КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ №3. Теория поведения потребителя
План лекции: 1. Предпочтения потребителя: кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. 2. Бюджетное ограничение потребителя. Наклон бюджетной линии и её изменения. 3. Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.
1. Предпочтения потребителя: кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения. Предпочтения потребителя могут быть различными, например: • А) если потребитель строго предпочитает набор №1 набору №2 - (Х1, Х2) > (У1, У2). • Б) если потребителю безразлично, какой из 2-х наборов потреблять - (Х1, Х2) ~ (У1, У2). Безразличие означает, что потребитель получит одинаковое удовлетворение от потребления наборов №1,2. • В) если потребитель предпочитает один из 2-х наборов или ему безразлично, какой из них потреблять, т.е. он слабо предпочитает набор №1 набору №2 - (Х1, Х2) ≥ (У1, У2). Предположения относительно предпочтений потребителя: • полная упорядоченность (сравнимость) – экономисты полагают, что любые два набора можно сравнить между собой; • рефлексивность – любой набор не хуже себя самого (Х1, Х2) ≥ (Х1, Х2); • транзитивность: если (Х1, Х2) ≥ (У1, У2) и (У1, У2) ≥ (Z1, Z2), то (Х1, Х2) ≥ (Z1, Z2). Всю теорию потребительского выбора можно сформулировать с позиций предпочтений и описать при помощи кривых безразличия (IC – Indifference curve). Рис.1. Кривые и карты безразличия Предельная норма замещения • Наклон кривой безразличия известен как предельная норма замещения MRS: MRS = -∆В / ∆А – marginal rate of substitution. (1) • Предельная норма замещения показывает норму обмена, при которой потребитель колеблется, производить обмен или нет. • Предельная норма замещения показывает то количество товара В, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара А.
Основные свойства кривых безразличия: • через каждую точку графического пространства можно провести кривую безразличия; • можно составить карту безразличия; • кривая безразличия более удаленная от начала координат предпочтительнее IC, приближенной к началу координат; • IC имеет как правило отрицательный угол наклона; • IC как правило выпуклы к началу координат; • кривые безразличия никогда не пересекаются.
2. Бюджетное ограничение потребителя. Наклон бюджетной линии и её изменения. • Бюджетное ограничение может быть выражено через следующее неравенство: m ≥ p1*x1 + p2*x2, (2) где потребительский набор (Х1, Х2); р1, р2 – цены товаров, m – доход потребителя. • Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затрачиваемая на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать данный потребитель.
Рис.2. Бюджетная линия Бюджетная линия и её изменение
• Бюджетная линия показывает множество потребительских наборов, которые бюджет потребителя позволяет ему купить.
• Её угол наклона = - Ра / Рв. (3) • Изменение положения бюджетной линии зависит от изменения дохода и цен на рассматриваемые товары:. • Изменение величины дохода вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии; при этом угол наклона бюджетной линии не меняется. • Изменение цен на товары вызывает изменение угла наклона бюджетной линии.
Рис.3. Бюджетная линия и её изменение
3. Равновесие потребителя. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.
• Модель поведения потребителя базируется на предположении, что покупатели стремятся получить наивысший уровень полезности, расходуя свой доход на товары и услуги, имеющиеся на рынке. • Однако потребитель максимизирует полезность в условиях бюджетного ограничения.
Рис.4. Оптимальный выбор потребителя
Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения.
• Максимальная полезность, достижимая при данном бюджете, обеспечивается в точке С, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия. В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия: • MRSх1х2 = - Рх1 / Рх2.(4) • Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении. • Общее условие равновесия потребителя указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на 1 денежную единицу, затрачиваемую на каждый из товаров: • MRSх1х2 =I Рх1/Рх2 I (4) MUx1/MUx2 = IPx1/Px2I (5) • Потребитель, максимизирующий полезность, покупает два товара таким образом, что их предельные полезности в расчете на 1 денежную единицу равны.
Внутреннее и угловое равновесие • Равновесие, при котором потребитель покупает оба товара, называется внутренним. • Но в некоторых случаях предпочтения индивида таковы, что максимум полезности достигается при нулевом потреблении одного из благ (пример: если наш потребитель не очень любит гамбургеры, то он не станет тратить на их покупку какую-либо часть дохода).
Рис.5. Угловое равновесие
• Очевидно, что наш потребитель любит рыбные котлеты гораздо больше, чем гамбургеры (кривые безразличия являются довольно крутыми). • Бюджетная линия, напротив, пологая; это означает, что рыбные котлеты сейчас дешевле, чем гамбургеры. • В такой ситуации, рациональный потребитель вообще не станет покупать гамбургеры, они и менее предпочтительны и дороже последних.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |