Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Учет поступления материалов




В бухгалтерском учете материалы учитываются на синтетических счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонения в стоимости материалов». Эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением).

Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций по поступлению материалов производится на основании первичных документов по учету материалов, рекомендованных Госкомстатом. Данные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации по учету материалов, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. К ним относятся формы № М-2 и М-2а «Доверенность», № М-4 «Приходный ордер» [вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру], № М-7 «Акт о приемке материалов», № М-11 «Требование-накладная», № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону», № М-17 «Карточка учета материалов», № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений». При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Основанием для записей в бухгалтерском учете оприходования материалов служит приходный ордер ф. № М-4, составленный материально-ответственным лицом на основании товарно-сопроводительных документов поставщиков (товарно-транспортная накладная, счет-фактура и т.д.).

Акт о приеме материалов ф. № М-7, составляется при приходовании материалов, поступивших без товарно-сопроводительных документов, а также при наличии расхождений в количестве (ассортименте, качестве) фактического поступления материалов с сопровождающими документами или другие первичные документы применяемые в организации для учета материально-производственных запасов.

Сдача произведенных материалов из производственных подразделений на склады осуществляется по требованию-накладной ф. № М-11. Документальным основанием возврата материалов является требование-накладная ф. № М-11.

Материалы, поступившие в организацию по договору займа, принимаются к учету в оценке, согласованной сторонами настоящего договора, и приходуются на склады организации на основании накладной на отпуск материалов на сторону ф. № М-15, оформляемой заимодавцем.

Первичным документом при оформлении операций оприходования материальных ценностей при разборке и демонтаже ОС является акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений ф. № М-35.

Излишние материалов, выявленных при инвентаризации, приходуются на основании данных ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией ф. № ИНВ-26, в оценке аналогичных запасов, состоящих на учете в организации, или (при их отсутствии) по рыночной стоимости выявленных излишних ценностей.

При перемещении материалов внутри организации (передача их со склада на склад, со складов в подразделения организации под отчет материально ответственным лицам или при возврате неизрасходованных материалов на склады) производятся на основании накладной на внутреннее перемещение материалов № М-11, составляемой материально ответственным лицом склада подразделения, сдающего материальные ценности. При этом один экземпляр является для сдающего склада основанием для списания ценностей, а другой - для принимающего склада (подразделения) основанием для их оприходования.

Учет приобретения, заготовления и изготовления материалов может осуществляться одним из следующих способов:

- используется только счет 10 «Материалы»;

- используется счета 10 «Материалы» и 15 «Заготовление и приобретение материалов»;

- используется счета 10 «Материалы» и 16 «Отклонения в стоимости материалов»;

- используется счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов».

Выбранный способ учета материалов закрепляется в учетной политике организации.

Использование для учета материалов только счета 10 «Материалы»

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

При этом способе учет поступления материалов выглядит следующим образом. На основании первичных документов в учете хозяйственные операции по приобретению, заготовлению и изготовлению материалов отражаются следующими записями:

дебет счета 10 «Материалы» кредит счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость материалов, поступивших от поставщика по оптовым ценам;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость информационных, консультационных посреднических услуг, связанных с приобретением материалов;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость услуг по доставке материалов сторонними организациями;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена стоимость услуг сторонних организаций оплаченных подотчетным лицом;

10 «Материалы» - списана стоимость использованных при доставке материалов;

23 «Вспомогательные производства» - списана стоимость услуг вспомогательных производств используемых при доставке материалов;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - отражены начисления по единому социальному налогу по погрузочно-разгрузочным работам при доставке материалов;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - отражена начисленная заработная плата работникам, занятым погрузочно-разгрузочными работами при доставке материалов;

другие счета.

Использование для учета материалов счетов 10 «Материалы» и 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

При этом способе учет поступления материалов выглядит следующим образом. На основании первичных документов в учете хозяйственные операции по приобретению, заготовлению и изготовлению материалов отражаются следующими записями:

дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» кредит счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость материалов, поступивших от поставщика по оптовым ценам;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость информационных, консультационных посреднических услуг, связанных с приобретением материалов;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость услуг по доставке материалов сторонними организациями;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена стоимость услуг сторонних организаций оплаченных подотчетным лицом;

10 «Материалы» - списана стоимость использованных при доставке материалов;

23 «Вспомогательные производства» - списана стоимость услуг вспомогательных производств используемых при доставке материалов;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - отражены начисления по единому социальному налогу по погрузочно-разгрузочным работам при доставке материалов;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - отражена начисленная заработная плата работникам, занятым погрузочно-разгрузочными работами при доставке материалов;

другие счета.

После определения фактической себестоимости материалов на дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» они приходуются по дебету счета 10 «Материалы». В учете эта операция отражается записью дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Использование для учета материалов счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонения в стоимости материалов»

При этом способе учета поступления материалов в организации используются единые учетные цены, которые разрабатываются самостоятельно и используются в течение года без изменения. По дебету счета 10 «Материалы» приходуются материалы по единым учетным ценам, а отклонения отражается на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов». Списание отклонений стоимости материалов от единых учетных цен производится по счетам использования материалов (виды производств, продажа и т.д.). Используя этот способ учета поступления материалов корреспонденции счетов выглядят следующим образом. На основании первичных документов в учете хозяйственные операции по приобретению, заготовлению и изготовлению материалов отражаются следующими записями:

дебет счета 10 «Материалы»,

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость материалов, поступивших от поставщика по учетным ценам;

дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов»,

кредит счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие счета – на сумму отклонений от учетных цен ( фактическая себестоимость материалов выше учетных цен);

дебет счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие счета,

кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» на сумму отклонений от учетных цен ( фактическая стоимость ниже учетных цен);

дебет счетов учета затрат 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы»,

кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» - на сумму отклонений относящихся к использованным материалам ( фактическая стоимость выше учетных цен);

дебет счетов учета затрат 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы»,

кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» - на сумму отклонений относящихся к использованным материалам ( фактическая стоимость ниже учетных цен) – методом «красное сторно».

Использование для учета материалов счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материалов»

При этом способе учета поступления материалов в организации операции отражают следующим образом. По дебету счета 10 «Материалы» приходуются материалы по единым учетным ценам, а по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все затраты по приобретению и заготовлению материалов по фактической себестоимости, выявленные отклонения по дебету или кредиту счета 16 «Отклонения в стоимости материалов». Используя этот способ учета поступления материалов корреспонденции счетов выглядят следующим образом. На основании первичных документов в учете хозяйственные операции по приобретению, заготовлению и изготовлению материалов отражаются следующими записями:

дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» кредит счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость материалов, поступивших от поставщика по оптовым ценам;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость информационных, консультационных посреднических услуг, связанных с приобретением материалов;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена стоимость услуг по доставке материалов сторонними организациями;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена стоимость услуг сторонних организаций оплаченных подотчетным лицом;

10 «Материалы» - списана стоимость использованных при доставке материалов;

23 «Вспомогательные производства» - списана стоимость услуг вспомогательных производств используемых при доставке материалов;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - отражены начисления по единому социальному налогу по погрузочно-разгрузочным работам при доставке материалов;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - отражена начисленная заработная плата работникам, занятым погрузочно-разгрузочными работами при доставке материалов;

другие счета.

После определения фактической себестоимости материалов на дебете счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» выявляются отклонения в стоимости материалов, которые отражаются:

дебет счета 10 «Материалы»,

кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - отражена стоимость материалов, поступивших от поставщика по учетным ценам;

дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов»,

кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» – на сумму отклонений от учетных цен ( фактическая себестоимость материалов выше учетных цен);

дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» на сумму отклонений от учетных цен ( фактическая стоимость ниже учетных цен);

дебет счетов учета затрат 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы»,

кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» - на сумму отклонений относящихся к использованным материалам ( фактическая стоимость выше учетных цен);

дебет счетов учета затрат 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы»,

кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материалов» - на сумму отклонений относящихся к использованным материалам ( фактическая стоимость ниже учетных цен) – методом «красное сторно».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.