Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные направления в лингвистике, занимающиеся изучением текста

Весь мир — текст

Текст и дискурс

Текст устный и письменный. Классификация текстов.

Вопрос об определении и толковании текста в современной науке

Научные направления в лингвистике, занимающиеся изучением текста

Весь мир — текст.

Лекция. Что такое текст.

Итак, «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [1]. Но не слово в традиционном лингвистическом понимании, а Слово как план, замысел. С незапамятных времен мир был для человека книгой, книгой бытия, следовательно, в каком-то смысле текстом [2]. То есть, сначала был Текст – «все чрез Него н а чало быть» [3].

Взаимопонимание между людьми и, в какой-то степени, весь мир, зависят от понимания Текстов. Тексты с нами от рождения до смерти, также как пространство и время. Что же такое текст? На наш взгляд наилучший пример понимания сущности текста может быть представлен словами, приведенными В.А. Лукиным: «Что же такое время? Пока меня о том никто не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»[4]. – И то же с текстом; стоит лишь вместо слова время подставить текст, чтобы убедиться в этом»[5].

Носителем текста является язык: «Язык есть дом бытия, живя в котором, человек экзистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей» [6].

«Язык познается через предложения и тексты. … Мы не рабы слов, потому что мы хозяева текста» [7]. Поэтому актуальной задачей современной лингвистики остается «…все более всестороннее и глубокое изучение … свойств» текста [8].

Коренные социальные изменения, произошедшие в нашей стране и в мире за последние 15-20 лет, отразились на всех сферах жизни общества и, в первую очередь, на языке. Современный этап развития цивилизации все чаще начинает описываться на языке «катастрофизма». Он рассматривается как «конец истории» (Ф. Фукуяма), как «поворотный пункт» (Ф. Капра), как «столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон), как «век бифуркации» (Э. Ласло) и др.

Количество существующих сегодня лингвистик трудно подсчитать, например: интерлингвистика, генеративная лингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, антропологическая лингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, прагмалингвистика, лингвистика текста, контрастивная лингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная (вычислительная, машинная, инженерная) лингвистика, математическая лингвистика. В рамках каждой из них зачастую различаются многие подходы, так что приходится, например, говорить о целом ряде лингвистик текста, прагмалингвистик, психолингвистик и т. п.

 

В отечественной науке накоплен серьезный опыт в изучении текста и его особенностей. В работах по лингвистике текста сформированы два крупных направления: понимание под текстом широкого контекстно-конситуативного коммуникативного окружения, существующего, подразумеваемого или создаваемого автором при желании воздействовать на воспринимающего, и выявление глубинных смыслов, содержащихся в одном каком-либо замкнутом текс те; сближение с герменевтикой как толкованием неявного смысла текста[9]. Психолингвистические и социокультурные особенности текстов освещены В.П. Беляниным, Р.-М. Блакаром, В.И. Коньковым, И.П. Лысаковой[10] и др. Текст, с точки зрения его социальной роли и воздействия на аудиторию - в теории журналистики – рассматривают в своих трудах С.Г. Корконосенко, М.В. Розин, И. Руденко, Т.В. Науменко[11] и др.

 

Сегодня нельзя изучать язык, не изучая текст. А текст нельзя изучать традиционно, одно- или двусторонне: текст стал объемным, трехмерным (Мы живем в 4-хмерном пространстве: длина, ширина, высота — 3 пространственные - и время). Значит, и методы изучения, «препарирования» текста должны быть другими.

Существующие многочисленные подходы к изучению, анализу, интерпретации текста, как мы уже отмечали, не могут дать главного ответа: Что же такое текст?

В 21-ом веке, в веке интеграции различных наук, веке междисциплинарного подхода, для многостороннего и системного изучения текста рождаются новые дисциплины, новые парадигмы и подходы.

Данное обстоятельство поставило на повестку дня главный вопрос – необходимость интегрированного, комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения текста.

 

Так, например, влияние журналистских текстов на экономику, политику, культурные, национальные, морально-нравственные традиции заставляет исследователей изучать язык (лингвистику) и журналистику в единении с внешней средой – обществом.

Синергетичность журналистского текста в значительной степени определяет социальный опыт и знания современников, а язык средств массовых коммуникаций становится языком масс, языком поколения.

Во взаимовлиянии и «взаимосодействии» целого ряда факторов состоит суть нового интегрированного подхода в изучении текста в целом, что раскрывает новые границы понимания проблемы исследования языка.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Михаил Ромм, 8 июня 1992 года | Вопрс об определении и понимании текста в современной науке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.