Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. На протяжении последнего столетия истории человечества развертывается цепь событий, приведших к явлению

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

г. Житомир

2012г.

На протяжении последнего столетия истории человечества развертывается цепь событий, приведших к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией (НТР).

Ныне проблемам НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных достижений. Этот отнюдь не главный аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное значение достижениям в области атомной энергетики, на нашу жизнь оказывает большое влияние процесс автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества.

Сейчас каждое государство в структуру своей стратегической доктрины — основных принципов развития общества — включает вопросы научно-технического прогресса (НТП).

В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Общество не может способствовать НТП, не создав научную теорию, научные основы управления. На пути решения этой проблемы стоят не только технические трудности, но и трудности психологического характера. Еще не каждый ученый, не каждый участник НТП осознал закономерность перехода к управлению творческим трудом исследователей. Дело в том, что при жизни

 

буквально одного-двух поколений ученых произошло коренное изменение

такого характерного соотношения: в XVII—XIX вв. продолжительность творческой жизни ученого (35—37 лет) была в 2—3 раза меньше периода существования общепринятых теорий и методов исследований. То есть человек мог родиться, сформироваться как ученый, прожить всю жизнь, вырастить учеников, эти ученики — своих учеников, и все в пределах, господствующей в это время научной гипотезы гипотезы. Учитель мог высказать идею, а реализация ее, доведение до практики, доставалась, как правило, ученикам. Это было естественно. Сейчас это соотношение уменьшилось на порядок. Период обновления науки стал меньше продолжительности индивидуальной творческой жизни исследователей и составляет по отношению к ней величину 0,3—0,4. Это означает, что за одну индивидуальную жизнь творца НТП ему приходится в три раза или даже три-четыре раза (в быстроразвающихся областях) существенно переучиваться, овладевать новыми концепциями, методами и принципиально новыми техническими средствами создания научной роботы. При этом возросла и индивидуальная ответственность творца за судьбу того, что он открыл. В качестве примера таких быстрых изменений можно привести развитие в радиоэлектронике ламповой техники. Далее приход ей на смену транзисторов и их быстрая замена микросхемами. И все это происходило в пределах одного - двух поколений инженеров.

Явление ускорения темпов НТП имеет конкретные, количественно оценимые формы проявления в мире науки, например, заметно учащаются такие события, как уточнение и обновление взглядов, тенденций, концепций, методов исследования, принятых в той или иной конкретной научной дисциплине.

Можно напомнить, что аристотелевская теория гравитации просуществовала около двух тысяч лет; идеи Ньютона ждали своего обобщения и существенного уточнения примерно две сотни лет; теория строения атома Резерфорда — Бора — несколько десятков лет.

Существует и другая совокупность данных, показывающих явное сокращение

 

лага — временной дистанции между научным открытием и его практической реализацией. Открытие фотографии прошло этот путь более чем за сто лет, телефон — примерно за шестьдесят лет, радиолокатор - за пятнадцать, ядерный реактор — за

десять, и т. д.

Нужно сказать, что при этом происходит не только ускорение реализации

результатов исследования, но каждый раз это ускорение приводит к качественным характеристикам, к обновлению вида, параметров и возможностей технических средств. Вместе с тем все более дают о себе знать социальные последствия научно-технического прогресса.

К этому следует сделать одно существенное замечание. Подобного рода примеры могут привести к мысли о том, что по мере нарастания мощи нашего знания и ускорения прогресса каждый шаг на пути в будущее становится все более легким. Это не так. Действительно, каждый шаг НТП дает все больший эффект, т. е. реализация этих потенций науки и техники, ее возможностей дает все большую отдачу обществу. Но каждый шаг вперед достигается все большим трудом, все большей затратой научного потенциала, творческих сил ученых и материальных ресурсов общества.

Так, переход от одного поколения машин к другому происходит все быстрее и дает все больший абсолютный и отнесенный к размерам затраченных средств эффект. И в то же время каждый переход от поколения к поколению машин требует все большего объема исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ, все более глубокой перестройки производства. Это важное обстоятельство нужно иметь в виду при обсуждении последствий и формировании выводов об ускорении темпов научно-технического прогресса.

Из сказанного взаимодействия научно-технических и организационно-экономических факторов вытекает несколько важных выводов. Для того чтобы обеспечить ускоренные темпы НТП и экономическую заинтересованность общества в поддержании высоких темпов обновления технических средств, необходимо соблюдение следующих кардинальных условий.

 

Быстро расширяющаяся масштабность реализаций. Эффект тиражирования уже освоенных и отлаженных нововведений выражается в многократном

получении экономической и социальной отдачи при незначительных (в сравнении с первоначальными) дополнительных вложениях.

Высокие темпы освоения нововведений необходимы, чтобы оставить

пользователю достаточно общественно необходимого времени для получения отдачи от морально не устаревшего нововведения — из сокращающегося общего интервала времени между сменой поколений научно-технических решений.

Интенсификация научно-технического труда и сокращение затрат по всему циклу "исследование — проектирование — подготовка производства" является жизненно важным условием ускорения темпов и повышения эффективности НТП, сюда входит также автоматизация обработки данных и планирование экспериментальных исследований, автоматизированное проектирование новых технических средств, включая конструирование и технологическую подготовку производства.

Особенностями НТР являются возрастающая роль науки; возможность автоматизации не только физического, но и умственного (не творческого) труда; бурный рост и обновление научно-технической информации; быстрая смена материалов, конструкций, машин, технологических процессов; резкое увеличение разновидностей инженерных решений; повышение уровня комплексной механизации и автоматизации, а также систем управления.

Развитие НТП сказывается на совершенствовании высшего образования. Он предъявляет новые возросшие требования к знаниям студентов, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения; хорошо ориентироваться в отборе научной информации; ставить и решать различные принципиально новые вопросы.

Выполнение поставленных задач возможно в случае вооружения молодых специалистов новейшими знаниями в области научных исследований. Это

 

обязывает высшую школу широко привлекать студентов к проведению научных исследований. Таким образом, научная подготовка студентов в вузах — одна из главнейших программ обучения.

Важным этапом развития высшей школы является введение в учебный процесс нового предмета "Основы научных исследований", в котором рассмат-риваются методология и методы научных исследований, а также способы их организации.

Введение предмета "Основы научных исследований" обязывает всех студентов освоить элементы методики научных исследований, что способствует развитию рационального творческого мышления; организации их оптимальной мыслительной деятельности. За период обучения студент должен выполнить те или иные научные исследования в различных формах учебного процесса под руководством одного руководителя.

В результате изучения теоретического курса и выполнения исследований по выбранной теме студент должен освоить методологию и методику научных исследований, а также уметь отбирать и анализировать необходимую информацию, формулировать цель и задачи, разрабатывать теоретические предпосылки, планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты измерений и оценивать погрешности и наблюдения, сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками и формулировать выводы научного исследования; составлять отчет, доклад или статью по результатам научного исследования. Во многом этому помогают и ранее изученные учебные дисциплины, включая такой предмет как «Методы планирования и обработка результатов эксперимента».

Решению всех этих проблем и посвящено настоящее учебное пособие.

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Наука

Наука — это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов

природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Науку можно рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

2) как процесс познания закономерностей объективного мира;

3) как определенный вид общественного разделения труда;

4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс

производства знаний и их использование.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего, обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки — познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь

 

описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать.

Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации,

обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты — это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций — понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в теоретической экономии — это товар, стоимость и т. д.

Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике, универсальный принцип неопределенности Гейзенберга и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является

 

теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них

разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.

Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод — это инструмент для решения главной задачи науки — открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.

Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам.

В настоящее время все большее значение приобретает в качестве общего математический метод исследования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов. Это обусловлено бурным развитием кибернетики, вычислительной математики и ЭВМ.

Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют гипотезы — научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения какого-либо процесса, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными. Гипотеза часто выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов.

Характерной особенностью современной науки является то, что она превращается в сложный и непрерывно растущий социальный организм, в

 

наиболее динамичную, подвижную, производительную силу общества.

Развитие науки становится теперь исходным пунктом для революционизирования практики, для создания новых отраслей производства.

Наука становится производительной силой общества, что проявляется в глубоких изменениях во взаимоотношениях науки и производства.

Во-первых, многие новые виды производства и технологические процессы первоначально зарождаются в недрах науки, научно-исследовательских институтах. Развитие атомной энергетики, космических исследований, химической технологии, получение сверхтвердых материалов, результаты полученные в области нанотехнологий — все это хорошая иллюстрация к сказанному.

Во-вторых, сокращаются сроки между научным открытием и его внедрением в производство. Раньше со времени научного открытия или

изобретения, например фотографии, электричества до их практического применения проходили десятилетия, сейчас же со дня открытия лазера до его освоения практикой прошло всего несколько лет. Это можно сказать и об атомной энергетике, о полупроводниках и пр.

В-третьих, в самом производстве успешно развиваются научные исследования, растет сеть научных учреждений в промышленности и сельском хозяйстве. Развивается творческое содружество ученых с инженерами и рабочими. Предприятия перерастают в научно-промышленные комплексы.

В-четвертых, резко поднялся профессиональный уровень рабочих, ИТР, что позволяет им широко использовать научные знания в процессе производства. Массовое движение изобретателей и рационализаторов — важная форма сближения науки с производством.

Наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию. Всякое научное открытие есть труд всеобщий, в каждый данный момент времени наука выступает как суммарное выражение человеческих успехов в познании мира. Поэтому она по-настоящему эффективно может

 

использоваться только с появлением общественного характера производительных сил, с развитием общественного труда и производства в большом масштабе.

Существуют три дополняющих друг друга направления основных возможностей повысить эффективность науки и научно-технического прогресса.

Возможности первого направления находятся в сфере непосредственной творческой деятельности исследователей и состоят в повышении методологического уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких идей, в освоении перспективных методов исследований.

Возможности второго — в сфере управления научным процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий для плодотворного труда всех категорий работников науки и по всему спектру современного научного процесса.

Возможности третьего направления заключаются в совершенствовании социального, прежде всего экономического, механизма, способствующего быстрейшему освоению научных результатов производством и общественной практики в целом.

1.2. Научное исследование

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

 

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная

последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи.

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.

Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных

методов познания - наблюдением и экспериментом.

Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент — это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. - В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой.

Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют

 

законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было

проверить эмпирически.

В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать

научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.

Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

Цель разработки — преобразовать прикладные (или теоретические)

 

исследования в технические приложения. Они не требуют проведения новых научных исследований. Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-

конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, — подготовить материал для внедрения.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований.

Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы — это важный этап в разработке

научного исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;

научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;

теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;

б) по степени важности для народного хозяйства

— работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;

исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

 

в) в зависимости от источников финансирования

— госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в целях повышения эффективности их деятельности, и организациями, которые выполняют исследования;

г) по длительности разработки:

долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;

краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

1.3. Научно-техническая информация

Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научно-технической

информации остается неопубликованной.

Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. По зарубежным данным интенсивность падения ценности информации ("старения") ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в год для книг.

Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы — сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.

Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию исследований. Количество повторно получаемых данных достигает в различных областях научно-технического творчества 60 и даже 80%. А это потери, которые в США, например, оцениваются многими миллиардами долларов ежегодно.

Каждый шаг на пути прогресса науки достигается все большим трудом, все

 

 

более дорогой ценой. За последние четыре десятилетия увеличение в два-три раза количества новых научных данных сопровождалось в мире восьми-, десятикратным

ростом объема печатной и рукописной информации, пятнадцати-, двадцатикратным увеличением численности людей науки и более чем стократным ростом ассигнований на науку и на освоение ее результатов.

Для ускорения отбора необходимой документации из общего объема и повышения эффективности труда работников в Украине создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ).

Общегосударственная служба включает в себя отраслевые информационные центры — Республиканский институт НТИ, информационные центры, отделы НТИ (ОНТИ) в НИИ, конструкторских бюро, на предприятиях.

Носителями информации могут быть различные документы:

· книги (учебники, учебные пособия, монографии);

· периодические издания (журналы, бюллетени, труды институтов, научные сборники);

· нормативные документы (стандарты, СНИПы, ТУ, инструкции, методические указания, временные указания, нормативные таблицы и др.);

· каталоги и прейскуранты;

· патентная документация (патенты, изобретения);

· отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;

· информационные издания (сборники НТИ, аналитические обзоры, информационные листки, экспресс-информация, выставочные проспекты и др.);

· переводы иностранной научно-технической литературы;

· материалы научно-технических конференций и производственных совещаний;

· диссертации, авторефераты;

· производственно-техническая документация организаций (отчеты, акты приемки работ и др.);

 

· вторичные документы (реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативные журналы и др.).

Эти документы создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают.

Различают восходящий и нисходящий потоки информации.

Восходящий — это поток информации от использователей в регистрирующие органы. Вся научно-техническая информация регистрируется в Республиканском институте НТИ.

Исполнитель научно-технической работы (НИИ, вузы и др.) после утверждения плана работ обязан в месячный срок представить информационную карту в Республиканский институт НТИ. К восходящему потоку относят также статьи, направленные в различные журналы.

Нисходящий — это поток информации в виде библиографических обзорных реферативных и других данных, который направляется в низовые организации по их запросам.

Сбор, хранение и выдачу информации осуществляют справочно-информационные фонды (СИФ). В стране имеются отраслевые, республиканские и местные (в НИИ, вузах, ОКБ и т. д.) СИФ.

В СИФ установлен определенный порядок хранения информации. Имеется основной и справочный фонды.

Основной фонд (книги, журналы, переводы, отчеты и пр.) размещается на полках в алфавитном порядке по видам информации. Диссертации, отчеты, проектные материалы и другие громоздкие документы микрофильтруются с уменьшением в 200 и более раз. Отчет или диссертация объемом до 150 страниц помещается в контейнере диаметром 35 мм. Удобны также микрокарты (105x148 мм). На одной карте размещается более 80 страниц текста. Все большее количество информации сохраняется на электронных носителях.

Справочный фонд — это вторичные информационные документы основного фонда. Он представлен в основном библиографическими и реферативными

 

карточками (125x75 мм), хранимыми в каталожных выдвижных ящиках.

Справочный фонд состоит из главной картотеки (содержащей все опубли-

кованные и неопубликованные документы, хранимые в данном СИФ), каталогов и карточек.

По алфавитному каталогу можно отыскать любую информацию в данном СИФ по фамилии автора, редактора или по названию первоисточника.

По систематическому каталогу можно подбирать информацию для различных отраслей знаний. Для ускорения отыскания нужной информации к каталогу прилагается ключ — алфавитный предметный указатель.

В регистрационной картотеке периодических изданий содержатся сведения о журналах, сборниках, бюллетенях, хранимых в данном СИФ (по годам и номерам).

Патенты и авторские свидетельства можно отыскать в картотеке описаний изобретений.

Картотека стандартов содержит различные нормативные документы — стандарты, нормы, ТУ, временные указания и пр.

Поиск нужной информации с каждым годом усложняется. Поэтому все научные работники должны знать основные положения, связанные с информационным поиском.

Информационный поиск — это совокупность операций, направленных на отыскание документов, которые необходимы для разработки темы. Поиск может быть ручной (осуществляется по обычным библиографическим карточкам, картотекам, печатным указателям), механический (носителем информации являются перфокарты) и автоматизированный (применение ЭВМ).

Информационный поиск осуществляется с помощью информационно-поискового языка (ИПЯ) — семантической (смысловой) системы символов и правил их сочетания. В информационно-поисковой системе применяют различные варианты ИПЯ: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК), международный стандартный номер

 

книги (ISBN) и международный стандартный сериальный номер (ISSN). В настоящее время наибольшее распространение получили УДК и ISBN.

УДК разделяет все области знаний на десять разделов, приведенных в табл. 1. Каждый раздел делится на десять подразделов, а подраздел — на десять частей. Каждая часть детализируется до требуемой степени. Структура УДК состоит из групп основных индексов и определителей. Группы делятся на подгруппы общих и специальных определителей.

Таблица 1

Кодовое обозначение индекса знаний   Наименование индекса знаний
  Общий
  Философия, психология
  Религия
  Общественные науки, экономика туризма
  Философия, языкознание
  Математика, естественные науки
  Прикладные знания
  Искусство, прикладное искусство
  Художественная литература, литературоведение
  География, история

 

Кодовым обозначением индексируются все научные знания, явления, понятия. И каждое новое знание при его возникновении находит свое место. В зависимости от потребностей деления|разделения| информационно-поискового языка к |до| основным индексам добавляются|додают| другие знаки, чем повышается специализация УДК. Для удобства восприятия каждые три знака отделяются|разъединяются| точкой (например: 533.76).

УДК просто усваивается работниками издательств и библиотек, удобно шифруется, обладает относительно быстрым поиском информации для узкоспециализированных тем.

Много|многие| лет УДК применялась как наиболее совершенная классификация знаний. Но впоследствии возникновения новых понятий в научной и практической|практичной| деятельности людей обусловили внедрение библиотечно-

 

библиографической классификации, которая|какая| имеет другую систему классификации и индексации человеческих знаний. Основная часть ее

буквенно-цифровых индексов построенна по десятичному принципу. Основные разделы|разделение| ББК распределены в 21 отделе, каждый из которых|каких| имеет свой индекс из заглавных|великих| букв украинского алфавита, например:

Индексы знаний Наименования индексов знаний

А Общий

Б|б| Естественные науки

В Физико-математические науки

Г Химические науки

Д и так далее Науки о земле и так далее

Всего: 21

Одна из наиболее популярных в мире систем классификации книг – ISBN (International Standard Book Number), представляет из себя машинно-читаемый идентификационный номер, который однозначно определяетет книгу. Наряду с индексами ББК, УДК и авторским знаком, ISBN является частью так называемого издательского пакета.

Для книг, выпущенных до 2007 года, ISBN состоял из 10 цифр, разделенных на 4 группы. С 1 января 2007 года действует новый стандарт ISBN, добавивший пятую группу цифр и удлинивший номер до 13 цифр. Изменение понадобилось для того, чтобы ISBN мог использоваться как типовой штрихкод товара.

Цифровая часть ISBN состоит из пяти групп арабских цифр, три из которых содержат различное количество цифровых знаков, отделенных дефисом или промежутком, а первая и последняя группа - постоянную. Цифровая часть отделяется от аббревиатуры ISBN промежутком.
Пять групп цифр ISBN располагаются в следующей последовательности:

• префикс GS1 (EAN UCC) для книг
• идентификатор группы (страны) Идентификаторы Украины - 966 и 617

 

 

• идентификатор издателя
• порядковый идентификатор издания

• контрольная цифра.
Пример: ISBN 978-966-2423-00-6, где

978 - префикс для книг
966 - идентификатор Украины
2423 - идентификатор издателя

00 - порядковый идентификатор издания
6 - контрольная цифра

Эти информационно-поисковые языки|речь| применяются при организации библиотечных фондов. Основой|основанием| информационно-поискового аппарата библиотек являются каталоги. Это расположенные в порядке алфавита карточки с описанием изданий. В алфавитном каталоге - за фамилиями авторов и названиями|названием| публикаций независимо от их содержания; в предметном –

карточки с описанием литературных источников|истока| сгруппированы по предметным рубрикам тоже в алфавитном порядке. Основные каталоги формируются|формующий| по принципу алфавита или по принципу систематизации знаний (т.е. могут быть систематическими или|систематичный| алфавитными). Кроме основных каталогов создаются вспомогательные: каталог периодики, картотеки статей и рецензий.

Алфавитные каталоги содержат карточки на книги, расположенные в алфавитном порядке фамилий авторов или названий|названия|, при этом берется сначала первая буква слова, за которым|каким| идет описание, потом|затем| - вторая и так далее.

Систематические|систематичные| каталоги содержат карточки на книги, в которых названия|каких| работ расположены по областям знаний, согласно действующей классификации науки.

Предметные каталоги содержат карточки с названиями произведений по|названием| конкретным проблемам и вопросам одного содержания.

 

 

Чтобы пользоваться каталогами, нужно хорошо знать принцип их построения.

Ведущее место принадлежит алфавитным каталогам. По ним можно установить, какие произведения|сочинение| того или другого автора есть в библиотеке. Карточки каталога расставлены|расстановляет| по первому слову библиографического описания книги: фамилии автора или названия|название| книги, которая|какая| не имеет автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются|расстановляют| по второму слову. Карточки авторов с одинаковой фамилией - по алфавиту их инициалов и тому подобное.

В систематических|систематичных| каталогах карточки сгруппированы в логическом|логичном| порядке по областям знаний. Последовательность размещения карточек отвечает определенной библиографической классификации - УДК или ББК.

Справочный аппарат систематического|систематичного| каталога включает ссылку, отправление, справочные карточки и алфавитно-предметный указатель. Ссылка указывает, где находится литература по близкому или смежному вопросу («см.

также»), отправные|отправочные| карточки («см.») показывают в каком отделе находится литература по данному вопросу.

Предметный каталог концентрирует близкие по содержанию материалы в одном месте, что очень удобно для исследователя.

Ключом к каталогам библиотеки являются библиографические указатели. Они могут быть разными|различными| по своему заданию, содержанию и форме. Для определения состояния изученности|стана| | темы нужно обратиться к|до| информационным изданиям, которые|какие| выпускают институты и службы научно-технической информации, центры информации, библиотеки, и охватывают|охватывающий| все отрасли народного хозяйства. Здесь можно ознакомиться не только со сведениями о напечатанных трудах, но и с помещенными идеями и фактами, их характеризует новизна поданной информации, полнота охватывания источников|охвата| |истока| и наличие справочного аппарата, который облегчает поиск и систематизацию литературы.

 

Сбор и обработку этих материалов в Украине осуществляют|свершают| Книжная палата Украины, Украинский институт научно-технической и экономической|экономичной|

информации (УКРИНТЭИ), Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского и другие библиотечно-информационные учреждения общегосударственного или регионального уровня.

Основная масса изданий названных учреждений разделяется на три вида:

- библиографические;

- реферативные;

- обзорные.

Библиографические издания показывают, что выдано|издает| по вопросу, который интересует исследователя; часто это сигнальные указатели без аннотаций и рефератов. Ценность их - в оперативности информации о выходе в свет отечественной и зарубежной литературы.

Реферативные издания содержат публикации рефератов с коротким изложением содержания первичного документа, фактическими данными и

выводами (экспресс информационные, реферативные журналы, сборники и|да| др.), например: РЖ «Экономика. Экономические|экономичные| науки». Изданием Книжной палаты Украины являются библиографические указатели: «Літопис книг», «Літопис газетних статей», «Нові видання України», и тому подобное.

Для поиска и анализа литературы, которая издана|издает| в прошлые годы, имеется ретроспективная библиография, назначением которой|какой| являются подготовка и распространение библиографической информации об издании за определенный период времени в прошлом. Это могут быть: тематические обзоры|осмотр|, прайс-листы издательств, | списки литературы статей, и тому подобное.

В последние годы все чаще применяются автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных, Internet.| Через|из-за| службу Internet| можно получить разнообразную|многообразную| информацию.

За последние годы широко развивается государственная система сбора, обработки, хранения|сбережения|, эффективного поиска и передачи информации, с

 

использованием современной вычислительной техники. Разработкой методологии создания эффективных информационных систем занимается наука

информатика, которая|какая| имеет ряд специфических направлений развития:

- техническое создание автоматизированных информационно-поисковых систем;

- программный - обеспечение вычислительных машин программами для пользователей;

- алгоритмический - разработка алгоритмов содержания баз и банков данных.

Совокупность унифицированных информаций| и услуг поданных в стандартизированном виде называется информационным продуктом - это специализированые нормативные издания, государственные стандарты, строительные нормы, и правила и тому подобное.

Накопления и хранение больших|сбережения| |великих| информационных массивов - баз данных, позволяет систематизировать документы по признакам определенной тематики,

а также формировать |формующий| банки данных, для оперативного многоцелевого использования|употребления| соответствующей информации.

Достаточно популярным за последние годы стало использование|употребление| информационной WEB-страницы| компьютера.

Является ли сеть WEB| противовесом библиотеке?

Эта сеть дает возможность изменить|сменить| основы|основание| создания, распространения и применения знаний, в мире - в короткие сроки|термин|. Миллионы людей пользуются сетью WEB| для оперативного поиска информации, проверки и дискуссии.

Интернет и WEB становятся| |стают| информационным источником|истоком| для миллионов людей. К тому же это часто дети школьного возраста|века|. Эти будущие взрослые получают умение и навыки накопления информации и работы с ней, и для большинства из|с| них эта сеть является привлекательнее|приманчивый|, чем библиотека или учитель. Почему?

 

 

Ее привлекательность в том, что пользователи имеют доступ к|до| информации без посторонней|какой-нибудь| помощи, участия или руководства второго лица (преподавате-

ля, библиотекаря), и ее можно использовать в любое|какое-нибудь| время суток, не нужно никуда ехать и информация может получаться за потребностью.

И все же сеть WEB| не является универсальной заменой библиотеки.

В чем же недостатки|недостаток| WEB|?

1. Не вся информация размещена на страницах WEB|, а та, что есть коротка по объему.

2. WEB - не всегда отвечает стандартам достоверности. Большинство материалов публикуются без рецензий, без проверки, гарантий (это мысли|мнение| и виденья отдельных авторов).

3|с|. WEB| - не имеет каталогизации (описание содержания, формы) есть лишь|только| минимальная структура информационных материалов.

4. Не обеспечивается эффективный поиск информации фундаментальных научных знаний, и WEB больше подходит для обмена свежей информацией и общения

В будущем библиотека будет существовать как:

- специально установленные фонды документов, которые|какие| должны находиться в помещении библиотек;

- как физическое пространство|простор| для материалов в нецифровой форме и как пункт доступа для тех, кто не может позволить себе иметь необходимы средства для получения информации;

- накопления метаданных или описания содержания материалов, для ссылки и облегчения поиска информации;

- сохранение|сохранность| документов и св|язанных с ними метаданных;

- сфера доступа и услуги по инструктированию.

Функционирование автоматизированных систем обработки информации (АСОИ) основывается на машинном преобразовании|преобразовании| информации по соответствующей проблеме. АСОИ используется в научно-исследовательском

 

процессе в св|язи с ростом объемов информации в|до| таких пределах|границе|, когда исследовать какую-либо|какую-нибудь| проблему без ЭВМ невозможно. Структура информа-

ционной системы включает в себя банк данных: файл, секцию файла, набор файлов, сгруппированных в банке данных.

Банк данных является совокупностью наборов файлов, сгруппированных в массивах данных.

Известно, что в практике международных организаций в процессе обмена информацией и при решении задач|задачи| международных экономических|экономичных|, научно-технических, культурных, спортивных и других используются сокращенные названия стран|название| |страна-участницы| - блоки буквенной и цифровой идентификации стран|страна-участницы|.

Международная организация по|с| стандартизации (ИСО) разработала коды для каждой страны|страна-участницы|.

Для|касательно| Украины традиционно употребляют такие блоки буквенной и цифровой идентификации:

- двухбуквенный| алфавитный код Украины –UA–| рекомендованный Международной организацией по|с| стандартизации для международных обменов, который|какой| дает возможность образовывать визуальную ассоциацию с общепринятым названием Украины без какой-либо|какой-нибудь| ссылки на ее географическое положение или статус;

- трехцифровой порядковый| |построчный| код - 804 - присвоен статистическим бюро Организации объедененных наций и используется для статистических расчетов.

Эти блоки идентификации Украины зафиксированы для использования|употребления| Международной организацией по|с| стандартизации в стандарте НСО 3166-88 «Коды для представления| названий стран|».

ООН в своей работе также пользуется этими блоками идентификации Украины.

 

 

2. ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО ПРАВОВАЯ ОХРАНА

2.1 Изобретения, полезные модели, промышленные образцы

Одними из основных составляющих научно-технического прогресса явля-

ются такие понятия, как "изобретения", "полезные модели", "промышленные

образцы". Все хорошо понимают, что наличие новых устройств и изделий, защищенных патентами, напрямую связано с экономической прибылью предприятия-патентообладателя, а также иногда сама торговля патентами приносит сверхприбыли.

Таким образом, анализ всей ситуации, сопутствующей появлению и функционированию новшества, способствует созданию новых изобретений и правильному позиционированию уже имеющихся разработок.

Под патентом понимают документ, выдаваемый компетентным государственным органом на определенный срок и удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение, наделяющий владельца титулом

собственника на изобретение. Патент защищает владельца от внутренних и зарубежных конкурентов и действует на территории той страны, где он выдан. Обычно патент подкрепляется регистрацией товарного знака или промышленного образца.

2.2. Патентно-лицензионная работа в Украине

2.2.1. Особенности патентно-лицензионной работы

Патентно-лицензионная работа – целенаправленная деятельность, осуществляемая в министерствах и ведомствах, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на предприятиях и вузах по стимулированию создания и освоения принципиально новых объектов техники с учетом последних достижений изобретательской мысли, а также по защите государственных интересов в области изобретений и открытий. Патентно-лицензионная работа является по своему характеру неотъемлемой частью научно-исследовательских работ, а лицензирование инновационной продукции

 

в виде новых патентоспособных разработок и "ноу-хау" является одной их форм бизнеса, называемого лицензионным бизнесом.

Патентно-лицензионная работа – это и важный элемент государственно-сти, без изобретений человечество не может удовлетворить и самые элементар-

ные потребности. Развитие цивилизаций всегда происходило на основе все новых и новых изобретений и открытий.

Объектом патентно-лицензионной работы и является интеллектуальная собственность. Люди условились называть продукты интеллектуальной творческой деятельности интеллектуальной собственностью. Такая собственность невещественна, незаметна и связана с идеями, которые можно воплощать в осязаемые объекты многократно. В интеллектуальную собственность входит в качестве составляющей промышленная собственность, которая в основном охватывает:

- изобретения и полезные модели, являющиеся решением технических проблем;

- промышленные образцы, которые относятся к творениям технической эстетики и определяют внешний вид промышленной продукции;

- товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхожде-ния товаров, предназначенные для выделения продукции данного предприятия в массе однородных товаров и услуг и гарантирования качества и рекламы.

Общим результатом патентно-лицензионной работы является:

- оформление патентной документации на объекты интеллектуальной собственности и правовая защита промышленной собственности;

- оформление разрешений на использование изобретения или иного технического достижения на основе или лицензионного договора, или решения компетентного государственного органа;

- проведение исследований по экспертизе патентной чистоты.

2.2.2. Основные понятия, употребляемые в законодательных актах по промышленной собственности

 

Законы Украины по промышленной собственности содержат определения употребляемых понятий, толкование основных из них состоят в следующем.

В е д о м с т в о - Государственный комитет Украины по вопросам интеллектуальной собственности (Госпатент Украины).

И з о б р е т е н и е (полезная модель, промышленный образец) – результат творческой деятельности человека в любой области в соответствии с технологией или художественным конструированием.

З н а к – обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отли-чаются от однородных товаров и услуг других лиц.

И з о б р е т а т е л ь, а в т о р – человек, творческим трудом которого созданы соответственно изобретение, полезная модель или промышленный образец (того, кого назвали автором, следовало бы назвать дизайнером).

П а т е н т – патент Украины на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

С в и д е т е л ь с т в о – свидетельство Украины на знак для товаров и услуг.

З а р е г и с т р и р о в а н н ы й з н а к – знак, на который выдано свидетельство.

Л и ц о – гражданин или юридическое лицо.

З а я в к а – совокупность документов, необходимых для выдачи патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или свидетельство на знак для товаров и услуг.

З а я в и т е л ь – лицо, подавшее заявку.

П р и о р и т е т з а я в к и (п р и о р и т е т) – первенство в подаче заявки.

Д а т а п р и о р и т е т а – дата подачи заявки в Ведомство или в соответствующий орган государства – участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, по которой заявлен приоритет.

Р а б о т о д а т е л ь – лицо, нанявшее работника по трудовому договору (контракту).

 

М е ж д у н а р о д н а я з а я в к а – заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации.

Р е е с т р ы:

- Государственный реестр патентов Украины на изобретения;

- Государственный реестр патентов Украины на полезные модели;

- Государственный реестр патентов Украины на промышленные образцы;

- Государственный реестр Украины на знаки для товаров и услуг.

2.2.3. Законодательство Украины по промыщленной собственности

Законодательную базу Украины по промышленной собственности составляют в основном три следующих закона:

1. Закон Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" от 15 декабря 1993 года №3687-ХІІ

2. Закон Украины "Об охране прав на промышленные образцы" от 15 декабря 1993 года №3688-ХІІ.

3. Закон Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15

декабря 1993 года №3698-ХІІ.

В законах сформулированы функции и задачи Госпатента Украины как высшего органа Государства по управлению и регулированию патентно-лицензионной деятельностью, провозглашен примат (верховенство) правил международного договора над законодательством Украины, установлено отсутствие дискриминации в отношении иностранных лиц и лиц без гражда-нства, а также реализация иностранными и другими лицами, постоянно проживающими или имеющими постоянное местопребывание за пределами Украины, своих прав через представителей по делам интеллектуальной собственности, зарегистрированных в установленном порядке.

Законы предусматривают предоставление правовой охраны изобретению (полезной модели), промышленному образцу, знаку для товаров и услуг, если они не противоречат общественным интересам, принципам гуманности и

 

 

морали и отвечающим условиям патентоспособности (для знака, на который не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны).

Установлено, что объектом изобретения может быть продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растения и животного),

способ, а объектом полезной модели может быть конструктивное выполнение устройства.

Объектом промышленного образца могут быть форма, рисунок или расцветка или их сочетание, определяющие внешний вид промышленного изделия и предназначенные для удовлетворения эстетических и эргономических нужд.

Объектом знака могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, выполненные в любом цвете или цветовом сочетании.

Не могут получить правовую охрану:

- открытия, научные теории и математические методы;

- методы организации и управления хозяйством;

- планы, условные обозначения, расписания, правила;

- методы выполнения умственных операций;

- программы для вычислительных машин;

- результаты художественного конструирования;

- технологии интегральных микросхем;

- сорта растений и породы животных и т.п.

Не могут получить правовую охрану (как промышленные образцы):

- объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промыш-ленные, гидротехнические и другие стационарные сооруже-ния;

- печатная продукция как таковая;

- объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или подобных им веществ и т.п.

 

 

Определено, что право собственности на изобретение (полезную модель), а также на промышленный образец удостоверяется патентом. Право собственности на знак удостоверяется свидетельством.

Определено, что срок действия патента на изобретение составляет 20 лет

с даты подачи заявки в ведомство, патента на полезную модель – 5 лет,

патента на промышленный образец и свидетельство на знак – 10 лет.

Законы определили следующие условия патентоспособности изобре-тения, полезной модели и промышленного образца: они должны являться новыми, иметь промышленное применение, а для изобретения – также изобретательский уровень.

Изобретение признается новым, если оно не является частью уровня техники. Объекты, являющиеся частью уровня техники, для определения новизны изобретения могут учитываться лишь отдельно. Уровень техники включает все сведения, ставшие общедоступными в мире до даты подачи заявки в Ведомство или, если заявлен приоритет, до даты ее приоритета.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков не стала доступной в мире до даты подачи заявки в Ведомство или, если заявлен приоритет до даты ее приоритета; кроме того, в процессе установления новизны промышленного образца принимается во внимание содержание всех заявок, ранее поступивших в Ведомство.

Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно не следует из уровня техники. При оценке изобретательского уровня во внимание не принимается содержание заявок на выдачу патента Украины и международной заявки, в который она была подана сначала, при условии, что эта заявка или выданный по ней патент впоследствии будут опубликованы в установленном порядке и что дата подачи такой заявки или, если заявлен приоритет, дата ее приоритета предшествует соответствующей дате подачи заявки в Ведомство или, если заявлен приоритет, до подачи ее приоритета.

 

 

Другими словами, чтобы заявленное техническое решение было признано изобретением, ему необходимо быть в той или иной мере талантливым.

Изобретение, полезная модель или промышленный образец признаются промышленно применимыми, если они могут быть использованы в промыш-

ленности или в иной сфере деятельности.

Объем правовой охраны определяется формулой изобретения (полезной модели), а для промышленного образца – совокупностью его существенных признаков.

Объем правовой охраны знака определяется приведенными в его свиде-тельстве изображением знака и перечнем товаров и услуг.

В законах изложены права на получение патентов и свидетельств, поря-док подачи заявок на них, экспертизы и получения патентов и свидетельств, их выдачи, регистрации и публикации.

Право на получение патента и свидетельства имеют автор, работодатель, заявитель и правоприемники.

Кроме указанных законов, некоторые вопросы, регламентирующие патентно-лицензионную деятельность, определены Постановлениями Кабинета Министров Украины, а также Приказами Председателя Госкомитета Украины, в том числе: Постановлением КМ №701 от 10.10.94 г. "Положение о порядке оплаты сборов за действия, связанные с охраной прав…", Постановлением КМ №516 от 29.07.94 г. "О порядке дачи разрешения на использование запатенто-ванных изобретений (полезных моделей) или запатентованного промышлен-ного образца без согласия владельца патента…", Постановлением КМ №545 "Положение о представителе по делам интеллектуальной собственности (патентных уполномоченных)", Постановлением КМ №593 от 29.08.94 г. "О временном порядке выдачи патентов Украины на изобретения без проведения экспертизы заявок по существу".

Решением КМ от 27.07.92 г. подписано "Заявление о действии в Украине международных соглашений по вопросам промышленной собственности" и

 

решение о вступлении во Всемирную организацию интеллектуальной собствен-ности (ВОИС).

В декабре 1994 г. КМ Украины ввел в действие "Временное положение о правовой охране объектов промышленной собственности и рационализаторс-

ких предложений в Украине", которое по существу отражает патентные нормы, введенные в России, базирующиеся на нормах бывшего Советского Союза.

Приказом Председателя Госкомитета Украины №20 от 18.09.92 г. в Украине введен "Порядок регистрации договоров на объекты промышленной собственности".

Перечисленные и другие законодательные и нормативные документы обеспечивают управление (регулирование) патентно-лицензионной работы в Украине.

2.2.4. Государственное патентное ведомство Украины (Госпатент Украины)

Основной задачей Госпатента Украины является выполнение функций по обеспечению правовой охраны объектов интеллектуальной и промышленной собственности.

Правами и обязанностями Госпатента Украины предусматривается разработка правовых и нормативных документов и положений по проблемам патентно-лицензионной деятельности, организация и проведение научных исследований по этим проблемам, организация и ведение процедур по принятию, оценке (экспертизе), регистрации, выдаче и публикации материалов по патентуемым объектам интеллектуальной собственности и ведению различных работ, связанных с этими видами деятельности.

Госпатент Украины принимает от заявителей материалы заявок на патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также свидетельств на знаки для товаров и услуг, производит их регистрацию,

организует и проводит рассмотрение материалов заявок, их экспертизу, регистрацию патентов и свидетельств, устанавливает даты приоритетов,

 

производит выдачу патентов и свидетельств и осуществляет другие деяния, связанные с этими работами.

Аппарат Госпатента Украины состоит из 12 управлений, инспекции по вопросам охраны промышленной собственности. При Госпатенте имеется

Апелляционный Совет. Научно-методическую деятельность по вопросам, входящим в компетенцию Госпатента Украины, Госпатент осуществляет посредством Научно-исследовательского центра патентной экспертизы (НИЦПЭ).

В своей деятельности Госпатент Украины руководствуется "Положением о Государственном патентном ведомстве Украины".

2.2.5. Научно-исследовательский центр патентной экспертизы

Научно-исследовательский центр патентной экспертизы (НИЦПЭ) имеет статус главной организации по решению вопросов экспертизы по выдаче охранных документов (патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки), лицензированию и зарубежному патентованию. Деятельность НИЦПЭ курирует Госпатент Украины. НИЦПЭ функционирует по своему уставу.

По своей направленности НИЦПЭ подобен Научно-исследовательскому институту государственной патентной экспертизы (НИИГПЭ), обеспечивавше-му патентно-лицензионную работу в Советском Союзе и многие методические подходы НИЦПЭ использует по опыту работы НИИГПЭ.

2.2.6. Особенности патентных исследований

Количество запатентованных объектов практически напрямую связано с получаемой прибылью и, в конечном счете, с процветанием предприятия.

Патентные исследования являются тем самым инструментом, с помощью которого менеджеры высшего звена предприятия могут оценивать текущую ситуацию и прогнозировать развитие ситуации вокруг научно-технических новшеств.

 

 

Проведение патентных исследований, с одной стороны, позволяет реально оценивать патентоспособность разрабатываемых объектов техники, и с другой стороны, предотвратить нарушение чужих прав, сохранив патентную чистоту объекта.

Патентные исследования проводятся высокопрофессиональными

специалистами-патентоведами в тесном взаимодействии с инженерно-техническим персоналом фирм-разработчиков объекта техники. Именно

патентные исследования являются мощным маркетинговым инструментом, способным в условиях современного рынка периода информационной революции предотвратить повторение уже созданных независимо другими разработчиками новшеств, а также направить творческую активность изобретателей на создание действительно совершенно новых объектов. Особенно это важно для предприятий, работающих на рынках высоких технологий и ориентированных на зарубежные рынки.

Немаловажным аспектом является исследование возможности свободного использования изобретений, что важно для таких отраслей промышленности, в развитии которых необходим мощный рывок вперед, и которые пока не в состоянии самостоятельно конкурировать с ведущими мировыми производителями в своей области рынка.

Итак, под патентными исследованиями понимают исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники (ОТ), их патентоспособности и патентной чистоты на основе патентной информации и патентно-ассоциируемой литературы.

Патентная чистота - юридическое свойство технического объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в определенной стране без опасности нарушения действующих на территории этой страны патентов, принадлежащих третьим лицам.

В перечень работ по патентным исследованиям входят:

1. Исследование технического уровня объектов техники;

 

2. Анализ научно-технической деятельности ведущих фирм;

3. Анализ тенденций развития данного вида техники;

4. Анализ патентно-лицензион

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оптимизация | Современные методы генерирования идей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.555 сек.