Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины инфляции




Инфляция проявляется в нарушении общего равновесия, в дисбалансе спроса и предложения.

Дисбаланс, спровоцированный изменением спроса (в частности, его ростом, ведь рост спроса будет сопровождаться увеличением цены) – называется инфляцией спроса.

Дисбаланс, спровоцированный со стороны предложения, в частности его снижением, - называется инфляцией издержек (или инфляцией предложения). Этот тип инфляции приводит к стагфляции, то есть к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией).

Можно выделить три основных причины, приводящие к дисбалансу спроса и предложения. Во-первых, значительная роль государства, связанная с выполнением его экономических функций. В первую очередь, имеется в виду государственная монополия на эмиссию денег, на непроизводственные расходы (например, военные), на внешнюю торговлю. Так, например, в наиболее сложные периоды своего развития государство сталкивается с проблемой дефицита государственного бюджета (доходы государства не покрывают его расходов). Для финансирования дефицита госбюджета правительство может прибегнуть к эмиссии (Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении) бумажных денег. В результате чего в экономике появляется дополнительная масса денег (а, значит, соответственно возрастает и спрос), не подкрепленная товарами. В итоге экономика столкнется с ростом цен.

Во-вторых, сильные профсоюзные организации в государстве. Профсоюзы, добиваясь повышения заработной платы для своих членов, не учитывают, что увеличение доходов этих граждан не подкрепляется увеличением товарной массы. Рост доходов инициирует возрастание спроса и соответственно увеличение цен.

В-третьих, монополия фирм. В условиях экономического подъема фирмы могут все свои финансовые ресурсы использовать для обновления производственной базы, то есть для приобретения нового оборудования. В связи с этим наблюдается повышение спроса, но уже не на потребительском рынке, а на рынке средств производства. Если под подобный рост спроса на этом рынке нет соответствующего роста предложения, то экономика столкнется с ростом цен на средства производства, что в свою очередь, будет порождать и рост цен на другие товары, в частности на производимые с помощью этих подорожавших средств производства.

Суть инфляции предложения состоит в том, что обусловлена она ростом затрат фирм на выпуск единицы продукции. При этом происходит снижение прибыли в расчете на единицу продукции, и предприниматели начинают сокращать объемы выпуска.

Как же государство, профсоюзы и фирмы могут вызвать инфляцию предложения? Государство проводя кредитно-денежную политику, может увеличить ставку процента по кредитам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам. Коммерческие банки, в свою очередь, тоже повышают ставки кредитования для предпринимателей. Плата за кредит для последних является издержками, которые в данном случае будут возрастать и, следовательно, будет возрастать и цена производимой продукции. Как уже отмечалось, профсоюзы борются за повышения заработной платы. Заработная плата наемных работников, с точки зрения предпринимателя, является издержками. Если профсоюзные организации добиваются увеличения заработной платы, тем самым они инициируют и рост издержек. В современных рыночных экономиках фирмы (особенно это характерно для монополизированных отраслей) могут постепенно в течение года повышать цену на свою продукцию на несколько процентов, что остается практически незамеченным потребителями.

Реакция экономики на инфляцию, вызванную как спросом, так и предложением, может быть различной в зависимости от поведения экономических субъектов, особенно от характера их инфляционных ожиданий. Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов играют роль передаточного механизма. Инфляционная спираль – ситуация, в которой инфляция попеременно поддерживается как инфляционными факторами спроса, так и инфляционными факторами предложения, причем действие каждого из этих факторов будет вызвано действием противоположного фактора. Поясним. В условиях инфляции население обычно предполагает, что в будущем стабилизации или снижения цен не произойдет. Это побуждает потребителей в данный момент времени делать запасы, что приводит к дополнительному росту спроса на потребительском рынке. Производители в условиях такого ажиотажного спроса начинают придерживать товары, ожидая дополнительного роста цен на них, а это в свою очередь подстегивает спрос. Кроме того, в условиях инфляции потребители для закупки товаров впрок тратят почти все свои сбережения, а это усугубляет общее экономическое положение, ведь сбережения населения представляют собой один из источников инвестиций, которые будут теперь сокращаться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.