Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 5 страница

Витальные функции выражают основные направления жизнедеятельности индивида. Имея физиологическую природу, они представлены не только в психике индивида, но и в его сознании как переживание индивидом его запросов, всего необходимого для жизни в разнообразных формах. Осознание витальных функций имеет широкий диапазон – от неясных, смутных ощущений до четкого понимания того, что индивиду необходимо.

Всякая жизненная функция индивида есть взаимодействие его с определенными объектами внешнего мира и поэтому переживается как нужда в таковых.

Витальные функции человека образуют внутреннюю систему, на которой основываются все мотивы (побудители) его поведения и деятельности, в том числе и самый фундаментальный побудитель-потребности.

Основные витальные функции сводятся к следующим четырем классам:

1) индивидуально – органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) познавательно - деятельностные;

4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости и т.д.).

Функции всех четырех классов имеют свои биологические основания, ибо являются результатом взаимодействия внутренних - генетических структур и внешней среды. Все функции при этом специализированы, т.е. ни одна из них не является чисто биологической, хотя соотношение общебиологического фундамента и социального преобразования в разных классах функций различны. В первых двух больше содержится биологического, а во вторых двух-социального. При этом важно отметить, что поведение человека, его социальность имеют полигенную обусловленность, т.е. они определяются не одной какой-либо группой, структурой генов, а всей генетической конституцией.

Социальные свойства человека не одинаково проявляются у разных индивидов. Генетическая обусловленность социальности индивида получает свою индивидуальную выраженность в зависимости, с одной стороны, от индивидуальности онтогенетической программы, а с другой – от особенностей социальной среды, в которой живет индивид.

Таким образом, деятельность человека зависит от взаимодействия внутренних (генетических) и внешних (общественных) факторов. И в этом взаимодействии не следует преувеличивать ни одну из сторон, впадая в крайность биологизма или социологизма.

Витальные функции человека представляют собой сущностные силы индивида, которые побуждают, подталкивают его к действиям. Поэтому классификация витальных функций является вместе с тем классификацией фундаментальных запросов и потребностей человека, необходимых для его существования.

 

4.2. Понятие потребностей

 

Со второй половины 70-х годов XX века проблема потребностей получила в отечественной литературе (психологической и философской) активное осмысление. Многочисленные публикации, появившиеся за прошедшее время, обнаруживают большое разнообразие воззрений на потребности. Вместе с тем просматриваются и сходные позиции по наиболее важным вопросам, которые позволяют провести их группировку и выделить основные точки зрения.

Важным вопросом проблемы потребностей является вопрос о сфере их распространения. По этому вопросу сложились две точки зрения.

Первая утверждает, что потребности присущи всем живым организмам. Будучи неотъемлемым свойством всего живого, они представляют внутренний стимул, побудитель активности живых организмов. Один из представителей этой точки зрения А.Г. Здравомыслов утверждает: «Потребность есть свойство всего живого, выражающе первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды» (Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – С. 13-14). Понимание потребностей как нужды всех живых организмов в чем-либо для поддержания их жизнедеятельности получило настолько широкое распространение, что проникло в словари. Например, философский энциклопедический словарь определяет, что потребность-это «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 518).

Думается, что данная точка зрения огрубляет вопрос о побудителях животной активности и человеческой деятельности, сводя их к единому основанию. На самом же деле они настолько различны, что приписывать существование потребностей животным – это значит, с одной стороны, очеловечивать животных, а с другой стороны – превращать человека в животное. И то, и другое представляют неправомерные крайности.

Интересную попытку провести различие между понятиями потребности и нужды предпринял К.Х. Момджян, который предлагает «различать потребность субъекта (человека - В.Ч.) и нужду как состояние его актуализированной потребности. Попросту говоря, потребность человека быть сытым и одетым является его постоянным существенным свойством, которое не проходит в минуту, когда он насытился или приобрел одежду, а лишь переходит из состояния острой нужды в состояние своей удовлетворенности (которое затем вновь сменится состоянием нужды)» (Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.: Высш. шк., 1997 – С. 266). Однако в таком понимании нужды она выступает не чем-то отличным от потребности, а лишь одним из ее состояний в динамике развития потребности. Таким образом, и К.Х. Момджян отождествляет нужду с потребностью, но не в целом, а лишь с одним из этапов ее существования. Этой попыткой первая точка зрения, отождествляющая нужду с потребностью и распространяющая ее на все живое, не преодолевается.

Вторая точка зрения утверждает, что побудителем животной активности выступает нужда, а человеческой деятельности – потребность. Между нуждой животного и потребностью человека существуют не меньшие качественные различия, чем между биологическим и социальным, утверждает автор этой точки зрения М.В. Тараткевич (см.: Тараткевич М.В. Человек и его потребности. – Минск: Беларусь, 1989 -.С. 13). Действительно, все живое тем и отличается от мертвого, что имеет обусловленные обменом веществ надобности – нужду. Например, цветок нуждается в солнечном свете, воздухе и влаге; дерево – в том же самом; животное – в еде, питье, воздухе. Удовлетворение этой нужды в процессе взаимодействия с внешней средой является основным условием существования живого организма. «Потребности, - справедливо отмечает М.В. Тараткевич, - в отличие от нужды – нечто более заглубленное в сущности человеческой личности… Они, потребности, органически вплетаются в ее социальный строй…» (там же).

Человеческие потребности в отличие от животной нужды не запрограммированы в генетическом коде, а формируются прижизненно вод влиянием общественной среды. В процессе удовлетворения потребности человек не просто потребляет готовые продукты природы, а производит их из природных материалов. При этом человек осуществляет производство не только под влиянием существующих потребностей, но и будучи свободным, от них, исходя из возможных потребностей, которые возникнут в будущем. Животное воспроизводит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу. Животное удовлетворяет нужду по меркам своего вида, тогда как человек способен производить предметы для потребления по меркам любого вида и всюду прилагает к предмету присущую ему мерку. В силу этого только человек производит и по законам красоты.

В понимании потребностей, пожалуй, самым важным является вопрос о их сущности. Что представляет потребность по своей сути?

Все авторы сходятся на том, что потребность связывает человека с окружающим его внешним миром, выступает побудительной силой в обеспечении его жизнедеятельности. Но связь эта понимается по-разному: одними как определенное внутреннее свойство человека, побуждающее его к установлению связей с миром; другими - как уже существующее отношение (как правило, противоречивое) человека к внешнему миру.

Первую позицию занимает, к примеру, А.И. Самсин, по мнению, которого, «потребность-это состояние социального субъекта (личности, социальной группы, класса, общества), которое отражает необходимость в тех или иных предметах, условиях, действиях, направленных на обеспечение его существования и жизнедеятельности» (Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 53).

Вторую позицию демонстрирует Т.А. Марченко, которая придерживается понимания «потребности как противоречия, т.е. специфического отношения (а не состояния) между субъектом и объективными условиями его существования, выступающими в этом отношении как противоположности…» (Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высш.шк., 1990. – С.15).

В вопросе о сущности потребности обе позиции представляются чрезмерными преувеличениями разных сторон единого целого. Потребности представляют собой сложные комплексные образования, единства трех сторон - физиологической, психической и социальной. Они существуют не в виде какого-то нейрофизиологического свойства или органа (хотя определенная физиологическая основа и присутствует в потребностях) или в виде определенной психической характеристики (хотя потребности и переживаются психологически), или в виде социального отношения (хотя и оно является необходимой составной частью потребностей). Потребности существуют в виде сложных процессов, в каждом из которых выделяются в качестве этапов, сторон, моментов и физиологическая, и психическая, и социальная стороны. Поэтому в потребностях заключены и свойства (психофизиологические), и отношения (как психофизиологические между внутренними структурами организма, так между организмом и внешней средой).

Этот сложно-динамический характер потребностей А.Г. Здравомыслов выразил следующим образом: «Всякая потребность… представляет собою обнаружение некоторых необходимых противоречий, которые разрешаются благодаря действиям и деятельности субъекта. Противоречие представляет собою основание потребности; стимул, побуждение к действию, стремление, состояние неудовлетворенности его внешнюю форму» (Здравомыслов А.Г. Цит. соч. – С.24).

Мысль о сложнодинамическом характере всякой потребности справедлива, однако выражена она А.Г. Здравомысловым упрощенно и неточно. Прежде всего, надо отметить, что всякой потребности присуще не одно противоречие, выступающее его основной, а целый ряд противоречий, возникновение, развитие и разрешение которых и составляет динамику существования потребности. Противоречия сопровождают потребность от возникновения до удовлетворения, переходя из одного в другое. В каждой потребности действуют физиологические противоречия (между организмом и средой, между стресс - синдромом и памятью, между доминантой и стресс-синдромом, между гормонами и клеточными структурами и т.д.), психические противоречия (между физиологическими процессами и их психическим отражением, между чувственными переживаниями и пониманием отношений организма и среды, между старой и новой доминантами и т.д.) и социальные противоречия (между индивидуальным и общественным, между свободой индивида и ответственностью, между потребностью и имеющимися возможностями ее удовлетворения и т.д.).

Неправомерно и сводить внешнюю форму потребности к стимулу, побуждению, стремлению и состоянию неудовлетворенности, как это делает А.Г. Здравомыслов. Все перечисленное им выступает не формой, а скорее функциями потребности. И выполняются они на разных этапах развития потребности. Ведь потребность развивается таким образом, что противоречия, возникающие на начальном этапе, выступают стимулами и побудителями возникновения противоречий на последующих этапах. И это происходит как внутри организма (на физиологической и психической стадиях развития потребности), так и вовне – в начале физиологической стадии и полностью на социальной стадии.

Выделение физиологической, психической и социальной стадий в процессе существования потребности имеет относительный характер. Это значит, что об этих стадиях можно говорить лишь по преимущественному проявлению их, ибо взаимодействие и взаимопроникновение их друг в друга достаточно глубоко. Благодаря этому взаимопроникновению в существовании и развитии потребности обнаруживаются процессы физиологические, психофизиологические, психические, психосоциальные и социальные.

Что касается взаимодействия внутреннего и внешнего в процессе существования и развития потребности, то оно присутствует на всех стадиях. Зарождение потребности связано с таким внешним проявлением индивида, которое запускает внутренние физиологические процессы. Это может быть воздействие на индивида процесса удовлетворения потребности или внешних объектов, которые могут выступать либо готовым предметом потребления, либо полуфабрикатом для возможного предмета потребления, либо, наконец, в качестве средства той или иной услуги. Развитие потребности происходит под воздействием самых различных внешних факторов: имеющихся возможностей для удовлетворения потребности, развития этих возможностей, того или иного поведения окружающих индивида людей, которое касается потребности индивида и влияет на ее развитие в том или ином направлении либо на замену одной потребности другою. Также удовлетворение потребности всегда представляет собой соотнесение индивида в процессе деятельности с теми или иными внешними предметами, процессами, услугами для их потребления.

Существенной особенностью потребностей является их объективный характер. Объективный означает в философии существующий вне и независимо от человека (субъекта), а все принадлежащее субъекту определяется как субъективное. Что касается потребностей, то они представляют собой единство внутреннего (принадлежащего человеку) и внешнего (принадлежащего объекту). Однако внутренние стадии, свойства, отношения потребностей субъективны лишь по форме, а по содержанию объективны, т.е. независимы от субъекта, от воли и желания человека. Например, у человека есть потребность в пище - это его внутреннее состояние и отношение к внешнему миру, но он не может приказать себе не есть, ибо тогда через определенное время он вообще перестанет существовать, превратится в труп. Следовательно, потребность хотя и принадлежит человеку, но имеет объективный характер.

На основании всего сказанного надо отметить такие, наиболее важные характерные особенности потребности:

1. Потребность – это чисто человеческое явление (у животных – нужда).

2. Потребность представляет собой единство свойств и отношений (внутренних и внешних; физиологических, психических и социальных).

3. Потребность имеет процессуальный, динамический характер, т.е. проходит этапы возникновения, развития и удовлетворения.

4. Процесс существования потребности имеет комплексный характер, т.е. представляет собой единство и взаимодействие физиологического, психического и социального.

5. Потребность имеет объективный характер, т.е. хотя и принадлежит человеку, но существует независимо от его воли и желания.

6. Выступает самым глубоким, фундаментальным побудителем человеческой деятельности.

Сводя воедино характерные особенности потребности, можно предложить следующее определение. Потребность – это объективный, фундаментальный побудитель человеческой деятельности, который – представляет собой комплексный (и глубоко противоречивый) процесс взаимодействия физиологического, психического и социального, состояний и отношений, внутреннего и внешнего.

 

4.3. Потребности, интересы, ценности

 

Потребности выступают не единственными побудителями человека к той или иной деятельности. Побудителями являются интересы, желания, обязанности, капризы, прихоти, убеждения, ценности и т.д. Однако наиболее важными из них являются потребности, интересы и ценности. Для лучшего уяснения природы потребностей необходимо сопоставить их с интересами и ценностями.

В понимании интереса нет единства мнений в отечественной литературе. Выделяются три основные точки зрения:

Первая из них сводит интерес к духовному, сознательному, субъективному образованию. Например, стоящий на такой позиции Д.А. Кикнадзе дает следующее определение: «Интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации, сознательная направленность человека к удовлетворению неудовлетворенной потребности» (Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968. – С.60).

Вторая, противоположная точка зрения рассматривает интерес как объективное явление. Эту точку зрения выражает, например, М.С. Кветной, который считает, что «интересы как объективный феномен структуры личности, ее деятельности, стоят в одном ряду с ее потребностями, они вместе с потребностями характеризуют состояние человека, его избирательное отношение к условиям жизни» (Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типа (социологический аспект). – Саратов, 1974. – С. 52).

Третья точка зрения сводится к определению интереса как единства объективного и субъективного. Например, по определению А.Г. Здравомыслова, «интерес… есть единство выражения (обнаружения, проявления) внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта» (Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986. – С.88). Данная точка зрения представляется наиболее убедительной. Действительно, интерес как специфический побудитель человеческой деятельности, с одной стороны, ориентирован на внешние объективные социальные условия удовлетворения потребности. С другой стороны, он заключает в себе отражение человеком этих условий, их оценку и субъективный выбор из всех имеющихся конкретных путей, форм, средств, способов удовлетворения потребностей. В этой связи интерес часто определяют как осознание потребности. Однако с этим трудно согласиться, поскольку интерес представляет собой специфический побудитель человеческой деятельности, существенно отличающийся от потребности. Благодаря тому, что интерес не только объективен, но и субъективен в то же время, человек может видоизменять имеющийся интерес, заменять один интерес другим переходить от ряда частных интересов к одному общему. При этом субъективное предпочтение одного интереса другому или изменение имеющегося обусловлено не только волей, желаниями, капризами человека, но и условиями его жизни в обществе. Поэтому в интересах прямо отражается социальное положение индивидов, их принадлежность к тем или иным малым и большим социальным группам, другим социальным субъектам.

В то же время интерес тесно связан с потребностью. Предметы, процессы, услуги, на удовлетворение, которых ориентированы потребности, являются также и предметами их интересов. Только если предмет потребности имеет обобщенный характер (например, еда, питье, одежда и т.д.), то предмет интереса конкретизирован (например, бифштекс с гарниром, минеральная вода, демисезонная куртка и т.д.). Интерес представляет собой конкретизацию потребности. Если потребность заключает в себе задачу, то интерес – способ ее решения.

Интерес имеет объективно – субъективную природу, не только по своей сущности, но и по происхождению. Всякий интерес порождается двумя причинами: объективной – потребностью и субъективной – ценностью. При этом под ценностью понимается все то, что человек наделяет социальной значимостью. Сида входит все многообразие предметов человеческой деятельности, общественные явления, процессы, отношения и включенные в них природные явления. Важнейшей особенностью ценностей является их субъективность, т.е. полная зависимость от человека (субъекта). Эта зависимость настолько сильна, что ценное для одного человека может не иметь никакой ценности для другого. На основе складывающейся у каждого человека системы ценностей вырабатываются ценностные ориентации. Они закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивают важное, существенное для данного человека от неважного, несущественного. В силу этого ценности (и особенно ценностные ориентации) выступают важным субъективным побудителем человеческой деятельности. Они не только самостоятельно порождают ту или иную деятельность человека, направляют ее в определенное русло, но и вместе с потребностями порождают интересы. Благодаря ценностям в интересах возникает субъективный момент.

Таким образом, интерес по своему происхождению представляет, с одной стороны, конкретизацию потребности, а с другой – актуализацию ценности. Сама по себе ценность существует как возможность определенного поведения, действия человека по отношению к предметам, явлением, процессам, другим людям. Когда же она воплощается в интерес, тогда она начинает превращаться в действительность и далее выражается в овладении предметом, осуществлении определенной деятельности, совершении поступка, получении услуги и т.д.

В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности. Как таковой он не только продолжает потребность, конкретизируя ее, а ценность, – актуализируя, но и самостоятельно определяет последующие мотивы человеческой деятельности, ее еще более конкретные побудители (желания, капризы, прихоти, поводы и т.д.). Поскольку в реальной жизни все побудители человеческой деятельности срабатывают более или менее одновременно, постольку происходит их наложение друг на друга. Однако, среди них существует определенная иерархия, некоторая соподчиненность. Самый фундаментальный, объективный побудитель – потребность: она выступает первичным побудителем человеческой деятельности. Вторичный, объективно-субъективный – это интерес, а третичные – субъективные, среди которых наиболее устойчивыми являются ценности, а наименее – капризы.

Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме. Интерес менее фундаментален и поэтому подвержен изменению, замене и другим превращениям в ходе человеческой деятельности. Наконец, субъективные побудители в ходе деятельности могут возникать и быстро исчезать, сменяясь другими, в результате полного или частичного удовлетворения либо только проявив себя и не получая никакого удовлетворения. Поведение жеманной красавицы перед влюбленным в нее молодым человеком, которого она не очень любит, может служить этому примером. И наоборот, в любом примере человеческой деятельности можно обнаружить потребность как самый фундаментальный, объективный побудитель ее, интерес как объективно-субъективный побудитель и не один, а несколько субъективных побудителей.

Иначе говоря, побудители человеческой деятельности находятся в тесном взаимодействии. При этом они оказывают разное воздействие на течение деятельности: наибольшее и самое устойчивое – потребности; меньшее воздействие и по силе, и по длительности оказывают интересы; а наименьшее – субъективные побудители. Особое место среды субъективных побудителей занимают ценности. Они не только самостоятельно оказывают влияние на человеческую деятельность, но и вместе с потребностями порождают интересы.


Лекция 5. Индивидуальные и общественные потребности

 

5.1. Индивидуальные потребности.

5.2. Общественные потребности.

 

5.1. Индивидуальные потребности

Любые социальные группы и общество в целом складываются из индивидов. В обыденной жизни кажется, что большие социальные группы являются первичными, главными, определяющими по отношению к индивиду. Ведь повседневный опыт показывает нам, что человек родился, а та большая социальная группа, в которую он войдет, когда вырастет, получит образование и станет специалистом в определенной профессии, уже существует. Но если поставить вопрос иначе: как возникает любая большая социальная группа? То ответ на него приведет к противоположному выводу. Действительно, возникновение любой (малой или большой) социальной группы начинается с того, что появляется один человек, который начинает, к примеру, добывать себе средства существования таким способом, каким в данном обществе не пользовался никто – вымогательством (рэкетом). Успех на этом поприще одного индивида вдохновил другого, третьего на такую же деятельность. И когда в обществе много людей соорганизуясь начинают добывать себе средства существования таким способом, тогда и возникает новая социальная группа – рэкетиров (организованная преступность). Таким образом, первичным, определяющим выступает не социальная группа, а индивид, точнее говоря, множество индивидов, действующих однотипными способами и в одном направлении. Так возникают любые социальные группы.

К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями. Поэтому индивидуальные потребности являются не только источником возникновения групповых и общественных потребностей, но и их фундаментальной основой.

Ведь любая группа существует в конечном счете для удовлетворения каких-то общих потребностей, возникающих у ряда индивидов. Как только индивиды утрачивают эти потребности в силу тех или иных обстоятельств, группа тотчас распадается, исчезает.

Все потребности индивида в той или иной мере имеют социальный характер, ибо все они социально обусловлены. И эта социальная обусловленность выражается как в культурно-историческом, так и в актуальном воздействии на процесс развития индивида совокупности социальных условий его жизни. В то же время у индивида есть потребности, в которых биологический характер преобладает над социальным, является ведущим. Такие потребности называются биологическими (физиологическими).

У каждого индивида в процессе его жизнедеятельности возникает множество самых различных потребностей. Однако все они как показывают научные исследования, основываются на определенной системе потребностей, которая имеется у каждого индивида. Эта система основных и наиболее общих потребностей индивида называется базовой. Она определяется всеобщей биосоциальной сущностью индивидов.

Наиболее глубокую разработку системы базовых потребностей индивида осуществил известный американский психолог А.Г. Маслоу. Он представил классификацию базовых потребностей в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические (биологические) потребности, а далее следуют более высокие человеческие потребности. Причем удовлетворение высших потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение низших потребностей. Действительно, о каком достоинстве, уважении и самоуважении человека как высших потребностей можно говорить, если этот человек нищ, ему голодно и холодно?

Исходной базовой потребностью индивида, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т.е. совокупность физиологических потребностей – в еде, питье, одежде и т.д. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Потребность в социальной защищенности – следующая по восходящей значимости базовая потребность индивида. Сюда входят гарантии будущего удовлетворения физиологических потребностей (наличие хорошо оплачиваемой работы, счета в банке, страхового полиса и т.д.), заинтересованность в таких общественных порядках, которые защищают индивида, обеспечивают его права и свободы, в предсказуемости действий государственной власти, отсутствии тревоги за личную безопасность и т.д. Одним из проявлений этой потребности является стремление иметь религию или философию, которая бы упорядочивала воззрения на мир и определяла место человека в нем.

Потребность в общности – третья базовая потребность. Она выражается в симпатии, дружбе, любви, в простом человеческом участии, в надежде на то, что не только успехи, радости, победы индивида, но и его страдания, горе, несчастье будут разделены с другими. Индикатором неудовлетворенности данной потребности является чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы отрицательно сказывается не только на самочувствии индивида, но и на общем состоянии его психики.

Потребность в уважении и самоуважении – четвертая базовая потребность индивида. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, – например, за мастерство, компетентность, ответственность и т.п., чтобы признавали его заслуги, его незаменимость и т.д. Но признания со стороны других еще не достаточно. Индивиду очень важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность; знать, что занят нужным и полезным делом, что занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение – это также забота о своей репутации, о своем престиже. Свидетельствовам неудовлетворения данной потребности человека являются разочарованность, беспомощность, чувство слабости.

Завершающая, по Маслоу, базовая потребность – самореализация. Эта потребность реализуется через проявление всех способностей, задатков и талантов индивида. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой – главный механизм удовлетворения потребности самореализации.

Классификация индивидуальных потребностей по Маслоу, конечно, не обладает исчерпывающей полнотой. Достаточно сказать, что Маслоу выделял еще такие базовые потребности, как потребность в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении. Но так и не вписал их в свою пятичленную систему. Видимо, количество базовых потребностей может быть и другим, гораздо большим. И вместе с тем классификация Маслоу привлекательна тем, что охватывает все жизненно важный для индивида потребности и выстраивает их в определенной субординации, которая имеет место в жизни. Удовлетворение низших потребностей является необходимой предпосылкой для удовлетворения высших. Эта закономерность, отмеченная Маслоу, имеет важное значение для понимания связи между материальными и духовными потребностями. Последние как истинно человеческие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения материальных (физиологических) потребностей. В соответствии с этой закономерностью первые четыре базовые потребности Маслоу считает потребностями недостатка, определенной нужды. Таланты же и способности, составляющие комплекс самореализации человека, рассматривает как потребности роста индивида.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций 4 страница | Курс лекций 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.