Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов

Все виды эмпирических исследований подчиняются двум важным условиям: количеству вопросов в анкете и количеству опрашиваемых респондентов. Несбыточная мечта любого исследователя – опросить как можно больше респондентов по большему числу вопросов Но она неосуществима и в первую очередь из-за высокой себестоимости. На практике применяются три варианта:

1. Чем больше респондентов, тем меньше вопросов

2. Чем меньше респондентов тем больше вопросов

3. Оптимальное количество респондентов и вопросов

Наиболее популярной в отечественной социологии является композиция анкеты, связанная с выделением 3 фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительной. Начало опроса обеспечивается психологически продуманным обоснованием необходимости исследования и краткой инструкцией о правилах заполнения анкеты и др.необходимыми сведениями. Вводящими респондента в ситуацию опроса и стимулирующими интерес его к работе.

Эти же задачи решают и первые вопросы. Поэтому в начале анкеты не должны находиться трудные вопросы. По содержанию они, как правило, нацелены на получение фактологической информации событийной информации.

От начала к середине увеличивается сложность и острота вопросов. Переход от простых к сложным вопросам получил название «правила воронки». К концу работы с анкетой трудность вопросов снижается.

Структура анкеты традиционна.

Введение – неотъемлемая часть анкеты. Образение к респонденту, где излагаются правила заполнения анкеты, основная цель. Главная задача введения – убедить респондента принять участие в опросе Необходимо указывать на анонимность и конфиденциальность. Указывается, кто проводит опрос – организация или учреждение. Для чего и как будут использованы полученные данные. Желательно подчеркнуть, что исследователь зависит от респондента. Н-р, Ваши ответы помогут решить такую-то проблему.

2 Реквизитная часть. Приводится информация. Касаюзщаяся респондента Здесь идентифицируется сам вопросник, ему дается название указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информационная (основная) часть – вопросы анкеты направленные на исследование проблемы. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная (демографическая часть) – паспортичка, где находятся вопросы, помогающие фиксировать такие данные об опрашиваемых, как: пол, возраст, место жительства образование… В них используются номинальные и интервальные шкалы.

5. Заключительная часть содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании.

1,2, 5 части – обслуживающий аппарат анкеты, 3,4 – основная базисная часть.

 

Анкеты д.б.снабжены фильтрами, ловушками повторами что способствет отбору истинной информации.

Оптимальный объем анкеты – 10-15 вопросов при крайней необходимости – 20. Следует учесть, что при недостатке информации м.б. проведен новый опрос запрашивающий ранее неизвестный или непредполагаемый аспект характеристики исследуемого явления, процесса. Это должно быть не продолжение первого опроса, а самостоятельное получение информации по новому аспекту проблемы.

В целях экономии времени апробация инструментария (пилотаж) осуществляется не на специально отобранных группах респондентов, а на экспертах, входящих в состав исследовательской группы. В ходе апробации определяется время, необходимое для заполнения анкеты, фиксируются неясные или двояко трактуемые вопросы,…

После заполнения анкеты выясняется мнения экспертов формируются предложения о дополнениях, изменениях, сокращениях. Данные по ответам экспертов не анализируются, а сами анкеты не обрабатываются.

Как правило, учитываются все замечания экспертов, высказанные по поводу стиля изложения вопросов и ответов. Замечания, связанные с отсутствием тех или иных вопросов, важных для исследования, принимаются и учитываются только если они были высказаны более чем 50% членов исследовательской экспертной группы. После устранения замечаний экспертов пилотаж повторяется.

Устанавливается окончательное время, необходимое респонденту на заполнение анкеты. Это связано с тем, что от этого зависит некоторые аспекты организации опроса: место и время его проведения степень подробности инструктажа, количество одновременно опрашиваемых респондентов. После всего анкета готова к тиражированию.

Далее – инструктаж анкетеров на котором указывается специфика конкретного исследования правила поиска и отбора респондентов условия заполнения анкеты. Помимо устного инструктажа анкетерам выдается инструкция с подробным описанием проблем и правил сроков выполнения задания, маршрутный лист и документ удостоверяющий личность анкетера и его право на проведение исследования

Важным является подбор анкетеров. Он должен обладать организаторскими способностями, быть общительным, коммуникабельным, способным побудить респондента к сотрудничеству создать атмосферу доверия. Анкетер не должен опускать дискуссий по теме исследования, навязывание своей точки зрения и склонять их к какому-либо мнению. Его задача – провести опрос обеспечив условия работы, которые могут гарантировать получение достоверной информации.

По окончании анкетирования анкетер должен предоставить отчетные документы опроса: заполненные анкеты маршрутные листы(когда, где, в какое время проходил опрос и кто был опрошен) отчет о проведенном опросе (с указанием, кто где, в какое время и в каком месте проводил опрос, сколько человек было опрошено сколько было отказов, какие есть замечания по процедуре опроса).

После окончания полевых работ анкеты готовятся к обработке в традиционном алгоритме:

- проверка на чистоту и полноту заполнения

- нумерация

- работа со свободными вопросами

- обработка

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сложные вопросы | Метод наблюдения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.