Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Источники формирования имущества организаций




Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.

Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.

Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.

Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.

Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место.

Государство осуществляет контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.

Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика

Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации.

Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию.

Таким образом, административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

Правовое регулирование экономики состоит в разработ­ке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыноч­ных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпри­нимательства и коммерции, защиту прав покупателей и инте­ресов общества, равноправие рыночных субъектов, посредни­чество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонополь­ное законодательство» и «дефляционная политика».

Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

 


 

 


Список использованной литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.

2. Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.

3. Глазунов Н.И. Система государственного управления: Учеб. М.: Юнити-Дана. 2008.

4. Курс экономической теории: учебник. М., 2008.

5. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. — М, 2008.

6. Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006.

7. Экономика общественного сектора. Учебное пособие Под ред. Е.Н. Жильцова, Ж.Д, Лафер. – М.: ТЕИС, 1998. - С.27

8. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.

9. Экономическая теория. /Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 2008.

10. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 2008.

 

 


1.Понятие государственного регулирования экономики –

 

Роль государства в регулировании рыночной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина и Б.З.Мильнера. М., 2007

Экономика общественного сектора. Учебное пособие Под ред. Е.Н. Жильцова, Ж.Д, Лафер. – М.: ТЕИС, 1998.

Курс экономической теории: учебник. М., 2008.

Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. — М, 2008.

Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.

Экономическая теория. /Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 2008.

Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 2008.

 

 

2.Понятие правого регулирования экономики -

 

Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.

Бутук Н. Экономическая теория. К., 2008.

 

 

3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

 

Глазунов Н.И. Система государственного управления: Учеб. М.: Юнити-Дана. 2008.

 

 

Хозяйственные средства организации формируются за счет источников, т.е. финансовых ресурсов. Различают:

- источники собственных средств (собственный капитал);

- источники заемных средств (заемный капитал).

Схематично их можно представить следующим образом (рис. 3).

 

Рис. 3. Источники формирования имущества организации

Собственный капитал – источник части активов, остающихся после вычитания из совокупных активов всех обязательств; некоторые используют этот термин шире, включая в него обязательства. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного, резервного капитала; целевых финансирований и поступлений, нераспределенной прибыли. Структуру собственного капитала можно представить в виде схемы (рис. 4).

Рис. 4. Структура собственного капитала

В составе собственного капитала основное место занимает уставный капитал.

Уставный капитал – сумма капитала, определяемая договором и уставом организации, которую выделяют акционерные общества и другие предприятия для начала деятельности. Уставный капитал в организациях, создаваемых за счет средств собственников, представляет собой совокупность взносов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ (в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.), муниципалитетов, государства.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Вкладом в имущество могут быть денежные средства, основные и оборотные средства в натуральном выражении, ценные бумаги, имущественные или иные права, имеющие денежную оценку.

Уставный капитал формируется в обществах с ограниченной ответственностью и в акционерных обществах. Размер уставного капитала зафиксирован в учредительных документах организации. Такими документами, в частности, являются устав общества и учредительный договор.

В обществах с ограниченной ответственностью капитал делится на доли учредительными документами, а его участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В акционерных обществах уставный капитал разделен на определенное число акций. Его участники могут возмещать убытки только в пределах принадлежащих им акций.

В уставе и учредительном договоре указывается также порядок формирования уставного капитала, а именно:

- размер вклада каждого учредителя;

- форма оплаты вклада;

- срок формирования уставного капитала.

Существует правило, согласно которому к моменту регистрации организации должно быть оплачено не менее 50% уставного капитала, а оставшаяся часть – в течение года после регистрации.

Учет уставного капитала организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование по учредителям (участникам) организации, стадиям формирования капитала и видам акций (для акционерных обществ).

Несмотря на разные формы вкладов учредителей (участников) – имущество, нематериальные активы, денежные средства и т.д., фактическое поступление их должно быть оформлено документально. Так, поступившее в виде вклада имущество, относящееся к основным средствам, оформляется, как правило, актом приемки-передачи основных средств. При поступлении в виде вкладов учредителей производственных запасов (сырья, материалов и других ценностей) чаще всего выписывается акт о приеме материалов или накладная.

Учредителями могут быть внесены как вклад в уставный капитал нематериальные активы: имущественные права на изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности, права на пользование земельными участками и природными ресурсами, лицензии на определенные виды деятельности, плата за пользование брокерским местом, торговыми знаками, продуктом ЭВМ и т.д. Договорная цена нематериальных активов фиксируется в уставе и договоре. В этой же оценке нематериальные активы должны быть оприходованы в счет вкладов в уставный капитал.

Немалое значение имеет контроль за соблюдением сроков формирования уставного капитала и правильным отражением в учете момента фактического поступления взносов в уставный капитал организации. Таким моментом является:

- для денежных средств – дата зачисления их на расчетный (валютный) счет или внесения в кассу;

- для основных средств, материальных и нематериальных активов – дата составления акта приемки-передачи или иных документов, подтверждающих оприходование данных объектов учета.

Полнота и сроки поступления вкладов каждого из учредителей (участников) в уставный капитал организации контролируются с помощью системы учета.

Увеличение уставного капитала акционерного общества может быть произведено путем повышения:

- номинальной стоимости акций или их количества;

- как номинальной стоимости, так и количества акций.

Кроме того, возможны изменения уставного капитала в результате реорганизации общества. Увеличение уставного капитала в целях привлечения средств инвесторов возможно только путем эмиссии и размещения дополнительных акций.

Решение об увеличении уставного капитала в пределах общего количества и номинальной стоимости объявленных акций может быть принято общим собранием акционеров или по решению совета директоров, если это право предоставлено уставом общества.

Увеличение уставного капитала должно быть зарегистрировано по месту прежней регистрации устава, например в регистрационной палате. Одновременно вносятся изменения в реестр государственной регистрации акционеров и в лицевые счета.

Уменьшение уставного (складочного) капитала возможно, например, в случае изъятия вкладов участниками (учредителями), аннулирования собственных акций акционерным обществом, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций при доведении размера уставного капитала до величины чистых активов.

Как увеличение, так и уменьшение уставного капитала производится по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год в установленном порядке и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

Размер дивидендов объявляется общим собранием по результатам работы за год. Однако общество не вправе выплачивать дивиденды до полного формирования уставного капитала. Начисление дивидендов производится пропорционально доле вклада, внесенной учредителем в уставный капитал. Налог с доходов, полученных в виде дивидендов, удерживается у источника выплаты (акционерного общества или организации иной формы собственности).

На практике часто возникает вопрос: когда ликвидация организации считается завершенной? Следует иметь в виду, что ликвидация организации считается завершенной, а организация – прекратившей свою деятельность с момента внесения записи об этом в реестр государственной регистрации.

До этого ликвидационная комиссия, назначенная организацией, оценивает имущество, выявляет дебиторов и кредиторов, осуществляет по ним расчеты, принимает меры к уплате долгов организации третьим лицам, составляет ликвидационный баланс, выносит решение о распределении имеющихся у организации средств после уплаты ее долгов между учредителями в соответствии с уставом организации, законодательством Российской Федерации. Довольно распространены случаи такого распределения средств в зависимости от доли вклада каждого из учредителей (участников) в уставный капитал.

В случаях прекращения деятельности организации состав ликвидационной комиссии формируется по решению государственного арбитража или суда.

К источникам собственных средств может быть отнесен добавочный капитал, который увеличивает стоимость источников собственных средств. Он образуется благодаря:

- приросту стоимости по переоценке основных средств в случаях, предусмотренных законодательством России;

- эмиссионному доходу акционерного общества (превышение продажной цены собственных акций над номинальной стоимостью акций, образующееся в результате их продажи).

Источником собственных средств является также резервный капитал.

Резервный капитал – это часть собственных средств акционерного общества и некоторых других предприятий, образуемая в счет отчислений от прибыли; используется для покрытия потерь по операционной деятельности; пополнения основного капитала и выплат дивидендов в случаях, когда текущей прибыли оказывается для этого недостаточно. Резервный капитал создается как дополнительный финансовый внутренний ресурс предприятия. Он необходим для покрытия расходов и платежей, убытков, возмещения потерь от неблагоприятно сложившейся конъюнктуры, выплаты дивидендов по облигациям, привилегированным акциям (при нехватке прибыли) и др. Резервный фонд организации образуется в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервы предстоящих расходов и платежей – вид устойчивых пассивов объединения, предприятия; образуется в текущем году в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения. Резервы предстоящих расходов и платежей образуются в результате заблаговременного равномерного включения некоторых видов расходов в затраты до того, как они фактически произведены. Резервирование производят с целью равномерного включения единовременных затрат в издержки производства и обращения и выравнивания таким образом финансовых результатов организации в течение года.

В организациях могут создаваться такие резервы предстоящих расходов, как:

· на предстоящую оплату отпусков работникам;

· выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;

· ремонт основных средств и др.

Порядок резервирования сумм за счет издержек производства и обращения регулируется соответствующими законодательными актами.

Целевое финансирование – это источник дополнительных средств, полученных из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения, например для расширения своей деятельности, финансирования научно-исследовательских работ, если не хватает внутренних ресурсов. Указанные средства возврату не подлежат.

Важным источником собственных хозяйственных средств является прибыль. Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности организации, источник затрат на производство и социальное развитие предприятия, возмещения убытков; источник доходов государственного бюджета в виде налоговых платежей.

Прибыль образуется главным образом в процессе реализации продукции, работ, услуг и определяется как сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами.

Нераспределенная прибыль отчетного года – это разница между конечным финансовым результатом (прибылью), выявленным на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей баланса в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и другие платежи в бюджет по соответствующим расчетам.

Заемные средства – денежные средства, которые выдаются банком в виде ссуды предприятию, они носят целевой характер и выдаются на определенный срок и за плату. Заемные средства предоставляются организации во временное пользование на определенный срок, по истечении которого они возвращаются владельцам и выступают в виде:

· кредитов банков;

· заемных средств;

· кредиторской задолженности;

· обязательств по распределению.

Структуру заемных источников можно представить в виде схемы (рис. 5).

Рис. 5. Структура заемного капитала

В группу кредитов банков включаются краткосрочные и долгосрочные ссуды банков. Кредиты выдаются банком на строго определенные цели, на определенный срок и с условием возвратности. Краткосрочные ссуды банков служат основным источником дополнительных средств предприятия на временные нужды. К ним относятся ссуды под запасы товарно-материальных ценностей, на временное пополнение оборотных средств, на капитальный ремонт основных средств и других обоснованных временных нужд.

Долгосрочные ссуды банков – это также источник дополнительных средств, получаемых предприятием по срокам более чем на год; они предназначаются на капитальные вложения, связанные с развитием, модернизацией, рационализацией производства, а также с улучшением его организации и повышением интенсивности.

К группе «заемные средства» относятся суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц на различные цели с обязательным возвратом. К заемным источникам формирования хозяйственных средств, кроме того, относится кредиторская задолженность, вытекающая из его расчетных отношений с другими организациями.

Кредиторская задолженность представляет собой долги поставщикам и прочим кредиторам. Она возникает в тех случаях, когда материалы, товары поступают в организацию раньше, чем произведен платеж за них, иначе говоря, если поступление товаров, материалов предшествует оплате за них.

Поставщик – это юридическое или физическое лицо, отпустившее предприятию материальные ценности. В соответствии с действующей системой расчетов за материальные ценности между временем получения ценностей и моментом их оплаты обычно проходит небольшой срок, в течение которого данное предприятие оказывается должником своих поставщиков. В результате задолженность поставщикам становится временным источником некоторой части средств данного предприятия.

К прочим кредиторам относятся организации или лица, которым предприятие должно по другим – нетоварным – операциям, т.е. по прочим расчетам. Это задолженность предприятия покупателям и заказчикам по полученным авансам, по выданным векселям, по оплате труда, не полученной своевременно сотрудниками, по суммам, удержанным из заработной платы согласно постановлениям судебных органов в пользу третьих лиц.

Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Все рассмотренные источники хозяйственных средств составляют пассив баланса.

Сумма хозяйственных средств организации и сумма источников их формирования равны, ибо у организации не может быть больше хозяйственных средств, чем источников их формирования, и наоборот.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.