Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация и е ее значение в бухгалтерском учете

 

Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету, яв­ляется требование реальности и точности его показателей. Однако при ведении учетных записей (в бухгалтерии) могут возникнуть расхождения между показателями учета и фактическим состоянием имущества и фи­нансовых обязательств. Причинами расхождений и несоответствия учетных данных фактическому наличию имущества и финансо­вых обязательств могут быть:

- естественные изменения в имуществе (усушка, утруска, рас-
пыливание, выветривание и т.д.);

- ошибки, допускаемые при приеме и отпуске имущества (из­
лишки, недостачи, пересортица и т.д.);

- ошибки в учете (арифметические ошибки в подсчетах, описки
в документах, неправильные записи и т.д.);

- злоупотребления материально ответственных лиц.

Поэтому необходима сверка фактического наличия имущества с учетными данными, которая производится при помощи инвента­ризации.

Инвентаризация – это один из элементов метода бухгал­терского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем:

1) сверки и документального подтверждения фактического наличия имущества и финансовых обязательств с учетными данными;

2) выявления откло­нений от учетных данных;

3) принятия решений по внесению изме­нений в данные бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации регулируется Законом "О бухгал­терском учете и отчетности" и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

- при смене собственника или реорганизации организации;

- при ликвидации организации;

- перед составлением годовой отчетности;

- при смене руководителя организации или другого материально ответственного лица;

- при установлении фактов хищений, других злоупотребле­ний имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);

- по решению контролирующих, судебных и иных уполномо­ченных на то органов.

Инвентаризации подразделяются на сле­дующие виды: полная, частичная, сплошная, выборочная, плановая, внеплановая, необходимая, повторная, контрольно-перепроверочная, перманентная.

Полная инвентаризация охватывает все имущество, как при­надлежащее организации, так и принятое на ответственное хране­ние, в переработку и прочее, а также все права и обязательства организации. Такую инвентаризацию проводят один раз в год перед составлением годового отчета. Ее называют годовой (обязатель­ной) инвентаризацией.

Частичная – это инвентаризация, охватывающая отдельные виды имущества организации: основные средства, продукцию, ма­териалы, денежные средства и т.п.

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материально ответственным лицом.

Выборочная – это инвентаризация, при которой проверяют только некоторые (на выборку) ценности у конкретного матери­ально ответственного лица.

Плановая – это инвентаризация, проводимая в соответствии с планом работы бухгалтерии организации.

Внеплановая – это такая инвентаризация, которую проводят внезапно, без предварительного плана, по инициативе администра­ции организации, по сигналам работников (или граждан) о зло­употреблении материально ответственного лица и т.п.

Необходимая инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при переоценке материальных ценностей, краже.

Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве проведенной инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо заранее знал срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Контрольно-перепроверочная инвентаризация проводится период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Он охватывает не менее 10% проверенных ценностей. В случае вы явления расхождений руководитель организации требует письменные объяснения от лиц, проводивших ранее инвентаризацию, и от материально ответственного лица. При выявлении фактов приписок, пропусков ценностей или же других злоупотреблений ру­ководитель распускает такую комиссию и ставит вопрос о при­влечении виновных к ответственности. Немедленно назначается инвентаризационная комиссия для проведения повторной инвен­таризации.

Перманентная (непрерывная) инвентаризация проводится в соответствии с внутренним планом работы бухгалтерии в тече­ние календарного года по отдельным видам имущества на различ­ные даты.

Порядок инвентаризации определяется организацией в ее учет­ной политике.

Количество инвентаризаций в году, а также конкретные даты их проведения устанавливаются в календарном плане инвентари­зационной работы, ежегодно составляемом главным бухгалтером и утверждаемом руководителем организации при создании ин­вентаризационных комиссий. Эти сведения не подлежат разгла­шению.

В организациях создаются постоянно действующие инвентари­зационные комиссии в составе:

• руководителя организации (его замены);

• главного бухгалтера;

• руководителей подразделений;

• главных специалистов;

• представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.

При большом объеме работ проведение инвентаризаций воз­лагается, как правило, на рабочие инвентаризационные комиссии, которые выполняют возложенные обязанности под руководством постоянно действующих комиссий.

Условно инвентаризацию можно разделить на три этапа:

• подготовительный;

• основной (рабочий);

• заключительный.

Инвентаризация проводится в присутствии материально ответ­ственного лица в следующей последовательности:

• перед началом инвентаризации членам рабочих комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а председате­лям комиссий – контрольный пломбир (печать). В приказе установлены сроки начала и окончания инвентаризации. Должен быть полный состав членов инвентаризационной комиссии.

• комиссия составляет оперативный план проведения инвен­таризации. Для этого она предварительно решает, какие виды имущества необходимо проверить в натуре; у каких мате­риально ответственных лиц, кого из специалистов организа­ции необходимо привлечь к проведению инвентаризации;

• председатель комиссии проводит инструктаж с лицами, при-влеченными для проведения инвентаризации, по вопросам порядка и техники ее проведения, оформления результатов, сроков начала и окончания;

• на местах инвентаризации члены комиссии предлагают мате­риально ответственным лицам разнести в книги (карточки) складского учета все приходные и расходные документы и составить отчет с выведением остатков на момент инвента­ризации. На отчете и приложенных к нему документах председатель комиссии делает надпись до инвентаризации и ставит свою подпись и дату.

• комиссия проверяет весоизмерительные приборы, берет у материально ответственного лица расписку о том, что им предъявлены все документы по операциям с инвентаризи­руемыми ценностями. В расписке обязательно указывается, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или пере­даны комиссии и все поступившие ценности, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Основной этап инвентаризации заключается в фактическом снятии остатков. Члены комиссии закрывают и опечатывают все места хранения ценностей, подлежащих инвентаризации. Затем приступают к проверке их путем взвешивания, измерения, пере­счета и т.п. Выявление, подсчет и описание имущества в натуре называется снятием остатков.

Если проверяемые ценности находятся на различных складах, то все складские помещения, за исключением того, где в данный момент производится инвентаризация, запираются, опечатываются или пломбируются. Члены комиссии несут ответственность за правильный подсчет остатков имущества.

Результаты снятия натуральных остатков обобщают в инвен­таризационных описях, составляемых не менее чем в двух экзем­плярах. Ошибки и неправильные записи в них исправляют пу­тем зачеркивания неправильного и написания правильного текста (цифры). Исправления удостоверяются подписями всех участни­ков инвентаризации и материально ответственными лицами.

Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы циф­рами и прописью выводится общий итог натуральных единиц, за­писанных по странице независимо от единиц измерения ценнос­тей. После окончания записей прописью указывается количество заполненных строк, т.е. число порядковых номеров внесенных наи­менований товарно-материальных ценностей. Каждая страница и опись в целом подписываются всеми участниками инвентариза­ции. К инвентаризационным описям прилагаются акты обмеров и расчеты.

В инвентаризационных описях не допускается оставлять неза­полненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются. На имущество, находящееся на ответствен­ном хранении, арендованное или полученное для переработки, со­ставляются отдельные описи. В конце описи материально ответ­ственное лицо дает расписку в том, что предъявлены для проверки все ценности, что инвентаризация проведена в его присутствии правильно, претензий к инвентаризационной комиссии у него нет и перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение.

Правильно оформленные данные инвентаризации передаются в бухгалтерию организации для выведения окончательных резуль­татов.

По поступившим инвентаризационным описям в бухгалтерии, составляются сличительные ведомости, в которые записывают только те ценности, по которым выявлены расхождения. Сличительные ведомости должны быть подписаны членами инвентаризацион­ной комиссии и материально ответственными лицами.

О всех выявленных расхождениях материально ответственные лица дают инвентаризационной комиссии подробные письменные объяснения (в срок 2-3 дня). На основании этих объяснений комиссия определяет порядок и способы регулирования обнаруженных расхождений.

Решение инвентаризационной комиссии фиксируют в прото­коле, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач и потерь и указывают меры для принятия по отношению к виновным лицам. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации, который выносит окончательное решение.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

- излишки имущества и денежных средств оприходуются на предприятии;

- биологические потери имущества (продукции, товаров) в результате хранения в пределах норм естественной убыли учитывают по направлениям ее использования, т.е. в издер­жках производства или обращения;

- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц или за счет прибыли предприятия.

Для списания недо­стач и порчи сверх норм естественной убыли необходимо иметь решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, или отказ на взыскание ущерба с винов­ных лиц, или о факте порчи ценностей, полученное от отдела тех­нического контроля или соответствующих специализированных организаций.

Возмещение причиненного ущерба производится виновными ли­цами не по тем ценам, по которым они учитываются в текущем учете, а по действующим продажным ценам. Поэтому сумма, под­лежащая взысканию с виновных лиц, всегда будет больше той, по которой числится в учете имущество.

Следует отметить, что взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде ис­ключения:

- за один и тот же проверяемый период,

- у одного и того же проверяемого лица,

- по товарно-материальным ценностям од­ного и того же наименования в равных количествах.

Выявленные недостачи и потери от порчи ценностей учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета
Д К
       
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ Выявлена недостача ТМЦ   01,10,41,43
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ Отражена недостача товаров в пределах норм естественной убыли    
Бухгалтерская справка-расчет Списана сумма НДС по недостающим ценностям    
Претензионное письмо Предъявлена претензия юридическому лицу на сумму потерь по покупной цене (с учетом НДС)    
Выписка банка Получены денежные средства от юридического лица по претензии    
Решение суда сторно При отказе суда удовлетворить претензию    
Бухгалтерская справка Списаны на убытки суммы претензий не признанных судом    
По распоряжению администрации работник, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, возмещает недостачу, выявленную в результате инвентаризации
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ Отражена недостача товаров, выявленная в результате инвентаризации   01,10,41,43
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ Отражена недостача товаров в пределах норм естественной убыли    
Бухгалтерская справка-расчет Списана сумма НДС по недостающим ценностям    
Бухгалтерская справка-расчет Отражено списание недостачи за счет виновного лица 73-2  
Распоряжение администрации, бухгалтерская справка-расчет Списана за счет виновного лица разница между продажной и покупной ценой товара 73-2 90,91
Приходный кассовый ордер Работником внесены денежные средства в возмещение задолженности по выявленной недостаче   73-2
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ Суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которых отказано судом, признаны прочими расходами организации 90, 91  
Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ Оприходованы излишки ТМЦ, выявленные в результате инвентаризации 01,10,41,43 90, 91

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документооборот и порядок хранения документов | Ошибки в бухгалтерских записях. Способы их исправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.