Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и предложение

1) Совокупный спрос

2) Совокупное предложение

Термин «совокупный» означает, что рассматриваются предложения и спрос для всех товаров и услуг.

Совокупный спрос – суммарный объем конечных товаров и услуг, то есть это реальный объем национального производства, который домохозяйства, предприятия, государство и зарубежные покупатели готовы купить при любом возможном уровне цен.

График совокупного спроса, агрегированный спрос (AD):

 

Кривая AD отражает общее изменение цен.

Эффект замещения возникает, если один товар становится дешевле по сравнению с другими и поэтому его покупают.

Эффект дохода означает увеличение покупки товара засчет снижения его цены без ущерба для приобретения альтернативных товаров при неизменном денежном доходе.

Обратная зависимость величины совокупного спроса от уровня цен определяется тремя эффектами:

1) Эффект процентной ставки. Он показывает, что при неизменном объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на наличные деньги. В следствие этого увеличивается процентная ставка, что приводит к увеличению сбережений предприятиями и домохозяйствами и сокращению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Вывод: Таким образом, увеличение уровня цен в результате повышения процентной ставки приводит к сокращению спроса на реальный ВВП, то есть к уменьшению совокупного спроса. Уменьшения уровня цен дает увеличение совокупного спроса.

2) Эффект богатства (реальных кассовых остатков). В основе лежит реальная стоимость имущества в виде накопленных финансовых активов, таких как денежные вклады, наличные деньги и ценные бумаги. Все они имеют фиксированную номинальную стоимость. Если цены повысятся, то реальная стоимость (покупательная способность) накопленных финансовых активов упадет. Уменьшение реальных денежных запасов в свою очередь приведет к снижению спроса на потребительские товары. Если цены понизятся, то это приведет к росту совокупного спроса.

3) Эффект импортных товаров. Состоит в том, что при повышении цен внутри страны спрос на отечественные товары сократится, а спрос на более дешевые импортные товары увеличится. Одновременно с этим упадет экспорт товаров за границу, так как иностранцы откажутся покупать товары по высоким ценам и будут стараться купить аналогичные товары в других странах по сниженной цене. Все это приведет к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Понижение цен повысит совокупный спрос.

Неценовые факторы совокупного спроса:

1) Связаны с изменением потребительских расходов

А) Благосостояние потребителей, состоящее из материальных и финансовых активов. При увеличении реальной стоимости актива, потребители будут меньше сберегать и больше тратить. Это приведет к увеличению совокупного спроса и смещению кривой вправо. Наоборот – влево.

Б) Ожидание потребителей, связанные с прогнозом их будущего дохода. Если люди ожидают, что их реальные доходы возрастут, они будут больше расходовать на покупки из имеющегося текущего дохода. Это приведет к увеличению совокупного спроса и смещению кривой вправо. Наоборот – влево.

В) Ожидание новой волны инфляции. Будут способствовать принятию решения потребителями купить товары до повышения цен, поэтому совокупный спрос возрастет, кривая сдвинется вправо.

Г) Задолженность потребителя. Приводит к понижению совокупного спроса, кривая сдвинется влево.

Д) Налоги. Высокие налоги на доход приводят к снижению совокупного спроса. Кривая – влево и наоборот.

2) Факторы, связанные с изменениями инвестиционных расходов.

А) Изменение процентных ставок. Их повышение сокращает инвестиционные расходы, приводит к повышению совокупного спроса, кривая влево.

Б) Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе происходит повышение спроса, кривая вправо.

В) Налоги с предприятий. Происходит понижение спроса, кривая – влево.

Г) Новые технологии. Приводят к увеличению инвестиционных расходов. Увеличение спроса, кривая – вправо.

Д) Избыточные производственные мощности. Избыток приводит к понижению совокупного спроса, так как у предприятий нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей и следовательно к увеличению инвестиционных расходов. Совокупный спрос уменьшается, кривая – влево.

 

3)Факторы, связанные с изменениями в объеме государственных расходов. Увеличение гос расходов на покупку товаров и услуг приводит к росту совокупного спроса, кривая – вправо.

4) Факторы, связанные с изменениями в расходах на чистый экспорт.

А) Объем экспорта. Увеличение экспорта AD повышается.

Б) Динамика национальных доходов зарубежных стран экспортеров. AD возрастает, кривая – вправо.

В) Изменение валютных курсов. Изменение курса национальной валюты по отношению к другим валютам влияет на величину чистого экспорта. Если доллар обесценивается по отношению к рублю, то российские потребители получат больше долларов за определенную сумму рублей. А потребители США получат меньше рублей за каждый доллар. Для россиян американские товары станут дешевле, а для американцев – российские дороже. В этих условиях экспорт США возрастет, а импорт уменьшится. То есть увеличится чистый экспорт.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производные показатели | Неценовые факторы совокупного предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.