Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения религиозного и научного знаний

Естествознание и религия

Философские основания естествознания

Взгляды на то, что является философскими вопросами естество­знания, исторически менялись с развитием науки [14, 24, 28, 29 и др.].

В XVII-XVIII вв. философскими считались вопросы о природе теплоты, электричества, магнетизма, о свойствах ато­мов, строении Солнечной системы, причинах болезней По мере их решения они переходили в ведение физики, астрономии или медицины. Мысль философов устремлялась к новым пробле­мам, по которым выдвигались различные гипотезы. Но когда эти проблемы становились объектом специального научного иссле­дования в конкретных дисциплинах, по ним накапливался боль­шой эмпирический материал и ученые давали их теоретическое объяснение, большинство философов утрачивало к ним интерес, переходя к новым спорным вопросам общего характера. Так, в конце XIX в. обсуждались вопросы о природе эфира, сущности электромагнитного поля, строении атомов, происхождении звезд, эволюции живой природы и др. Затем философские дис­куссии переместились в область анализа квантовой механики, теории относительности, космологии, генетики, а многие из этих дискуссий продолжаются до сих пор.

. Фи­лософия:

· дает естественным наукам общие мето­дологические принципы, которые функционируют в науке в виде универсальных норм, образующих в совокупности мето­дологическую программу самого высокого уровня.

· разрабатывает наиболее общую картину мира, строит определенные универсальные модели реальнос­ти, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.

· помогает исследователю выбрать характерную для науки систему катего­рий, принципов, понятий и других средств и форм познания, определенные мировоззренческие и ценностные установки.

· Вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого по­знавательного процесса в целом, учением об истине и путях ее достижения, о социокультурном контексте познания.

В течение тысячелетий существования человеческих цивили­заций знания о мире, ремесла и вера не разделялись [ 18]. На­копление практических знаний об окружающем мире на самых древних этапах становления общества происходило в рамках мифологического, а далее религиозного миропонимания.

Эмпирически найденные приемы охоты, обработки земли и со­здания орудий закреплялись авторитетом религии как данные свыше установления. В различных эпосах, мифах, сказаниях раз­ных народов мира классическим сюжетом является повествова­ние о том, как Бог (или боги) дарует людям изначально плуги, кузнечные, ткацкие и иные ремесленные орудия и научает людей, как возделывать землю, изготавливать посуду, строить дома, ткать ткани.

Выделение умственного труда первоначально осуществля­лось в системе религии. Тайны мира открывались только по­священным; научные знания о мире считались священными, а ученые, как правило, были священнослужителями, теологами. В Египте, Вавилонии, Ассирии, Китае в древних храмах, монас­тырях возникали и сохранялись письменность, системы исчисле­ний. Древние мудрецы умели определять периоды солнечных и лунных затмений, решать уравнения первой, второй и даже тре­тьей степени, определять площади фигур. Был изобретен кален­дарь, в котором год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом. Египетские жрецы имели большие практические знания в химии, медицине, оповещали население о разливах Нила, нашли способ бальзамирования тел, изготовления папируса. Древние сооруже­ния, пирамиды, храмы и сегодня поражают своей грандиознос­тью, красотой и глубиной заложенных в них математических, астрономических и других знаний.

Формирующееся естествознание постепенно создавало по­нятийные системы, образуя свой теоретический мир, отлича­ющийся от того, который разворачивался перед обыденным сознанием

Особую остроту взаимоотношения религии и естествозна­ния приобрели в XVII-XVIII вв. Один из таких конфликтов возник вокруг созданной Н. Коперником гелиоцентрической системы движения планет. Сам автор предложил ее как наи­более простой способ исчисления пасхалий; он говорил: «Моя задача — найти истину в великом Божьем творении». Однако объективно эта система подрывала представление о Земле как неподвижном центре Вселенной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Математика как специфический язык естествознания | Современная научная картина мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.