Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отмена крепостного права в России в 1861 г. Александр II

ЛЕКЦИЯ № 10. Реформы 1860-1870-х гг. Общественное движение.

Вступление на престол в 1855 г. Александра II привело к из­менению политического курса. Император удалил с постов наи­более консервативных деятелей. Будучи прагматиком, Александр по­нимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осу­ществления модернизации страны. Неизбежность этих перемен стала очевидна после поражения России в Крым­ской войне. В середине XIX в. крепостническая экономика находилась в кризисном состоянии. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян.

Процесс подготовки крестьянской реформы был необычен для Рос­сии. В 1857 г. был создан Секрет­ный комитет по устройству быта помещичьих крестьян, а в 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянско­му вопросу - процесс подготовки стал гласным. Создава­лись губернские дворянские комитеты для обсуждения проектов. В 1859 г. при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии под председательством Я. Ростовцева, которые анализировали и обобщали предложения губернские комитетов и вырабатывали окончательный проект ос­вобождения крестьян.

Основным стал вопрос о наделении освобождаемых крестьян. Помещики черноземных губерний стремились сохранить как можно больше плодородной земли, потому выступали за освобождение крестьян без земли. Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам крупные наделы, но за выкуп. Помещики степной полосы, где была низкая плотность населения и незанятая земля, выступали за значительные наделы крестьянами, но хотели сохранения барщины на длительный срок. Победил принцип осво­бождения крестьян с землей, но авторы проекта исходили из необходимости не допустить разорения дворянства.

19 февраля 1861 г. подписан Манифест об отмене кре­постного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Содержание реформы:

Крестьяне становились лично свободными («сво­бодные сельские обыватели»). Они могли выступать в каче­стве юридического лица: заключать сделки, приобретать дви­жимое и недвижимое имущество, вступать в брак, перехо­дить в сословия мещан и купцов, менять место жительства. Правда, крестьянин продолжал относиться к «податному сословию», по отношению к нему сохранялись телесные наказания.

Второй важнейший компонент реформы - наделение крестьян землей. Наделение крестьян землей носило обязательный характер. Для каждой местности определялись высшая и низшая норма душевого надела. Если надел, которым пользовался крестьянин до освобождения, был меньше низшей нормы, помещик должен был «прирезать» земли. В случае превышения высшей нормы излишнюю землю полагалось отрезать.

В течение двух лет крестьяне обязаны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве, то есть были вре­меннообязанными до перехода на выкуп. После этого составлялись уставные грамоты между поме­щиком и крестьянином, и помещик мог перевести крестьян на выкуп. С переходом на выкуп крестьянин получал наименование крестьянина-собственника. Размер выкупа зависел не от цены земли, а от величины оброка. Сумма выкупа нередко превышала рыночную стоимость надела. Государство платило помещику 75-80% суммы выкупа. Затем в течение 49 лет крестьяне должны были выплатить ссуду из расчета 6% годовых. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне долж­ны были уплатить почти тройную сумму первоначально выкупа. Это означало, что фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личное осво­бождение.

Сохранялась крестьянская община (мир), без согласия ко­торой нельзя было покинуть деревню и избрать иное место жительства, существовала круговая порука. Община считалась владельцем полученной крестьянами земли. Для урегулирования споров между крестьянами и помещиками создавался институт мировых посредников из числа дворян данного уезда.

Реакцию крестьян на реформу можно выразить словом «разочарование». Прокатилась волна крестьянских волнений подавленных при помощи войск.

2. Реформы 1860-70 гг. (судебная, земская, военная), их значение в модернизации российского общества.

Вслед за отменой крепостного права последовала серия реформ, которые реализовывались на протяжении двух десятилетий.

В 1864 г. была начата реформа местного самоуправления. Сутью реформы явилось создание земств - выборных органов местного самоуправления. Члены трех групп: крупных землевладельцев, городских собственников и кресть­ян-общинников избирали на трехлетний срок уездные земские собрания. Эти собрания избирали гласных губернских собраний. Земские собрания являлись распорядительными органами. Они выбирали исполнительный орган - земскую управу.

Функции земств: строительство дорог, больниц, школ; развитие страхования, агрономическая и ветеринарная помощь крестьянству. Для решения земских проблем взимались специальные налоги в местный бюджет.

По подобию земской была осуществлена реформа местного самоуправления в городах в 1870 г., созданы всесословные городские думы. Исполнительным органом являлась городская управа во главе с городским головой. Избирательные права получили только владельцы городской недвижимости. Функции городских дум: вопросы благоустройства (мощение улиц, попечение о торговле и промышленности, строительство школ, сиротских домов, больниц).

В 1864 г. началась реализация судебной реформы, основны­ми принципами которой были: бессословность - все российские подданные, независи­мо от сословного происхождения, материального положе­ния, вероисповедания подлежали общему судопроизводству. Сохранялся крестьянский волостной суд за мел­кие проступки и правонарушения по местным обычаям. Гласность - на заседания суда допускали публику и представителей прессы. Независимость суда. Страна разделялась на судебные окру­га. Решение окружного суда можно было обжаловать в су­дебной палате. Назначение членов окружных судов и су­дебных палат осуществлял министр юстиции и утверждал император. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Учреждалось судеб­ное следствие, отвечавшее за предварительное расследова­ние. Суд был независим от местной власти, сместить су­дью с должности можно было только в судебном порядке за совершение преступления или должностного правонару­шения (принцип несменяемости судей). Состязательность су­дебного процесса выражалась в том, что прокурор поддерживал обвинение, а адвокат вел защиту. В судебном заседании по уголовным делам участвовали выборные представители населения – присяжные заседатели. Они выносили вердикт, на основе которого суд определяли приговор. Для рассмотрения мелких правонарушений и гражданских дел существовал мировой суд в составе одного человека. Выбирало мирово­го судью местное земское собрание, утверждал Сенат.

В 1874 г. завершилась реформа ар­мии, осуществляемая под руководством Д.А. Милютина. Отменялась рекрутская система, вводилась всеобщая воин­ская повинность. Срок службы ограничивал­ся 6, а в флоте 7 годами. Для тех, кто имел среднее или высшее образование, срок службы сокращался. Изменилась система военно-учебных заведений. Вместо ка­детских корпусов создавались военные гимназии, появились училища (военные и юнкерские), куда принимались лица со средним образованием. В армии ликвидировались телесные наказания, военное судопроизводство становилось гласным и состязательным.

В 1864 г. были утверждены Положение народных начальных училищах и Устав гимназий и прогимназий. В городах создавались четырехклассные прогимназии и семиклассные гимназии, которые делились на классические (гуманитарное образование) и реальные (естественно-научная подготовка). В 1863 г. проведена университетская реформа, по кото­рой учебные заведения получили автономию, создавались уни­верситетские советы, избиравшие ректоров, судей, утверждав­шие бюджет.

Реформа 1861 г. разделяет российскую историю на дорефор­менный и пореформенный период. Проведение широкомасштаб­ных преобразований, сравнимых по своему значению с рефор­мами Петра Великого, поставило Александра II в один ряд с ве­личайшими российскими государственными деятелями.

Александру II не удалось решить такого важного политического вопроса, как введение конституции и создания центрального представительного органа на основе земств. Последние реформаторские усилия были предприняты Александром в 1880 г., когда он создал наделенную чрезвычайными полномочиями Верховную распорядительную комиссию во главе с М. Лорис-Меликовым. Лорис-Меликов разработал проект по привлечению выборных представителей населения к работе Государственного Совета проект вошел в историю под наименованием «Конституция Лорис-Меликова». Гибель императора от рук народовольцев 1 марта 1881 г. помешала реализации дальнейших реформ.

Несмотря на непоследовательность и незавершенность реформы Александра II сыграли важнейшую роль в преобразовании страны. Отмена крепостного права привела к расширению рынка ра­бочей силы, способствовала притоку населения в города и росту промышленности. Освобождение крестьян повлекло за собой обширные поли­тико-правовые реформы. первые со времен Земских соборов было создано выбор­ное самоуправление, в работе которого принимали участие представители различных сословий. Благодаря деятельности земских врачей и учителей резко выросла грамотность деревенского населения и улучшилось медицинское обслуживание. Усилилась судебная ветвь власти. Повысилась боеспособность армии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIХ в | Социально-экономическое развитие России во второй половине ХIХ в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.