Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картины мира

 

Учение о бытии, его видах и формах служит основой для философского понимания мира, создания философской картины мира.

Картина мира – это целостный образ мира, обобщенная модель действительности. Картина мира –это система теоретизированных объектов, отражающих действительный мир на основе философских, религиозных и научных представлений, понятий, принципов, теорий. В связи с этим различают научную (общенаучную), религиозную и философскую картины мира.

Философская картина мира (ФКМ) создается на основе философских категорий и принципов; она также может опираться на научные либо религиозные представления. В зависимости от характера основных компонентов, включенных в философскую картину мира, складывается определенное философское понимание мира.

К числу фундаментальных философских принципов относятся принципы неисчерпаемости и единства мира; другие принципы: диалектики, детерминизма и пр. Понимание неисчерпаемости и единства мира может быть достигнуто как в рамках идеалистической, так и материалистической картины мира. При этом в идеалистической филоофии в качестве единой мировой субстанции рассматривается дух, идеальное начало, а в материалистической философии в качестве мировой субстанции признается материя. В первом случае речь идет об идеалистическом монизме, а во втором случае – о материалистическом монизме.

Неисчерпаемость материи и материальное единство мира

основополагающие принципы, лежащие в фундаменте материалистического понимания мира.

1. Онтологический аспект неисчерпаемости материи заключается в признании неограниченного качественного разнообразия форм, видов, уровней, свойств, законов и т.п.материи. С позиции диалектического материализма неограниченное качественное многообразие материального мира объясняется, во-первых, вечностью и бесконечностью материи и, во-вторых, постоянным движением (изменением) и развитием самой материи.

Признание вечности и бесконечности материи в материализме по существу носит постулативный характер (постулат – это положение, которое принимается без доказательства в рамках данной теории). Идеализм точно так же постулирует абсолютность и вечность духовной субстанции.

Гносеологический аспект неисчерпаемости материи заключается в принципиальной незавершенности человеческого знания о мире.

К пониманию неисчерпаемости мира современная наука добавляет представление о структурной организации материи. С точки зрения системного подхода, «мир есть система систем» (выражение австрийского ученого ХХ века Л.Берталанфи). Современная наука в исследуемой части материального мира позволяет выделить, по крайней мере, три основных структурных уровня материи: микроуровень, макроуровень и мегауровень.

Объектами микроуровня являются элементарные частицы (`~10 см), атомы (`~10 см), молекулы (~ 10 см). Объектами макроуровня служат отдельные предметы и явления, соизмеримые с размерами человека, - растения, животные, люди, географические и геологические системы. Объектами мегауровня являются системы планет, звезды, галактики и другие космические системы. Максимальным объектом этого уровня выступает метагалактика, вклющающая ~100 млрд. галактик и др. межгалактические явления и процессы (время ее существования ~15 млрд.лет).

В рамках указанных структурных уровней материи выделяются области 1)неорганической материи, 2) органической материи (живое вещество),3) разумной цивилизации (на сегодняшний день достоверно известно только человеческое общество).

Кроме того, выделяют три основных вида материи:

1) вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное);

2) поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.);

3) физический вакуум (совокупность виртуальных частиц).

 

2. Другой важнейший философский принцип – принцип единства мира, в материализме речь идет о материальном единстве мира, в идеализме – о духовном единстве мира.

Онтологический аспект материального единства мира состоит в признании того, что все существующее в мире есть формы, виды, уровни, свойства, законы и т.п. материи. С точки зрения диалектического материализма существование идеального сознания не противоречит материальному единству мира, т.к. сознание понимается как свойство высокоорганизованной материи.

Примером реализации идеалистического принципа единства мира может служить концепция «всеединства» русских религиозных философов XIX-XX вв(Соловьев, Булгаков, Карсавин). Согласно Владимиру Соловьеву, целостность материально-идеального мира обеспечивается духовным Абсолютом (Богом)- единой и всецелой идеей, воплощенной в душе мира, - Божественной премудрости Софии, Эта идеальная основа мира соединяет и Бога, и тварную природу.

Гносеологический аспект материального единства мира проявляется в относительной целостности и системности знаний о мире.

В философской картине мира в качестве фундаментальных проявлений бытия служат движение, пространство и время. В диалектическом материализме движение, пространство и время рассматриваются как атрибуты материи, т.е. как ее всеобщие и неотъемлемые свойства.

Принципиально иную, плюралистическую картину мира рисует постмодернизм (Делез, Гваттари), вводя принципы номадологии ( дословно – «учение кочевника»:

1) аструктурности – предметы мира не имеют устойчивой структуры;

2) ацентризма – пространство не обладает центрами и открыто к территориализации;

3) неодетерминизма – принципиальная случайность сингулярного события;

4) антибинарности –устранение оппозиции внешнего и внутреннего, прошлого и будущего и др.

Религиозная и естественнонаучная картины мира рассматриваются позже.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распределения Пирсона и Стьюдента | Проблема движения в философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.