Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всемирная паутина, или world wide web




Службы, предоставляемые в Интернете

Перечень различных служб, предоставляемых пользователям Интернета в на­стоящее время, достаточно широк. Наиболее известны из них следующие:

  • электронная почта (е-mail) — отправка и получение электронных писем;
  • служба доступа к файлам на удаленном компьютере (FТР);
  • Всемирная паутина (WWW);
  • передача речи через Интернет (IР-телефония, или VoIP);
  • электронная коммерция и управление счетами в банках;
  • поиск информации (web-страниц, файлов, пользователей и т.п.);
  • получение аудио- и видеосигналов в режиме реального времени по запросу (STRIM-TV);
  • обмен файлами между пользователями («пиринговые сети») и др.

Возможности WWW. Рассмотрение служб Интернета начина­ется с WWW не только потому, что это динамично развивающая­ся и популярная система с поистине неограниченными информа­ционными возможностями, но также и потому, что ее программ­ное обеспечение столь универсально, что поддерживает работу практически со всеми другими ресурсами Интернета.

С помощью WWW обеспечивается доступ почти ко всем ресур­сам крупнейших библиотек мира, музейным коллекциям, музыкаль­ным произведениям, периодическим изданиям, к законодательным и правительственным постановлениям, справочникам и оператив­ным подборкам на любую тему (погода в любой точке земного шара, курсы валют, стоимость всевозможных услуг и товаров в любой стране и др.), аналитическим обзорам. Из чисто информационной WWW все больше становится посреднической системой, обеспечивающей заключение контрактов, покупку товаров и расчеты по ним, брони­рование билетов на транспорт, выбор и заказ экскурсионных марш­рутов и тысячи других услуг. С помощью WWW проводится опрос общественного мнения, ведутся интерактивные диспуты с ведущи­ми политиками, коммерсантами, деятелями культуры. Любая солид­ная фирма имеет свою WWW-страницу, URL которой обычно име­ет вид: http://www.<Haзвание фирмы>.сот/, например http:// www.microsoft, com/. Создать собственную WWW-страницу может каждый пользователь Интернета, что дает возможность любому жителю планеты представить себя в мировом информационном про­странстве.

Специальные средства WWW обеспечивают взаимодействие между распределенными сетями, в том числе между сетями фи­нансовых организаций. Существенное влияние система WWW оказала на структуру локальных сетей, которые стали организо­вываться на тех же принципах, что и WWW. Такие локальные сети называются Intranet-сетями.

Для иллюстрации возможности получения экономической информации с помощью WWW в табл. 10.4 приводятся адреса сайтов экономического профиля.

Особенности WWW. Отметим основные особенности WWW, обеспечившие ее высокую популярность:

• гипертекстовая организация информационных элементов -страниц WWW. Это означает, что страница WWW может содер­жать специальные элементы - гипертекстовые ссылки, которые могут быть оформлены в форме специальным образом выделен­ного текста или рисунка;

• возможность включения в страницы WWW современных мультимедийных средств - графики, звука, анимации, а также других средств по художественному оформлению страниц - цве­тового и шрифтового оформления, широких возможностей по размещению информации на экране (макетированию страниц);

• возможность передачи на сайт владельца WWW-страницы различной информации;

• наличие бесплатного, хорошего и достаточно простого про­граммного обеспечения, позволяющего непрофессиональному пользователю не только просматривать, но и самому создавать WWW-страницы;

• наличие хороших поисковых систем, позволяющих достаточ­но быстро отыскивать необходимую информацию. Наличие удоб­ных средств запоминания адресов размещения необходимой ин­формации и ее последующее быстрое воспроизведение при необ­ходимости;

• возможность быстрого перемещения назад - вперед по уже просмотренным страницам, отсутствие необходимости знать IP-адреса имен хостов, на которых размещается необходимая ин­формация;

• наличие средств обеспечения надежности и конфиденциаль­ности информационного обмена.

Технология работы с WWW. Как указывалось ранее (см. разд. 10.2), работа с ресурсами WWW обеспечивается специальными программами - браузерами. Экран браузеров включает следую­щие элементы:

• строку меню, содержащего обширный набор команд, и па­нель инструментальных кнопок;

• панель Избранное, содержащая часто используемые ссылки;

• поле адреса (или локатор), в котором задается (или автома­тически устанавливается при щелчке по гипертекстовой ссылке) URL-страница, которую необходимо вывести на экран;

• окно, в которое загружаются WWW-страницы;

• строку состояния, в которой фиксируются действия браузе­ра, выдаются подсказки и сообщения;

• индикаторы, размещаемые в строке состояния и информи­рующие, например, о ходе процесса чтения страницы с удаленно­го хоста, и др.

Далее названия кнопок и команд меню будут указываться в терминологии IE, хотя аналогичные элементы меню, кнопки и действия возможны и в Netscape Communicator.

Браузер может работать в сети или автономно вне Интернета. Последнее требуется, например, для просмотра файлов в форма­те HTML, ранее запомненных на ПК или поставленных на CD-ROM. В автономном режиме браузер позволяет создавать соб­ственные WWW-страницы, хотя для этих целей имеются и дру­гие специальные средства.

Работа браузера всегда начинается с вывода на экран некото­рой фиксированной страницы, называемой Домашней страницей. При инсталляции браузера в качестве домашней устанавливает­ся WWW-страница разработчика. Однако командами меню с по-

мощью соответствующего URL можно в качестве домашней задать произвольную страницу. Учитывая, что домашняя стра­ница - это отправная точка для «путешествия» по сети WWW, мож­но в качестве домашней создать собственную страницу, содержа­щую гипертекстовые ссылки на часто используемые страницы и хранящуюся в виде файла формата HTML. Перемещение по WWW осуществляется одним из следующих способов:

1) щелчком по гипертекстовой ссылке, имеющейся на домаш­ней или иной загруженной в окно браузера странице;

2) явным заданием URL в поле адреса или загрузкой URL в это поле из папки Избранное;

3) щелчком по одной из инструментальных кнопок: Домаш­няя страница, Назад, Вперед, когда эти кнопки доступны;

4) вызовом специального журнала просмотренных страниц и выбором из него необходимой страницы;

5) обращением к поисковой системе, которая сформирует и загрузит страницу с гипертекстовыми ссылками на документы, содержащие информацию по заданной теме.

В процессе чтения страницы загорается кнопка Стоп, а инди­катор в информационной строке указывает, какая доля инфор­мации считана. Если нужная гипертекстовая ссылка появилась в окне еще до окончания чтения всей страницы, то ее сразу же мож­но использовать. Для прекращения чтения страницы достаточно щелкнуть по кнопке Стоп. С целью ускорения чтения страниц с помощью команд меню можно отключить выдачу изображений, звуковое сопровождение, анимацию, цветовой фон. В этом слу­чае все перечисленные объекты, кроме фона, изображаются сим­волическими значками. При подведении к ним указателя мыши он меняет форму, а в информационной строке появляется ком­ментарий, поясняющий назначение значка. Щелчок по такому значку восстанавливает реальное изображение или воспроизво­дит звук. URL текущей страницы всегда появляется в поле адре­са. Для текущей страницы возможны следующие действия:

• сохранение ее URL в адресной книге щелчком по инстру­ментальной кнопке Избранное и команде Добавить. При этом в адресную книгу заносится не только URL, но и ее смысловое обо­значение - ссылка (закладка), например Текущий курс валют. Пользователь может использовать предлагаемый текст ссылки или назначить его сам. Текст ссылки может содержать русские буквы-При большом количестве ссылок они могут быть распределены

по созданным пользователем тематическим папкам в адресной книге. Для последующей загрузки в поле адреса URL нужной WWW-страницы достаточно щелкнуть по кнопке Избранное и выбрать необходимую ссылку;

• изменение типа используемых шрифтов и обновление стра­ницы. Эта операция особенно актуальна при работе с русскоязыч­ными страницами, когда на экране кириллический текст выгля­дит абракадаброй;

• сохранение самой WWW-страницы в файле ПК пользовате­ля. При этом сохранение возможно как в текстовом формате, так и в формате HTML;

• выделение мышью фрагмента WWW-страницы и перенос ее через буфер обмена в другую программу. Графические эле­менты и элементы форматирования текста при этом не сохраня­ются. Тексты переносятся в той же кодировке, в какой они были созданы;

• печать WWW-страницы.

Поиск в WWW. Эффективная работа с WWW невозможна без мощных систем поиска необходимой информации. Для каждого вида ресурсов в Интернете (WWW, FTP) имеются свои системы поиска. Работа поисковых систем в WWW (машин поиска) бази­руется на поиске по ключевым словам. При этом возможно указа­ние различных масок или шаблонов (типа *,?) и логических фун­кций поиска, в том числе:

• поиск документов (страниц), содержащих любое из задан­ных ключевых слов или фраз;

• поиск документов, содержащих несколько ключевых слов или фраз.

По способу организации поиска и предоставляемым возмож­ностям все средства поиска условно можно разбить на следую­щие группы: каталоги и специализированные базы данных, поис­ковые и метапоисковые системы.

Каталоги в WWW аналогичны систематизированным библио­течным каталогам. Поиск по каталогам состоит в последователь­ном движении по иерархическому списку ссылок, называемых рубриками или категориями. На первой странице каталога содер­жатся ссылки на крупные темы, например Культура и искусство, Медицина и здоровье, Общество и политика, Бизнес и экономика, Развлечения и др. Щелчок по соответствующей ссылке - катего­рии - открывает страницу, содержащую ссылки, детализирующие

выбранную тему - рубрику. Двигаясь вниз по детализирующим категориям, можно найти страницы с нужной информацией. На каждой странице, открываемой при движении по каталогу, тем или иным способом указывается последовательность просмотрен­ных вложенных рубрик, например Деловой мир- Финансы Анали­тика и т.д.

Все каталоги создаются и поддерживаются в актуальном со­стоянии вручную соответствующими специалистами, аналогично тому, как библиографы составляют и поддерживают библиотеч­ные каталоги. Описание ресурса выполняется либо составителями каталога, либо автором страницы. Благодаря этому содержание страниц, включенных в каталог, наиболее адекватно соответству­ет рубрике, к которой они отнесены. Но, учитывая скорость по­полнения и изменения информации в Интернете, «ручной» способ ведения каталогов не позволяет адекватно отражать реальное со­стояние ресурсов Интернета на данную тему.

Имеются каталоги, включающие средства поиска по ключевым словам. При этом в некоторых каталогах по ключевым словам мож­но искать как категории, так и непосредственно страницы с инфор­мацией. Однако поиск ведется только среди страниц, на которые в данном каталоге имеются ссылки (в ресурсе каталога).

Поисковые машины (поисковые серверы, поисковые роботы). Средства поиска этой группы дают возможность пользователю по определенным правилам сформулировать требования к необ­ходимой ему информации (с помощью языка запросов создать зап­рос), после чего машина поиска автоматически просматривает документы на контролируемых (индексируемых) ею сайтах и от­бирает те из них, которые, «по мнению» поискового сервера, со­ответствуют сформулированным пользователем требованиям (ре­левантны запросу). В результате поиска создается одна или не­сколько страниц, содержащих ссылки на релевантные запросу документы. Для каждой такой ссылки обычно указываются так­же дата создания страницы, объем, степень соответствия релеван­тности запросу, фрагменты текста, характеризующие содержание страницы. Щелчок по такой ссылке позволяет загрузить нужную страницу. В случае очень большого количества найденных доку­ментов можно уточнить запрос и в соответствии с ним повторить поиск, но только среди отобранных страниц (такой поиск в раз­ных машинах называется по-разному, но обычно это что-то вроде

искать в найденном). В ряде поисковых систем можно тем или иным образом отметить ссылку на страницу, содержание которой в наи­большей степени удовлетворяет потребностям пользователя, и по­вторить поиск, потребовав искать похожие.

Достоинство автоматизированного поиска состоит в том, что он обеспечивает просмотр в Интернете очень больших объемов информации. Однако необходимость точного описания запроса, адекватно отражающего информационные потребности пользо­вателя, и большая сложность задачи автоматического определе­ния степени соответствия просматриваемых роботом страниц зап­росу пользователя приводят к тому, что количество страниц, ото­бранных с первого захода, обычно или очень мало, или чрезмерно велико. В целом поиск с применением робота представляет собой итеративный процесс, в результате которого постепенно уточня­ется форма запроса.

Каждая поисковая система предусматривает формулировку запроса на одном из понятных ему языков. Для поиска по рус­ским ключевым словам созданы специальные русскоязычные ма­шины поиска. Некоторые из них одновременно допускают ввод английских слов. Список популярных каталогов и англо- и рус­скоязычных машин поиска приведен в табл. 9.1

Таблица 9.1

Популярные каталоги и машины поиска

Название Адрес Примечание
Англоязычные каталоги и машины поиска
Yahoo! www.yahoo.com Поисковая система (возможен поиск на русском языке). Ката­лог ссылок на ресурсы сети Интернет в разных странах мира
Webcrawler www webcrawler.com  
Google www google com  
AltaVista www altavista com Возможность поиска информа­ции в сети Интернет (включая русскоязычный Интернет)
Infoseek www infoseek.com  
Lycos www.lycos.com Портал на основе поисковой системы и рубрикатора Интернет-ресурсов. Ссылки на локализованные версии каталога в различных странах мира на английском языке
Excite www.excite.com  
HotBot www.hotbot.com  
Русскоязычные каталоги и машины поиска
Rambler www.rambler.ru Первая российская поисковая система. Имеет возможность учета морфологии русского языка
Яндекс yandex.ru Учет русской морфологии. Под­светка найденных документов, показ контекстов. Параллельный поиск в "Энциклопедиях", "Но­востях", "Маркете". Структури­рование поиска по разделам каталога и серверам. Цитируемость: 20000
Google Google.com.ru Система поиска информации в сети Интернет (включая русско­язычный интернет). Возможность поиска картинок и новостей в кон­ференциях Usenet
Mail.ru mail.ru/  
Апорт www.aport.ru Учет русской морфологии. Выде­ление контекстов найденных слов. Уточнение поиска по разделам ка­талога и серверам. Поиск с перево­дом запроса на английский язык и наоборот, Цитируемостъ: 14000
       

Примечание. Все адреса в таблице начинаются с http://.

При использовании различных машин поиска следует иметь в виду, что они принципиально отличаются количеством и соста­вом просматриваемых сайтов, языком запросов, алгоритмами определения степени соответствия документа сформулированно­му запросу. В соответствии с этим количество и состав WWW-страниц, отобранных для одного и того же запроса разными ма­шинами поиска, могут значительно различаться. Многие совре­менные машины поиска могут выполнить поиск, обратившись к другой поисковой системе или каталогу, например, из системы Yandex искать в системе Апорт или в List.ru.

Способы формулировки запросов. Существуют четыре вида по­иска: естественноязыковой (простой), строгий (с языком запросов), расширенный и специальный. При всех видах поиска в специаль­ном поле Запрос задается фраза (ключевые слова) для поиска, воз­можно, содержащая управляющие символы (спецсимволы, операто­ры), посредством которых можно, в частности, уточнить допусти­мые сочетания ключевых слов. Далее информация, заданная в поле запроса, будет называться запросом или строкой запроса.

При естественноязыковом {простом) поиске в строке запроса просто задается предложение или набор слов, наиболее полно отражающих предмет поиска, например социально-экономические показатели развития России. За очень небольшим исключением, операторы при простом поиске не используются, а все специаль­ные символы в строке запроса игнорируются.

При строгом поиске в строке запросов, помимо ключевых слов, содержатся операторы, с помощью которых на специальном языке формулируются сложные запросы. При строгом поиске в запросе также могут быть указаны дополнительные, не связанные с ключе­выми словами требования к искомым документам. Такими требо­ваниями, в частности, могут быть ограничение на дату создания искомых документов, указание области поиска документов (на кон­кретном сервере или на определенном множестве серверов) и др.

Строгий поиск позволяет формировать запросы большой сложности. В результате отсекаются посторонние документы, что сокращает затраты времени пользователя на их просмотр в спис­ке найденных документов. Однако это требует от пользователя знания синтаксиса языка запросов (операторов и правил их ис­пользования). При этом глубина владения языком может быть раз­личной и определяться потребностями пользователя.

Расширенный поиск представляет собой разновидность просто­го поиска, в котором требования, дополняющие список ключе­вых слов, могут быть указаны путем заполнения полей в специ­альной форме. Это избавляет пользователя от необходимости зна­ния языка запросов, однако при этом могут быть созданы только запросы «средней сложности», что тем не менее в большинстве случаев вполне достаточно.

Специальный поиск также сводится к заполнению полей. Он применяется для поиска сайтов организаций, издательств, об­ществ и др.

Знакомство с любой поисковой системой должно начинаться с изучения форм расширенного поиска или/и со знакомства с язы­ком запросов. В домашней странице поисковых машин всегда имеются ссылки на подобную информацию. Хотя языки и формы запросов для различных систем несколько отличаются, но это различие незначительно, и после овладения одной системой пере­ход к другой не вызывает особых трудностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.