Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и методология статистики. Система организации статистики в России

Статистика является важным элементом информационной инфраструктуры общества, способной удовлетворять потребности в информации всех пользователей – органов государственной власти, предпринимателей, науки, средств массовой информации, населения, международных организаций.

Статистика призвана решать как основные, так и специальные задачи.

Основными задачами статистики являются:

1) формирование научно обоснованной системы статистических показателей;

2) совершенствование методологии статистики;

2) всестороннее исследование и анализ происходящих в обществе социальных и экономических процессов на основе системы статистических показателей;

3) выявление имеющихся резервов роста эффективности развития экономики и общества в целом;

4) прогнозирование тенденций развития общества;

5) своевременное обеспечение достоверной и качественной информацией законодательной и исполнительной власти, предпринимателей и общественности.

В период рыночных реформ в 90-е годы прошлого столетия перед российской статистикой были поставлены характерны следующие специальные задачи:

1) реформирование системы статистических показателей в соответствии с международными стандартами и разработкой системы показателей финансовой статистики;

2) методическое обеспечение процесса перехода к использованию в основном несплошных методов статистического наблюдения;

3) переход на новые формы статистического наблюдения (регистры, переписи, цензы и др.), пересмотр форм федерального статистического наблюдения (форм статистической отчетности);

4) внедрение системы национальных счетов и ее использование для макроэкономического и регионального анализа;

5) реформирование организации государственной статистики, создание региональной и муниципальной статистики;

6) внедрение современных информационных технологий в сбор и обработку статистических данных; формирование единой межведомственной информационно-статистической системы способствующей расширению доступа к информационным ресурсам и повышению эффективности принятия управленческих решений.

За последние 15 лет произошли глубокие коренные преобразования в жизни общества, которые привели к образованию новых массовых явлений и объектов статистического исследования. Задачи, которые необходимо будет решать статистике в ближайшие годы, являются более масштабными и глубокими в соответствии с расширением разнообразия потребностей пользователей статистической информации[1]:

· применение статистики в ноосфере, инновациях, нанотехнологиях, для измерения размеров духовных эффектов материального производства и материальных эффектов духовного производства;

· совершенствование статистических методов для измерения частиц размерностью 1012 и 10-12 ;

· совершенствование мониторинга социально-экономической эффективности объектов статистического наблюдения, в том числе субъектов бюджетного планирования и органов управления:

· развитие системы национальных статистических стандартов в соответствии с международными стандартами;

· разработка и освоение новых методов сбора и обработки статистических данных;

· повышение качества и достоверности статистической информации, сокращение объемов и потоков дублирования информационных ресурсов;

· перекрестный анализ детерминированных и индетерминированных статистических совокупностей, их типология, идентификация, и выбор адекватных методов тестирования и обработки данных;

· многомерный и многофакторный статистический анализ и прогноз различных явлений и процессов социально-экономической жизни с учетом потерь и упущенных выгод с учетом глобализации кризисных ситуаций, ускорением рисков техногенных катастроф, усилением инфляции, неравенства в доходах населения и социального напряжения;

· изучение эффектов обратных связей и их рейтингов, в том числе рейтингов эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности видов деятельности, регионов РФ и стран.

Решение задач статистики осуществляется на основе разработки, совершенствования и использования статистической методологии.

Методология статистики представляет собой совокупность общих правил, способов, приемов, методов статистического исследования. В основе статистической методологии лежит диалектический метод исследования, который предполагает, что явления и процессы находятся в постоянном движении, изменении, взаимообусловленности и взаимозависимости. Статистика применяет такие общие методы научного исследования, как индукция (от частного к общему) и индукция (от общего к частному); метод единства исторического и логического, метод математического моделирования и др.

Как самостоятельная наука статистика разрабатывает и применяет специальные методы в соответствии с тремя этапами статистического исследования.

На первом этапе осуществляется собирание первичных сведений. Для этого используются метод массового статистического наблюдения.

На втором этапе собранная информация подлежит первичной обработке методами статистической сводки и группировки. Применяют также табличный и графический методы. В результате получают обобщающие статистические показатели, характеризующие всю статистическую совокупность в целом или ее части.

На третьем этапе с помощью обобщающих статистических показателей (абсолютных, относительных, средних величин, показателей вариации, показателей тесноты связи, динамики, индексов) осуществляется анализ статистической информации, позволяющий выявить причинно-следственные связи, определить взаимовлияние отдельных факторов, оценить эффективность принимаемых управленческих решений, прогнозировать социально-экономическое развитие.

Новые задачи, стоящие перед статистикой вызывают необходимость применения методов статистического эксперимента по профилю решаемых задач и с заданной точностью, развитие методов многомерного и многофакторного анализа и прогнозирования.

Современная отечественная статистика включает официальную государственную статистику (федеральное статистическое наблюдение), региональную и муниципальную статистику, ведомственную статистику, бизнес-статистику коммерческих организаций и статистику некоммерческих общественных организаций. Определяющую и координирующую роль играет официальная государственная стактистика.

С начала 90-х годов ХХ века государственная статистика в РФ развивалась в условиях крупных социально-экономических перемен, связанных с переходом к рынку, повышения открытости экономики и ее более полной интеграции в международное сообщество, переходом на международные стандарты учета и отчетности.

В начале ХХI века начала реализовываться административная реформа, реформирование бюджетного процесса. За последние 11 лет было реализовано две программы реформирования государственной статистики. Первая федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» была направлена на более полное удовлетворение потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов других потребителей в объективной, доступной статистической информации.

 
 

 


Рис. 1. Схема органов государственной статистики РФ

 

Вторая Программа развития государственной статистики была принята до 2005г. (на 2002-2004 годы). В рамках данной Программы были осуществлены разработки по совершенствованию традиционных и развитию новых направлений статистики, организации статистического учета единиц наблюдения в статистическом регистре, развитию системы экономико-статистических классификаций,, системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации. Разработана модель прогнозирования показателей сводного баланса денежных доходов и расходов населения в квартальном разрезе и дифференцированного по децильным группам. Подготовлены рекомендации по совершенствованию методики расчета цепных индексов цен, средних индексов цен производителей с учетом сезонного фактора, средних потребительских цен и их индексов в условиях частой замены одноименных видов товаров и услуг и др.

В октябре 2006г. была принята постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2006 № 595 третья федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах». На интернет-сайте Росстата открыта рубрика ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», где размещаются методические материалы, планы, квартальные и годовые отчеты. О ходе выполнения Программы, освещается работа Межведомственного координационного совета ФЦП.

В ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» предусмотрено решение пяти задач:

1) оптимизация состава официальной статистической информации, разрабатываемой органами государственной власти для принятия управленческих решений и прогнозирования на различных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления, с учетом международного опыта;

2) минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения современных методов статистического наблюдения. В связи с внедрением выборочных методов статистического наблюдения численность респондентов в 2007 г. снизилась на 30 тыс. человек[2];

3) интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти;

4) модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно- телекоммуникационных технологий;

5) развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации.

Официальная статистическая деятельность в России в настоящее время осуществляется на основе принятого в ноября 2007г. Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». В соответствии с законом координация деятельности в сфере официального статистического учета возлагается на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной статистики (Росстат) с территориальными органами в субъектах Федерации.

Органы государственной статистики призваны решать одну из основных задач – обеспечивать государственные структуры управления и других пользователей официальной статистической информацией в соответствии с утвержденной программой статистических работ. Под официальной статистической информацией понимается общедоступная информация об социально-экономическом положении страны и ее регионов, являющаяся результатом официального статистического учета.

В соответствии с «Основными принципами официальной статистики», одобренными Статистической комиссией ООН 14 апреля 1994г., индивидуальные данные, собираемые статистическими органами и касающиеся юридических или физических лиц должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики. Статистическая информация в обобщенном виде является продукцией статистических органов и может продаваться в форме статистических ежегодников, как на федеральном уровне Росстатом РФ, так и на уровне местных органов статистики. Кроме ежегодников, содержащих общие сведения о социально-экономическом развитии в целом, выпускаются специализированные статистические сборники по отраслям экономики, по системе национальных счетов, по статистике населения, по социальной статистике.

Росстат кроме сбора, обработки, передачи и хранения информации осуществляет также методическую работу. В Управлении методологии статистических работ разрабатываются федеральные планы статистических работ на год и на перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных. С начала 90-х годов ведется работа по внедрению и совершенствованию системы национальных счетов как на уровне страны, так и на региональном уровне.

Росстат поддерживает связи с международными статистическими организациями, принимает участие в работе международных конференций по развитию статистики.

 

Тема 2. Статистическое наблюдение

 

2.1. Требования к статистической информации и статистическому наблюдению.

2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

2.3. Виды, способы и формы статистического наблюдения.

2.4. Ошибки наблюдения и способы обеспечения контроля.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет статистики | Требования к статистической информации и статистическому наблюдению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.