Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия и термины




Баннер (от англ. banner) - изображение или текстовый блок рекламного характера, являющийся гиперссылкой на страницы с расширенным описанием продукта или услуги. Баннеры размещают на различных Интернет-ресурсах для привлечения посетителей, формирования имиджа или продвижения этого ресурса.

Библиотека - информационное, культурное, образователь­ное учреждение, располагающее организованным фондом тира­жированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека мо­жет быть самостоятельным учреждением или структурным под­разделением предприятия, учреждения, организации.

Бизнес (от англ. business - дело, коммерческая деятельность) - любой вид деятельности, приносящей прибыль или денежный доход (личный доход индивидуального предпринимателя, аренд­ный доход, процентный доход и др.).

Браузер (от англ. brow - мостки, сходни) - программное обеспечение, которое позволяет связываться с сервером для по­лучения доступа к НТМL-документам и соответствующим фай­лам в WWW или других сетях, а также следовать по цепочке от документа к документу или от страницы к странице.

Виртуальное предприятие - предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осу­ществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установлен­ных законом.

Всемирная паутина (World Wide Web, WWW, Web) - основ­ная служба в сети Интернет, позволяющая получать доступ к ин­формации на любых серверах, подключенных к сети. Всемирная паутина организована на принципах гиперсреды.

Вэб-сервер (Web-сервер) - сервер, хранящий и предоставляющий во внешнюю сеть данные, организованные в виде вэб-страниц. I

Гиперсреда - технология представления информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом.

Гиперссылка - а) строка в НТМL-документе, указывающая на другой файл, который может быть расположен в Интернет, и содержащая полный путь (URL) к этому файлу; б) графическое изображение или текст на сайте или в письме электронной почты, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам Интернет.

Гипертекст - принцип организации информационных мас­сивов, при котором отдельные информационные элементы связа­ны между собой ассоциативными отношениями, обеспечиваю­щими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных данных.

Глобализация - тенденция к образованию всемирной инвести­ционной среды и интеграция национальных рынков капиталов.

Государственная тайна - защищаемые государством све­дения в области его военной, внешнеполитической, экономиче­ской, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанес­ти ущерб безопасности.

Государственные информационные ресурсы РФ — инфор­мационные ресурсы, полученные и оплаченные из федерального бюджета России.

Деловая (конкурентная) разведка — скрытая от посторон­них деятельность, связанная с обеспечением доступа к экономи­ческой информации, с ее сбором, передачей, хранением и анали­зом, с целью принятия оптимальных деловых решений.

Домен - самая крупная структурная единица Интернет. Обычно домен - страна или другая большая структура. Домены могут подразделяться на поддомены, отражающие различные об­ласти интересов или ответственности. Организовать группы ком­пьютеров в Интернет с помощью иерархии доменов позволяет служба имен доменов - DNS (Domain Name System).

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событи­ях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация - организационный социально-экономи­ческий и научно-технический процесс создания оптимальных усло­вий для удовлетворения информационных потребностей и реализа­ции прав граждан, органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная экономика - экономика, в которой боль­шая часть валового внутреннего продукта обеспечивается дея­тельностью по производству, обработке, хранению и распростра­нению информации и знаний, причем в этой деятельности участ­вуют более половины занятых.

Информационный рынок (от англ. information market) - система экономических, правовых и организационных отноше­ний по торговле информационными технологиями, информаци­онными продуктами и услугами.

Информационная индустрия - производство информацион­ных товаров и услуг на базе информационных технологий. Ин­формационная индустрия включает производство вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования и производство информации.

Интернет (от англ. Internet: от лат. inter - между и net - сеть, паутина) - совокупность соединенных между собой инфор­мационных серверов-компьютеров, на которых хранится различ­ная информация, в том числе самих пользователей этой инфор­мации. Интернет - глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе ТСР/IР. Интернет состоит из множества взаимосвязанных ком­пьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьюте­рам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дис­куссионным группам.

Интранет (от англ. intranet) - внутренняя сеть, построенная на основе Интернет-протоколов ТСР/IР, специально разработанная для управления информацией внутри компании или организации.

Интернет-индустрия - отрасль материального и интеллек­туального производства, которая обеспечивает функционирова­ние сетевого информационного пространства.

Информация о гражданах (персональные данные) - сведе­ния о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Интернет-магазин - торговая площадка в Интернет, где можно приобрести практически любой товар. При выборе Интер­нет-магазина (называемого также электронным магазином) луч­ше пользоваться услугами поисковых систем, например Rambler, Yandex, Ароrt и др., или зайти на сайт платежной системы СуberРlat. К этой системе сегодня подключены около сотни тор­говых площадок.

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формиро­вание, использование и развитие в интересах граждан, организа­ций, государства.

Информационная система - организационно упорядочен­ная совокупность документов и информационных технологий.

Информационная технология - последовательность ин­формационных процессов.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, на­копления, хранения, поиска и распространения информации, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи.

Интерактивный режим - режим диалога человека и ЭВМ, при котором на запрос пользователя компьютера ответ из систе­мы поступает практически немедленно.

Интерфейс ( от англ. interface: от лат. inter - между и face - лицевая сторона, лицо) - система унифицированных связей и сигналов, посредством которых устройства вычислительной сис­темы соединяются друг с другом и обеспечивают обмен данных между исполнительными устройствами автоматической системы или между человеком и машиной.

Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или ор­ганизаций, предлагающих однородные информационные продук­ты и услуги.

Компания высоких технологий (хайтэк-компания) - компа­ния, главным активом которой является интеллектуальная собст­венность и высококвалифицированный персонал. Обычно к ком­паниям высоких технологий относят:

интернет-компании (доткомы);

разработчиков программного обеспечения и производителей полупроводниковых микроустройств;

операторов мобильной и космической связи;

биотехнологические компании;

компании, занятые в сфере НИОКР;

масс-медийные компании;

Компьютерная сеть (Соmputer NetWork) - вычислитель­ный комплекс, включающий территориально распределенную систему компьютеров и их терминалов, объединенных в единую систему. По степени географического распространения вычисли­тельные сети подразделяются на локальные, городские, корпора­тивные, глобальные и др.

Вычислительная сеть состоит из трех компонент:

сети передачи данных, включающей в себя каналы передачи данных и средства коммутации;

компьютеров, связанных сетью передачи данных;

сетевого программного обеспечения.

Пользователи компьютерной сети получают возможность совместно использовать ее программные, технические, информа­ционные и организационные ресурсы.

В компьютерной сети выделяют совокупность узлов и со­единяющих их ветвей.

Конфиденциальная информация - документированная ин­формация, доступ к которой ограничивается в соответствии с за­конодательством.

Маркетинговое исследование - сбор и анализ данных, позво­ляющих получить информацию, необходимую для успешной разра­ботки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, представляющих для него ценность.

Морфология - раздел грамматики какого-либо языка, в ко­тором изучаются части речи, их категории и формы слов.

Мультимедиа (Мultimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информа­ционных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.

Онлайновые технологии (оn-line) - средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечи­вающие синхронный обмен информацией в реальном времени.

Оффлайновые технологии (оff-line) - средства электронной коммуникации сообщений в сетевом информационном простран­стве, допускающие существенную асинхронность в обмене дан­ными и сообщениями. Оффлайновые технологии включают: спи­ски рассылки, группы новостей, вэб-форумы и т.д.

Параметры информации - характеристики, с помощью ко­торых оцениваются информационные ресурсы: содержание, ох­ват, время, источник, качество, соответствие потребностям, спо­соб фиксации, язык, стоимость.

Пользователь (потребитель) информации - субъект, об­ращающийся к информационной системе или посреднику за по­лучением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Портал (от англ. роrtal) - сайт, с которого пользователь ре­гулярно начинает свою работу в Интернете и который он делает стартовой страницей своего браузера. Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры в значении «главный вход». Портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресур­сы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большо­го числа пользователей. Портал в строгом смысле слова - это сайт с очень большим количеством посетителей, большой и из­вестный. Подавляющее большинство порталов построено вокруг поисковых машин и каталогов. Иногда сайты, предназначенные для широкой аудитории, называют «горизонтальными», а тема­тические - «вертикальными» порталами.

Протокол - набор правил, согласно которым компьютеры взаимодействуют в сети между собой.

Рынок услуг - сфера обращения или совокупность актов ку­пли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей, организаций. Различают материальные и нематериальные услуги.

Рыночное информационное пространство - рынки, осно­ванные на информационных технологиях.

Рунет - сокращенное название для «русского», т.е. русскоя­зычного и российско-ориентированного Интернета.

Сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуще­ствляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекомму­никаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контак­тировать между собой по поводу совместной деятельности.

Сетевая организация - организация, использующая в управлении производством и бизнесом сетевые связи, отношения и технологии.

Серферы – пользователи Internet. Неупорядоченное передвижение по гипертекстовой системе называется серфингом.

Стоп-слова - наиболее частотные слова русского языка, в основном местоимения, предлоги, частицы.

Средства обеспечения автоматизированных информаци­онных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (про­граммы для электронных вычислительных машин; средства вы­числительной техники и связи; словари, тезаурусы и классифика­торы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создавае­мые при проектировании информационных систем и обеспечи­вающие их эксплуатацию.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в пол­ном объеме реализующий полномочия владения, пользования, рас­поряжения указанными объектами.

Фирменная структура рынка информации и информаци­онных услуг - сеть организаций, накапливающих, перерабаты­вающих и реализующих информацию. Фирменную структуру рынка формируют:

фирмы-создатели баз данных;

фирмы-владельцы информационных систем;

фирмы-владельцы средств коммуникации;

консультационно-исследовательские фирмы и внутрифир­менные информационные службы;

конечные пользователи информации.

Электронный бизнес (от англ.electronic business - e-Business) - бизнес, основанный на использовании информацион­ных технологий с тем, чтобы обеспечить оптимальное взаимо­действие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Электронный бизнес включает: прода­жи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений.

Электронная книга - книга, представленная на электронном носителе информации. В настоящее время в развитых странах про­даются специализированные устройства (похожие на обычную книгу) для чтения электронных книг в форматах Мicrosoft Reader, Adobe Acrobat eBook Reader (PDF) и Palm Reader.

Электронное правительство (е-government) - организация государственного управления на основе электронных средств об­работки, передачи и распространения информации, предоставле­ние услуг госорганов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и др.) электронными средствами, информирование теми же сред­ствами граждан о работе госорганов. В России это понятие факти­чески сведено к электронной среде общения власти с гражданским обществом. На Западе, в первую очередь в США и Великобрита­нии, оно рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом. Включает в себя свободу доступа граждан к государственной ин­формации, перевод госорганов на безбумажное делопроизводство, установление для всех госорганов показателей эффективности ра­боты на год и регулярный их контроль, проводимый как парламен­том, так и гражданами, введение в госорганах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисления им заработной платы, расчетов по командировкам и т.д.

Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографи­ческого преобразования информации с использованием закрыто­го ключа электронной цифровой подписи и позволяющий иден­тифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Data Mining - это процесс обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и дос­тупных интерпретации знаний, необходимых для принятия реше­ний в различных сферах человеческой деятельности.

Нуреrtext Transfer Protocol (сокр. НТТР) - протокол переда­чи гипертекстовых файлов (протокол уровня приложений для распределенных информационных систем гипермедиа, позво­ляющий общаться системам с различной архитектурой; исполь­зуется при передаче НТМL-файлов по сети страниц WWW).

Online Analytical Processing (OLAP) — категория программ­ного обеспечения, позволяющая менеджерам получить быстрый, непротиворечивый и интерактивный доступ к данным в различ­ных аналитических разрезах.

Secure Sockets Layer (SSL) - защищенный протокол, предна­значенный для обеспечения конфиденциальности работы пользователя Интернет с тем или иным вэб-сервером.

Uniform Resource Locator (URL) - Интернет-адрес, описы­вающий нахождение конкретного сайта или документа (обычно в WWW). URL описывает как протокол доступа к файлу (НТТР, FTP, GOPHER и т.д.), так и имя домена (например, www.economist.com). В имя домена обычно включается имя ком­пьютера (WWW, например), где находится нужный документ. URL сайта лондонского журнала «The Economist» записывается так: http://www.economist.com.

Контрольные вопросы

1.1. Перечислите типы компаний высоких технологий.

1.2. Перечислите характеристики (параметры) информации.

1.3. Что такое деловая (конкурентная) разведка?

1.4. Что такое онлайновые технологии?

1.5. Что такое НТТР?

1.6. Что такое стоп-слова?

1.7. Что изучает морфология?

1.8. Что включает в себя электронный бизнес?

1.9. Что такое «Рунет»?

1.10. Что такое «протокол» в информационных системах?

1.11. Что включает информационная индустрия?

1.12. Что такое «информатизация»?

1.13. Зачем нужно «электронное правительство»?

1.14. Что такое «дотком»?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.