КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система контроля за выполнением бюджетов
Организация бюджетирования по центрам ответственности Как уже было отмечено, планы могут создаваться для предприятия в целом (консолидированные планы) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой отчетности. Таким образом, под центрами финансовой отчетности понимаются структурные единицы предприятия: - для которых формируются планы; - которые отчитываются за результаты выполнения планов. Как правило, центры финансовой отчетности - это те же центры ответственности, но только достаточно крупные (цеха, производства или даже отдельные предприятия в рамках холдингов). Закрепление основных и вспомогательных планов (бюджетов) за центрами финансовой отчетности (какие виды планов составляет каждый центр финансовой отчетности) определяется, в первую очередь, статусом центра финансовой отчетности. Под статусом в данном случае понимается совокупность показателей, отражающих характер ответственности структурной единицы. В зависимости от статуса принято выделять: - центры расходов (ответственность за понесенные расходы); - центры доходов (ответственность за полученные доходы); - центры прибыли (ответственность как за понесенные расходы, так и за полученные доходы); - центры инвестиций (ответственность за отдачу от инвестиций). Если, например, центр финансовой отчетности имеет статус "центр расходов", потенциально возможными для него будут: - план производства; - бюджет прямых материальных затрат; - бюджет затрат на оплату труда; - план потребности в мощностях; - план общепроизводственных затрат; - бюджет производственной себестоимости. Для центра финансовой отчетности со статусом "центр прибыли" к перечисленным видам планов может добавиться:
- план реализации; - план общехозяйственных затрат; - план коммерческих затрат; - бюджет доходов и расходов. При построении системы бюджетирования необходимо предусмотреть и построить систему контроля за выполнением бюджетов. Контроль заключается не только в своевременном представлении бюджетных данных и создании бюджетов, но и в анализе отклонений фактических значений бюджетных статей от запланированных. На базе анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения. При формировании системы контроля разрабатывается порядок составления как бюджетов на предстоящий период в процессе бюджетирования, так и отчетов об исполнении бюджетов за истекший период. В отчетах по бюджетам сводится воедино информация по планированию, учету, контролю и анализу бизнес-процессов. Менеджеры должны отслеживать выполнение бюджетов и выявлять так называемые узкие места в деятельности организации, т.е. те показатели деятельности, на которые необходимо обратить особое внимание ввиду наличия отклонений от бюджетных значений. Отчеты по бюджетам могут подготавливаться ежемесячно, поквартально, по полугодиям и раз в год. По некоторым данным, при необходимости возможно отчитываться ежедневно (например, «по отгрузке»), поо другим — еженедельно ((например, по производству и продажам). Чтобы определить периодичность отчетов, проводится анализ «затраты/выгоды». В периодических отчетах сопоставляются запланированные и отчетные данные. По результатам сопоставления проводится анализ отклонений (т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых). При этом отклонения могут измеряться в абсолютных (в рублях) и в относительных (в процентах) единицах измерения. Они могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду.
Например, отклонения на шестой месяц бюджетного периода могут Iустанавливаться в процентах к отклонениям в первом месяце. Все отклонения можно подразделить на отрицательные, т.е. отдаляющие от намеченных ориентиров хозяйственной политики организации и принятых ею установок, и положительные, т.е. приближающие к ним. Анализ исполнения бюджетов позволяет менеджерам применять систему управления по отклонениям — систему управления организацией, когда внимание менеджера концентрируется на показателях которые имеют значительные отклонения от плановых. Бюджеты финансово-экономические показатели, отклонения между фактическими и запланированными значениями могут анализироваться на любом уровне управления. Таким образом, являясь количественным выражением целей, стратегий и намеченных мероприятий по их реализации количественным выражением плана, бюджеты обеспечивают информационную базу для анализа включенных в них экономических показателей. В процессе бюджетирования рассчитывается прогнозное финансовое состояние организации. Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов (такие, как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.), неудовлетворительны, то проводится анализ влияния на финансовое состояние основных параметров бюджетов и заложенных в них нормативов при их изменении. Бюджетный анализ обеспечивает информационную прозрачность бизнес-процессов, необходимую для оперативного и стратегического менеджмента. Таким образом, бюджетирование представляет собой эффективный инструмент управления, поскольку бюджеты побуждают планировать, вырабатывать контрольные критерии и улучшают координацию деятельности организации. Это одна из причин того, что важнейшим преимуществом управленческого учета является оперативность. Внедрение системы бюджетирования позволит руководству организации планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, т.е. четко определять цели и устанавливать поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появится возможность направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшатся информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой. Наряду с этим бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности организации и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать узкие места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения. Эта система направлена на использование анализа отклонений «бюджет — факт» для корректировки деятельности.
Раздел 2. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Тема 1. Сущность управленческого учета
Рис.1 Формы организации управленческого учета
Рис.2. Классификация видов управленческой отчетности
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |