Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 21. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

Право общей совместной собственности супругов.На имущество, принадлежащее супругам, может распространяться различный правовой режим: общей совместной, общей долевой и индивидуальной собственности.При этомзаконным режимом имущества супругов считается режим совместной собственности.

Обязательным условием возникновения права общей совместной собственности супругов является их состояние в браке, зарегистрированном в установленном порядке. Лица, проживающие совместно без регистрации брака, правом общей совместной собственности на приобретенное за это время имущество не обладают. Применение аналогии в данном случае недопустимо.

Любое имущество, нажитое супругами во время брака, предполагается их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим данного имущества. При этом не имеет значение то обстоятельство, на имя кого из супругов приобреталось имущество или кем из супругов были внесены денежные средства на приобретение имущества (п. 2 ст. 34 СК). Право совместной собственности принадлежит также супругам, которое во время брака по уважительным причинам не имели собственного дохода, например, были заняты ведением домашнего хозяйства или уходом за детьми (п. 3 ст. 34 СК).

Кроме общей совместной собственности каждому из супругов может притнадлежать имущество, относящееся к его индивидуальной частной собственности и в отношении которого все правомочия собственника супруг осуществляет самостоятельно.

Гражданский и Семейный кодексы к раздельному имуществу супругов относят:

- имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак (п. 2 ст. 256 ГК; п. 1 ст. 36 СК). Такой же правовой режим будет у имущества, приобретенного хотя и в браке, но на средства одного из супругов, принадлежащие ему до вступления в брак (п. 15 постановления Пленума ВС от 5.11.1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»);

- имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования (п. 2 ст. 256 ГК). СК добавляет сюда также имущество, полученное по иным безвозмездным сделкам (п. 1 ст. 36 СК). К числу иных безвозмездных сделок судебная практика относит сделки по безвозмездной передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации;

- вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов (п. 2 ст. 256 ГК; п. 2 ст. 36 СК);

- денежные выплаты, имеющие специальное целевое назначение (например, суммы материальной помощи; суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья или иного повреждения здоровья).

В законодательстве установлена презумпция общей совместной собственности в отношении имущества, приобретенного супругами во время брака. Поэтому супруг, который оспаривает эту презумпцию и считает, что те или иные виды имущества принадлежат ему на праве индивидуальной частной собственности, обязан представить соответствующие доказательства, подтверждающие это.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.).

Брачным договором законный режим имущества супругов может быть изменен. Супруги вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из них. Брачный договор может быть заключен в отношении как имеющегося, так и будущего имущества супругов. Супруги по соглашению между собой в любое время вправе изменить или расторгнуть брачный договор.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов. При совершении сделки по распоряжению имуществом одним из супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Пункт 3 ст. 256 ГК и п. 1 ст. 45 СК устанавливают порядок обращения взыскания на имущество супруга по его обязательствам. Взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества.

По общим обязательствам супругов, а также по обязательствам каждого из них, если судом установлено, все полученное по обязательствам одним из супругов использовано на нужды семьи, взыскание обращается на общее имущество супругов. При его недостаточности супруги отвечают солидарно своим личным имуществом.

Гарантией прав кредиторов каждого из супругов по гражданско-правовым обязательствам являются положения ст. 46 СК. В соответствии с ними супруг обязан уведомить своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или расторжении брачного договора. В случае невыполнения этой обязанности супруг отвечает по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора.

Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них (п. 4 ст. 38 СК), хотя бы стороны и состояли в официально зарегистрированном браке (п. 4 ст. 38 СК).

 

Вопрос 5. Пункт 1 ст. 257 ГК устанавливает, что имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 6 ФЗ от 11.11.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В основе общей собственности членов КФХ лежат лично-доверительные отношения. Поэтому членами хозяйства могут быть граждане, связанные родством и (или) свойством: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены хозяйства по достижении ими возраста 16 лет (п. 2 ст. 3 ФЗ «О КФХ») Кроме этих лиц участниками хозяйства могут быть и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства, но максимальное количество таких граждан не должно превышать пяти человек. Таким образом, отношения в хозяйстве строится на принципе семейно-трудового участия.

В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ «О КФХ» само по себе фермерское хозяйство не является юридическим лицом, «фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» и считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В КФХ может быть сочетание различных видов собственности. Это, прежде всего общая совместная собственность членов хозяйства. В общей совместной собственности членов хозяйства могут находиться земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (п. 1 ст. 6 ФЗ «О КФХ»). Плоды продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства, также являются общим совместным имуществом его членов. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов КФХ, определяются ст. 257 и 258 ГК, посвященными собственности крестьянского хозяйства. Наконец, иное имущество, предназначенное для производственной деятельности, может находиться в индивидуальной частной собственности участников хозяйства, например, жилые дома, предметы личного пользования.

Общая совместная собственность членов КФХ является общим правилом, которое может быть изменено законом или договором. В настоящее время каких-либо законов, изменяющих режим совместной собственности членов КФХ нет, поэтому это возможно только по договору между его членами. Например, они могут договориться, что для общего имущества устанавливается режим общей долевой собственности и соответственно определить доли членов.

Владение и пользование имуществом КФХ его члены осуществляют сообща. Порядок владения и пользования имуществом определяется в соглашении о создании фермерского хозяйства, в котором обязательно должны содержаться сведения о порядке формирования имущества, порядке владения, пользования, распоряжения им, порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

Распоряжение имуществом фермерского хозяйства в порядке, установленном соглашением, осуществляется главой фермерского хозяйства в интересах хозяйства. Действует презумпция, что сделка, совершенная главой хозяйства, считается совершенной в интересах хозяйства, поэтому по таким сделкам ответственность будут нести все члены фермерского хозяйства общим совместным имуществом.

При выходе одного из членов КФХ из его состава земельный участок и средства производства разделу не подлежат, вышедший из хозяйства имеет право только на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей совместной собственности на имущество фермерского хозяйства. При этом действует правило, что доли членов КФХ в праве совместной собственности признаются равными. Иной порядок определения долей может быть предусмотрен в соглашении членов хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации также определяется по взаимному согласию. Если же взаимное согласие не достигнуто, срок устанавливается в судебном порядке, но в любом случае не может превышать один год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента выхода из него.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество хозяйства подлежит разделу между его членами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие субъекты гражданских правоотношений могут быть субъектами общей собственности (сособственниками)?

2. Каковы основания возникновения общей собственности?

3. Чем отличается общая долевая собственность от общей совместной?

4. Каков режим владения и пользования общим имуществом сособственниками?

5. Что понимают под выделом имущества в натуре и разделом общего имущества? В чем их отличие?

6. Возможно ли по обязательствам одного из супругов обратить взыскание на имущество, находящееся в собственности обоих супругов?

7. По каким правилам происходит раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства?

8. Как разрешается вопрос о разделе имущества, находящегося в долевой собственности, в случае, если выдел доли в натуре не допускается законом?

Источники:

1. ГК РФ.

2. ЖК РФ (гл. 6).

3. СК РФ (гл. 7).

4. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

5. Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

6. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. Дроздов И.А. О правовой природе общей собственности // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. М., 2005.

8. Слепакова А.В. Правоотношения собственности супругов. М., 2005.

 

План:

1. Ограниченные вещные права: понятие, признаки, виды. Права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника.

2. Ограниченные вещные права на использование чужих земельных участков.

3. Сервитутные права.

Вопрос 1. Давая понятие вещных прав, не являющихся собственниками (ограниченных вещных прав), надо рассматривать его в соотношении с правом собственности как самым полным вещным правом.

Ограниченные вещные права - абсолютные правомочия по владению, пользованию и распоряжению чужим имуществом, производные от прав собственника и возникшие по прямому указанию закона, имеющие ограниченное по сравнению с правом собственности содержание, но защищаемые законом наравне с ним (установленное законом право пользования в ограниченном виде чужим имуществом в своих интересах).

Ограниченные вещные права, подобно праву собственности, предоставляют управомоченным лицам непосредственное, хотя и строго ограниченное господство над чужим имуществом. Реализация любого вещного права, в том числе и ограниченного, не зависит от действий других лиц, в чем и состоит принципиальное отличие вещных прав от прав обязательственных.

Объект ограниченных вещных прав всегда индивидуально-определенная вещь, уже имеющая собственника. В случае отсутствия или прекращения права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право. Ограниченное вещное право, с одной стороны, предоставляет правообладателю доступ к пользованию вещью в строго установленных рамках, а с другой - сужает права собственника на эту вещь, лишая его полностью или частично возможностей свободного ее использования. Право собственника на распоряжение вещью за собственником может сохраняться в полном объеме, как в случае установления сервитута, а может существенным образом ограничиваться, как, например, в случае закрепления имущества на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, ограниченные вещные права, являясь производными от права собственности, одновременно обременяют право собственности и в известной степени ограничивают правомочия собственника. Данные ограничения сохраняются и при смене собственника, т.е. следуют не за собственником, а за вещью.

Субъекты ограниченных вещных прав наделены средствами правовой защиты от неправомерных посягательств любых третьих лиц, включая собственника вещи.

Признаки ограниченных вещных прав:

1) ограниченность по содержанию в сравнении с правом собственности;

2) производность и зависимость от права собственности как основного вещного права; такие права не могут существовать самостоятельно, в отрыве от права собственности;

3) наличие права следования;

4) установление содержания непосредственно законом;

5) необходимость государственной регистрации.

Приступая к изучению видовой классификации ограниченных вещных прав, следует иметь в виду, что институт вещного права, известные еще римским юристам, был рецепиирован в российскую правовую систему. Следует иметь ввиду, что систему вещных права лиц, не являющихся собственниками, образуют как права, обозначенные в ст. 216 Гражданского кодекса РФ (поименованные вещные права), так и иные, которые не названы в качестве таковых законом, но обладают явными вещно-правовыми признаками (право залога, право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом в рамках разрешенной предпринимательской деятельности, или договора ренты, право проживания в силу легата, право давностного владельца в силу ст. 234 ГК РФ и др.). По этому поводу до сих пор существует дискуссия среди ученых-цивилистов.

Ограниченные вещные права можно разделить на две группы прав:

1. Ограниченные вещные права на использование чужих земельных участков:

· право пожизненного наследуемого владения;

· право постоянного (бессрочного) пользования;

· сервитуты, которые могут обременять также здания и сооружения.

2. Ограниченные вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника:

· право хозяйственного ведения;

· право оперативного владения.

Существует и иная классификация. В частности, выделяют некоторые авторы три группы прав: 1) вещные права юридических лиц; 2) ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков (сервитут); 3) права ограниченного пользования недвижимым имуществом (право членов семьи собственника жилого помещения; право пожизненного пользования жилым помещением).

Права хозяйственного ведения и оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Они являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут, как и любые другие ограниченные вещные права, существовать в отрыве от основного права. Спецификой отличаются как субъекты, так и объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления. Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и «объеме» правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные за соответствующими юридическими лицами и остающиеся в собственности их учредителей. Наряду с недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть закреплены и движимые вещи.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах – «предприятия» и «учреждения».

Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству могут быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. 113 - 114 ГК) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 113 ГК), принадлежащие к категории коммерческих организаций, а также и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к некоммерческим структурам, принадлежащие частным собственникам.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими (частными) собственниками - гражданскими и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься хозяйственной деятельностью, приносящей доходы, что влечет появление и у них особого права на полученное имущество, которое можно квалифицировать как право хозяйственного ведения (п. 2 ст. 298 ГК).

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и «объеме» правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели оперативное управление, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере и распоряжения).

Имуществом, находящимся у предприятия на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам, создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» государственным или муниципальным имуществом (п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК).

В отношении такого имущества собственник - учредитель сохраняет правомочия (предусмотренные п.1 ст.295 ГК, то есть он вправе):

1) создавать предприятие - несобственника:

· включая назначение директора;

· утверждение устава и определение объема правоспособности;

2) реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, с соблюдением прав и интересов кредиторов);

3) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (проверки его деятельности);

4) получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

Продажа, сдача в аренду или залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ или товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом не допускаются без согласия собственника.

Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом или иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения.

Право оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК) - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст.296 ГК).

Кодекс специально регламентирует объем правомочия распоряжения, принадлежащего субъекту права оперативного управления. Никаким имуществом (движимым или недвижимым), кроме готовой продукции, казанное предприятие не вправе распоряжаться самостоятельно (без согласия собственника).

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя с самим предприятием (п. 2 ст. 297), в отличие от обычных унитарных предприятий, где он вправе получить лишь часть прибыли от своего имущества.

Что касается учреждения, то оно в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в то числе и отчуждения. Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Образовательное учреждение и высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества (пункт 11 статьи 39 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ).

Таким образом, учреждение, даже с согласия собственника, не вправе отчуждать закрепленное за ним имущество, как движимое, так и недвижимое, собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им «приносящей доходы» (т.е. предпринимательской) деятельности с разрешения собственника.

Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное имущество за их счет поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Одна часть имущества учреждения, полученная от собственника по смете, находится на праве оперативного управления. Другая, «заработанная» самим учреждением учитывается на отдельном балансе, находится в режиме особого вещного права, прямо не названного законодательством - на праве хозяйственного ведения. Ведь перечень вещных прав, в отличие от прав обязательственных, является закрытым (п. 1 ст. 216 ГК) и не может содержать прав, прямо не предусмотренных законом.

Кодекс специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, в виде плодов, продукции, доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст.299 ГК).

Из этого следует, что они становятся объектом права собственности учредителей предприятий или учреждений, а не самих этих юридических лиц.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст.299 ГК).

Прекращение названных вещных прав происходит не только по общим основаниям (п. 3 ст. 299 ГК), но и в случаях правомерного изъятия собственником (по основаниям, допускаемым законом).

Это означает, что изъятие допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК).

Вещный характер прав хозяйственного ведения и оперативного управления проявляется в сохранении их действия в случае смены собственника (ст. 300 ГК). Смена собственника государственного или муниципального предприятия возможна лишь путем передачи этого предприятия от одного публичного собственника другому (в противном случае речь идет о приватизации, что предусмотрено правилами специального законодательства).

Вопрос 2. Рассматривая каждое из ограниченных вещных прав на землю в отдельности, - право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного владения и сервитуты, – необходимо обратить внимание на то, что правовой режим этих прав определяется нормами гражданского и земельного законодательства с преимуществом последних. Важный вопрос – права на земельные участки физических и юридических лиц, которые приобрели их до вступления в силу Земельного кодекса РФ, а также проблемы бесплатного оформления в собственность земельных участков садоводов, огородников, дачников и земель общего пользования их некоммерческих объединений (вопросы «дачной амнистии»).

Основные параметры правового режима земельных участков, принадлежащих лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, определяются нормами ГК РФ и Земельного кодекса РФ (ЗК).

В соответствии со ст.13 Закона о введении в действие части первой ГК РФ от 21 октября 1994 г. гл. 17 ГК «Право собственности и другие вещные права на землю» вступила в действие со дня введения в действие Земельного кодекса. Нормы ЗК имеют приоритет перед положениями гл. 17 ГК, т.к. ЗК является специальным по отношению к ГК законом.

В ЗК прослеживается тенденция к сужению сферы применения указанных прав. Это следует из запрета дальнейшего предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 1, 3 ст. 20, п. 1 ст. 21 ЗК). Впервые указанные вещные права получили подробную регламентацию в ЗК РСФСР 1991 г. Аналогом современного права пожизненного наследуемого владения является известный римскому праву эмфитевзис (бессрочная аренда) и чиншевое право, известные российскому дореволюционному законодательству. Право постоянного бессрочного пользования не имеет аналогов в римском и российском дореволюционном праве. Их признание было связано с отказом от принципа исключительности публичной собственности на землю и от постепенного вовлечения земельных участков в гражданский оборот.

Закрепленное в качестве разновидностей ограниченных вещных прав право постоянного бессрочного пользования земельным участком (ст.216 ГК) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно). Законодатель ограничил круг субъектов. После 30 октября 2001 г. земельные участки могут передаваться в постоянное пользование только государственным и муниципальным учреждениям, а также казенным предприятиям. ГК предусматривает возникновение права постоянного бессрочного пользования чужим земельным участком у приобретателя здания, сооружения или иного недвижимого имущества, расположенного на таком участке, на основании закона (п. 2 ст. 268, п.1 ст. 271, ст. 552 ГК) Однако применение данной нормы сейчас исключено в силу п. 1, 2 ст. 20 и ст. 29 ГК. Иные лица, которые приобрели земельные участки до 1.01.2006 г должны были по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.

Кроме того на этом праве могут быть отведены земельные участки для любых целей, в том числе для самых разных видов предпринимательской деятельности.

Это право пользования земельным участком предоставляется по решению государственных или муниципальных органов, управомоченных на это (п. 1 ст. 268 ГК).

В соответствии с этим решением заключается договор, в котором определяется правовой статус участка, права и обязанности его владельца, основания для расторжения договора с прекращением прав на этот участок, сервитуты и др. Земельный участок предоставляется безвозмездно, землепользователи уплачивают лишь земельный налог.

Возможны и другие основания получения права пользования земельным участком. Так, например, в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст.268 ГК).

Право постоянного землепользования возникает после установления границ на местности, составление плана и описание земельного участка, заключение договора о предоставлении участка и его государственной регистрации.

Земельные участки на праве постоянного пользования предоставляются:

· крестьянским (фермерским) хозяйствам;

· гражданам, выходящим из сельскохозяйственных организаций в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства;

· гражданам, для ведения личного подсобного хозяйства;

· родовым общинам и казачьим обществам;

· религиозным и иным общественным организациям и объединениям, которым земельные участки предоставляются с учетом традиционного уклада жизни населения и ведения им сельскохозяйственного производства, оленеводства, звероводства, охоты и рыболовства.

Содержание права постоянного землепользования определены в ст. 269, 270 ГК.

Обладатель этого права осуществляет владение и пользование этим участком в соответствии с законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении земель в пользование. Если иное не предусмотрено законом он вправе:

· самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен;

· использовать для собственных нужд имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, пресные и подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры;

· возводить жилые, производственные и иные здания и сооружения в соответствием с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, которые становятся его собственностью (ст. 266, 269 ГК);

· производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты. Обладатели указанных прав приобретают право собственности на доходы, плоды и продукцию от использования земельного участка, в частности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации (ст. 40, п. 1 ст. 41 ЗК).

ЗК лишил рассматриваемые вещные права правомочия распоряжения земельным участком (п. 4 ст. 20, п. 2 ст. 21 ЗК). Исключение составляет возможность выкупа земельного участка в собственность.

Специфика объекта вещного права постоянного (бессрочного) пользования требует установления широкого круга обязанностей. Главная из них - использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, способами, не наносящими ущерба земле как природному объекту, не говоря уже о недопущении причинения ущерба окружающей среде, нарушения прав владельцев соседних участков, повышении плодородия почвы, содержания сооружений и зданий на участке в соответствии с градостроительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования:

1) предусмотрены заключенным договором;

2) прямо названы в законе (среди них):

· выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 283 ГК);

· ненадлежащее использование земельного участка, установленное земельным законодательством (ст.287 ГК)).

В перечне обстоятельств, достаточных для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в судебном порядке), могут быть:

· использование земельных участков не по целевому назначению и принадлежностью к категории земель, установленных ЗК;

· использование земельных участков способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или к значительному ухудшению экологической обстановки;

· неустранение последствий умышленно совершенных неправомерных действий, таких как, например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами, систематическая неуплата земельного налога и т.д.;

· неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом;

· изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

· реквизиция земельного участка (ст. 45 ЗК).

Основанием прекращения может быть также прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае земельный участок возвращается в государственную или муниципальную собственность, с возмещением хозяйству затрат на улучшение земельного участка. А также отказ пользователя от своего права на участок. Здесь два варианта:

1) если есть письменное заявление об отказе, право постоянного землепользования прекращается, а участок переходит в государственную или муниципальную собственность;

2) при отсутствии действий пользователя, явно свидетельствующих об его отказе от права на земельный участок (отъезд, неиспользование участка и др.) применяется процедура признания земельного участка бесхозяйным и на этом прекращается право землепользования.

Аренда земельных участков, согласно классификации ГК, также отнесена к разряду ограниченных вещных прав. Его отличие состоит в том, что это право может быть приобретено как на основании договора арендатора с собственником-государством, так и на основании договора аренды, где арендодателем выступает частный собственник земли. Арендатором может быть любое лицо - как физическое, так и юридическое. Однако следует подчеркнуть, что объем прав арендатора в отличие от объема прав постоянных землепользователей определяется не законом, а только договором с арендодателем-собственником этого участка. При этом целевое назначение арендуемого земельного участка должно соответствовать указанному в первоначальном правоустанавливающем документе, во всяком случае, цель использования должна входить в указанные рамки. Так, если участок приобретен для эксплуатации находящегося на нем производственного объекта, аренда такого участка не может противоречить этой основной цели.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком обеспечивает его обладателю владение, пользование участком, передаваемым по наследству (ст.266 ГК). Применяется только в отношении граждан, которые приобрели земельные участки на этом праве до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Субъектом этого права могут быть только граждане. Это определено природой данного права: переход права на имущество по наследству возможен только после смерти гражданина.

Первоначально земельные участки на праве наследуемого владения предоставляются гражданам безвозмездно и только из государственных или муниципальных земель. Порядок предоставления земельных участков и оформления этого права, а также прекращения этого права аналогичен изложенному выше применительно к праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Содержание этого права составляют правомочия по владению и пользованию, которые передаются по наследству. Реализуя их, владелец участка (если из закона или договора не вытекает иное) вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266 ГК). Правомочие распоряжения владельца ограничено возможностью передачи по наследству права пожизненного наследуемого владения. Продажа, залог и иные сделки, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются (ст. 267 ГК).

Вопрос 3. Сервитуты (сервитутные права), выделяемые законом в качестве разновидности вещных прав (ст. 216, 274 - 277 ГК), представляют собой права, закрепляющие за гражданами и юридическими лицами возможность пользования в ограниченном объеме чужим недвижимым имуществом. Вместе с тем отсутствует четкое единообразное определения сервитута.

В ГК РФ сервитутам посвящено пять статьей (ст. 216, ст. 274 - 277).

Исторически данное вещное право получило признание первым как в римском праве, так и в российском дореволюционном законодательстве.

Впервые в законодательстве России сервитут появился в 1994г., когда Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 1535 были утверждены «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994». Затем институт сервитута нашел свое отражение в части первой Гражданского кодекса РФ, которая была введена в действие с 1 января 1995 г. Он упомянут в статье 216 ГК РФ в числе других вещных прав; кроме того, сервитутам посвящены статьи 274-277 ГК РФ. Позднее нормы о сервитутах стали появ­ляться и в других федеральных законах.

Предусмотренное в упомянутых актах российского законодательства право на сервитут относится к категории iura in re aliena, поскольку оно, во-первых, является правом не на свою, а на чужую вещь (землю или иную недвижимость, принадлежащую соседу). Во-вторых, на основе та­кого права сервитуарий приобретает возможность только ограниченного пользования чужой вещью, которая по-прежнему остается во владении, пользовании и распоряжении ее собственника (п. 2 ст. 274 ГК РФ). И, наконец, в-третьих, при переходе права на земельный участок, обременен­ный сервитутом, к другому лицу сервитут все равно сохраняется (п. 1 ст. 275 ГК РФ), т.е. для него (как и для всякого ius in re) характерно право следования.

Л.В. Щенникова формулирует следующие юридические признаки сервитутов, известные еще в древнеримский период, в числе которых:

- абсолютный характер;

- неделимость;

- невозможность установления для себя на собственную вещь;

- бессрочность;

- право следования;

- договорный характер.

Традиционным является деление сервитутов на вещные (предиальные) и личные (персональные). Вещные сервитуты устанавливаются в отношении одного объекта недвижимого имущества с целью обеспечения пользования другим объектом недвижимости. Личные сервитуты предоставляются с целью обеспечения пользования недвижимым имуществом конкретным лицом. Примером вещного сервитута может служить земельный сервитут. Земельный сервитут характеризуется наличием двух участков, один из которых является господствующим, а другой – обремененным. К личному сервитуту относится право пользования жилым помещением членами семьи собственника, отказополучателем и получателем ренты (ст. 292 ГК, ст. 31, 33-34 ЖК).

Предметом (объектом) предиальных сервитутов могут быть земельные участки, водные пути для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, здания, сооружения и другое недвижимое имущество. Сервитут может возникать в отношении как всего объекта недвижимости в целом, так и его части (п. 1 ст. 27 Закона о государственной регистрации).

Применительно к земельным сервитутам субъектом сервитута (сервитуарием) может быть не только собственник, но и обладатель права постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок (п. 4 ст. 274 ГК). Лицом, обременяемым сервитутом, может выступать (п. 3 ст. 274) только собственник земельного участка или иной недвижимости, но не субъект иного вещного нрава.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Действующее законодательство не признает возможность установления отрицательных сервитутов, а защита прав титульного владельца имущества обеспечивается возможностью предъявления негаторного иска.

Помимо вещных исков управомоченный субъект может использовать и обязательственно-правовые средства для защиты сервитута. Во-первых, заключив соглашение об установлении сервитута, сервитуарий приобре­тает возможность предъявления обязательственного иска к контрагенту (собственнику служащей недвижимости) в случае неисполнения или не­надлежащего исполнения договора (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Этот иск отно­сится к категории договорных, следовательно, применяться он может только против другой стороны сделки - собственника praedium serviens, но не против третьих лиц.

Во-вторых, от нарушений со стороны третьих лиц сервитуарий спо­собен защищаться не только с помощью негаторного и прогибиторного исков, но также, если эти нарушения повлекли возникновение у него убытков, с помощью обязательственного (внедоговорного) иска о возме­щении причиненного вреда (ч. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута на условиях и в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 3 ст. 274 ГК. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут может быть срочным и бессрочным (постоянным) (п. 4 ст. 23 ЗК).

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который им обременен, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Установление сервитутов некоторых видов осуществляется на основании закона. В частности, на основании закона возникает дорожный сервитут собственника земельного участка, в случае если при продаже или передаче в залог такого земельного участка собственник сохраняет право собственности на расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости (ст. 271, п. 2 ч. 2 п. 4 ст. 430 ГК; ч. 2 п. 1 ст. 64 ФЗ от 16.07.1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Особенность сервитута по сравнению с другими вещными правами состоит в том, что поскольку сервитут не предоставляет титула владения, права сервитуария не пользуются вещно-правовой защитой и положения ст. 605 ГК на него не распространяются, если иное прямо не предусмотрено законом. Вместе с тем сервитуту присуще свойство следования за его объектом (п. 1 ст. 275 ГК).

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться по назначению участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (п. 2 ст. 276 ГК).

В связи с этим от сервитута как вещного права следует отличать законные ограничения права собственности, которые законодатель в отдельных случаях называет «публичными сервитутами» (п. 2 ст. 23 ЗК). К ним относятся законные ограничения пользования земельным участком, устанавливаемые на основании общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК), ограничения, устанавливаемые в отношении лесных участков, водных объектов общего пользования и т.п. (п. 2 ст. 33 ЗК, ст. 262 ГК, ст. 6 Водного кодекса; ст. 9, п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 45 Лесного кодекса; ст. 43, 44, 51 Градостроительного кодекса, ст. 10 ФЗ от 7.07.2003 г. «О связи»). Указанные ограничения не являются субъективными гражданскими правами, т.к. не имеют конкретных управомоченных лиц и устанавливаются в общественных интересах, а не в интересах отдельных субъектов.

Публичный сервитут отличается от частного по основаниям введения и прекращения, субъекту (сервитуарию), целям установления.

Современное российское законодательство о публичном сервитуте представлено отдельными нормами в федеральных законах, актах субъектов Федерации и муниципальных образований. Единый федеральный закон о сервитутах отсутствует (в октябре 2002 г. в Государственную Думу РФ вносили проект федерального закона «О сервитутах», но он был отклонен).

В субъектах Российской Федерации существуют акты трех видов: а) посвященные нескольким публичным сервитутам (например, Закон Ставропольского края от 21 декабря 2007 г. № 75-кз «О порядке установления публичных сервитутов на территории Ставропольского края»; б) касающиеся отдельного вида публичного сервитута (например, Закон Волгоградской области от 11 апреля 2002 г. «Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области», постановление Правительства Кировской области от 14 мая 2002 г. «Об утверждении Положения о порядке установления и прекращения Правительством Кировской области публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории области»); в) акты о природных ресурсах или иных объектах, включающие нормы об отдельных видах сервитутов (например, Закон Челябинской области от 28 августа 2003г. «О земельных отношениях», Закон Самарской области от 16 июля 1998 г. «О земле»).

Нормотворчество субъектов федерации в этой области допустимо, так как в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах (подп. «в», «д», «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения (п. 1 ст. 132 Конституции РФ), под которыми понимаются «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» (п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Виды публичных сервитутов зависят от обремененного объекта, срока действия, содержания.

По объекту можно выделить: публичные земельные, градостроительные, лесные, водные сервитуты, сервитуты приватизируемого государственного и муниципального имущества.

По сроку действия различают срочные и постоянные публичные сервитуты. Публичные земельные сервитуты могут устанавливаться на срок или быть бессрочными. Публичные лесные и водные сервитуты являются постоянными. Градостроительный кодекс РФ не предусматривает срок действия публичного сервитута.

Классификация публичных сервитутов по содержанию предполагает указание на вид действия, которое управомочен совершать сервитуарий. В Земельном кодексе РФ установлен исчерпывающий перечень публичных земельных сервитутов по содержанию (перечень частных земельных сервитутов не ограничен).

Как публичным, так и частным земельным сервитутом являются: а) право прохода, проезда; б) право эксплуатации (в том числе ремонта) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей; в) право обеспечения водоснабжения (забор воды и водопой); г) право мелиорации (проведение дренажных работ).

Специально оговариваются следующие публичные сервитуты:

1) право размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

2) право свободного доступа к прибрежной полосе;

3) право временного пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

4) право использования участка в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры;

5) право использования участка в целях охоты, ловли рыбы в замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

6) право прогона скота через земельный участок;

7) право сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям.

Квалифицирующим признаком отграничения публичного сервитута от частного являются цели его установления.

Публичный сервитут обеспечивает государственные, муниципальные интересы и (или) интересы неопределенного круга частных лиц. Содержание категорий «государственный», «муниципальный (общественный)» интерес толкуется судом в каждом конкретном споре. Земельный кодекс РФ формулирует принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан при обеспечении гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком (ст. 1).

Владельцами публичного сервитута (сервитуариями) могут являться:

а) неопределенный круг лиц (местное население), проживающих и (или) временно пребывающих в регионе нахождения недвижимости, в отношении которой устанавливается сервитут;

б) Российская Федерация;

в) субъект федерации или муниципальное образование, на территории которых устанавливается сервитут.

Вопрос о плате за сервитут решен в федеральном законодательстве только применительно к публичному земельному сервитуту. Собственник земельного участка вправе требовать соразмерную плату, если установленный сервитут приводит к существенному затруднению использования обремененного участка. Наличие существенных затруднений в использовании доказывает собственник недвижимости. Независимо от личности сервитуария плату за использование чужой недвижимости предоставляет орган государственной власти или орган местного самоуправления, установивший сервитут.

Таким образом, современное регулирование сервитутов характеризуется неполнотой нормативного регулирования оснований их прекращения.

Выводы: Право хозяйственного ведения — право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

Особенности данного права:

субъект — государственные и муниципальные предприятия, кроме казенных;

объектом данного права являются имущество — здания, сооружения, оборудование и т.д., переданное собственником на баланс предприятия;

собственник определяет пределы пользования переданным имуществом;

предприятие не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом

распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник на переданное имущество сохраняет лишь ряд полномочий (так, он лишается полномочия пользования и владения):

решает вопросы создания предприятия (предмет и цели его деятельности, назначает руководителя);

решает вопросы реорганизации и ликвидации;

осуществляет контроль за использованием переданного имущества по назначению;

имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

Право оперативного управления— право казенного предприятия, учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Особенности данного права:

субъектами являются казенные предприятия (коммерческие организации) и учреждения (некоммерческие учреждения);

объект данного права — все виды имущества, закрепленного за собственником, при этом он имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества;

собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.

Право оперативного управления казенным предприятием включает следующие условия:

имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника;

произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом;

доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником.

Право оперативного управления учреждением состоит в том, что учреждение:

не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже с согласия собственника;

имеет право распоряжения на доходы, полученные в результате осуществления разрешенной уставными документами деятельности, самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе и не может быть изъято по решению собственника;

несет ответственность перед кредиторами только в размере находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает в момент передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям и учреждениям, если иное не установлено законом или собственником, а прекращается по общим основаниям, а также по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества.

В случае смены собственника переданного или закрепленного имущества предприятия и учреждения сохраняют право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее им имущество.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под вещными правами? Чем они отличаются от обязательственных прав?

2. Чем отличается право собственности от других вещных прав?

3. Может ли быть дополнен перечень действующих вещных прав?

4. Каковы права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении?

5. Что понимают под правом оперативного управления?

6. На каком праве обладают имуществом учреждения? Какие права на распоряжение имуществом?

7. Каковы права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков?

8. Каковы права собственника дома, расположенного на чужом земельном участке? Каковы последствия утраты собственником дома права пользования земельным участком?

9. Возможно ли принудительное изъятие земельного участка у его собственника? Кто и в каком порядке вправе это сделать?

Источники:

1. ГК РФ.

2. Градостроительный кодекс РФ.

3. ЗК РФ.

4. ЖК РФ.

5. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

6. Федеральный закон от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ».

9. Болтанова Е. Проблемы определения права на земельный участок при переходе права собственности на здания, строения, сооружения // Хозяйство и право. 2006. № 9.

10. Щенникова Л.В. Вещное право: учебное пособие. М., 2006.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 20. Право общей собственности | Лекция 22. Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.