Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса

ТОРГОВЛИ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

 

Учебное пособие

 

для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)»

 

 

Самара 2012

 

Экономика и управление малыми предприятиями торговли: Учебное пособие /Автор-составитель Г.В.Погодина – Самара: МИР, 2012, 94с.

 

 

Учебное пособие по курсу ««Экономика и управление малыми предприятиями торговли» содержит программу курса, краткий курс лекций, список рекомендуемой литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)»

 

Рецензенты:

 

Печатается по решению методического совета

Международного института рынка

 

 

Составление: Погодина Г.В., 2012

Международный институт рынка, 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Программа курса    
1. Малый бизнес в рыночной экономике    
1.1. Место и роль малого бизнеса в рыночной модели общественного воспроизводства    
1.2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой    
1.3. Становление малого бизнеса в России    
2. Субъекты малого предпринимательства в современной России    
2.1. Правовой статус малых предприятий    
2.2. Выбор правовых форм собственности для малого предприятия    
3. Государственная поддержка малого предпринимательства России    
3.1. Значение малого предпринимательства для экономики России    
3.2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства    
3.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства    
4. Государственное регулирование деятельности малого предприятия    
4.1. Законодательные и ведомственные акты, касающиеся малых предприятий    
4.2. Основные направления государственного регулирования деятельности малого предприятия…    
4.3. Ответственность субъектов малого предпринимательства    
5. Стадии развития малого предприятия…    
6. Маркетинговая стратегия малого предприятия  
7. Ценообразование на предприятии  
8. Управление торгово-технологическими процессами на малом предприятии  
9. Управление хозяйственными рисками  
10. Прекращение бизнеса субъектом предпринимательской деятельности  
11. Управление персоналом малого предприятия  
12. Культура предпринимательства  
Библиографический список  

Раздел 1. Общая характеристика малого предпринимательства.

1. Критерии определения субъектов малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой. Место и роль малого бизнеса в рыночной модели общественного воспроизводства. Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса в зарубежных странах.

2. История развития малого предпринимательства в России. Динамика развития малого предпринимательства. Основные этапы становления малого предпринимательства. Проблемы функционирования малых предприятий на современном этапе.

3. Субъекты малого предпринимательства по законодательству РФ.

Раздел 2. Государственная поддержка малого предпринимательства России.

1. Значение малого предпринимательства для экономики России. Особенности функционирования малых предприятий, их преимущества по сравнению с крупными и средними предприятиями.

2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в РФ. Региональные программы поддержки малых предприятий. Международные соглашения по поддержке малого бизнеса. Негосударственные и общественные структуры по поддержке малого предпринимательства. Бизнес-парки, как элемент инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Раздел 3. Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле

Законодательные и ведомственные акты, касающиеся малых предприятий. Формирование правовой среды функционирования малых предприятий. Основные направления регулирования деятельности малых предприятий. Защита прав потребителей. Лицензирование. Техническое регулирование. Контроль и надзор за деятельностью малых предприятий.

Ответственность субъектов малого предпринимательства. Сущность юридической ответственности. Формы и виды юридической ответственности. Гражданская ответственность. Способы исполнения обязательств. Административная ответственность. Основные виды административных правонарушений. Формы административной ответственности.

Раздел 4. Управление малым предприятием

1. Стадии развития малого предпринимательства

Концепция жизненного цикла организации. Начинающая фирма, уцелевшая, стабильная, расширяющаяся: основные характеристики, особенности управления и планирования бюджета. Покупка существующего бизнеса.

2. Планирование на малом предприятии

Пути сокращения потребности в первоначальном капитале. Источники финансовых средств у малых предприятий. Лизинг. Планирование потребности в оборотных средствах. Элементы бизнес - плана для малого предприятия.

3. Маркетинговая стратегия малого предприятия.

Методология разработки маркетинговой стратегии. Виды маркетинговой стратегии и этапы её выбора. Стратегическое управление маркетингом. Контроль и оценка эффективности маркетинговой стратегии.

4. Ценообразование и прибыль.

Понятие цены. Виды цен. Факторы формирования цены. Методика ценообразования. Государственная дисциплина цен.

5. Управление персоналом малого предприятия.

Персонал предприятия как объект управления, его понятие и классификация. Принципы и методы управления персоналом. Кадровая политика и кадровый потенциал предприятия. Планирование работы с персоналом.

6. Организация управления технологическими процессами.

Управление торгово-технологическим процессом на малом предприятии. Управление товарными запасами. Управление ассортиментом. Управление товарными и покупательскими потоками. Управление процессом обслуживания.

7. Риски малого предприятия.

Основные виды рисков малого предприятия. Оценка уровня хозяйственных рисков. Профилактика и страхование хозяйственных рисков.

8. Банкротство и продажа действующего бизнеса.

Прекращение бизнеса субъектом предпринимательской деятельности. Банкротство. Продажа действующего бизнеса. Предприятие как имущественный комплекс.

Раздел 5. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Системы налогообложения РФНалогообложение субъектов малого предпринимательства.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход. Порядок начисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль для малых предприятий. Льготы по налогообложению малых предприятий.

Раздел 6. Учет и анализ на малом предприятии

Особенности ведение учета и отчетности малого предприятия. Основные положения типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Принципы построения рабочего плана счетов. Анализ финансовой отчетности. Взаимосвязи внутри баланса. Коэффициенты ликвидности. Упрощенная система финансовой отчетности.

Применение компьютерных систем в малом бизнесе. Характеристики основных компьютерных систем, их особенности, возможность применения на малых предприятиях.


1. Малый бизнес в рыночной экономике

1. 1. Место и роль малого бизнеса в рыночной модели общественного воспроизводства

Малый бизнес – это любая экономическая деятельность в малых предприятиях, с целью получения прибыли. Малое производство представляет собой специфический размерный уклад, характеризующий организационно-техническую сторону производства.[ ]

Малый бизнес сегодня охватывает многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический и политический уровень развития цивилизованных стран. Собственники малых предприятий определяют социальное положение и уровень жизни большинства населения и выступают одновременно в роли производителей и потребителей различного вида товаров и услуг.

Малых бизнес прошел долгий путь развития, в ходе которого менялась его роль и место в общественном воспроизводстве. Он обнаруживает себя уже в мелкотоварном производстве, пришедшем на смену натуральному хозяйству.

Мелкотоварное производство – это небольшие по размеру и числу занятых хозяйства, сочетающие частную собственность на средства производства и личный труд собственника и членов его семьи. В процессе развития мелкотоварного производства произошло выделение малых предприятий, использовавших наемный труд. Эти субъекты хозяйствования, с одной стороны, стали организационно-экономической предпосылкой возникновения малого бизнеса, как вида деятельности с целью получения прибыли, с другой, исходным моментом становления рыночной экономики, экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Будучи первоначально небольшими, по размеру и числу они представляли малый бизнес и играли ведущую роль в системе общественного воспроизводства.

Накопление капитала, развитие ОРТ, НТР, становление крупного машинного производства и др. факторы объективно способствовали возникновению среднего и крупного производства и соответственно крупного и среднего бизнеса.

Малые предприятия, представляющие малый бизнес в этих условиях не исчезают с арены общественного воспроизводства, но играют уже второстепенную роль, превращаются в одну из составляющих структуры общественного производства, в элемент воспроизводственной системы, взаимодействующий с крупным и средним бизнесом.

Малый бизнес формирует широкую и разветвленную сеть небольших предприятий, действующих в основном на местных рынках и напрямую связанных с потребителями их товаров и услуг. Занимая свою «нишу», способствует осуществлению обмена. Ведущая роль в системе воспроизводства в этот период переходит и надолго закрепляется за крупными предприятиями (крупным бизнесом). Этому способствуют размеры их капитала, а также свойственные крупным компаниям, широкие возможности самосохранения, в основе которых лежит использование различных интеграционных форм развития, таких как поглощение или контроль мелких и средних предприятий, возможности объединения в международные структуры. Ведущая роль крупных предприятий определялась также и тем, что именно они создают экономический и технический потенциал государства, формируют базу для индустриализации страны. Закреплению ведущей роли за крупными предприятиями способствовала сложившаяся и господствующая длительное время научная концепция согласно которой, единственным прогрессивным направлением для стран, идущих по пути индустриализации, может быть замена децентрализованной структуры на централизованную, при которой население концентрируется в крупных городах, а производство – на крупных предприятиях. Это обстоятельство делало роль крупного бизнеса еще более значимой.

Однако малый бизнес никогда не исчезал из структуры общественного воспроизводства. Он всегда был элементом, обеспечивающим само воспроизводство рыночной экономики. Малые предприятия, возникая в сферах деятельности с низким уровнем обобществления производства, предопределяли возможность появления крупного и среднего бизнеса и сосуществовали с ним.

До 1970-х гг. во всем мире малый бизнес был на вторых ролях, заполнял экономические ниши, непривлекательные для крупных производителей. Однако в последние два-три десятка лет положение существенно изменилось под влиянием целого ряда обстоятельств: усиления технологической конкуренции, ускорения научно-технического прогресса, роста платежеспособного спроса, повышения эффективности мелкосерийного и индивидуального производства (вследствие внедрения технологических и технических новшеств), расширения рынка венчурного капитала, изменения стиля жизни и ценностных установок. В мире начинал формироваться устойчивый интерес правительств большинства стран к малому бизнесу. В рамках промышленных стратегий разных по уровню социально-экономического развития стран, признается необходимость его поддержки. Корни этого интереса следует искать в экономических процессах, протекающих в странах.

Экономические кризисы 1973-75 и 1980-82 гг. охватили практически все ведущие страны мира. Ситуация осложнилась тем, что мировые экономические кризисы переплелись с энергетическим и сырьевым кризисами, которые протекали на фоне мирового валютного кризиса, неустойчивости кредитно-денежной системы, усиления инфляции и обострения проблемы занятости.

Подобное экономическое потрясение означало, что сложившаяся модель государственного регулирования экономики себя исчерпала. Назрела необходимость ее реформирования. Реформирование экономики стран шло по пути разгосударствления и приватизации. К концу 1989 г. приватизация охватила одну треть предприятий госсектора индустриально развитых стран с рыночной моделью экономики. Активно осуществлялась массовая распродажа муниципальных домов и квартир. Данные процессы не только активно стимулировали развитие и расширение сферы малого бизнеса, но и формировали к нему интерес со стороны государства.

НТР, давшая принципиально новую технику и технологию и показала, что новые технологии с большим успехом применяются в децентрализованных структурах, изменила научный взгляд на роль крупных предприятий в общественном воспроизводстве.

Распространение новой техники и технологии в производстве приводит к тому, что эра крупных заводов и крупных индустриальных городов, которые были необходимым следствием физической концентрации машин и рабочих на ограниченном пространстве в целях экономии и лучшего управления, движется к закату. Размещение промышленности становится разбросанным, рассеянным в пространстве, размеры производственных единиц сокращаются. Рост производства становится возможным и без вертикальной интеграции, если процесс производства включает в себя стадии, которые могут быть разделены с технологической точки зрения. Подобное разделение становится целесообразным в условиях диверсифицированного спроса, меняющегося со временем. Техническая возможность разделения стадий производства в связи с происходящими изменениями в энергетике, внедрением новых информационных систем, улучшением сети коммуникаций и транспорта, появлением новой оргтехники будет увеличиваться. Сложные процессы, обычно интегрированные на крупных предприятиях, могут быть технически разделены между многими самостоятельными малыми и средними предприятиями.

Хозяйственная практика показывает, что положение малого бизнеса меняется. Он становится признаваемым и полезным партнером и связке «крупное – мелкое». Крупные предприятия привлекают малые фирмы к субподрядным работам, доводке изделий, апробированию новых технологических и управленческих подходов. Подобное сотрудничество расширяет возможности крупных предприятий, делает промышленную структуру в целом более гибкой и мобильной. В результате малый бизнес превращается в важный взаимодействующий с другими формами элемент экономической среды. Мировая практика показывает, что его активно используют ТНК для расширения своих производственных и сбытовых сетей за рубежом и правительство разных стран.

Субконтрактность признана самой распространенной формой кооперации малого и крупного производства. При этом роль малого бизнеса существенно меняется. Из подчиненного, зависимого от крупных компаний малый бизнес становится не только самостоятельно-независимым партнером. В определенном смысле уже можно говорить об определенной зависимости крупного бизнеса от малого.

Возрастание роли малого бизнеса связано и с его участием в сфере инноваций. Инновационные фирмы играют значимую роль в воплощении достижений НТП. Примером может служить компания «Микрософт». За последние годы около половины всех промышленных изобретений, таких как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон сделано малыми фирмами. Они активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.

Наряду с инновационными фирмами, в сфере НИОКР возникают венчурные (рисковые) предприятия малого бизнеса. Они заняты созданием и, производством нововведений. Как показывает мировая практика венчурный малый бизнес имеет несколько десятков организационных форм. Однако, как правило, в качестве малых предприятий они существуют недолго. Венчурные компании могут превращаться в акционерные или вливаются в более крупные фирмы. Они отличаются от инновационных более высокими темпами роста.

Зародившись в 1970-е гг., когда объективный ход научно-технического прогресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но перспективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков организационных форм.

Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финансовых средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пенсионных фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие прибыли. Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.

Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам уже на стадии появления опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально новые технические или технологические решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под гарантии венчурной фирмы в виде получения высоких барышей. Под выделенные деньги разработчикам предлагается в кратчайшие сроки довести изделие до промышленного образца. В результате при рисковом финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24.

Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором – организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.

Таким образом, на современном этапе сформировалась новая модель общественного воспроизводства, где малые предприятия играют важную, значимую роль. Эксперты ЮНИДО отмечают, что по мере глобализации экономики «…растет значение малых и средних предприятий в промышленном развитии, экспорте и особенно занятости». Произошла качественная переоценка малого бизнеса и его значимости. Этому способствовали как процессы и сдвиги в социально-экономической структуре общества в развитых странах, так и смена ориентации в мотивациях труда, потребительских настроениях.

Крупное массовое производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары и в основном, выполнив свою задачу, создало стимул к формированию дифференцированного «точечного», индивидуального спроса. Его удовлетворение не требует ни крупных заводов, ни индустриальных городов, но необходимы свободные производственные мощности для гибкого маневра, освоения новых мелкосерийных типов продукции, подвижная многофункциональная рабочая сила, маркетинг, прогнозирующий резко сокращающиеся по времени циклы жизни товара. Увеличение доходов населения в развитых странах, рост образования и другие причины способствуют индивидуализации потребления. Это меняет принципы сервисного обслуживания, обусловливает возникновение подвижных небольших подразделений способных быстро откликаться на запросы потребителей. Перечисленными возможностями обладает малый бизнес.

Малый бизнес, не конвейерный по своей сути, начинает перемещаться во все хозяйственные структуры реального сектора экономики. Однако, как показывает мировая практика, наиболее сильные позиции он имеет в торговле и сфере услуг. Так, доля малых предприятий оптовой торговли частного сектора США составляет – 86%, розничной – 55% и сферы услуг – 81%.

Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано, прежде всего, с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, достаточно иметь стартовый капитал в несколько тысяч долларов и не нужна особая профессиональная подготовка. Факт создания малых предприятий нередко связан с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.). Как свидетельствует практика, собственное дело в сфере услуг часто открывают высококвалифицированные работники крупных компаний, накопив стартовый капитал (ремонтные мастерские предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т.п.). Следовательно, малый бизнес создает предпосылки и условия для формирования в обществе класса собственников, владельцев-предпринимателей. Рост его масштабов позволяет решать государству проблему занятости. А в условиях изменения структуры рынка труда, обусловленной увеличением доли работающих женщин, имеющих детей, малый бизнес способен обеспечить их работой. Для крупных предприятий эта категория работников не является объектом найма. Тогда как на малых предприятиях получил распространение опыт «женского предпринимательства».

Таким образом, на современном этапе имеются объективные и субъективные предпосылки для масштабного развития малого бизнеса.

Малый бизнес обеспечивает самовоспроизводство рыночной экономики, формирует условия для ее саморегулирования, создает постоянно действующий источник формирования федерального, регионального и местного бюджетов, ускоряет инновационный процесс и внедрение новых технологий, способствует рациональному использованию различных видов, ресурсов, смягчает социальную напряженность, способствуя решению проблемы занятости.

Мировая хозяйствующая практика показывает, что малый бизнес является стратегическим направлением, способствующим не только обновлению, но и становлению рыночной модели экономики.

Экономические реформы, проводимые с начала 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы, показали, что малый бизнес в ходе перестройки административно-командной, монополизированной экономики является результатом и инструментом реформирования, разгосударствления собственности, разукрупнения промышленных, транспортных, топливно-энергетических, снабженческо-сбытовых «колоссов». С одной стороны, разгосударствление, приватизация способствуют возникновению малых предприятий. С другой, существование множества субъектов хозяйствования в т.ч. и малых, создает атмосферу здоровой конкуренции, более эффективной мобилизации природных ресурсов, позволяет решать социально-экономические проблемы. Малым предприятиям отводится важное место в осуществлении прорыва на магистральных направлениях науки, разработке и внедрении технических и экономических новшеств. На бизнес как инструмент реформирования экономики возлагают определенные надежды и в России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Линейный тракт радиоприемника | Критерии определения субъектов малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.