Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав потребителей




Основные направления государственного регулирования деятельности малого предприятия

Регулирование отношений бизнеса и потребителей осуществляется в интересах потребителей в целях защиты их прав. Важнейшим требованием в этом направлении является обеспечение безопасности продукции, производимой предпринимателями, улучшение стандартов контроля качества, внешнего вида продукции, ее технико-экономических характеристик, а также контроль за процессом производства продукции, соблюдением технологии её изготовления.

В большинстве стран приняты специальные законы о защите прав потребителей. На основе практики защиты прав потребителей, сложившейся в развитых странах Запада, Генеральная Ассамблея ООН разработала и приняла в 1985 г. «Руководящие принципы для защиты прав потребителей». Целями этого документа являются:

• содействие странам в борьбе с недобросовестной деловой практикой предпринимательства на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях,

• создание рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор товаров при более низких ценах;

• поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей.

Государственная политика в защиту прав потребителей, которая начала проводиться в нашей стране с формированием рыночных отношений, ориентировалась на признание того, что для решения экономических проблем необходимо сформировать новые отношения между производителями и продавцами продукции и услуг с одной стороны и потребителями с другой. Для этого нужна система мероприятий, включающая в себя:

законодательство в защиту прав потребителей на национальном и международном уровнях;

специальные государственные органы по делам потребителей;

общественные организации потребителей;

предоставление последним права голоса при принятии экономических решений, равнозначное правам производителей, торговцев, профсоюзов.

Основа законодательства о защите прав потребителя в РФ была заложена Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. В дальнейшем в него были внесены поправки для приведения его основных положений и терминологии в соответствие с терминологией и положениями Гражданского кодекса РФ и с другими нормативными актами (в частности с законодательством о сертификации). В настоящее время отношения в области защиты прав потребителя регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ» от 17.12.1999 г. №213-ФЗ и Законом РФ «О защите прав потребителей» от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ.

Законодательная база формирует следующие права потребителей:

• право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя;

• право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя);

• право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающее потребителю сделать разумный выбор;

• право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущер­ба, связанного с их использованием;

• право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов;

• право на потребительское просвещение, т. е. приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения о приобретении;

• право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни людей.

Законом регламентированы также ответственность изготовителя и продавца за нарушение прав потребителя, порядок судебной защиты потребителя и возмещения ущерба ему.

Важное значение приобрело законодательство, призванное обеспечивать права потребителей и создание органов, контролирующих соблюдение этих законов, а также финансирование деятельности организаций, осуществляющих защиту прав потребителей. Преимущественно из государственного бюджета финансировались многочисленные консультативные и информационные центры, действующие обычно при муниципалитетах. Финансовая и организационная помощь со стороны государства организациям потребителей вытекает из современного подхода к потребителю как к рыночному партнеру, без устойчивости позиций которого невозможно стабильное развитие рыночного механизма в целом.

Стремясь предотвратить убытки в связи с выплатой компенсаций за причиненный ущерб потребителю в виде штрафов, а также избежать угрозы потери потребителей, подрыва репутации фирмы или прекращения ее деятельности, предприниматели принимают соответствующие меры, направленные на снижение брака, обеспечение высокого качества и безопасности продукции. Важное значение имеют природоохранные мероприятия, соответствующие государственным нормативам допустимого загрязнения воздуха, водных бассейнов, почвы.

Вопросами защиты прав потребителей в пределах своей компетенции занимаются федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), органы местного самоуправления и, наконец, общественные объединения потребителей.

Разработанные Межведомственным советом по защите прав потребителей приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001-2010 гг. отражают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства этой сфере. Это касается вопросов лицензирования, подтверждения соответствия продукции и услуг, а также контроля за качеством и безопасностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.