Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 1905-1907 гг. Статус Государственной думы

Тема 13 Государство и право в период конституционной монархии в России (1905-1917 гг.).

1. Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 1905-1907 гг. Статус Государственной думы

2. Развитие права.

3. Февральская революция в России 1917 года. Слом старых государственных структур и создание альтернативных органов власти. Форма правления.

4. Основные черты законодательства.

5. Двоевластие и его сущность

 

 

Социально-экономическое развитие пореформенной России в конце XIX - начале XX в. было противоречивым. С одной стороны, по темпам экономического роста Российская империя опережала большинство стран мира. С другой стороны, наряду с передовым промышленным и финансовым капиталом, сохранялись пережитки феодально-крепостнического строя. Новый император Николай I (1894-1917) и его ближайшее окружение недооценивали необходимость социально-политических реформ. Положение резко обострилось в связи с неудачным для России ходом русско-японской войны. Военные поражения спровоцировали революционный взрыв.

Важное место в первой российской революции занимал крестьянский (аграрный) вопрос. Пытаясь снизить остроту противоречий, власти уравняли крестьян в правах сдругими сословиями, уменьшили выкупные платежи за землю (полностью платежи отменялись с 1 января 1907 г.). Развернутый план решения аграрного вопроса предложил Петр Аркадьевич Столыпин, который в июле 1906 г. возглавил российское правительство. Указом от 9 ноября 1906 г. провозглашался свободный порядок выхода (выдела) крестьян из общины с правом закрепления земли в личную собственность. Основные положения аграрной реформы были отражены в Законе от 14 июня 1910 г. и в «Положении о землеустройстве» от 29 мая 1911 г.

Наряду сважнейшими социальными реформами оппозиция в годы революции добивалась политических преобразований. Самодержавие вынуждено было пойти на уступки и объявить о создании представительного органа власти - Государственной думы. Предусматривалось проведение выборов в Думу по четырем избирательным куриям, организованным по сословному принципу.

Статус Думы как законодательного органа был установлен Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. и «Учреждением Государственной думы» от 20 февраля 1906 г. Государственный совет, выступавший ранее в качестве законосовещательного органа, также наделялся законодательными полномочиями. Все законопроекты, принятые Думой, должны были передаваться в Государственный совет и лишь в случае одобрения их Советом представляться на утверждение императора. 23 апреля 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных государственных законов», в которой закреплялись вышеперечисленные изменения системы организации власти в Российской империи.

Государственная дума первого ивторого созывов действовала всего несколько месяцев и была досрочно распущена императором. 3 июня 1907 г. император издал новый избирательный закон который обеспечил преобладание в Государственной думе третьего созыва сил, поддерживающих политику правительства. Законодательная деятельность полностью контролировалась императором. Большинство важнейших законопроектов проводилось через Совет министров в так называемом «чрезвычайном порядке». Председатель Совета министров и министры назначались императором и были ответственны только перед ним.

Итак, Государственная дума не стала полноправным законодательным органом, однако Россия сделала важный шаг на пути к конституционной монархии. Государственная дума III и IV созывов была избрана на основе не слишком демократичного закона, но оказалась более способной к конструктивной законотворческой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрреформы 1880-1890-х гг. Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе | Развитие российского права во второй половине XIX - начале XX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.