Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория размещения В. Лаунхардта

ТЕОРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И. ТЮНЕНА

Концепции размещения хозяйства в мире начали формировать­ся в XIX в. Так, одна из первых работ в этой области, написанная гео­графом И. Тюненом, появилась в 1826 г. В ней рассматривалось одно изолированное от прочих государство с одним центром (городом), ко­торый, в свою очередь, являлся единственным рынком сбыта продук­ции сельского хозяйства и источником обеспечения страны другими товарами. Соответственно, цена каждого товара в любой точке стра­ны отличалась от городской цены на величину транспортных затрат. Последние были пропорциональны дальности перевозки и весу пе­ревозимого груза. Оптимальная схема размещения производства представляла собой систему концентрических поясов разного диаметра вокруг главного города, причем каждый пояс специализировался на производстве определенного вида продукции сельского хозяйства.

Поэтому, считал И. Тюнен, чем выше урожайность, тем ближе долж­но размещаться хозяйство к центральному городу; чем дороже про­дукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его разме­щение.

Определить расстояние, отделяющее зоны размещения тех или иных отраслей сельского хозяйства, можно посредством элементар­ных формул. Пусть имеются несельскохозяйственные культуры, до­ходность которых на единицу продукции составляют i1 и i2, а объемы их производства — соответственно v1 и v2. Транспортный тариф (на 1 т) равен t, R — расстояние от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):

v1i1-rtv1 = v2i2-rtv2;

(4.1)

И. Тюнен обосновал также базовые положения теории земель­ной ренты по местоположению. Смысл ее в том, что определенный товар продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транс­портных издержках в хозяйствах, расположенных ближе к центру страны. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственной продукции соответствует максимуму земельной ренты.

 

 

Следующая теория размещения хозяйства была разработана В. Лаунхардом. В отличие от И. Тюнена, он исследовал оптимальное размещение отдельных промышленных предприятий относительно источников сырья и рынков сбыта.

Главным фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у И. Тюнена, являются транспортные издержки. Издер­жки производства принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находит­ся в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового, или локационного, треугольника (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Локационный треугольник В. Лаунхардта

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны: пункт добычи железной руды - точка А; пункт добычи угля - точка В и пункт потребления металла - точка С, транспортный тариф равен t (на 1 т/км); расходы руды на выплавку 1 т металла составляют a, расход угля - b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1;ВС = S2;AВ = S3.

Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть, в принципе, каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты на перевозку всех необходимых грузов для потребления 1 т металла будут равны:

(bS3 +S1)t - при размещении завода в точке А;

(aS3 + S2)t - при размещении завода в точке В;

(aS1 + S2)t - при размещении завода в точке С.

Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.

Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: АМ = r1, ВМ = r2, СМ = r3 Транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны

Т= (аr1 + br2 + r3)t. Выполнение требования Т > min дает точку опти­мального местоположения предприятия.

Данная задача имеет два решения.

Геометрический метод нахождения точки размещения в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треуголь­ник, подобный весовому (стороны которого относятся как а: b: с). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описыва­ются окружности, точка пересечения которых и является точкой ми­нимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству тре­угольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например, когда S1> S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треуголь­ника.

Механическое решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притяги­вают производство соответствующие вершины локационного треу­гольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связан­ных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. К концам нитей подвешены грузы (Qa, Qb, Qc), пропорциональные а, b, с. Весовой треугольник В. Лаунхардта — одна из первых в эконо­мической науке физических моделей, используемых для решения те­оретических и практических задач.

Изложенный метод нахождения оптимального размещения пред­приятия применим и для большего числа точек (видов сырья), при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И предпосылки размещения предприятий в мировом хозяйстве | Теория штандорта промышленности А. Вебера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.