Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Гласиер




Теория административного поведения

Факторы эффективной организации

Вопросы к лекции

2.1.Всеобщая организационная наука – тектология

2.1. ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА - ТЕКТОЛОГИЯ

В изданных в 1920-е годы научных работах, в том числе в мо­нографии «Всеобщая организационная наука (тектология)», выда­ющийся русский ученый Александр Александрович Богданов сделал попытку систематизировать организационный опыт челове­чества в целом и разработать концепцию триединой организации — вещей, людей и идей. Богданов сформулировал задачу — во­оружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех систем. Был выдвинут целый ряд идей, таких, как понятия «управляющей и управляемой системы», «об­ратной связи», «моделирования», универсальный закон физиоло­гических затрат энергии.

По мнению Богданова, предметом научного обобщения долж­ны стать организационные принципы и законы, по которым про­текают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в психических и физических комплексах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и сознатель­ной деятельности людей. Они, по мнению Богданова, действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей). Он высказал идею необходимо­сти системного подхода к изучению организации, дал характери­стику соотношения системы и ее элементов, показав, что органи­зованное целое оказывается больше простой суммы его частей. При этом элементы всякой организации проявляются в «актив­ностях» и «сопротивлениях». Их сочетания сводятся к трем типам организации — организованным, дезорганизованным и нейтраль­ным комплексам.

Согласно Богданову, основными организационными механиз­мами являются формирующий и регулирующий, причем «бирегу ляторы» (или механизмы двойного взаимного регулирования) родственны понятию «обратной связи» в кибернетике; им обоснованы понятия «цепная связь», «принцип минимума» и др. Что же касается формирующих механизмов, то они включают в себя такие компоненты, как соединение комплексов, вхождение элементаодного комплекса в другой и распад комплекса. Соединение ком­плексов является основой организационного развития, выступая в форме сотрудничества, делового общения, обмена товарами между предприятиями, собрания работников, дискуссии с оппонентами и т.п. Соединение комплексов, ведущее к возникновению качественно новой системы, осуществляется непосредственно или

путем использования определенной их связки. Возможно и раз­деление комплексов, ведущее к распаду системы, появлению ее новых границ, возникновению отдельных образований.

Регулирующий механизм, по Богданову, представляет собой под­бор наилучшего сочетания элементов. Отбор элементов и обеспе­чение их эффективного сочетания могут иметь положительное или отрицательное значение в зависимости от того, направлены они на развитие комплексов или на их упадок. При этом организация вещей (техника) имеет приоритетное значение перед организацией людей (экономика) и организацией идей (организация опыта) и составляет основу последних. Отсюда вытекает положение о том, что первичным фактором является техника и доминирующее зна­чение имеют общие организационные закономерности, от кото­рых и зависят человеческие организационные методы. Здесь вид­на связь тектологии с такими современными отраслями научного знания, как кибернетика, теория систем, теория организации и др., возникшими спустя несколько десятилетий после опублико­вания работ русского мыслителя и основанными на идее изомор­физма различных организационных структур. Положения и прин­ципы тектологии могут быть использованы при разработке про­блем построения организаций и их адаптации к изменяющейся внешней среде.

Интерес представляет и сформулированный Богдановым закон наименьших, в силу которого «прочность цепи определяется наи­более слабым из ее звеньев». Иными словами, речь идет о том, что расширение организационного целого зависит от наиболее отста­ющей его части. Известно, что именно идея «наиболее слабого звена» позднее легла в основу разработки методов сетевого пла­нирования и управления. С законом наименьших связаны и дру­гие идеи автора, в частности постановка вопроса о равновесии (сбалансированности и пропорциональности) между различными частями, элементами любой системы. В этой связи структура системы рассматривается как результат перманентной борьбы про­тивоположностей, приводящей к смене одного состояния равно­весия системы другим.

 

2.2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Исследования Ренсиса Лайкерта в Мичиганском университе­те показали, что эффективные организации значительно отлича­ются от неэффективных по ряду структурных измерений. Согласно Лайкерту, эффективна та организация, которая побуждает руко­водителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целя­ми. Разработанная Лайкертом «система-4» предполагает, что орга­низация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через: • процесс выдвижения целей; • принятие решений; • контроль; • децентрализацию. Менее эффективные организации побуждают руководителей к следующим действиям: • разбить общие действия на простые составные части или за­дания; • разработать наилучший способ выполнения каждой из этих составных частей; • нанять людей с соответствующими способностями и квали­фикацией для выполнения каждого из этих заданий; • обучать этих людей выполнению задания особым наилучшим способом; • осуществлять руководство, контроль выполнения заданий, хронометрирование работ; • использовать поощрения в форме индивидуальной или груп­повой сдельной оплаты труда. Перечисленные выше пункты подытоживают ответственность руководителя исходя из классической теории. Однако исследова­ния Лайкерта выявили, что эти предписания не ведут к эффек­тивным организациям и, таким образом, подтвердили более ран­ние выводы Мертона, Гоулднера и Селзника. Было также доказа­но, что организации можно описывать с помощью определенных измерений, каждое из которых показывает соотношение характе­ристик по классической теории организации и по «системе-4», раз­работанной Лайкертом исходя из предложенных им принципов (табл. 2.3).


 


Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющий­ся характер внешней среды. К таким изменениям Лайкерт отно­сил следующие факторы:

1) рост конкуренции со стороны организаций других стран, которые имеют относительно более низкую цену производства при одинаковой технологии;

2) тенденцию к большей индивидуальной свободе и инициа­тиве и связанное с этим сокращение полномочий верхних звень­ев организации;

3) повышение общего уровня образования, выражающееся в появлении людей, способных принимать решения и брать на себя ответственность;

4) повышенное внимание к здоровью и полному развитию лич­ности;

5) усложнение технологий, что требует от каждого работника соответствующей квалификации. Нередко в таких случаях руко­водитель знает о деятельности подразделения меньше, чем его подчиненные.

Изменения внешней среды оказывают влияние на руководи­телей, что вызывает необходимость разработки мер по приспособ­лению организации к новым ситуациям. Согласно Лайкерту, «си-стема-4» — это направление, которому должны следовать более производительные и прибыльные организации. Во всех случаях руководители должны лучше использовать человеческие ресурсы, полный спектр человеческих мотиваций: принятие решений, кон­троль, процесс постановки целей, децентрализацию. Чтобы спо­собствовать реализации этих процессов, план развития организа­ции должен включать три подхода: 1) принцип взаимоотношений поддержки; 2) групповое принятие решений и групповые мето­ды руководства; 3) постановку высоких производственных целей. В структурном плане организация рассматривается как ряд групп, которые соединяют руководители. Этот подход может быть про­тивопоставлен бюрократической организации, которая выделяет одно-единственное отношение «руководитель — подчиненный».

В организации «системы-4» группы состоят из людей, отчиты­вающихся перед руководителем. Некоторые руководители явля­ются членами двух групп. В этой двойной компетенции такие руководители выступают, по словам Лайкерта, как соединяющие звенья — они соединяют каждую группу с непосредственно нахо­дящейся над ней группой. В этом качестве они представляют свои группы в высших звеньях организации, координируют деятель-


ность своих групп с другими. Перекрестная групповая структура в сочетании с групповым принятием решений ггредставляет собой оптимальную интеграцию интересов членов организации, акцио­неров, клиентов, поставщиков и др.

Чтобы определить уровень, при котором определенная органи­зация приближается к структуре «системы-4», Лайкерт разработал метод измерения, инструментарий которого представляет собой анкету из 51 вопроса, заполняемую наемными работниками орга­низации. Они определяют свое отношение к тому, отвечает ли их компания критериям организации «системы-4».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.