Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип опоры на предшествующее развитие

Креативный принцип предполагает становление способности и потребности самостоятельно находить решение в нестандартных ситуациях.

 

2. Авторами выделяются следующие цели курса «Окружающий мир»:

· Научить учиться всю жизнь.

Жизнь становится все динамичнее. Количество новых сведений, новых машин и приборов, с которыми знакомятся дети, так велико, что подготовить их раз и навсегда к их использованию не удается. Люди получают так много нового опыта, что им приходится учиться всю жизнь.

· Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире.

Рост влияния человека на природу привел к возникновению экологических проблем. Прежняя стратегия хозяйствования приводит к гибели человечества. Одного сочувствия природе недостаточно. Необходимо знать, как организовать устойчивое и рациональное хозяйство человека, согласованное с жизнью природы. Изучение устройства природы должно лежать в фундаменте образования. Кроме того, воспитанный человек должен обладать биосферной этикой. Под биосферной этикой понимается распространение эстетических норм не только на все человечество, но и на все природное, космическое окружение человека. Для человека необходимо осознавать источник своей силы и пределы разумного ее употребления.

· Способствовать интеграции человека в современное общество, в национальную и мировую культуру; формированию нацеленности человека на постоянное совершенствование общества и себя.

Курс «Окружающий мир» направлен на выработку у учащихся навыка понимания окружающего мира. Понимать окружающий мир - это значит:

- понимать, что и почему происходит в мире;

- предполагать, что может произойти;

- решать, как вести себя в мире.

Учащихся необходимо научить самостоятельно решать возникающие проблемы, используя определенные правила (законы природы), т.е. рассуждая. Учащихся необходимо научить пользоваться книгами, использовать предыдущий опыт для решения проблем. Приобретая навык решения проблем на основе знания науки, школьники учатся самостоятельно и осознанно решать возникающие вопросы и проблемы.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

Особенности содержания курса:

1) при отборе содержания главное внимание обращается на систему знаний, описывающих мир;

2) дети в данном содержании должны находить ответы на свои многочисленные вопросы;

3) содержание разрабатывается с экологических позиций;

4) используется естественно-исторический подход в изложении материала: систематическое описание конкретных явлений во всем их многообразии и их объяснение с позиций различных законов естествознания.

В 1 классе «Окружающий мир» представлен курсом «Я и мир вокруг», который включает темы: «Как мы понимаем друг друга», «Как мы узнаем, что перед нами», «Как ты узнаешь мир», «Твоя семья и твои друзья», «Что нас окружает», «Живые обитатели планеты», «Отчего и почему», «Времена года».

Ученик познает мир, сравнивая его с собой. Главная задача - показать взаимосвязь ребенка со всей окружающей действительностью, формировать умение находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом.

Курс 2 класса «Наша планета Земля» представлен темами: «Земля и Солнце», «Что изображают на глобусе и карте (глобус и карта; формы земной поверхности, природные зоны, человек и его хозяйство)», «Части света».

Глобальный подход требует рассмотрения планеты Земля, как общего дома. Основная задача 2 класса: познакомить учащихся с языком географических карт, научить читать кару. Изучая положение Земли в космосе, учащиеся знакомятся с первой важнейшей причиной, определяющей порядок и неоднородность условий на планете - вращением Земли вокруг Солнца. Учащиеся устанавливают связь изменений условий на поверхности нашей планеты с положением Земли в солнечной системе.

В 3 классе «Окружающий мир» представлен двумя разделами: «Живые обитатели планеты», «Мое Отечество».

Раздел «Живые обитатели планеты» включает темы: «Вещество и энергия», «Живая оболочка планеты», «Экологическая система - ячейка живой оболочки Земли», «Живые участники круговорота веществ». Главная идея курса - показать ведущую роль живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты. Учащиеся усваивают, что в основе порядка на поверхности планеты лежит круговорот веществ и ведущая роль в нем принадлежит живым организмам.

Раздел «Мое отечество» включает темы: «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Времена древней Руси», «Времена Московского государства», «Времена Российской империи», Времена Советской России и СССР», «Современная Россия».

Основная задача - дать ученикам начальной школы целостную картину мира с точки зрения обществознания; формирование навыков использования историко-обществоведческих знаний в жизненных ситуациях; формирование навыков исторического мышления - осознания изменяемости, развития общества как части окружающего мира, выделения причин и следствий общественно-исторических явлений; воспитание патриотических чувств.

В 4 классе изучаются 2 раздела: «Человек и природа», «Человек и человечество».

Раздел «Человек и природа» представлен темами: «Человек и его строение», «Происхождение человека», «Рукотворная природа». Раздел посвящен человеку и его роли в биосфере Земли.

Раздел «Человек и человечество» включает темы: «Человек и его внутренний мир», «Человек и общество», «Картина всемирной истории человечества», «Человек и многоликое человечество», «Человек и единое человечество».

Задача данного раздела - достроить элементарную картину мира с точки зрения общественных наук и психологии.

Содержание образования определяется по принципу «минимакса». Верхняя граница - это содержание, которое предлагается учащимся, нижняя граница - тот минимум, который ребенок обязан усвоить. Принцип «минимакса» позволяет отобрать наибольший объем понятий, который должны усвоить все ученики. Остальные знания усваивают те школьники, кого они заинтересовали.

 

3. Расширение содержания требует изменений в методике изучения. В курсе «Окружающий мир» необходимо познакомить учащихся с картиной мира и научить ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения, по мнению авторов должен быть направлен на выработку навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Организация урока в курсе «Окружающий мир» включает следующие этапы:

1) актуализация знаний и постановка проблемы;

2) совместное открытие или объяснение нового материала;

3) закрепление (практикум);

4) итог работы.

На первом этапе актуализации знаний учащиеся повторяют знания, необходимые для изучения новой темы. На данном этапе может быть актуализация опыта учащихся в действиях, воспоминаниях (1 кл.) или обнаружение нового опыта в процессе демонстрации, обсуждения ситуации. На этом этапе осуществляется постановка проблемы, предлагаются способы решения.

Второй этап посвящен совместному открытию знаний. Это может быть объяснение определенного правила, наводящего порядок в представлениях об окружающем мире или совместное открытие правил, законов и границ их применения.

Третий этап посвящен практикуму по самостоятельному применению полученных знаний. Учащиеся выбирают из множества заданий те, которые их интересуют, которые позволяют ответить на возникающие вопросы. На данном этапе широко используется выполнение заданий в тетради: фронтальное, групповое, индивидуальное. Выполняя задания, учащиеся учатся использовать получение знания для объяснения окружающего мира, усваивают способы их применения.

В каждой пройденной теме школьник узнает правило или закон, область его применения, а также получает навык использования этого правила или закона в своей жизни.

Домашние задания имеют целью: выравнивание, дифференциацию, самостоятельную организацию своей деятельности.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» широко используется прием «рюмки», который позволяет рассматривать любой закон природы, опираясь на знакомый школьнику опыт. Краткое изложение сути законов - это тонкая «ножка рюмки». Закон не доказывается, не выводится, а поясняется разнообразным наблюдательным опытом детей - это широкая «подставка рюмки». «Наполнение рюмки» - это множество знакомых ребенку природных явлений, которые становятся объяснимыми и понятными из знания закона. Знание закона природы, общественных взаимосвязей упорядочивает наблюдательный опыт ученика, который становится осознанным.

Для изучения явлений, которые не могут быть исследованы в процессе практических работ в силу своей глобальности или удаленности, используется мысленный эксперимент (сказочная аналогия). Трудные для понимания законы или явления может пояснить специально сочиненная сказка.

В процессе обучения широко используется учебник-тетрадь. Текст поясняет проблему, служит объяснительным и справочным материалом для решения задач. От учащихся не требуется воспроизведение текстов. Вопросы и задания учебника-тетради представлены в большом количестве и учащимся предоставляется возможность выбора. Задания направлены на усвоение учащимися способов применения полученных знаний. Большое внимание в обучении уделяется исследовательскому методу, который реализуется путем организации наблюдений, постановки опытов, самостоятельной работы с литературными источниками. Приветствуется и поддерживается возникновение элементарных дискуссий, позволяющих глубже овладеть материалом, научиться публично высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Контроль и оценка усвоения осуществляются:

1) через выполнение заданий в учебниках-тетрадях

Задания требуют применения знаний в конкретной ситуации. Школьник, выполнивший задание - усвоил необходимые знания (помнит смысл понятий, формулировки законов, умеет их применять).

2) через постоянное повторение важнейших правил, законов, понятий

Контроль и оценка основываются на принципе «максимум оценок - минимум отметок». Отметки предлагается ставить за выполнение заданий (по одной или нескольким темам).

 

1. Назовите основные методологические положения образовательной программы «Школа 2100». Докажите, что курс «Окружающий мир» разработан на их основе. 2. В чем вы видите отличительные особенности целей, задач курса «Окружающий мир» (авт. Вахрушев А.А.)? 3. Что такое «прием рюмки»? Раскройте на конкретном примере реализацию данного приема. 4. Какова структура урока в курсе «Окружающий мир» Вахрушева А.А. и чем отличается от структуры традиционного урока?

 

Раздел III. Методика экологического образования в начальной школе.

 

Лекция 1.Начальная школа в системе непрерывного экологического образования.

 

1. Экологическое образование: концептуальные положения.

2. Цели экологического образования младших школьников.

3. Содержание экологического образования в начальной школе.

 

1. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой (от целостного восприятия мира, ощущения себя частью природы к отчуждению, потребительскому отношению к природе). Деятельность человека превратилась в мощный экологический фактор, действие которого носит стихийный характер и приводит к нарушению природного равновесия. Человечество вступает в новую эпоху – «эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» (Н.Н. Моисеев).

Гармонизация взаимоотношений человека и природы находит свое отражение:

- в философии «русского космизма» (Бердяев Н.А., Соловьев В.С., Федоров Н.Ф. и др.);

- в идее коэволюции (Вернадский В.И., Моисеев Н.Н., Реймерс Н.Ф.);

- в идее «глубинной экологии» (Дж. Сид, А. Наэсс и др.);

- в идее А. Швейцера о благоговениии перед жизнью.

В настоящее время остро стоит задача изменения человеком своего отношения к природе, установления оптимальных отношений с окружающей средой, отношений которые способствуют как сохранению и улучшению природной среды, так и развитию человека и общества. Возникла необходимость принципиально нового подхода – осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого. Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса.

В России приняты законы «Об охране окружающей природной среды» (1992 г.), «Об образовании» (1992 г.), постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации (1994 г.). В настоящее время разработана концепция общего среднего экологического образования (под ред. И.Д. Зверева), проект стандарта (общеобразовательная область – «Экология»).

Экологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» (Зверев И.Д.).

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:

- экологических знаний и умений: естественно-научных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических;

- экологического мышления: осознание глобальности проблем, осознание себя участником мирового эволюционного процесса, осознание необходимости объединения усилий, умения мыслить диалектически, целостно рассматривать проблемы, умение прогнозировать;

- экологических чувств: сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности;

- экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, чувств, мышления в деятельности личности;

- экологического сознания, включающего осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношения к себе и окружающему миру как компонентам единой системы.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает способность жить в гармонии с окружающей средой и со своим внутренним миром. Важным аспектом воспитания экологической культуры являются: отношение к себе, к другим людям, к природе.

Зверев И.Д., Суравегина И.Т. выделяют задачи экологического образования:

· Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

· Воспитание потребностей (мотивов, побуждения) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

· Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Среди основных методических принципов построения системы экологического образования называются: принцип гуманизации; принцип научности; принцип прогностичности; принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии; принцип интеграции; принцип систематичности.

Научной основой методики экологического образования выступает наука экология. Экология понимается как комплексная, интегративная наука, изучающая взаимоотношения и взаимодействия живых систем с окружающей средой. В содержании экологического образования находит отражение материал из классической экологии, социальной экологии, экологии человека и др. Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемах. Экосистема – совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ.

Структурирование содержания экологического образования осуществляется на основе экосистемного подхода. Экосистемный подход предполагает рассмотрение экологических вопросов по уровням организации живых систем (организм, популяция, экосистема элементарная, биосфера как глобальная экосистема). В настоящее время системный подход является методологической основой исследования живых систем разного уровня организации и непрерывного экологического образования в целом.

Реализация системного подхода предполагает: изучение объекта в качестве системы, описание внутреннего строения системных объектов, выявление способа взаимодействия входящих в нее компонентов; определение механизмов, объясняющих функционирование системы; изучение и описание процессов развития системных объектов; изучение отдельных компонентов в соответствии с изменением всей системы.

В настоящее время разработаны 3 модели построения учебно-воспитательного процесса с экологическим содержанием: однопредметная, многопредметная и смешанная.

 

2. Одним из важнейших принципов экологического образования является непрерывность. Под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни. Особую роль и место в системе экологического образования отводят начальной школе.

Младший школьный возраст рассматривается в психолого-педагогической литературе как период интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. В начальной школе ребенок проявляет себя как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. Он обладает целостным восприятием окружающего мира, соединяет в своем мышлении наглядно-образное и абстрактно-логическое отражение действительности, сохраняет эмоционально яркое восприятие мира и высокий познавательный интерес к самому себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды.

Исходя из этих особенностей, цель экологического образования в начальной школе – «становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека». (Симонова Л.П.). По мнению Виноградовой Н.Ф., у младших школьников к концу начального обучения может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающим миром: эмоциональная, деловая, интеллектуальная, коммуникативная.

Рассматривая проблему формирования у младших школьников отношения к окружающему миру, необходимо обратить внимание на взаимосвязь знаний, переживаний и поведения. Виноградова Н.Ф. отмечает:

1) уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения, а тем, как он выполняет эти правила;

2) для младшего школьника более актуальны эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с природой, а не сведения полученные из книг, поэтому очень важно создать условия для эмоционального контакта ребенка с природой и практической деятельности;

3) формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью, а средством и результатом обучения;

4) первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучие ее объекта, но и найти способ устранения причины такого состояния.

 

3. Рассматривая содержание экологического образования в начальной школе, Симонова Л.П. выделяет следующие тенденции развития содержания:

- максимальный учет возрастных возможностей учащихся;

- создание обязательного минимального ядра содержания;

- опора на идеи комплексной экологии.

Современная экология наследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические принципы природопользования.

В содержании экологического образования младших школьников находит отражение материал из различных разделов комплексной экологии. Раздел глобальной экологии представлен изучением глобальных сдвигов в биосфере пол воздействием различных факторов. Из раздела биоэкологии следует выделить аутэкологию (изучение экологических взаимодействий на уровне организма) и синэколгию (изучение экологических взаимодействий на уровне сообществ). Из раздела социальной экологии рассматривается материал о связях между обществом и природной средой. Из раздела экология человека в содержании экологического образования младших школьников представлены знания о человеке, здоровье человека, о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, в содержании экологического образования находит отражение материал из разделов прикладной экологии: агроэкологии, экологии города, промышленной экологии.

Содержательную сущность комплексной экологии составляют экосистемы разного уровня. В основу их выделения положено научное понятие о живом организме и его связях с окружающей средой, рассматриваемых преимущественно на примерах связей живых существ с условиями существования, а также связей человека как части живой природы с окружающей его природной и социальной средой. Системная характеристика объектов изучения позволяет раскрывать особенности живого организма как открытой системы, постоянно взаимодействующей с окружающей природной средой и зависящий от ее состояния.

Содержание экологического образования в начальной школе представлено следующими содержательными линиями:

· Биосфера – глобальная экосистема.

У учащихся формируются знания о планете Земля, об основных группах живых организмов и их приспособленности к условиям существования, о влиянии деятельности человека на условия жизни организмов, умения по улучшению окружающей среды.

· Экосистемы элементарные.

Учащиеся получают знания о разнообразии организмов в сообществах, о связях между ними, об условиях жизни; о естественных и искусственных сообществах; о влиянии деятельности человека. У учащихся формируются умения соблюдать правила поведения, ухаживать за растениями и животными; умения по улучшению окружающей среды.

· Человек и человечество в экосистемах Земли.

Основу данной линии составляют знания о человеке как природном и социальном существе; об условиях жизни человека, о связях человека с природной и социокультурной средой; о положительном и отрицательном влиянии на окружающую среду. Учащиеся учатся заботиться о здоровье, улучшать окружающую среду, оценивать поведение людей в природе и обществе, прогнозировать последствия деятельности.

· Методы исследования экологических взаимодействий.

Учащиеся знакомятся с методикой проведения наблюдений, опытов, учатся оформлять результаты.

Экологическое содержание включает в себя следующие аспекты:

- научно-познавательный (характеристика свойств, многообразие предметов и явлений, связей между ними)

- ценностный (раскрытие значения объектов, явлений в природе и жизни человека);

- нормативный (усвоение экологически оправданных норм поведения);

- практически-деятельностный (формирование знаний о способах поведения и деятельности и соответствующих умений).

Анализ работ ученых Плешакова А.А., Погореловой Н.А., Симоновой Л.П., Тарасовой Т.И. позволяет выделить рекомендации по составу экологических знаний:

1) При отборе конкретных объектов необходимо обращать внимание как на широко-распространенные виды, так и на редкие, малочисленные.

Выбор объектов осуществляется на основе выделенных существенных признаков понятия.

2) Экологические связи, изучаемые в начальной школе представлены в классификации Плешакова А.А.

 

I. Биолого-экологические связи

1. Связи между неживой и живой природой:

- между светом и растениями, светом и животными;

- между воздухом и растениями, воздухом и животными;

- между температурой окружающей среды и растениями, температурой и животными;

- между водой и растениями, водой и животными;

- между почвой и растениями, почвой и животными.

2. Связи внутри живой природы:

- между растениями (прямые и косвенные);

- между растениями и животными;

- между животными;

- между грибами и растениями, грибами и животными;

- между микроорганизмами и другими организмами;

II. Социально-экологические связи:

1. Между неживой природой и человеком:

- между светом и человеком;

- между воздухом и человеком;

- между температурой окружающей среды и человеком;

- между водой и человеком;

- между полезными ископаемыми и человеком;

- между почвой и человеком.

2. Между живой природой и человеком:

- между растениями и человеком;

- между животными и человеком;

- между грибами и человеком;

- между микроорганизмами и человеком.

Рассмотрение взаимосвязей между природой и человеком необходимо осуществлять, по мнению Блиновой И.К., с учетом следующих направлений:

- определение благоприятных возможностей природы для жизни и хозяйственной деятельности людей;

- рассмотрение трудностей, с которыми сталкивается человек;

- творческая преобразовательная деятельность людей;

- ухудшение природы человеком;

- природоохранная деятельность.

3) В содержании экологического образования младших школьников находят отражение экологические проблемы:

- охрана объектов неживой природы как среды жизни растений, животных и человека от загрязнения, разрушения, истощения;

- защита и сохранение видового разнообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека;

- забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Рассматривая состав умений, ученые отмечают необходимость формирования у младших следующих умений:

- познавательных (распознавать, устанавливать связи, объяснять и др.);

- оценочных (оценивать состояние объекта и способы деятельности человека);

- практических (умения рационального природопользования, умения по защите, уходу и улучшению окружающей среды);

- пропагандистских (умения подбирать и излагать материал по теме);

- творческих (умение выразить свое отношение к природе творческими средствами).

Особое внимание обращается на овладение младшими школьниками методами исследования экологических взаимодействий, такими, как наблюдение и эксперимент.

Содержание экологического образования включает, кроме знаний и умений, эмоционально-ценностные отношения.

Как отмечает Р.Карсон «Я искренне верю, что для ребенка не так важно знать, как чувствовать. Если факты – это семена, которые дадут всходы знания и мудрости, то впечатления и эмоции – это плодородная почва, в которую должны упасть эти семена».

В начальной школе формируются эмоционально-ценностные отношения к себе, к другим людям, к природе, к вещам. Задачей начальной школы является развитие у детей эстетических чувств, чувства единства с природой, экологической ответственности, сопереживания, чувства тревожности за состояние природы и чувство экологического оптимизма.

 

1. Раскройте сущность понятия «экологическое образование». 2. Каковы цели и задачи экологического образования младших школьников? 3. Докажите, что в содержании экологического образования младших школьников находит отражение материал из разных разделов комплексной экологии. 4. Дайте характеристику экологических знаний, умений, эмоционально-ценностных отношений, формируемых у младших школьников.

 

Лекция 2.Методы экологического образования младших школьников.

 

1. Методы и приемы формирования экологических знаний и умений.

2. Методы и приемы формирования эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру.

 

1. Большую роль в процессе экологического образования играют личные наблюдения детей. Наблюдая, учащиеся расширяют свои представления об окружающем мире, осознают взаимосвязи между объектами, овладевают умениями: наблюдать, оценивать, устанавливать связи и др.

В основе наблюдения – процесс восприятия. Для развития восприятия учащихся целесообразно использовать упражнения, например, «Исследование природы с помощью органов чувств», «Найди свое дерево», «Ящик ощущений» и др.

Содержание наблюдений определяется в соответствии с требованиями к экологической подготовке в начальной школе. Прежде всего наблюдения направлены:

- на изучение многообразия живых организмов;

- на выявление основных признаков живых организмов: движение, дыхание, питание, размножение, развитие;

- на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания.

Так, например, наблюдения за червями позволяют учащимся узнать: размеры дождевого червя, особенности внешнего вида, передвижения червей, места обитания, особенности условий жизни, питание, роль червей в образовании почвы.

Проведение наблюдений может быть организовано как под руководством учителя так и через самостоятельную работу с использованием алгоритмических предписаний. Например, при изучении темы «Растение весной», учащимся могут быть предложены задания:

1.Найдите травянистое раннецветущее растение. С помощью иллюстраций определите, как называется растение.

2. Определите и внимательно рассмотрите части растения.

3.Рассмотрите, где растет растение: под деревом (в тени) или на открытом месте (на солнце).

4.Сделайте вывод о причине раннего цветения некоторых травянистых растений.

Проведение практических работ направлено на формирование у учащихся начальной школы умений: познавательных (наблюдать, распознавать, устанавливать связи и др.), оценочных (оценка состояния окружающей среды и деятельности людей), практических (по охране и улучшению окружающей среды). Так, учащиеся начальной школы могут в процессе практической работы оценить степень загрязнения водоема, воздуха; выявить влагопроницаемость почв на разных участках и установить зависимость многообразия обитателей почвы от влагопроницаемости и т.д. Особое внимание обращается на формирование умений, связанных с охраной и преобразованием окружающей среды: выращивание растений, изготовление кормушек и подкормка птиц, уход домашними животными, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, умения правильного поведения в природе.

Последовательность формирования умений определяется структурой деятельности: выясняется; для чего нужна деятельность, цель работы; выбираются способы достижения цели; реализуется выбранная технология.

Широко используется в учебном процессе метод моделирования. Среди схем-моделей выделяют: графические схемы, монтировочные схемы, монтировочные таблицы. Графическая схема создается мелом на доске или в тетради. Например, дубы → лесные мыши → совы.

Монтировочные схемы представляют собой набор отдельных деталей-изображений и моделей-стрелок, из которых затем собирается общая схема.

Монтировочные таблицы – это таблицы с изображением общего фона (например, изображение степи) и набор отдельных деталей-изображений (например, изображение типичных представителей растений, животных степи), которые в процессе работы устанавливаются на таблице.

В схемах-моделях могут быть показаны:

- структура системных объектов (например, водоем как природное сообщество);

- функционирование системных объектов (например, природное равновесие в поле и его нарушение человеком);

- процесс развития системных объектов;

а также: природные связи (трофические, топические и др.); процессы, происходящие в природе (например, сезонные изменения); способы деятельности человека.

Приемы работы со схемами-моделями:

- составление учащимися рассказа на готовой схеме;

- иллюстрации опорной схемы отрывками из текста;

- объяснение схемы учащимися после прочтения текста;

- составление схемы по опорным словам;

- нахождение ошибки в схеме;

- дополнение схемы;

- совместное составление схемы;

- самостоятельное составление схемы и её объяснение;

- составление схемы по аналогии и др.

Важное место в процессе экологического образования младших школьников отводится игре. Введение в учебный процесс игр экологического содержания способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Играя, ребенок приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром; усваивает правила поведения.

В процессе экологического образования младших школьников широко используются:

- игры – задачи (например, «Найти дерево по листьям»)

- игры – предположения («Что произойдет, если...?»)

- игры – соревнования (конкурсы сочинителей экологических сказок, проектов по охране окружающей среды);

- сюжетно-ролевые игры («Экспедиция экологов», Экологическая почта» и др).

Особо следует отметить игры на местности, направленные на формирование у младших школьников умений: наблюдать, оценивать ситуацию, выбирать экоадекватный способ поведения, осуществлять практическую деятельность по охране и улучшению окружающей среды («Экознаки на тропе», «Экознак зовет на помощь» и др.).

Широкое использование в процессе экологического образования получили учебные задания экологического содержания. По содержанию задания могут быть объединены на разной основе:

- по темам курса «Окружающий мир»;

- по важнейшим экологическим проблемам;

- по содержательным линиям;

- по основным компонентам содержания;

- по разделам комплексной экологии.

По способу мыслительной деятельности, которая необходима для выполнения задания, выделяют следующие виды:

- задания на установление причинно-следственных связей: (например, «Почему плоды лесных кустарников и трав имеют яркий цвет?»);

- задания на сравнение (например, «Сравните значение растений леса нашего края и зеленых насаждений в городе для человека»);

- задания на классификацию (например, «Назовите объекты, охраняемые по эстетическим мотивам»);

- задания на обобщение (например, «Оцените в целом благоприятные возможности использования водоемов для хозяйственной деятельности человека»).

Степень сложности заданий определяется: структурой связей, ходом рассуждений, характером деятельности учащихся. Так, более простыми являются короткие связи: 1причина – 1 следствие (например, «Что произойдет с растениями, если будут поздние весенние заморозки?»). Задания усложняются за счет увеличения причин и следствий (например, «Как может снег влиять на работу транспорта?», «Почему осенью листопад?»). Более легкими для учащихся являются задания, когда решение идет от следствия к причине (например, «Почему дятел может жить только в лесу?»). Задания, решение которых идет от причины к следствию являются более сложными (например, «Что произойдет, если люди уничтожат насекомых?»).

Сложность заданий определяется и характером деятельности учащихся: от заданий репродуктивного характера к заданиям поискового, творческого характера. При этом учитывается степень самостоятельности учащихся. В процессе выполнения учебных заданий по экологии учащиеся работают с разным материалом: с учебной и дополнительной литературой, с картами, наглядными пособиями, с дидактическим материалом, с данными собственных наблюдений.

Учебные пособия могут быть использованы на разных этапах урока, на экскурсии, во время выполнения домашней работы. Выполнение учебных заданий по экологии может быть организовано по-разному: в процессе индивидуальной, групповой или фронтальной работы.

Задания должны быть интересны и включать учащихся в разные виды деятельности: ученик объясняет выражение, находит ошибки, оценивает, проектирует и т.д.

 

2. Становлению эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру будет способствовать формирование у детей эстетических чувств, чувства единства с природой, эмпатических чувств, чувства ответственности за свои действия в окружающей среде.

Формирование эстетических чувств – это развитие способности видеть, ценить, понимать и творить прекрасное. Среди внешних признаков совершенства, красоты природы называют: динамику, симметрию, разнообразие.

В решении задачи развития эстетического восприятия можно выделить несколько направлений:

· Восприятие красоты природы в процессе наблюдений:

- Использование заданий на восприятие эстетических признаков объектов (формы, цвета, контура, величины, звуков, ароматов, многообразия оттенков, симметрии, причудливости, изящества); упражнений (например, «Диапроектор», «Оттенки зеленого» и др.),

- Выполнение заданий по описанию объектов: подбор наиболее точных слов, использование образных выражений из литературных произведений в процессе наблюдения, сравнение и выбор определений;

- Выполнение практической работы (например, сбор опавших листьев и составление из них букета на тему).

· Познание эстетических сторон действительности через произведения искусства:

- Рассматривание картины и беседа;

- Сравнение изображенного на картине с наблюдаемым в природе (например, после прогулки в зимний лес рассматривание картины К. Юона «Русская зима»);

- Составление детьми рассказа по картине;

- Сравнение картин, разных по настроению и составление по ним рассказов;

- Использование художественных произведений во время наблюдения (например, наблюдение растений осенью – стихотворение И. Бунина «Листопад»);

- Восприятие картины в сочетании с чтением литературных произведений, прослушивание музыкальных произведений (например, И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» - А. Фет «Чародейкою зимою околдован» - П. Чайковский «Времена года»);

· Развитие эстетических чувств в процессе творческой деятельности младших школьников:

- Составление рассказов; написание сочинений, стихов-прикосновений;

- Рисование; раскрашивание; рисование по литературным произведениям (например, по стихотворению А. Плещеева «Скучная картина»);

- Созидание красоты в практической деятельности (экологические проекты «Птичья столовая», «Окно радости» и др.).

 

Развитие у младших школьников чувства единства с природой происходит в процессе непосредственного общения с природой. Для осознания родства с природой используется сравнение человека с объектами природы и выявление морфологического физиологического, поведенческого сходства. Развитию чувства единства с природой способствует включение в учебный материал бионических сведений (бионика – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов). Так, учащееся узнают, что наблюдения за полетом стрекозы привели к созданию вертолета, а по подобию репейника была придумана застежка. Природа предстает перед детьми как источник и образец для творческой деятельности.

Развитие эмпатических чувств – это развитие способности личности чувствовать переживания другого, сопереживать. Для развития эмпатических чувств используются примеры: визуализации, драматизации, отождествления, написания писем любимым животным, обсуждения просмотренных кинофильмов. Особое место в развитии эмпатических чувств занимает беседа, т.к. именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка. Это может быть обсуждение реальной ситуации или ситуации, описанной в литературных произведениях (например, Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и птенчик»). С помощью вопросов типа «Как ты думаешь, что чувствует животные?» стимулируется сопереживание личностью состояния природного объекта. Для осознания ребенком того, как его поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения природных объектов используются вопросы, типа «Что они могли бы о тебе подумать?». Способность сопереживать развивается при проведении дидактических, сюжетно-ролевых игр (например, «Сокращение мест обитания», «Экологический светофор» и др).

Развитие экологической ответственности учащихся происходит в процессе наблюдения за деятельностью людей и последствиям этой деятельности, при анализе и оценке своих поступков, в процессе прогнозирования, выявления причин происходящего.

 

1. Какие методы являются ведущими в процессе экологического образования младших школьников? Ответ обоснуйте. 2. Приведите примеры схем-моделей разных видов. 3. Разработайте учебные задания по экологии для выбранной темы урока. Обоснуйте выбор задания. 4. Назовите методы и приемы формирования эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру у младших школьников. 5. На конкретном примере раскройте методику развития эмпатических чувств у учащихся начальной школы.

 

 

Лекция 3. Экологическое образование младших школьников как целостный процесс.

 

1. Целостность процесса экологического образования младших школьников.

2. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

 

1. В настоящее время существует противоречие между требованиями к качеству экологического образования и имеющимся уровнем готовности младших школьников к правильному взаимодействию с окружающим миром. Поэтому необходимо рассмотреть экологическое образование как целостный процесс с учетом развития в единстве интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности.

МОДЕЛЬ

«Целостный процесс экологического образования младших школьников».

Познавательная деятельность.

(наблюдение, работа с литературой, моделирование, упражнения по отождествлению и др.)

1-й этап познавательной деятельности.

 
 


Формирование знаний: Формирование умений: Активизация эмоций:
-о конкретных объектах - об экологических связях -об экологических проблемах -о деятельности человека по охране и использованию природы -наблюдать -сравнивать -устанавливать причинно-следственные связи -оценивать ситуацию -эстетических -сопереживания

Желание деятельности

 
 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комбинированный урок. На данном уроке обязательно вводится микро - этап подробного обобщения наблюдения за окружающим миром | Оценка своей готовности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.