Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение роли ИТ в бизнесе на современном этапе

 

К числу характерных изменений бизнеса, которые оказывают существенное влияние на использование информационных технологий, относятся, прежде всего:

глобализация бизнеса, связанная с необходимостью объединения различных национальных процессов, данных и персонала;

динамика слияний и поглощений, приводящая к интеграции различных ИС, объединению ИТ-служб и различных корпоративных культур;

появление адаптивного стиля бизнеса – переход от модели, основанной на имеющейся линейке продуктов (т.н. " make-and-sell "), к модели, основанной на гибком реагировании на потребности рынка – (" sense-and-respond "). Компании, принявшие такую модель, связывают достижение успеха с осуществлением таких преобразований в бизнес-процессах и организационной структуре, которые могли бы оперативно и адекватно подстраиваться под происходящие изменения;

сокращение характерных длительностей бизнес-процессов и виртуализация бизнеса.

По оценке некоторых аналитических компаний, в настоящее время объем информации, которой обладает человечество, удваивается каждые 5 лет, а в 2020 году удвоение будет происходить каждые 72 дня. Вы просто не можете больше полагаться на свою память и способность механически запоминать факты. В каждой предметной области вам нужны общие методики, руководства и концепции, которые бы превращали факты, данные и информацию в знания, на которые вы можете опереться в анализе новых явлений.

В области информационных технологий (ИТ) ведущие компании чуть ли не ежедневно выпускают новые продукты и предлагают новые услуги. Вам необходимо уметь отличать модные, но малополезные предложения и технологии от тех, которые Вам надежно послужат не один год. В области создания и эксплуатации корпоративных информационных систем (КИС) такими основополагающими методиками и концепциями, обеспечивающими интегрированный взгляд на этот сложный комплекс вопросов, являются представления об архитектуре и стратегии ИТ.

Развитие информационных технологий привело к возникновению нового типа бизнеса – электронных бизнес-отношений, и поставило новые задачи: обеспечить интеграцию отдельных компонентов информационных систем (ИС) в рамках одного предприятия, а также взаимодействие систем разных организаций. Практически ни в одной отрасли не удается решить все задачи путем внедрения одной, даже очень мощной, ИС. Так что наличие нескольких систем от разных поставщиков стало правилом, а не исключением. Появляется задача оптимального выбора таких компонент и построения необходимой для их работы инфраструктуры.

Наблюдается растущая сложность технологических решений, необходимость интеграции большого количества технологий с целью обеспечения растущих потребностей бизнеса, государства и общества в целом – они во все большей степени полагаются на технологии в своей повседневной деятельности. Такая сложность решений часто приводит к катастрофическому увеличению количества неудач в проектах, связанных с внедрением ИС. По оценкам различных консалтинговых компаний, примерно 50% ИТ-проектов в различных отраслях заканчиваются не так, как запланировано, а в государственном секторе этот процент достигает 70%. Из этого количества примерно треть неудач связана с проблемами проектирования архитектуры.

Экспоненциально растущая сложность задачи развития ИС предприятий больше не может решаться за счет механического увеличения персонала департаментов ИТ. По данным аналитической компании Butler Group [1.1], крупная организация эксплуатирует в среднем около 40 критически важных прикладных систем. А служба ИТ одного из крупнейших российских банков поддерживает работу около 300 различных прикладных систем. Наличие нескольких сотен прикладных систем – скорее правило, чем исключение для органов власти регионального уровня. Вряд ли возможно эффективно управлять всем этим хозяйством, не имея целостного архитектурного взгляда.

Мы наблюдаем, как быстро меняются технологии, опережая изменения в моделях ведения бизнеса и формах работы государственных организаций. Несмотря на это имеется разрыв между потребностями пользователей, с точки зрения выполнения своих основных функций, и возможностями департаментов ИТ предоставить адекватные, гибкие и надежные прикладные системы – в нужное время и в рамках разумного бюджета. По данным META Group [1.3], планирование архитектуры и обеспечение следования принятым стандартам может до 30% уменьшить расходы на ИТ.

Наблюдается тенденция когда например, американские компании стараются стандартные, не обладающие высоким потенциалом создания добавочной стоимости операции отдать на аутсорсинг и вывести за рубеж в страны с более низким уровнем зарплаты, а у себя дома оставить наиболее важные, ключевые профессии. Так вот, по оценкам аналитических компаний, таких как Gartner и AMR Research [1.4], к 2008 году количество людей, занятых в индустрии ИТ США, сократится на 25%. Но те, кто останется, будут гораздо более важны для бизнеса, чем когда-либо. Они будут работать в таких областях, как архитектура, стратегия, управление проектами и бизнес-процессы.

В последнее время стало применяться определение "Корпоративная Архитектура" (Enterprise Architecture - ЕА), которое понимается как способ борьбы с растущей сложностью проблем на стыке бизнеса и ИТ. Архитектура предприятия рассматривается как процесс реализации новых бизнес-стратегий на основе создания комплекса КИС в соответствии с общими принципами создания, контроля и надзора со стороны бизнес-руководства над процессами в области ИТ.

Архитектура ИТ обеспечивает определенный уровень стабильности, возможность сохранять высокую степень соответствия прикладных систем потребностям бизнеса, соответствие инфраструктуры потребностям прикладных систем. В то же время стратегия ИТ определяет необходимый процесс управляемых, целенаправленных изменений и прогресса в архитектуре и наборе прикладных систем и технологий, которые необходимы для удовлетворения будущих потребностей организации.

Один из принципов системного мышления гласит: "То, что является в меру хорошим для каждой части, обычно является наилучшим для всей системы в целом. Если интересы одной части максимизируются, то это неизбежно означает потерю для остальных частей". Поэтому, безусловно, "хорошая" ИТ-архитектура и ИТ-стратегия являются плодом компромисса между бизнесом и ИТ-службой, а также между различными применяемыми в организации технологиями.

Современные условия бизнеса характеризуются существенным сокращением времени выполнения всех процессов. Типичные деловые транзакции занимают секунды вместо дней, сроки жизни продуктов снижаются с десятилетий до десятков месяцев, преобразования в организациях становятся все более частыми и также реализуются в течение нескольких месяцев вместо нескольких лет, требовавшихся ранее.

Изменения в окружающей среде все чаще случаются за более короткие промежутки времени, чем организация способна отреагировать. Это и является причиной того, что время, требующееся для перехода на новые бизнес-процессы и для реализации бизнес-стратегии, является новым "узким местом".

С другой стороны, при планировании инвестиций в ИТ критичным становится факт существенного сокращения характерного времени изменения для бизнес-процессов и организационной структуры компании – с 10 лет до порядка 3 лет, с перспективой дальнейшего сокращения до полутора-двух лет. В связи с этим наблюдается очевидное несоответствие между временными рамками краткосрочного планирования ИТ в рамках годовых бюджетов и реализацией крупных ИТ-проектов – таких, как внедрение ERP -систем, требующих 2-3 лет.


Рис. 1.1. Изменение моделей ведения бизнеса в сравнении с изменениями продуктов и процессов

 

Характерные оценки изменения временной шкалы используемых для управления предприятием данных приведены на рисунке 1.2.

 


Рис. 1.2. Доля используемой информации с различными параметрами временной шкалы по данным Gartner

 

Видно, что в 2006 году происходит почти трехкратное увеличение доли используемых для управления компаниями данных реального или близкого к реальному времени, т.е. данных о деятельности организации, получаемых с запаздыванием всего в несколько часов. Подчеркнем, что речь идет именно об управлении предприятием в целом (поставки, склад, продажи и пр.), а не об управлении технологическими процессами производства. Другой важный аспект прогноза связан с существенным – почти в 6 раз – сокращением использования данных месячной давности.

Таким образом, концепция предприятия реального времени базируется на интеграции практически всего, что связано с деятельностью организации: инфраструктуры, систем, информации, процессов и людей. А основой этого как раз и является архитектура ИТ, а в более широком смысле – архитектура предприятия в целом.

Сегодня возникли предпосылки к реализации т.н. сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture - SOA). Суть SOA составляет все более модульная реализация прикладных систем и "открытие" отдельных функций, реализуемых этими системами, в виде сервисов (услуг), доступных другим ИС. Технологической основой такого взаимодействия между системами по принципу предоставления услуг друг другу является технология web -сервисов.

Роль ИТ претерпевает существенные изменения, что обусловлено их новыми возможностями в части доступности, распространенности, увеличения вычислительной мощности и производительности, интерактивности и т.д. Фактически, за время жизни одного поколения основной фокус применения ИТ сместился, как показано на рисунке 1.5, от автоматизации отдельных рутинных операций к преобразованию основной деятельности организации.

 


Рис. 1.3. Эволюция роли ИТ

 

 

Изменение целей и результатов применения ИТ происходят на фоне одного парадокса, который состоит в тенденции уменьшения возврата от инвестиций в ИТ [2.9]. И связано это, в частности, с тем, что время, требующееся на изменение бизнес-процессов и поддерживающих их ИС, оказывается существенно более продолжительным, чем то время, которое необходимо для выхода на новые рынки и выработку новой бизнес-стратегии. Сегодня многие бизнес-процессы настолько хорошо выполняются, что их дальнейшее совершенствование будет едва ли замечено пользователями с точки зрения качества и стоимости. Например, уменьшение времени отклика системы с двух секунд до одной во многих случаях не даст положительных изменений, оправдывающих инвестиции в технологию. Эта тенденция может привести к тому, что влияние руководителя ИТ-службы (CIO) в организации будет уменьшаться по мере того как возврат от инвестиций в ИТ будет падать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пользователи кредитных историй | Бизнес-стратегия и информационные технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.