Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование варно-кастовой системы

Растущая социальная дифференциация привела к резкому со­словному делению и появлению замкнутых варн, существование которых считается своеобразной чертой индийского общества. В Ведах варны упоминаются лишь в поздних добавлениях. В последующее время деление на эти замкнутые группы считается изначальным и установленным свыше. Две высшие варны занимали господствующее положение: брахманы (жречество) и кшатрии (военная знать). По преданию, первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые - из его плеч.

Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев. Они считались вышедшими из бедер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока.

Четвертая варна, шудры, пополнялась из числа покоренных чужеземцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почетная церемония «второго рождения», для них не устраивались. Им запрещалось также изучение Вед.

Надо отметить, что имелись люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые», которых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли якобы осквернить чистую воду.

Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечным и неизменным и освящалось религией.

К началу нашей эры, т. е. ко времени разложения рабовладельческой системы и феодализации, в Индии формируется кастовый строй. Две низшие варны (вайшьи и шудры) делятся на ряд более мелких групп, получивших название джати. В литературе широко распространен португальский перевод этого термина — касты. Каждой касте была свойственна особая профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда, восходящее еще ко временам родоплеменного строя, когда отдельные племена специализировались на тех или иных занятиях. Внутри каждой касты создавалась своя администрация, устанавливались особые религиозные обряды, правила взаимопомощи. Сношения с другими кастами ограничивались, в частности, смешанные браки возбранялись.

4.Создание державы Маурья. До VI в. до н. э. Индия делилась на множество государств (большинство их было монархиями, но существовали и олигархические республики). В одном только бассейне Ганга насчитывалось шестнадцать мелких государственных образований. Одно из них — Магадха с VI в. до н. э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара (543—491 гг. до н. э.) овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.

В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327—325 гг. до н. э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.

Греко-македонское господство на берегах Инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дханы Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом ок. 317 г. до н. э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей ее был город Паталипутра.

Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (268—231 гг. до н. э.). При нем было покорено царство Калинга в южной Индии.

В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъемных колес). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь.

5. Джайнизм и буддизм. При династии Маурья произошли значительные сдвиги в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система — брахманизм — все меньше удовлетворяла правящую династию. Ее догмы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства.

Со старой системой брахманизма все более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени. Итогом были джайнизм и особенно буддизм, возникшие, вероятно, еще в VI в. до н. э.

Созданное буддийской религиозно-философской системы традиция приписывает царевичу Сиддхартхе, жившему в VI - V вв. до н. э. и прозванному Буддой («просветленным»), откуда происходит и название его учения. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом. Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданию. Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удается, то человек после смерти уже не возродится в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной высшим благом.V

Практические выводы, сделанные из этого своеобразного уче­ния, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к подавлению желаний, то религиозный культ и жречество становились излишними. Самоусовершенствование, отказ от богатства и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не могли помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных различий, но считали все это несущественным. Впрочем, в одном отношении они даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение признавалось возможным лишь для свободных людей.

Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению с брахманизмом. Он способствовал ломке привилегий, основанных на знатности происхождения и этниче­ской принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более что буддисты признавали бесправие рабов.

Оcoбого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и созвал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей.

Не надо, однако, думать, что брахманизм был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять. Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где силен был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племени и сельской общины. В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дарий I и его реформы | Империя Хань
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.