Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рубрик




Основные свойства классификации

Понятие классификации

Классификация документов

Во время информационного поиска часто бывает важно получить по возможности наибольшее значение полноты, то есть выдать максимальную часть релевантных документов, имеющихся в массиве. Такого рода исчерпывающий поиск может понадобиться, например, экспертам, которым необходимо найти все существующие патенты. Увеличение числа релевантных документов обычно приводит к выдаче дополнительных нерелевантных документов, то есть при повышении полноты поиска снижается его точность (см. рис.).

Для улучшения показателей полноты выдачи необходимо получить дополнительные совпадения терминов запроса и документа. Это достигается путем использования дополнительных терминов-заместителей. Существует два варианта работы с терминами-заместителями: они либо добавляются к уже существующим терминам запросов и документов, либо используются вместо них. Наиболее известной процедурой получения терминов-заместителей является применение словаря синонимов, или тезауруса. Термины в тезаурусе сгруппированы в классы синонимии (классы эквивалентности).

С помощью просмотра словаря синонимов можно заменить каждый имеющийся в начальный момент поиска термин идентификаторами соответствующих классов тезауруса. При использовании другого подхода идентификаторы этих классов можно добавлять к исходным терминам. В любом случае цель состоит в том, чтобы получить дополнительные совпадения для тех терминов запроса и документа, которые отнесены к одним и тем же классам тезауруса. Сами эти термины могут быть и различными.

В информационно-поисковых системах в основном применяется два типа классификаций:

- классификации терминов,

- классификации документов.

Целью классификации терминов является группировка терминов в синонимические классы в расчете повысить вероятность совпадения терминов запроса и документа. Классификация документов способна улучшить результаты и оперативность поиска за счет обращения только к определенным частям информационного массива. Эти два типа классификаций взаимосвязаны: присваиваемые документам термины при формировании их поисковых образов служат основой для построения классов, получаемых в результате группировки документов.

При хорошей классификации терминов обычно удается сгруппировать различные низкочастотные родственные термины в общие классы тезауруса. Термины, входящие в один класс, могут заменять друг друга в процессе поиска, и при использовании такой классификации терминов можно ожидать улучшения полноты выдачи. Классификации документов позволяют сузить область поиска до наиболее существенных классов документов и обеспечить тем самым высокую точность. При совместном использовании систематизированных массивов данных и тщательно проработанного тезауруса можно получить высокие показатели и по полноте, и по точности поиска.

В основе любой классификации лежит принцип распределения информационных объектов (терминов или документов) по некоторым классам. Совокупность таких классов называется классификатором, а сами классы – разделами классификатора, или рубриками. Классификаторы обычно разрабатываются вручную. Примерами классификаций могут служить общепринятые библиотечные классификации УДК и ББК.

Класс определяется как множество терминов, обозначающих некоторую предметную область. В процессе классификации каждому информационному объекту для обозначения его смыслового содержания приписывается идентификатор какого-либо класса.

Разбиение на предметные классы или рубрики должно быть предсказуемым, а подчиненные тематические классы должны быть легко отличимы от вышестоящих. От четкости иерархической структуры, в которую входит каждый класс, зависит эффективность регулирования глубины поиска путем расширения или сужения запроса.

Маловероятно, чтобы можно было найти такую структуру, которая могла бы удовлетворять этим требованиям. Строго заданные иерархические отношения между тематическими классами призваны подчеркнуть определенные типы предметных ассоциаций и одновременно пренебречь другими. Статичный характер общепринятых классификационных схем порождает проблемы в случае расширение предметных областей и развития знаний.

Существующие иерархические схемы весьма сложны, и на практике часто оказываются обязательными ручные (неавтоматические) процессы классификации. Это приводит к тому, что согласованности между разными системами классификации и поиска в процессах анализа содержания и распределения документов по рубрикам добиться трудно.

В информационно-поисковых системах процесс классификации документов происходит во время их индексирования. Термины запроса распределяются по рубрикам классификатора непосредственно во время поиска. В обоих случаях документы и термины составляют множество информационных объектов, подлежащих классификации.

Если множество объектов необходимо сопоставить множеству классов, обычно требуется, чтобы получающаяся при этом классификация обладала следующими свойствами:

  1. Классификация должна быть корректно определенной так, чтобы для любого заданного множества данных получался один результат.
  2. Результаты классификации не должны зависеть от порядка обработки объектов (независимость от порядка), то есть любая перестановка анализируемых объектов не должна влиять на результат классификации.
  3. Классификация должна быть устойчивой: незначительные изменения данных должны вызывать лишь незначительные изменения результатов классификации.
  4. Классификация должна быть независимой от масштаба, поскольку умножение на константу значений характеристик, идентифицирующих объекты (идентификаторов классов), не должно влиять на классификацию.
  5. Объекты, обладающие большим сходством, не должны оказываться отнесенными к разным классам.

Первые два свойства (корректность определения и независимость от порядка) взаимосвязаны. Они могут быть обеспечены только при условии предварительного анализа всех возможных подмножеств объектов, удовлетворяющих классификационным критериям, который проводится до фактического выделения классов. Однако при большом количестве объектов, подлежащих классифицированию, такой исчерпывающий анализ может потребовать значительных затрат времени, что имеет место, например, в сети Интернет.

Если первый и второй критерии не удовлетворяются, то особую важность приобретает критерий устойчивости классификации. Он гарантирует, что исправление незначительных ошибок, допущенных при приписывании объектам тех или иных свойств, вызовет лишь незначительные изменения в самих классах. То же самое верно, если используются какие-либо дополнительные свойства или устраняются ранее выделенные свойства объектов.

В классификациях, используемых в ИПС, желательно получать устойчивые классы терминов и документов особенно потому, что векторы свойств, характеризующие объекты, не всегда точны и надежны. Это связано, например, с тем, что некоторые термины, несущие важную смысловую нагрузку, могут игнорироваться при автоматическом анализе содержания документов.

Системы классификации имеют также ряд формальных свойств. Если все члены одного и того же класса обладают одним общим признаком, то классификация называется монотетической. Когда такое условие налагаться не может, классификация становится политетической. Классы могут быть непересекающимися, потому что объекты относятся самое большее к одному классу, и могут быть пересекающимися. Наконец, классификация может быть упорядоченной путем установления систематических отношений между различными классами, а может быть и неупорядоченной.

В процессе разработки и проектирования систем классификации во всех случаях предпочтительнее менее жесткие требования. Обычно ни документы, ни термины не бывают определены настолько точно, чтобы имело смысл строить монотетические классификации терминов или документов. По этой же причине наилучшими классами должны считаться пересекающиеся классы, чтобы элемент (термин или документ) мог включаться более чем в один класс.

В некоторых случаях целесообразно создание либо упорядоченных классификаций терминов (иерархий терминов), либо упорядоченных классов документов. Но, когда не налагается никаких специальных требований, неупорядоченная классификация, как правило, дает более адекватное деление на классы. Таким образом, в общем случае наиболее предпочтительными являются политетические пересекающиеся неупорядоченные классификации.

В любой информационно-поисковой системе существует тесная взаимосвязь между индексированием и классификацией. Часто два этих процесса осуществляются параллельно. Целью классификации терминов является формирование для каждого термина дополнительных заместителей, пригодных для поиска. Очевидно, что эти классификации зависят от терминов, используемых для идентификации документов.

Представление и классификация документов в ИПС также связаны между собой. При индексации каждому документу обычно сопоставляется некоторый набор индексационных терминов (см. раздел 10). Поэтому фактически используемые термины непосредственно оказывают влияние как на классификацию терминов, так и на классификацию документов. Например, во время автоматической классификации документов определяется мера близости между классифицируемым документом и некоторым эталонным документом, который заведомо принадлежит какому-либо определенному классу. Эта мера подобия двух документов часто вычисляется в зависимости от терминов, входящих в векторы этих документов, например, по формуле Ошибка! Источник ссылки не найден., составленной для двух документов. Классы документов, таким образом, непосредственно зависят от методов индексирования.

Типичный процесс формирования рубрик (классов) включает три основных процесса, показанных на рис. 5.

Рис. 5. Процесс формирования рубрик

Во время начального процесса происходит определение рубрик классификации. Обычно эта операция сводится к выбору в качестве центра исходных классов определенных объектов, размещенных в плотных зонах пространства информационных объектов. Такими зонами обычно считают те, в окрестностях которых имеется большое количество подобных объектов.

В процессе распределения информационные объекты систематизируется и распределяются по имеющимся рубрикам. Этот процесс выполняется путем отнесения всех объектов к тем классам, с которыми они имеют достаточно высокий коэффициент подобия.

Завершающий этап связан с выполнением условий, при которых данный класс считается окончательным и полным. Здесь устанавливается, удовлетворяют ли сформированные рубрики заданному критерию классификации (например, обладают ли они описанными в предыдущем параграфе свойствами).

Существует два основных метода классификации:

- Порождающие методы классификации по принципу снизу вверх,

- Методы разбиения по принципу сверху вниз.

При использовании порождающих методов все объекты первоначально считаются несгруппированными. Формирование групп выполняется снизу вверх путем объединения двух, трех и т. д. объектов вплоть до образования более крупных групп,

Методы разбиения по принципу сверху вниз подразумевают, что все объекты первоначально относятся к одному и тому же глобальному классу. Затем этот класс разбивается на более мелкие подклассы, которые в свою очередь могут подвергаться делению на еще более мелкие подклассы вплоть до образования окончательных классов.

На практике также используется смешанный метод классифицирования по принципу сверху вниз. Количество исходных классов в таком случае задается заранее, и первоначальное деление объектов корректируется путем перегруппировки объектов. Целью перегруппировки является повышение качества рубрик таким образом, чтобы связанность классов стала максимальной, а подобие объектов, относящихся к разным группам – минимальным.

Большая часть методов классификации по принципу сверху вниз устроена таким образом, что они могут использоваться и для образования иерархических структур классов. При поуровневом построении классификации формируются классы, являющиеся подмножествами или компонентами какого-либо класса более высокого уровня. В результате образуется структура в виде дерева. Корень такого дерева (верхний уровень) содержит глобальный класс высшего уровня, представляющий все информационное пространство. Листья (нижний уровень) соответствуют конечным рубрикам документов или группам терминов.

При некоторых методах классификации по принципу снизу вверх также формируются иерархические структуры. Неиерархическими структурами считаются такие структуры, в которых между сформированными классами не выполняются свойства формального включения. При построении иерархии классов терминов в виде дерева часто стараются в нижней части помещать узкие специфичные термины, а в верхней – термины более общего характера.

На практике, особенно во время ручной классификации, часты случаи, когда документ или термин может быть одновременно отнесен к нескольким классам. В таких ситуациях используются различные перекрестные ссылки.

Информация о документах данной тематической направленности помещается в некоторый базовый раздел, а остальные классы, к которым также можно было бы отнести эти документы, содержат соответствующие ссылки. В описание пересекающихся классов добавляют ссылку типа "смотри", которая направляет пользователя к рубрике, признанной специалистами по классификации базовой.

Например, информация о картах стран может быть размещена в разделах "Наука–География–Страна", "Экономика–География–Страна" или "Справочники–Карты–Страна". Специалисты по классификации принимают решение о том, что сведения о картах стран размещаются в рубрике "Экономика–География–Страна". Тогда в остальные два раздела добавляется ссылка на данный.

Если выбор базового класса вызывает у специалистов по классификации затруднения, то вероятность отнесения объекта к тому или иному похожему (синонимическому) классу практически одинакова. В этих случаях применяются ссылки типа "смотри также". Они направляют пользователей системы к разделам, которые, возможно, содержат описания интересующих их документов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.