Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотнесение желания с реальными возможностями

 
 


Уточнение способа деятельности

 
 


Практическая деятельность.

(практические работы, пропаганда экологических знаний, творческие работы и т.п.)

           
     
 


Формирование знаний: Формирование умений: Активизация эмоций:
- о последовательности выполнения работы - о результатах деятельности - интеллектуальных - оценочных - практических - пропагандистских - творческих -удовлетворение - радость от результатов работы /огорчение, печаль/  

Желание дальнейшей практической или познавательной деятельности.

 

Цели, задачи экологического образования младших школьников реализуются в процессе систематической, целостной работы над конкретными экологическими проблемами. Экологическое образование младших школьников можно представить как непрерывный цикличный процесс, где каждый цикл – это целостное рассмотрение конкретной экологической проблемы с учетом единства интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности.

В модели можно проследить взаимосвязь всех аспектов содержания: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически-деятельностного.

В данной модели находят отражение основные методологические принципы построения системы экологического образования:

- принцип гуманизации (установка на воспитание человека, бережно относящегося к природе, включение в содержание нравственных и правовых норм),

- принцип научности,

- принцип прогностичности (оценка своей готовности, соотнесение желания с возможностями, прогнозирование),

- принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов,

- принцип интеграции (междисциплинарный подход в воспитании бережного отношения к природе),

- принцип непрерывности и систематичности.

Реализация целостного процесса экологического образования представляет собой смешанную модель, когда экологическое содержание вводится в традиционные учебные предметы с учетом их особенностей, а также целостно рассматривается в природоведческих интегрированных курсах.

 

2. Исследование экологических проблем в науке и практике строится на междисциплинарной основе. Принцип интеграции является одним из основополагающих принципов построения системы экологического образования. Изучение экологических проблем в начальной школе на основе интеграции направлено на становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающему миру.

Формирование у младших школьников готовности к правильному взаимодействию с окружающим миром наиболее эффективно происходит при организации занятий по типу модуля. Экологический модуль - это система занятий, которая сочетает определенные формы организации деятельности учащихся: уроки, экскурсии, практикум, игры и позволяет включать учащихся в учебно-практическую деятельность (И.Т. Суравегина, В.М.Сенкевич и др.)

Тема модуля определяется типом экосистемы, экологическими проблемами или ситуацией с учетом возрастных особенностей учащихся. Так, для учащихся 1-2 класса могут быть предложены темы: «Помоги зимующим птицам», «Растения под нашей защитой», для учащихся 3-4 класса - темы: «Природа края и мы», «Лес и человек» и др.

Отбор содержания экологического модуля осуществляется на основе существенных признаков рассматриваемого понятия. Комплекс занятий строится таким образом, чтобы разные аспекты знаний о проблемах окружающей среды получали логически последовательное развитие: разнообразие природы и ее значение; деятельность человека по использованию природных богатств и ее последствия; истоки экологических проблем, пути и способы их разрешения; роль личности в решении проблем окружающей среды; личное участие школьников в экологической деятельности.

Модуль строится как система занятий, включающая различные формы организации деятельности учащихся, которые выбираются в соответствии с особенностями содержания каждого этапа изучения темы.

На экскурсиях в процессе наблюдений происходит формирование, уточнение представлений учащихся об окружающем мире, осознание актуальности экологических проблем; у учащихся формируются умения: наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать состояние объекта и способы деятельности человека. Кроме того, на экскурсии учащиеся вовлекаются в практическую деятельность по охране и улучшению окружающей среды.

На уроках окружающего мира у учащихся формируются экологические знания, расширяются знания об экологических проблемах и путях их решения; учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы на основе фактов.

Уроки гуманитарно-эстетического цикла способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, эстетических и эмпатических чувств, формированию умения отражать свое отношение к природе творческими средствами.

Использование на уроках математики текстовых задач с экологическим содержанием способствует формированию умения давать количественную оценку состояния природных объектов, последствий деятельности человека в природной среде.

На уроках трудового обучения у младших школьников расширяются знания о роли природы в жизни человека, о деятельности человека по использованию природных богатств, формируются практические умения.

Построение экологического модуля предполагает сочетание различных форм учебной, внеурочной и внеклассной работы.

В процессе проведения экологического модуля дети выполняют учебно-практические, творческие задания, которые направлены на подготовку к проведению учебных и внеклассных занятий. Это задания по сбору и анализу фактов экологического характера; задания на заполнение схем, таблиц; подготовку сообщения, рисование и др. С целью осознания учащимися собственной роли в решении проблем окружающей среды используются задания пропагандистского характера: оформление стенгазеты с соответствующими призывами, идеями и способами решения экологических проблем; создание запрещающих и предупреждающих знаков, памяток и их распространение; подготовка книжки-малышки с экологическим содержанием; рассказ в младших классах о необходимости охраны природы.

Внеклассная работа по теме экологического модуля может быть представлена различными формами: ролевыми играми, играми-викторинами, этическими беседами, экологическими проектами и др. Ролевые игры («Экспедиция экологов» и др.) способствуют восприятию экологических проблем как личностно значимых, так как включают каждого учащегося в ситуацию ответственной зависимости в соответствии с выбранной ролью. Экологические проекты («Птичья столовая», «Новогодняя елка» и др.) имеют целью - вовлечение каждого ученика в практическую деятельность по охране и улучшению состояния окружающей среды. Посещение выставок, музеев, библиотек, экологические праздники и спектакли, прогулки и походы с участием родителей создают дополнительные возможности для формирования у младших школьников готовности к правильному взаимодействию с окружающим миром.

Экологический модуль включает в себя различные формы организации деятельности учащихся и направлен на развитие эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности ребенка в их единстве.

Изучение реальных экологических проблем учащимися в процессе проведения модуля способствует установлению связи изучаемого материала с жизнью, развитию эмоциональной отзывчивости, активизации мыслительной деятельности, побуждает к личному участию в решении проблем.

Экологический день рассматривается как одна из форм организации целостного процесса экологического образования. Экологический день – это учебный день, целью которого является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Тема экологического дня определяется на основе выбранной экологической проблемы в соответствии с содержанием курса «Окружающий мир» и с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся.

Существуют различные варианты проведения экологического дня:

1) все уроки, проводимые в течение дня, направлены на целостное рассмотрение выбранной экологической проблемы;

2) экологический день проводится в нетрадиционной форме (например, игра-путешествие) с использованием возможностей различных учебных предметов.

Рассмотрим многопредметный вариант проведения на примере темы «Растения весной» (2 кл.). Проведение экскурсии обязательно в процессе экологического дня. На экскурсии организуются наблюдения за неживой природой и растениями весной. Учащимся предлагаются задания на описание объектов, установление связи, оценку состояния объектов и др. Для развития эстетического восприятия на экскурсии используются отрывки из литературных произведений с описанием объектов.

На уроке математики при проведении устного счета, решении текстовых задач с соответствующим экологическим содержанием уточняются знания о раннецветущих растениях, о способах деятельности человека по отношению к ним и о возможных последствиях.

На уроке внеклассного чтения обращается внимание на развитие чувства сопереживания, личной ответственности.

Чтение литературных произведений может сопровождаться использованием музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства.

На уроке русского языка учащимся может быть предложено сочинение на тему «Однажды весной…»

Выполнение данной работы способствует формированию умений: оценочных, прогностических, творческих.

Таким образом экологическая проблема рассматривается целостно и решается задача формирования научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающему миру.

 

1. Раскройте целостность процесса экологического образования младших школьников на конкретном примере. 2. Назовите основные требования к разработке проведению экологического модуля. 3. Какова методика проведения экологического дня в начальной школе? Составьте план проведения экологического дня по выбранной теме.

 

Литература.

 

1. Аквилева П.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.:Владос,2001.

2. Блинова И.Н. Формирование понятия о взаимосвязях между человеком и природой у учащихся 3 класса. Л.,1977.

3. Бурова Л.И. Развитие личности младшего школьника в процессе формирования естественнонаучной картины мира. М., 1999.

4. Бурова Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. М., 1997.

5. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. М., 1996.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 – 4 классы. Методика обучения. М., 2002.

7. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем. М., 1998.

8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальной школе. М., 2003.

9. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М., 2001.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения М.,. 1990.

11. Плешаков А.А. Зеленый дом. Пособие для учителя М., 1998.

12. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа. / Сост. Е.О. Яременко М., 2000.

13. Программно-методические материалы. Экология 5-11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов. М., 1999.

14. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» /Рук. Проекта Н.Ф. Виноградова. М., 2003.

15. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова / Сост. Л.А. Вохмянина, Р.Г. Чуракова. М., 2001.

16. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова /Сост. Л.А. Вохмянина. М., 2001.

17. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М., 2000.

18. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М., 1995.

19. Тарасов Л.В. Новая модель школы «Экология и диалектика». М., 1994.

20. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль, 1997.

 

Содержание.

Предисловие……………………………………………………………...

Раздел I. Теоретические основы методики изучения младшими школьниками окружающего мира

Лекция 1.Методика преподавания естествознания – педагогическая наука……...

Лекция 2. Развитие методики преподавания естествознания…………………….

Лекция 3. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний об окружающем мире………………………………………………………………

Лекция 4. Формы обучения природоведческим курсам начальной школы…….....

Лекция 5. Средства изучения окружающего мира учащимися начальной школы………………………………………………………………………………………...

Лекция 6. Методы изучения природы в начальной школе…………………………

Раздел II. Методика изучения окружающего мира в вариативных системах начальной школы

Лекция 1. Методика изучения природоведческих курсов в системе Л.В. Занкова……………………………………………………………………………………….

Лекция 2.Методика изучения окружающего мира в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова……………………………………………………………………………….

Лекция 3. Методика изучения курса «Окружающий мир» в модели «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова…………………………………………………………………

Лекция 4. Методика изучения курса «Окружающий мир» в проекте «Начальная школа ХХI века (автор Н.Ф. Виноградова)………………………………………………..

Лекция 5.Методика изучения курса «Окружающий мир» в образовательной программе «Школа 2100» (авт. Вахрушев А.А. и др.)……………………………………

Раздел III. Методика экологического образования в начальной школе

Лекция 1.Начальная школа в системе непрерывного экологического образования………………………………………………………………………………….

Лекция 2.Методы экологического образования младших школьников………......

Лекция 3. Экологическое образование младших школьников как целостный процесс………………………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………….

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка своей готовности | Характеристика мирового рынка информационных услуг, этапы развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.