Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проекты преобразований в области государственного строя Александра I

Тема 11 Общественно-политический строй и право России в первой половине XIX в

1. Проекты преобразований в области государственного строя Александра I.

2. Государственный механизм.

3. Изменения в сословном строе.

4. Систематизация законодательства

Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны 1812-1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете - неофициальном органе при императоре, в состав которого входили его друзья и единомышленники. Официально пересмотром существующих государственных законов и составлением новых законопроектов занимался Непременный совет, состоявший из представителей высшей титулованной знати.

Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства - новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров - коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.

В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал соз­дание новых органов власти - Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением. Он ни в коей мере не ограничивал власть монарха, а призван был обеспечить повышение качества законотворческого процесса и приведение всей правовой системы к единообразию.

Во второй период своего царствования (1815-1825) Александр 1, как уже отмечалось выше, стал проводить более консервативный курс, но все же не до конца отказался от своих конституционных идей. В 1818-1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции - «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако так и не был реализован.

Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались «сверху», самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности его стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

Новый император Николай I (1825-1856) видел главную цель своего царствования в укреплении и сохранении существующего строя. Главным государственным учреждением стала Собственная его императорского величества канцелярия. Особое значение имело третье отделение канцелярии, в задачи которого входили борьба с государственными, должностными и религиозными преступлениями, наблюдение за иностранцами, цензура. В 1827 г. был образован и подчинен третьему отделению специальный корпус жандармов - военизированные формирования политической полиции.

Правление Николая I подвело своеобразную черту под целым рядом неудачных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX в. и символизировало победу противников реформ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Систематизация законодательства. Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства | Государственный механизм 1-ой пол. XIX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.