Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций

 

Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит
  Отражено поступление в кассу наличных денежных средств из банка по чеку (на выдачу заработной платы, хозяйственные расходы, командировочные расходы) 50-1  
  Отражен возврат в кассу авансов, ранее выданных другим организациям 50-1  
  Отражено поступление в кассу выручки за товары, продукцию (выполненные работы) 50-1  
  Отражено поступление в кассу авансов, полученных от других организаций 50-1  
  Отражено поступление в кассу наличных денежных средств по краткосрочным кредитам и займам 50-1  
  Отражено поступление в кассу наличных денежных средств по долгосрочным кредитам и займам 50-1  
  Отражен возврат подотчетным лицом в кассу остатка неизрасходованной подотчетной суммы 50-1  
  Внесены в кассу наличные денежные средства в погашение задолженности по займу, ранее предоставленному работнику 50-1 73-1
  Отражено поступление в кассу сумм в возмещение материального ущерба от виновных лиц 50-1 73-2
  Отражено поступление в кассу наличных денежных средств, внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал организации 50-1  
  Отражен возврат в кассу авансов, ранее выданных разным дебиторам 50-1  
  Отражено поступление в организацию денежных документов (например, путевок на санаторно-курортное лечение) 50-3  
  Отражено поступление в кассу сумм по ранее предъявленным претензиям 50-1 76-2
  Отражено фактическое поступление в кассу наличных денежных средств в счет целевого финансирования 50-1  
  Отражено поступление в кассу наличных денежных средств за реализованные товары (в организациях розничной торговли) 50-1  
  Отражены излишки наличных денежных средств в кассе, выявленные при инвентаризации 50-1  
  Из кассы сданы на расчетный счет наличные денежные средства   50-1
  Предоставлены займы наличными денежными средствами другим организациям   50-1
  Приобретены ценные бумаги, оплаченные из кассы наличными денежными средствами   50-1
  Выданы из кассы авансы другим организациям   50-1
  Погашена наличными денежными средствами задолженность по ранее полученным авансам   50-1
  Погашена наличными денежными средствами задолженность по ранее полученным краткосрочным кредитам   50-1
  Отражена выплата из кассы пособий на погребение 69-1 50-1
  Отражена выплата из кассы единовременных пособий женщинам по уходу за ребенком 69-1 50-1  
  Выдана из кассы заработная плата работникам организации   50-1  
  Отражена выдача из кассы работнику организации подотчетной суммы на операционные, хозяйственные или командировочные расходы   50-1  
  Отражена сумма предоставленного работнику займа наличными денежными средствами 73-1 50-1  
  Отражена выплата работнику организации компенсации за использование личного автомобиля для служебных поездок   50-1  
  Отражена выдача денежных документов работникам (например, путевок в санатории и дома отдыха)   50-3  
  Выплачены из кассы суммы доходов (дивидендов) учредителям, не являющимся работниками организации 75-2 50-1  
  Погашена наличными денежными средствами задолженность перед прочими кредиторами (например, за транспортные услуги)   50-1  
  Отражена выплата из кассы ранее депонированных сумм заработной платы 76-4 50-1  
  Выплачена из кассы сумма алиментов по исполнительному листу 16 50-1  
  Отражена недостача наличных денежных средств в кассе, выявленная при инвентаризации   50-1  
  Оплачены из кассы различные расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств   50-1  
               

Тема 2.2. Учет денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банках

Порядок открытия расчетных и валютных счетов

Расчетный счет - это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами. Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты.

На расчетный счет могут поступать платежи от покупателей и заказчиков в счет оплаты поставленных им товаров, продукции, суммы в погашение дебиторской задолженности, кредиты банков и займы других организаций. Организация при получении денежных средств на свой расчетный счет выступает в качестве получателя денежных средств.

Со своего расчетного счета организация может осуществлять платежи за объекты основных средств, сырье и материалы, платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по различным налогам и сборам. Организация при перечислении денежных средств со своего расчетного счета выступает в качестве плательщика средств.

Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации. Порядок открытия расчетного счета регламентируется Инструкцией Центрального банка РФ (ЦБ РФ).

Для открытия расчетного счета, организация обязана представить в банк следующие документы:

1) заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;

2) нотариально заверенную копию учредительного договора;

3) нотариально заверенную копию устава организации;

4) нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации организации;

5) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

6) нотариально заверенную копию информационного письма органа Госкомстата об учете юридического лица в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) с присвоенными ему кодами ОКПО;

7) документы (справки) о регистрации организации в качестве плательщика в Пенсионном фонде РФ, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования РФ;

8) карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0402026;

9) протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;

10) копию приказа о назначении главного бухгалтера;

11) оформленный в установленном порядке договор банковского счета в 2-х экземплярах;

12) паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон.

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории РФ и имеющая лицензию ЦБ РФ на осуществления банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети ЦБ РФ.

Корреспондентский счет - это банковский счет, отражающий расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора (содержит 20 цифровых знаков).

Банковский идентификационный код (БИК) определяется в соответствии со "Справочником БИК РФ" и указывается обслуживающим банком в договоре банковского счета (содержит 9 знаков).

Учет операций на валютном счете

Валютный счет - это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения средств в иностранной валюте и проведения расчетов в иностранной валюте.

Организация может открыть валютный счет на территории РФ в любом банке, уполномоченном ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте, а также в иностранном банке за границей.

Для открытия валютного счета организация должна представить те же документы, что и при открытии расчетного счета. Порядок открытия и ведения счетов организаций в иностранной валюте устанавливает ЦБ РФ.

После заключения договора организации открывают сразу три счета: транзитный валютный счет, текущий валютный счет и специальный транзитный счет, которые ведутся параллельно.

Транзитный валютный счет предназначен для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте.

Текущий валютный счет предназначен для учета средств, остающихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

Специальный транзитный валютный счет открывается уполномоченным банком в целях учета совершаемых организацией операций покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и ее обратной продажи.

В договоре банковского счета указываются номера всех трех открытых валютных счетов, а также приводятся платежные реквизиты банка для осуществления безналичных расчетов в иностранной валюте.

Синтетический учет расчетных операций и формы безналичных расчетов

Движение денежных средств на расчетном счете организации состоит из двух основных стадий:

- стадии поступления (зачисления) денежных средств на расчетный счет, в результате его происходит увеличение суммы денежных средств на расчетном счете организации;

- стадии списания (перечисления) денежных средств с расчетного счета, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и организацией.

Синтетический учет наличия и движения денежных средств в рублях на расчетном счете организации, открытом в учреждении банка, ведется на активном счете 51 "Расчетные счета".

По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление (зачисление) денежных средств на расчетный счет организации.

По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации.

 

№ п/п     Содержание хозяйственной операции     Корреспондирующие счета  
Дебет Кредит  
         
  Зачислены на расчетный счет наличные денежные средства, сданные из кассы (наличная выручка, депонентские суммы и др.)      
  Отражено поступление на расчетный счет ранее выданных авансов      
  Отражено поступление на расчетный счет выручки от продажи товаров, продукции (выполнения работ, оказания услуг)      
  Отражено поступление на расчетный счет выручки от продажи основных средств, материалов и иного имущества организации      
  Отражено поступление на расчетный счет авансов, полученных от других организаций      
6. Отражено поступление на расчетный счет денежных средств по краткосрочным кредитам банков или займам от других организаций      
7. Отражено поступление на расчетный счет денежных средств по долгосрочным кредитам банков или займам от других организаций    
8. Отражен возврат на расчетный счет суммы займа, ранее предоставленного работнику организации   73-1
9. Отражено поступление на расчетный счет денежных средств, внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал   75-1
10. Отражено поступление на расчетный счет денежных средств за реализованные товары (в организациях розничной торговли)    
11. Отражено поступление на расчетный счет суммы процентов за предоставленные в пользование денежные средства организации, поступление штрафов, пени, неустоек и др.    
12. Отражено поступление в кассу наличных денежных средств по чеку из банка    
13. Предоставлены с расчетного счета займы другими организациями 58-3  
14. Отражено перечисление с расчетного счета денежных средств в счет вклада по договору простого товарищества 58-4  
15. Выданы с расчетного счета авансы другим организациям    
16. Перечислен аванс подрядной организации в соответствии с договором на строительство    
17. Перечислена с расчетного счета оплата поставщику (за объект основных средств, оборудование, материалы, товары, готовую продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и т.д.)    
18. Погашена с расчетного счета задолженность по ранее полученным авансам    
19. Погашена с расчетного счета задолженность по ранее полученным краткосрочным кредитам и займам    
20. Погашена с расчетного счета задолженность по ранее полученным долгосрочным кредитам и займам    
21. Перечислены с расчетного счета налоги (сборы) в бюджет 68,69  
22. Перечислены с расчетного счета суммы доходов (дивидендов) учредителям, не являющимися работниками организации 75-2  
  Погашена с расчетного счета задолженность перед прочими кредиторами (например, оплата услуг банка)    
24. Перечислена с расчетного счета сумма алиментов    
25. Оплачена с расчетного счета арендная плата за помещения    
             

Расчеты платежными поручениями

Расчеты платежными поручениями применяются организациями - плательщиками при списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств организации:

- в целях оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги -поставщикам и подрядчикам;

- в целях оплаты налогов и сборов - в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- в целях возврата кредитов и займов и уплаты процентов по ним;

- в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежное поручение является расчетным документом, содержащим распоряжение владельца счета (организации плательщика) обслуживающему его банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчетные документы (в том числе платежные поручения) действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Платежные поручения должны приниматься банками независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на расчетных счетах оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Статьей 855 ГК РФ предусмотрена следующая очередность списания денежных средств со счетов организаций при их недостаточности:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в 3-й очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требование;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности (поставщикам, подрядчикам и др.).

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Выписка из расчетного счета

Выписка банка по расчетному счету представляет собой документ, выдаваемый банком и отражающий движение денежных средств на расчетном счете организации.

Выписка банка по расчетному счету (выписка из лицевого счета клиента) является регистром аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

При поступлении выписки банка главный бухгалтер (бухгалтер) проверяет правильность записей по расчетному счету на основании приложенных к ней документов, выписки банка и документы номеруют таким образом, чтобы на выписке и на документах, прилагаемых к ней, был один и тот же номер. Затем на выписке бухгалтером проставляется против каждой операции номер корреспондирующего счета для использования на следующих этапах учетной работы. Если к выписке банка не приложены оправдательные денежно-расчетные документы (платежные поручения, мемориальные ордера банка и т.д.), то указанные в ней суммы запрещается принимать к учету.

Выписки из банка должны храниться с платежными документами о поступлении расходовании денежных средств. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 76-2 "Расчеты по претензиям).

В разных банках выписки банка по расчетному счету могут различаться по своему оформлению, так как Центральным банком РФ не утверждена единая унифицированная форма выписки, а рекомендована в качестве основы лишь примерная форма выписки из банка, которая названа "выпиской из лицевого счета клиента".

Выписка из лицевого счет клиента - это документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета организации.

Несмотря на некоторые различия, в выписках банка должны быть отражены:

- наименование кредитного учреждения, выпустившего форму выписки;

- дата, на которую оформляется выписка, - число, месяц и год в формате "ДД.ММ.ГГГГ.";

- время распечатки выписки в банке - часы, минуты и секунды в формате "ЧЧ:ММ:СС";

- БИК (банковский идентификационный код) и корреспондентский счет банка клиента (организации);

- наименование клиента и номер его расчетного счета;

- дата последней операции - число, месяц и год в формате "ДД.ММ.ГГГГ.";

- входящий остаток средств клиента на начало операционного дня (остаток средств по кредиту);

- вид проведенных операций в графе "ВО";

- номера документов, по которым осуществлены расходные и/или приходные операции;

- номера корреспондентских счетов банков плательщиков и/или получателей средств;

- расходные операции для банка (отражаются по дебету) и приходные операции для банка (отражаются по кредиту), проведенные в течение одного операционного дня;

- суммы проведенных операций, отражаемых в графах "Дебет" и "Кредит";

- итоговые обороты по дебету и кредиту счета;

- исходящий остаток средств клиента на конец дня (остаток средств по кредиту).

Расчеты по инкассо

Данная форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента (организации - получателя средств) на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Оплата платежных поручений может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) и без его распоряжения (в безакцептном порядке).

Оплата инкассовых поручений производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы вместе с "Реестром переданных на инкассо расчетных документов" формы 0401014 (приложение 22 к Положению о безналичных расчетах), составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и/или инкассовые поручения.

Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

В случае неисполнения или надлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений. Частичная оплата производится платежным ордером формы 0401066.


Платежные требования

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Акцепт - это гарантия оплаты или согласие на оплату денежных, товарных или расчетных документов.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным, предусмотренным в договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта по форме 0401004.

Безакцептное списание денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.

При отсутствии указания "без акцепта" платежные требования оплачиваются в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Платежное требование составляется на бланке формы 0401061.

Инкассовые поручения

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071.

Расчеты по аккредитивам

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств (поставщиком).

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив).

Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Порядок расчетов по аккредитиву и срок его действия определяется договором, заключаемым между плательщиком и получателем средств (покупателем и поставщиком).

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором рекомендуется отражать следующее:

- наименование банка-эмитента;

- наименование банка, обслуживающего получателя средств;

- наименование получателя средств;

- сумма аккредитива;

- вид аккредитива;

- способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

- полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств;

- сроки действия аккредитива, предоставления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;

- условие оплаты (с акцептом и без акцепта);

- ответственность за неисполнение (надлежащее исполнение) обязательств.

В основной договор могут быть включены иные положения, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.

Платежи по аккредитивам производятся только в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств, при этом допускаются частичные платежи по аккредитиву.

При предоставлении аккредитива плательщик средств (покупатель)обязан указать:

- вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);

- условие оплаты аккредитива (с акцептом и без акцепта);

- номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;

- срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц, год) его закрытия;

- полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву (например, счет, счет-фактура, товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке материалов, акты о выполнении работ или оказании услуг и

др-);

- наименование товаров (работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.

Банк-эмитент списывает денежные средства с расчетного счета плательщика средств (покупателя) и извещает исполняющий банк об открытии аккредитива в пользу поставщика. Одновременно банк-эмитент депонирует денежные средства в исполняющем банке.

Платеж по аккредитиву может осуществляться с акцептом или без акцепта.

Синтетический учет операций по открытию и закрытию аккредитива осуществляется на счете 55 "Специальные счета в банках" на субсчете 55-1 "Аккредитивы".

Расчеты чеками

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Участниками чекового обращения выступают три лица: чекодатель, плательщик по чеку и чекодержатель. Плательщиком в чековом обязательстве может быть только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чекодержателем является юридическое лицо в пользу которого выдан чек, а плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя..

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности, учет и хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты:

1) наименование "чек"

2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму

3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж

4) указание валюты платежа

5) указание даты и места составления чека

6) подпись чекодателя

На территории РФ чек может быть выписан сроком на 10 дней, не считая дня его выписки. Заполнение чека допускается без исправлений, как от руки, так и с использованием технических средств.

Синтетический учет операций по расчетам чеками осуществляется на счете 55 на субсчете 2 "Чековые книжки". Аналитический учет по субсчету "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке.

Тема 2.3. Учет кассовых операций в иностранной валюте. Учет курсовых разниц

Для учета наличной иностранной валюты, полученной из банка в кассу предприятия, бухгалтерия должна вести отдельную кассовую книгу. С кассиром по валюте заключают договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Касса в данном случае должна быть обеспечена всеми инструкциями, контрольными и справочными материалами. Кассиры обязаны строго соблюдать правила совершения операций по приему и выдаче валюты из кассы.

В соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ учет по операциям в иностранной валюте должен вестись в рублях на основании перерасчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Во всех кассовых документах проставляются одновременно две суммы - в иностранной валюте и в рублях. При этом в приходных и расходных ордерах сумма в иностранной валюте проставляется в графе "сумма". Бухгалтерия должна вести аналитический учет по каждому виду иностранной валюты, находящейся в кассе.

Учет курсовых разниц

Если организация ведет дела с заграничными партнерами, то расчеты с ним] осуществляются в иностранной валюте. Однако, суммы, приведенные в бухгалтерском ] налоговом учете должны быть выражены в рублях. Поэтому каждый доллар или евр< бухгалтер должен пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на момент совершения сделки. Н< курсы иностранных валют по отношению к рублю постоянно меняются, из-за чег< образуются курсовые разницы.

Курсовая разница - это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетнук дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценког этих активов и обязательств, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их i бухгалтерскому учету в отчетном периоде или дату составления бухгалтерског отчетности за предыдущий отчетный период.

Пример отражения на счетах бухгалтерского учета курсовой разницы пр* продаже продукции на экспорт.

ЗАО "Караван" экспортирует древесину. В январе 2003 года иностранная компанш решила закупить у ЗАО "Караван" древесину на 20000 долларов США. По договору праве собственности на древесину переходит к покупателю в день оформления грузовор таможенной декларации.

13 января 2003 года ЗАО "Караван" оформило свою продукцию на таможне. Деньги за древесину поступили от покупателя только 29 января 2003 года. Курс доллара США установленный ЦБ РФ, был:

13 января - 31,8327 руб.-дол. 29 января - 31,8001 руб.-дол.

Таможенная пошлина равна 3000 долларов США, сбор за таможенное оформление е рублях - 636,65 руб. (20000 долл.хЗ 1,8327x0,1%), а сбор за таможенное оформление в валюте -10 долл. США (20000 долл.х0,05%). Эти суммы были перечислены 13 января 2003 годг (размер таможенной пошлины определяется исходя из таможенной стоимости товара).

В бухгалтерском учете ЗАО "Караван" необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

№ п/п Содержание операции Д К Сумма (руб)
  На 13 января 2003 года Отражена выручка от продажи древисины      
  На 13 января 2003 года Начислена таможенная пошлина     95498,1
  На 13 января 2003 года Уплачена таможенная пошлина     95498,1
  На 13 января Начислен сбор за томоженное оформление в рублях     636,65
  На 13 января Уплачен сбор за таможенное оформление в рублях     636,65
  На 13 января Начислен сбор за таможенное оформление и иностранной валюте     318,33
  На 13 января Плачен сбор за таможенное оформление в иностранной валюте     318,33
  На 29 января Поступила оплата за материалы      
  На 29 января Отражена отрицательная курсовая разница      

 

Продажа валютной выручки

Получив валютную выручку, экспортеры обязаны продать ее часть. Сейчас норматив продажи составляет 25%. При этом часто при реализации организация несет расходы. Ведь банку нужно заплатить за посредничество. Кроме того, обычно рыночный курс продажи меньше курса, установленного ЦУБ РФ. В итоге реализация валюты оказывается убыточной. Да и продается она в течение 3-х дней. Значит, в учете образуются курсовые разницы.

В России фирмы могут продавать и покупать валюту только через банки. Когда организация получает из-за рубежа от иностранных организаций и граждан, которые не являются резидентами Российской Федерации, валюту, часть ее она должна обязательно продать.

Конвертировать в рубли нужно также и часть валюты, которая поступила на счет в качестве аванса от иностранного контрагента.

Реализацию валюты организация поручает банку, в котором у нее открыт валютный счет. Вообще - то таких счетов два: транзитный и текущий. Сначала экспортная выручка зачисляется на транзитный валютный счет. Банк не позднее следующего рабочего дня направляет организации - владельцу счета извещение о том, что валюта поступила. Теперь 25% этой суммы организация должна продать., но перед этим она может, например, оплатить:

1) счета транспортных и экспедиционных фирм, а также страховых компаний за перевозку и страхование грузов на территории иностранных государств (это могут быть как отечественные, так и зарубежные организации)

2) экспортные таможенные пошлины, которые начисляются в валюте.

3) вознаграждение посредникам по экспортным контрактам.

4) услуги банков за перевод денег с этих счетов.

Таким образом, обязательной продаже подлежит валютная выручка, поступившая от иностранного покупателя, за вычетом перечисленных выше платежей. Продать валюту нужно не позднее семи календарных дней. Этот срок отсчитывается с того дня, когда деньги зачислены на транзитный счет организации.

Если организация в установленный срок не направит банку поручение, он продаст 25% вашей валюты самостоятельно.

Действуя в роли посредника, банк может проводить конверсионную операцию после того, как получит от организации соответствующее поручение. В нем банку предписывается реализовать часть валюты по рыночному курсу, а оставшиеся деньги перечислить на текущий валютный счет организации. За это фирма платит банку комиссионное вознаграждение.

Пример. ООО "Итака" 15 сентября 2003 г. реализовало на экспорт горно - шахтное оборудование. Спустя неделю, 23 сентября деньги иностранного покупателя в размере 50 000 евро поступили на транзитный валютный счет ООО "Итака".

О том, что деньги пришли, банк известил организацию. А та в свою очередь в этот же день заплатила из них за транспортировку по территории Китая ЗАО "Траст" 3 000 евро. И банк удержал комиссию за выполнение функций агента валютного контроля - 60 евро (в том числе НДС - 10 евро).

25 сентября ООО "Итака" поручило банку продать обязательную долю выручки - 11 750 евро ((50 000 EUR - 3 000 EUR)*25%). Банк продал валюту по рыночному курсу - 34, 70 руб. за евро.

Сама процедура продажи выглядит так. Сумма валюты, которую нужно конвертировать в рубли, перечисляется на отдельный лицевой счет банка. Деньги должны попасть туда не позднее следующего дня после того, как от экспортера получено поручение или истек семидневный срок. Валюту с лицевого счета банк обязан продать в течение трех рабочих дней. Вырученные рубли зачисляют на расчетный счет организации.


Раздел 3. Учет долгосрочных инвестиций и финансовых

вложений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.1. Учет денежной наличности в кассе | Тема 4.1. Организация учета основных средств. Поступление основных средств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.