Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности как фундаментальная основа деятельности

Тема 2. Лекция 2. Деятельность человека

1. Потребности как фундаментальная основа деятельности. 1

1.1. Понятие «потребности личности». 1

1.2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей. 3

2. Деятельность. 8

2.1. Понятие деятельности. 8

2.2. Структура деятельности. 10

2.3. Мотивы деятельности. 14

3. Многообразие видов деятельности. 17

3.1.Материально-преобразующая и духовно-преобразующая деятельность. 17

3.2.Созидательная и разрушительная деятельность. 19

3.3.Творческая деятельность и репродуктивная деятельность. 19

3.4. Общение, трудовая, игровая и учебная деятельность. 23

4. Свобода в человеческой деятельности. 30

5. Основные понятия. 33

 

1.1. Понятие «потребности личности»

В данной части лекции мы рассмотрим определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации.

Важно отметить, что в современной психологической и философской литературе есть различные трактовки термина потребность. Некоторые из этих трактовок представлены в таблице:

 

Потребность как Суть трактовки Авторы
нужда это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. А. Ядов,
зависимость это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования В. А. Василенко, Б. И. Додонов
отношение отношение между субъектом и миром Д. А. Леонтьев
отсутствие блага Состояние отсутствия блага – это и есть потребность В. С. Магун
состояние Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. К.Левин

 

 

Каждая из представленных в таблице точек зрения содержит важный аспект, которые нельзя не учитывать при анализе потребностей.

1. Потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желанность чего-то. Однако отождествление потребности с нуждой недопустимо потому, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием нужды, т. е. имеет и субъективную сторону.

2. Важную роль в понимании потребностей играет потребностное состояние, отражающее воз­никновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетво­рения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и лично­сти на воздействия внешней и внутренней среды, приобретающие для человека личную значимость.

3. Возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, кото­рая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности.

4. Важно различать понятия «потребность организма» и «потребность личности».

 
 

 


Важно понимать, что не всякая нужда организма – органическая потребность, дефицит – осознается человеком и превращается в побуждение.

Например, наш организм может нуждаться в минеральных веществах, витаминах и т. п., но мы можем это и не осознавать.

Поэтому часть нужд организма, которые не отражаются в сознании, могут не переходить в потребность личности.

Кроме того, осознаваемые органические потребности (биологические) – в пищевых веществах, в кислороде и т. п. – отражаются в сознании челове­ка не только в виде ощущений («сосание под ложечкой» при голоде, например), но и как переживание напряжения в виде желания разрядить это напряжение, а порой и усилить, если оно связано с положительными эмоциями. Поэтому потребность личности – это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда.

Например, человек испытывает нужду не в белках, жирах и углеводах, а в пище, притом приготовленной определенным способом; не в кислороде, а в воздухе, во вдохе и т. д.

Различия между нуждой (биологической потребностью) и потребностью лично­сти отчетливо проявляются при рассмотрении сна человека. Потребность организма во сне четко проявляется тогда, когда человек засыпает против своей воли (при чтении книги, при просмотре телепередачи и т. п.); потребность же личности может проявиться, например, тогда, когда человек решает заснуть (ложится раньше, чтобы раньше встать).

Учитывая еще, что многие потребности личности не связаны с биологическими потребностями организма, по крайней мере, напрямую, приходишь к выводу, что потребности личности и организма — не тождественные образования.

Учитывая все эти обстоятельства можно попытаться определить потребностьличности как переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Почему же труд является основой формирования и развития человеческого сознания? | Уровни удовлетворения потребностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.