Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая массовая психика




Функции психики. Классификация психических явлений.

Понятие психики. Уровни психического отражения.

Лекция 2. Психические явления

План:

(Сам. работа к первой точке: Методы психологии)

1.Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.

В самом общем виде психикаэто внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.

Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы, опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи — головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.

1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психи­ка — это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, но­сителем психического выступают те нейрофизиологические про­цессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти про­цессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.

2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство — это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяс­нить, что психическое вторично по отношению к материи, свой­ством которой она является, а также и к остальной, существую­щей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его мате­риальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, фор­мирование, функционирование и проявление психического.

Сущность психики состоит в отражении.

Особенности психического отражения:

Это особая форма от­ражения особым образом организованной материи. Психика — это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериаль­ное) отражение реальной действительности.

Прежде всего, это отражение субъективно, индивидуально, свое­образно, так как внешние воздействия как бы преломляются че­рез призму знаний, опыта человека, его потребностей и интере­сов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же оп­ределяется и другая особенность психического отражения действи­тельности — оно не только зеркально, но и избирательно: чело­век целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодей­ствует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как прави­ло, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.

Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образо­ваний, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побужда­ет его проявлять соответствующую активность.

Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непре­рывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пони­манию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущ­ностных особенностей вещей и явлений мира.

Одной из особенностей психического является способность опе­режать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенден­ций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для пре­образования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном разви­тии психика способна к так называемому опережающему отраже­нию действительности (П.К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других со­оружений, предвидению экологических процессов и явлений (сме­ны времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.

Выделяют три уровня психического отражения:

- досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);

- сознательный, специфически человеческий уровень психичес­кого (условно-рефлекторный);

- послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный — автоматизмы, установки и т.п.).

Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).

Следует подчеркнуть, что сознание человека — это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социаль­но-историческими обстоятельствами. Последние играют опреде­ляющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс раз­вития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накоп­ленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абст­рактный характер.

Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в пер­вую очередь его сознание, — результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и вклю­чения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Осо­бую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система — язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них инфор­мацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приоб­ретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется осо­бая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального во­ображения, эмоциональной и волевой сфер личности, форми­рование человеческих потребностей (эстетических, нравствен­ных, профессиональных и др.).

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики:

- побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики);

- ис­полнения (знания, умения, навыки, привычки, способности че­ловека).

К числу других функций психики человека относятся: функ­ция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, на­копления опыта, самопознания.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие три группы.

1. Психические процессы человека:

а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (чувства);

в) волевые.

2. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

3. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

3. Содержание психики человека определяется реальной действи­тельностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических обра­зований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, эколо­гические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отно­шения и т. п. личности.

Такое понимание психического, сознания сложилось в отече­ственной психологии.

Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и груп­повая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.

Под групповой, массовой психикой (общественной психо­логией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным со­держанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленно­стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до эн­тузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), дей­ственностью.

Истоками групповой, общественной (и индивидуаль­ной в том числе) психики являются:

• исторический опыт существования, жизнедеятельности рас­сматриваемой общности людей, социальной группы;

• прижизненный опыт этой социальной общности;

• опыт жизнедеятельности других подобных общностей лю­дей, который становится достоянием рассматриваемой социаль­ной группы;

• конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказа­лась эта социальная группа, общность людей;

• ведущий вид (и другие виды) деятельности данной соци­альной общности;

• особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей дан­ной общности и т.д.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную со­вокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделя­ются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.

Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и прояв­ления группового, массового сознания, психики: общие потреб­ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические фе­номены, которые не являются выражением массового, группово­го сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи ин­дивидуальной и групповой информации при возникновении кон­тактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуж­дение.

Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделе­нии носителей, субъектов таких феноменов:

а) есть социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности соци­ально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потреб­ности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нор­мы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профес­сиональный климат и др.;

б) каждая социальная общность состоит из отдельных конк­ретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отно­шения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуще­ствляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие социально-психологическое своеобразие (индивиду­альность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчине­ние, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адап­тации личности и др.;

в) выделяются и социально-психологические феномены, харак­теризующие особенности взаимодействия членов социальной общно­сти как между собой, так и с социальной средой их жизни и дея­тельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические фе­номены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.

В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимо­сти от степени их устойчивости и динамики различают статиче­ские, динамические и статико-динамические социально-психо­логические процессы и явления (А.Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют соци­ально-психологические феномены, интегрирующие, сплачиваю­щие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагаю­щее влияние на социальную среду.

Очевидно, что знание специалистом особенностей индивиду­альной и групповой психики позволит ему лучше ориентировать­ся в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.