Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели для расчета ИЧР

Классификация стран по уровню развития человеческого потенциала

Ресурсная классификация стран

Классификация стран по уровню экономического развития

До начала 90-х гг. XX в. все страны мира подразделяли на три типа: социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической систе­мы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трех­членная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществля­ющие переход от планово-централизованной экономики к рыночной. Широко применяется двухчленная типология с подразделе­нием всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основ­ным критерием при такой типологии служит уровень социально-эко­номического развития государства, выраженный через показатель ВВП в расчете на душу населения.

Наибольшее значение при изучении мирового хозяйства и его географии имеет типология, учитывающая уровень и характер соци­ально-экономического развития страны. Уровень социально-экономи­ческого развития определяется рядом показателей, среди которых:

— размер валового внутреннего продукта (ВВП)[3] или валового национального продукта (ВНП);

— размер ВВП на душу населения;

— доля в ВВП продукции сельского хозяйства, промышленно­сти и сферы услуг;

— объем промышленной продукции;

— инвестиции в основной капитал;

потребительские цены;

— доля занятых в отдельных секторах хозяйства;

— структура внешней торговли;

— уровень грамотности населения;

— продолжительность и качество жизни;

— золотовалютные резервы страны и т.д.

По показателю ВВП (или ВНП) на душу населения все страны принято делить на три группы (типа):

1. Экономически развитые страны (developed countries), у кото­рых ВВП на душу населения составляет 4 тыс. дол. и выше.

2. Менее развитые страны (по терминологии ООН, развиваю­щиеся страны — developing countries, или emerging economies).

3. Постсоциалистические и социалистические страны, называ­емые также странами с реформируемой, или переходной, экономи­кой (есопопиез т г.гапзн:юп).

Каждая из трех групп в свою очередь делится на подгруппы. В учебниках и пособиях по экономической географии группу стран с переходной экономикой нередко включают в группу экономически развитых стран в качестве подгруппы. В этом случае типология стран выглядит следующим образом.

Группа 1 — экономически развитые страны, включает около 60 стран мира, в том числе постсоциалистические страны и страны СНГ, образовавшиеся после распада СССР. В нее входят четыре под­группы.

1. «Большая семерка»: США, Япония, Германия, Франция, Ве­ликобритания, Италия, Канада. Это страны — лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и полити­ческой деятельности. На долю «семерки» приходится более 2/5 миро­вого ВВП (25 трлн дол. в 2006 г.), а ВВП на душу населения составля­ет от 28 тыс. дол. и выше.

2. Менее крупные страны Западной Европы (условно называ­емые также малыми странами Западной Европы): Нидерланды, Бель­гия, Швеция, Норвегия, Испания, Дания, Австрия, Швейцария, Финляндия, Люксембург и некоторые другие. Политическая роль и экономическая мощь каждой из перечисленных стран не столь ве­лика, как у крупных стран, но в целом они играют заметную роль в мировой экономике. Национальное хозяйство каждой из них отли­чается высокой международной специализацией, а ВВП на душу на­селения в ряде случаев даже выше, чем у стран «Большой семерки».

3. Страны «переселенческого капитализма», сформировавшие­ся выходцами из европейских стран. К ним относятся главным обра­зом бывшие доминионы Великобритании: Австралия, Новая Зелан­дия, Южно-Африканская Республика, Канада (относимая также к подгруппе «Большой семерки») и с некоторыми оговорками — Из­раиль.

4. Постсоциалистические страны Восточной Европы, включаю­щие Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению и др.; страны СНГ; социалистические страны, проводящие экономические рефор­мы: Китайская Народная Республика (КНР), Вьетнам, Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), Куба. КНР здесь занимает особое положение, поскольку по показателю ВВП на душу населения ее относят к группе развивающихся стран, хотя по размерам ВВП в 2006 г. она находилась на втором месте в мире (около 10 трлн дол.).

В группу 2 входят все остальные страны, которые относятся к ка­тегории развивающихся стран. Они занимают более половины всей площади земной суши, на них приходится почти 80% мирового насе­ления (включая Китай). Страны расположены в обширном геогра­фическом поясе, простирающемся в Азии, Африке, Латинской Аме­рике и Океании к северу и югу от экватора. Большинство стран данной группы стали независимыми после Второй мировой войны, когда об­разовалось около 100 новых государств, которые во времена актив­ного противостояния капиталистических и социалистических стран (1950—1990 гг.) назывались странами третьего мира. Общими чер­тами для всех развивающихся стран являются:

— колониальное прошлое и связанная с этим бедность;

— острое противоречие между политической самостоятельно­стью и экономической зависимостью;

— сохранение докапиталистических форм хозяйства;

— аграрно-сырьевой и минерально-сырьевой характер эконо­мики;

— огромная задолженность экономически развитым странам (по данным Всемирного банка, она составляет 2,6 трлн дол.[4]).

Несмотря на общие черты, между странами второй группы име­ются различия в уровне жизни, промышленном развитии, что ставит вопрос о выделении некоторых из них в особую группу или присоединении к группе экономически развитых стран. Среди раз­вивающихся стран различают следующие пять подгрупп:

1) ключевые страны: Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика. Все они обладают большим природным, людским и экономическим по­тенциалом и по многим социально-экономическим параметрам яв­ляются безусловными лидерами развивающегося мира;

2) новые индустриальные страны (НИС): Южная Корея (Рес­публика Корея), Сингапур, до недавнего времени Гонконг, Тайвань[5], Малайзия, Таиланд, Индонезия (условно), Филиппины (условно).. Иногда к этой подгруппе причисляют также Аргентину, Мексику) и Бразилию;

3) небольшая группа стран — экспортеров нефти: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней. За счет значительного притока долларов от продажи нефти этим странам удалось увеличить ВВП на душу населения до разме­ров, сравнимых с уровнем ВВП некоторых развитых стран;

4) страны, отстающие в своем развитии, являются самой много­численной подгруппой. В ней преобладают страны с отсталой много­укладной экономикой и существенными феодальными пережитками;

5) наименее развитые страны — группа, включающая 42 страны с общим населением более 400 млн человек. В экономике этих стран пре­обладает потребительское хозяйство, почти нет обрабатывающей про­мышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно (в некоторых стра­нах — до 80%), ВВП на душу населения составляет порядка 500—1000 дол. в год. К этой подгруппе относятся: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Гаити и др.

Включение в данную двухчленную типологию постсоциалисти­ческих стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям боль­шинство стран Восточной Европы и страны Балтии, безусловно, от­носятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть как эконо­мически развитые, так и страны, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противо­речивое положение занимает и Китай, который имеет свои особенно­сти как в политическом строе, так и в социально-экономическом раз­витии.

Под воздействием процессов глобализации существенно изме­няются географические условия развития экономик всех стран мира. Ресурсные условия в последней трети ушедшего столетия сильно ужесточились, поскольку четко обозначилась их повсеместная де­фицитность при традиционном способе использования в хозяйст­ве. Постоянный рост объемов потребления ресурсов на основе со­временных технологий превращается в главную причину деградации биосферы. Поэтому перед мировым сообществом остро стоит задача расходования ресурсов на развитие экологически безопасной про­мышленности или производства крупных капиталовложений в по­стоянное развитие и преобразование производственных технологий.

В этой связи необходим учет дифференцированных условий раз­вития стран в зависимости от их ресурсного потенциала. Иными словами, речь идет о стратегии последовательного возвращения кон­кретных государств к системе рационального природопользования. Ресурсная классификация стран мира построена на основе сле­дующих критериев.

1. По уровню использования выделяют:

— ресурсосберегающие страны (например, Япония, Германия, Швейцария, Норвегия);

— не экономящие ресурсы (Россия, ряд стран Азии и Латинской Америки).

2. По степени обеспеченности ресурсами:

ресурсонедостаточные (Япония);

— ресурсообеспеченные (США, Мексика);

— ресурсоизбыточные (Канада, Австралия, Норвегия);

— планетарные (Россия, Бразилия).

3. По экологической культуре использования ресурсов:

экологически безопасные (Норвегия, Финляндия);

— экологически агрессивные (США);

— экологически опасные (Россия, Монголия, Бразилия).

4. По уровню потребления:

недостаточно обеспеченные и бедные страны (Россия, слабо­развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки);

— среднеобеспеченные (Венгрия, Чехия, Словакия и др.);

— обеспеченные (Великобритания, Франция, Италия и т.д.);

— избыточные (США).

Столь подробная классификация стран мира по использованию ресурсов обосновывается тем, что данная проблема является ключе­вой в процессе экономической глобализации мирового сообщества. Экспорт сырья и энергоносителей, присвоение природных элемен­тов при сложившемся миропорядке с использованием рыночных ин­струментов ведут к тупиковой ситуации, при которой уровень и ка­чество жизни не растут.

Оценка уровня социально-экономического развития страны — достаточно сложный процесс, поскольку постоянно возникают спо­ры, по каким показателям его оценивать. В последнее время ООН и другие международные организации начали применять новый син­тетический показатель уровня социально-экономического развития — индекс человеческого развития (ИЧР) (Human Development Index – HDI). Этот индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении трех важнейших аспектов благополучия человека:

1) здоровья и долголетия, измеряемых ожидаемой продолжи­тельностью жизни (life expectancy at birth);

2) образования, измеряемого комбинацией двух показателей — грамотности взрослого населения (adult literacy rate) и охвата насе­ления тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим) (combined gross enrolment ratio for primary, secondary and tertiary schools);

3) материального уровня жизни, измеряемого величиной реаль­ного ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью ППС — паритета покупательной способности (GDP per capita, РРР).

Достижения в каждой из приведенных выше трех областей бла­гополучия человека сначала оцениваются в процентах от некой иде­альной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

— ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

— грамотности и охвата населения образованием всех трех сту­пеней на уровне 100%;

— реального ВВП на душу населения на уровне 40 тыс. дол.

Затем из этих трех индексов вычисляется средняя арифмети­ческая.

Для расчета индекса используются четыре показателя, область до­пустимых значений которых лежит в определенных пределах (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Показатель Значение
Минимум Максимум
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет    
Грамотность среди взрослого населения (15 лет и старше), %    
Совокупная доля учащихся в возрасте 5-24 лет, %    
Реальный ВВП на душу населения, дол. (по паритету покупательной способности)   40 000

 

Индекс человеческого развития определяется по формуле

(1.1)

где LEIi индекс ожидаемой продолжительности жизни;

ELi — индекс достигнутого уровня образования;

GDPi -индекс ВВП.

Эти составляющие индексы рассчитываются так.

1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни:

(1.2)

где LEBi ожидаемая продолжительность жизни в стране i;

LEBmin и LEBmax минимальная и максимальная продолжительность жизни.

2. Индекс достигнутого уровня образования составляют два ин­декса:

1) индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и выс­ших учебных заведений

(1.3)

где GERi доля учащихся в возрасте от 5 до 24 лет в стране i

GERmin и GERmax минимальное и максимальное значения этого показателя.

2) индекс грамотности взрослого населения

(1.4)

где ALRi - уровень грамотности населения в стране i;

ALRmin и ALRmax— минимальный и максимальный уровни грамотности.

Общий индекс уровня образования определяется по формуле

(1.5)

О

По данным ЮНЕСКО, в 2002 г. около 800 млн взрослых в мире были неграмотными; 70% из них живут в десяти странах, расположенных в основном в Африке к югу от Сахары и в Восточной и Южной Азии, в частности в Индии, Китае, Бангладеш и Пакистане.

3. Индекс ВВП. При построении индекса ВВП на душу населе­ния с 1999 г. ООН применяет новую формулу расчета индекса дохо­да, в числителе и знаменателе которой используются десятичные ло­гарифмы от объемов ВВП на душу населения. Поэтому формула индекса ВВП выглядит следующим образом:

(1.6)

где GDPi – ВВП в стране i;

GDPmin и GDPmax— сответственно расчетный минимальный и максимальный уровни ВВП.

Поэтому формула ИЧР примет вид:

 

(1.7)

Имеются, к примеру, следующие исходные данные для России. Ожидаемая продолжительность жизни составляет 65,3 года, грамот­ность взрослого населения — 99,4%, доля учащихся в возрасте от 5 до 25 лет составляет 90%, ВВП на душу населения — 9230 дол. США. ИЧР для России рассчитывается так:

 

 

Преимуществом ИЧР является то, что он позволяет ранжиро­вать все страны мира в зависимости от достигнутого ими уровня че­ловеческого развития. В Специальном списке стран мира, ежегодно составляемом ООН (Human Development Report), первые пять мест по величине ИЧР занимают Канада, США, Япония, Нидерланды и Норвегия, последние пять (начиная с конца списка) — Нигерия, Сьерра-Леоне, Сомали, Мали и Буркина-Фасо. Среди развивающих­ся стран в 2004 г. список возглавляли Гонконг, Кипр, Барбадос, Бага­мы и Республика Корея.

Классификация стран по ИЧР представлена ранжированием стран от 1 до 174.

Группа 1: страны с высоким уровнем развития человеческого по­тенциала (ИЧР изменяется от 0,8 до 1). В эту группу входят все раз­витые страны и ряд развивающихся (например, Болгария, Уругвай, Польша, Чехия, Чили). Всего в группе насчитывается 57 стран.

Группа 2: страны со средним уровнем развития человеческого по­тенциала (ИЧР изменяется от 0,5 до 0,799). Это самая многочислен­ная группа, в нее входит 88 стран, в том числе и Россия.

Группа 3: страны с низким уровнем человеческого развития (ИЧР изменяется от 0 до 0,5). В эту группу входят в основном беднейшие страны Африки.

Недостаток показателя ИЧР по сравнению с «кристаллами раз­вития» заключается в невозможности судить по его величине об от­носительной важности составляющих его элементов, о том, напри­мер, по какой именно причине та или иная страна изменила свое положение в общем списке — вследствие изменения уровня душево­го дохода или, скажем, уровня грамотности населения.

Эксперты Мирового банка, например, пользуются «кристаллами раз­вития», позволяющими наглядно сравнить четыре статистических показателя каждой данной страны со средними значениями этих пока­зателей в группе стран с соответствующим (низким, низким средним, высоким средним или высоким) уровнем дохода. Этими четырьмя показателями обычно являются: ожидаемая продолжительность жиз­ни, охват детей начальным образованием (валовой коэффициент за­числения в начальную школу), доступ населения к чистой питьевой воде, уровень ВНП на душу населения. Величина каждого из этих показателей сначала «индексируется», т.е. выражается в процентах по отношению к среднему для соответствующей группы стран показате­лю, а затем откладывается на одной из четырех осей. Соединив четы­ре точки на четырех осях, получаем неправильной формы ромб — кри­сталл развития данной страны, форму которого легко соотнести с правильным ромбом средних показателей, все вершины которого находятся на одинаковом, соответствующем 100% расстоянии от цен­тра. Любая вершина кристалла развития, находящаяся за пределами «стопроцентного» ромба, свидетельствует о более чем средних дос­тижениях страны в определенной области развития, и наоборот — любая вершина внутри «стопроцентного» ромба сигнализирует об отставании от среднего уровня.

Место, занимаемое той или иной страной мира по показателю ИЧР, зачастую существенно отличается от ее места в списке стран, ранжированных по величине ВНП (или ВВП) на душу населения. Существование разницы между рангами стран по ИЧР и доходу на душу населения свидетельствует о том, что в разных странах резуль­таты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом:

— отрицательная разница свидетельствует о том, что по ИЧР страна занимает более низкое место (т.е. выглядит хуже), чем по доходу на душу населения. Наиболее яркие примеры — Кувейт и Паки­стан;

— положительная разница свидетельствует об относительно ус­пешном использовании результатов экономического роста в интере­сах человеческого развития. Такая ситуация характерна для многих бывших социалистических и развитых европейских стран. До недав­него времени к этой группе относилась и Россия;

— самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, Япо­ния, самые низкие — африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замыкает группу стран с высоким уровнем ИЧР.

Представление об ИЧР разных стран дает табл. 1.4.

Таблица 1.4

Индекс человеческого развития в 1980 – 2003 гг.

Ранг по ИЧР Годы
       
  Швейцария Канада Норвегия Норвегия (0,963)
  Исландия США Швеция Исландия (0,956)
  США Исландия Канада Австралия (0,955)
  Канада Япония Бельгия Люксембург (0.949)
  Япония Швейцария Австралия Канада (0,949)
  Норвегия Нидерланды США Швеция (0,949)
  Дания Норвегия Исландия Швейцария (0.947)
  Нидерланды Франция Нидерланды Ирландия (0,946)
  Швеция Бельгия Япония Бельгия (0,945)
  Финляндия Великобритания Финляндия США (0,944)
  Россия (24) Россия (29) Россия (не вошла в 50) Россия (0,795)

* В скобках указан показатель ИЧР.

Источник: Human Development Report 2005. International Cooperation at a crossroads. N.Y.: UN, UNDP, 2005. Р. 219-224.

Из таблицы 1.4 видно, что в целом в мире за последние годы не происходит каких-то существенных изменений в позиции стран по показателю ИЧР. Вместе с тем в 1980—2003 гг. позиция России по этому показателю продолжала неуклонно снижаться.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану) | Страны с развитой экономикой по подгруппам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.