационных) с внешней средой реальные Системы разделяют на закрытые (имеют фиксированные границы, функционирование относительно независимо от внешней среды) и открытые (взаимодействующие с объектами внешней окружающей среды).

По наличию функциональной подсистемы принятия решения реальные системы разделяют на простые и сложные, что связано также с возможностями их формально-математического описания.

Среди сложных человеко-машинные системы, в которых в качестве подсистемы (элемента) принятия решения фигурирует человек-оператор (группа операторов).

Элемент и подсистема (тоже Система), подсистема и Система, Система и надсистема (тоже Система) образуют диалектические противоположности как часть и целое. Развитие Системы – это циклическое зарождение, обострение и разрешение противоречий в результате их борьбы.

Для формального определения системы используются аксиоматические методы и математическое пространство состояний. Например, простая математическая Система – множество, на котором реализуется заданное отношение (представленное в виде аксиомы) с фиксированными свойствами (представленными в виде теорем).

Классификация систем по виду реализации

Задание 1

1. Приведите примеры реальных систем различного вида

2. Проанализируйте систему "преподаватель - группа студентов" как систему управления. Кто здесь управляющий объект, кто - объект управления? Какие действуют механизмы прямой и обратной связи? Каков алгоритм управления? Что является каналом передачи информации.

3. Придумайте ситуации на занятии, когда преподаватель использует ветвление или цикл, принимая управляющие решения. Приведите алгоритм управления.

4. Назовите систему, в которой преподаватель является объектом управления. Проанализируйте ее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример 2. Центробежный регулятор Уатта | Фазы информационного цикла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.