КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Корпоративная архитектура и ее составляющие
Архитектура предприятия • Реалии современного состояния управления производством Понятие «корпоративная архитектура предприятия» (Enterprise Architecture - EA), в последнее время все чаще стало востребовано для описания новых реалий в информатизации бизнеса. Оно все прочнее утверждается в сфере взаимодействия информационных технологий и бизнеса: ИТ-службы современной компании перестают быть простыми поставщиками технологических компонентов, приложений и сервисов для бизнес-подразделений. На первый план выходит синхронизация развития бизнеса и ИТ. Архитектуру предприятия в упрощенном виде можно представить совокупностью следующих компонент: цели и их определение; система управления; бизнес-процессы; информационные технологии (ИТ) и ИТ-инфраструктура (см. рис..1.).
У наиболее продвинутых компаний целью информационной стратегии сегодня становится построение глобальной информационной инфраструктуры, так называемого «адаптивного предприятия» (Adaptive Enterprise - АЕ). Происходит очередная смена парадигмы компьютеризации бизнеса: как в свое время процессы (ERP, CRM, SCM и т.п.) пришли на смену функциям (АРМ), так теперь их место занимает развивающаяся бизнес-система АЕ. Новый объект информатизации требует новых методов и средств описания, а именно систем моделирования, охватывающих не отдельные процессы, а эту самую «корпоративную архитектуру», организацию деятельности всего предприятия в целом (см. рис. 1).
Рис. 1. Парадигмы информатизации управления в бизнесе В самом общем виде «архитектура» – это выражение закономерностей строения, присущих системе (зданию, технической или информационной системе), общий план или концепция, используемая для ее создания, а, с другой стороны, абстрактное описание системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей. Исходя из этого «корпоративную архитектуру» следует рассматривать в двух аспектах: • как объективную реальность, существующую независимо от ее отображения в чертеже или модели5; • как модель – описание этой реальности различными средствами. В первом аспекте корпоративная архитектура – это реально существующая организация бизнеса, которая специфична для той или иной компании. Во втором – корпоративная архитектура систематизирует и дает фиксированное описание бизнеса в виде полезных моделей, диаграмм и функциональных комментариев по организации деятельности компании. Для более наглядного отображения соотношения понятий мы воспользуемся схемой, приведенной на рис. 2, где понятием верхнего уровня собственно и выступает «корпоративная архитектура». Таким образом, корпоративная архитектура (бизнес-модель) – это общая модель бизнеса, определяющая политику инвесторов, стратегии, продукты, технологии, процессы, структуры и информационную поддержку деятельности. Многие авторы из сферы ИТ часто разделяют основное понятие на два: бизнес-архитектура и информационная архитектура. Понятие «информационная архитектура» ранее, да и сейчас, часто интерпретируется как «корпоративная информационная система», включающая прежде всего программные приложения и технические средства доведения их до конечных пользователей в бизнес-подразделениях (в том числе корпоративные сервисы).
Рис. 2. Составляющие корпоративной архитектуры
В новой трактовке под ней стали понимать принципы систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им знания. Таким образом возникает понятие «архитектура знаний» - компонента, содержащая правила и структуры организации информации, которые позволяют эффективно предоставлять лицу, принимающему решения, нужные сведения, позволяющие ему действовать более успешно. Другое понятие – это бизнес-архитектура, которую мы отделили от «информационной». Задача бизнес-архитектуры идентифицировать объект и субъект управления, т.е. сам бизнес и систему управления этим бизнесом. Будем понимать «бизнес» как совокупность бизнес-процессов (состоящих из последовательности бизнес-операций). Предельно простое определение «бизнес-процесса» - это процесс, за результат которого клиент платит деньги. Т.е. в этом разделе корпоративной модели описываются все коммерческие производственные цепочки и средства их обеспечения – «техническая архитектура», т.е. оборудование (в широком смысле), производственная и логистическая инфраструктура предприятия. Будем считать, что к числу бизнес-процессов относятся и процессы технического обеспечения, поддерживающие в должном состоянии (включая развитие) всю эту техническую архитектуру и непосредственно влияющие на результативность бизнес-процессов. Если рассмотреть 5-уровневую модель системы процессов компании (рис. 4), то к «бизнес-архитектуре» (в узком смысле) можно отнести рассмотренные выше бизнес-процессы и процессы обеспечения. Обратим внимание на то, что только в ходе этих процессов обрабатываются (с разной глубиной) материальные ресурсы. В процессах же управления, находящихся на рис. 4 сверху, единственным преобразуемым ресурсом является «информация». Совокупность этих процессов лежит в основе системы управления компанией, к рассмотрению которой мы и перейдем.
Рис. 4. Пятиуровневая модель системы процессов компании
Архитектура системы управления структурируется как по уровням (корпоративный, стратегический, операционный), так и по функциональным областям: • Маркетинг и управление продажами; • Управление инвестициями; • Бюджетное управление и управленческий учет • Управление персоналом; • Логистическое управление; • Производственное планирование и контроль; • Управление жизненным циклом продукта. • Управление проектами. • Управление знаниями и т.п. Выделим в системе управления три основных уровня или системы управления второго порядка: • Система Корпоративного управления • Система Стратегического управления • Система Операционного управления Правда, достаточно широко распространена практика отделения верхнего уровня – системы корпоративного управления (corporate government) от системы управления бизнесом (corporate management), которую образуют два нижних уровня. Corporate management – это система управления производством прибыли, corporate government – это система власти, основное назначение которой - цивилизованная дележка прибыли и накопленной стоимости между акционерами. Итак, корпоративное управление – контролирующая и управляющая система акционерного общества, которая устанавливает права и обязанности различных участников организации (членов Советов директоров, менеджеров и акционеров), а также содержит основные правила и процедуры, обеспечивающие принятие управленческих решений. Модель корпоративного управления отражает закрепленный в уставе и регламентах корпорации текущий баланс прав, обязанностей и ответственности, текущую роль и текущее влияние субъектов корпоративных отношений на принятие решений по делам корпорации. Таким образом, корпоративная модель отражает актуальное распределение власти в корпорации как социальной системе. Система управления бизнесом в свою очередь распадается на две подсистемы (или модели) – стратегическую и операционную. Каждый из этих уровней или систем управления имеет свои задачи: • первый – формирование целей и методов их реализации, установление правил и регламентов деятельности • второй – обеспечение (при заданных правилах и регламентах) операционных результатов, соответствующих поставленным целям обеспечивающих реализацию целей. Таким образом, мы подходим к определению наиболее сложного объекта корпоративной архитектуры – операционной модели, модели организации текущей деятельности, выстроенной в соответствии с корпоративной стратегией. Операционная модель (операционная архитектура) определяет систему взаимодействия базовых элементов корпоративной архитектуры, ориентированную как на повышение эффективности текущей операционной деятельности, так и на достижение стоящих перед компанией стратегических целей. Она содержит описание системы процессов в привязке к организационной структуре, отражающей основные подразделения и центры компетенции, а также распределение ответственности за отдельные элементы деятельности. Выбор той или иной модели привязки процессов и распределения ответственности определяется как для достижения максимального соответствия административной и процессной ответственности, так и с целью поиска оптимальных вариантов такой привязки (через модель компетенций) к имеющемуся кадровому потенциалу и корпоративной (организационной) культуре. Таким образом, архитектура предприятия описывает, как организация выполняет свою работу, используя такие ресурсы, как «Люди», «Бизнес-процессы», «Данные» и «Технологии».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |