Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоимость товара




 

Товар — это продукт труда, произведенный для обмена, способный удовлетворять конкретные потребности. Это значит, во-первых, что товар должен быть полезным, что формирует первое его свойство потребительную стоимость. Во-вторых, товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары, что формирует следующее свойство товара стоимость, которая на рынке выступает в форме меновой стоимости.

Потребительная стоимость — это способность продукта или услуги удовлетворять потребности субъекта или нации в целом благодаря своим свойствам. Потребительские свойства товара могут удовлетворять либо производственные, либо личные потребности. В связи с этим все товары делятся на средства производства и предметы потребления.

Потребительная стоимость может не выступать в качестве товара. Она становится товаром, когда:

- представляет собой результат человеческого труда;

- удовлетворяет потребности не производителя, а других субъектов, т.е. носит общественный характер;

- отдается стороннему субъекту не бесплатно, а в обмен.

Поскольку полезность предмета пользования связана с природными свойствами, то потребительная стоимость товара проявляет внешнюю, материально-вещественную его сторону. В условиях товарного производства потребительная стоимость выступает носителем меновой стоимости, что проявляется в процессе обмена.

Потребительная стоимость вещей, их полезность для людей исторически раскрываются с прогрессом науки и техники. Так, полезность железа стала известна лишь тогда, когда люди научились выплавлять железо из руды и производить из него орудия и предметы труда. В результате дальнейшего научно-технического прогресса, внедрения в производство достижений науки и техники раскрываются все новые возможности применения железа и других металлов, их новые полезные свойства для общества.

Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, молоко, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань – потребность в одежде и т.д.

Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром, она должна быть предназначена для обмена. Необходимо отметить, что потребительная стоимость товара должна удовлетворять потребностям не того кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

Потребительная стоимость образует в любом обществе вещественное содержание богатства.

 

Стоимость — это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара.

Товар обладает двумя свойствами, поскольку труд, затраченный на его производство, носит двойственный характер: он обладает свойствами конкретного и абстрактного труда.

Конкретный труд — труд каждого производителя в конкретной форме с использованием специфических орудий и предметов труда. Специфичность орудий и предметов труда обусловливает определенный алгоритм протекания процесса труда. В результате затрат конкретного труда создается потребительная стоимость, удовлетворяющая единичную потребность субъекта.

Конкретные виды труда настолько отличаются друг от друга, что свести их к однородности возможно только через измерение во времени. Общим для всех видов конкретного труда является то, что труд — это активная, созидательная деятельность, которая закономерно завершается результатом, выступающим в форме полезного эффекта, а любая созидательная деятельность представляет затраты человеческой силы и энергии, независимо от формы этих затрат. Труд, выступающий как затраты рабочей силы в физиологической, умственно-интеллектуальной, психологической и энергетической формах, называется абстрактным трудом.

Затраты абстрактного труда создают стоимость. Она создается за определенное рабочее время индивидуальное и общественно необходимое. Индивидуальное время — это затраты рабочего времени конкретным производителем в процессе производства товара. Оно определяется в процессе производства и зависит от уровня техники, технологии, организации труда на фирме, от опыта, квалификации и знаний работника.

Общественно необходимое рабочее время — это время, которое требуется для создания конкретного товара при средних, нормальных для современного периода условиях производства: средней производительности и интенсивности труда, средних квалификации, опыте и уровне знаний. Критерием общественно необходимого рабочего времени является не среднее арифметическое из индивидуальных затрат времени, а время, затраченное на производство наибольшего количества товаров, представленных на рынке.

Определение общественно необходимого времени, а следовательно, и общественно необходимых затрат труда осуществляется в процессе приравнивания товаров при обмене на рынке.

Индивидуальные затраты труда отражают индивидуальную стоимость товара, а затраты общественно необходимого труда общественную стоимость товара.

Величина стоимости товара обратно пропорциональна производительности труда и прямо пропорциональна интенсивности труда. Производительность труда — это затраты труда на единицу товара. Они определяются технико-технологическими параметрами производства и уровнем опыта, квалификации и знании рабочей силы. Интенсивность труда — это расход человеческой энергии различных видов в единицу времени. Возрастание интенсивности труда скрытая форма увеличения рабочего времени.

Для развитого товарного производства характерно выражение стоимости товара в деньгах. Однако денежная форма стоимости результат длительного исторического развития, обмена и форм стоимости.

Меновая стоимость — пропорции, в которых один товар обменивается на другой; это рыночная форма проявления стоимости. Определенность пропорций, в которых обмениваются товары, задается количеством труда, затраченного на их производство.

Обмен двух товаров означает, что они приравниваются друг к другу. Но это приравнивание может происходить лишь потому, что обмениваемым товарам присущи какие-то объективно одинаковые, общие свойства, заключенные в них еще до того, как они вступили в процесс обмена. Что же это за свойства? Очевидно, что обмениваемые товары как потребительные стоимости отличаются друг от друга, ибо иначе процесс обмена был бы бессмысленным. Общим же объективным свойством этих товаров является лишь то, что на их производство затрачен общественный труд. Как потребительные стоимости товары различны, как воплощение общественного труда они однородны.

Общественный труд, овеществленный в товаре, составляет стоимость товара. Стоимость есть вещное выражение общественного труда товаропроизводителей. Меновая стоимость товаров, то есть пропорция, в которой один товар обменивается на другой, определяется их стоимостью. Меновая стоимость – это форма стоимости, внешнее ее проявление в акте обмена.

Начало теории трудовой стоимости было положено представителями буржуазной классической политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Но последовательно, всесторонне, со всеми вытекающими из нее социальными и классовыми выводами она была разработана К. Марксом.

 

В рамках теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) потребительные стоимости качественно неоднородны и количественно несоизмеримы. Соизмеримыми товары делает человеческий труд: в основе равенства двух качественно и количественно различных товаров лежат одинаковые затраты труда. Поэтому как стоимости, как затраты труда товары качественно однородны и количественно соизмеримы. Сложные виды труда сводятся к простым видам посредством редукции.

Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд.

 

Кто король в царстве товаров

Чтобы благо могло превратиться в товар, оно должно обладать важным для него свойством: способностью к обмену.

Такая способность зависит от того, нужно ли данное благо потребителям, соответствует ли оно современным представлениям о такого рода благах, каково его качество, какая фирма является производителем, наконец, сколько других благ производитель хочет получить за него в обмен, т. е. сколько оно стоит. Если всем этим требованиям благо отвечает, оно способно к обмену и может превратиться в товар.

В последнее время способность к обмену стали называть словом «ликвидность». Разные товары обладают разной степенью ликвидности. Товар с низкой степенью ликвидности трудно обменять: из-за плохого качества или из-за малого количества желающих его приобрести, а иногда и просто потому, что о нем мало кто знает, товар почти не распродается и остается никому не нужным. Товар же с высокой степенью ликвидности свободно обменивается на другие товары: легко продается и охотно покупается.

Ликвидность товара — это способность товара к обмену, способность быть реализованным, проданным.

Например, на рынке несколько продавцов торгуют яблоками. У одного яблоки мелкие и дорогие, у другого — червивые, а у третьего — крупные, красивые и цена невысокая. У двух первых продавцов почти ничего не купили, хотя простояли они с товаром весь день. У третьего — к полудню все яблоки были раскуплены. Эти яблоки оказались наиболее способными к обмену, т. е. наиболее ликвидными.

Из всех товаров наибольшей ликвидностью обладают деньги.

Деньги — это абсолютно ликвидный товар, предназначенный для обмена на любые другие товары.

Такой товар появился не сразу. Сначала обмен между людьми проводился по принципу «товар на товар». Стрела менялась на лук, горшок на топор. В таком обмене ценность горшка определялась ценностью топора и наоборот.

Когда товаров немного, то произвести обмен таким путем возможно. Хотя даже в этом случае определить ценность каждого предмета через ценность другого непросто. Ведь их ликвидность зависит не только от их качеств, но и от потребностей покупателей, общественного мнения, места продажи и многих других факторов, напрямую с товарами не связанных.

Когда товаров стало производиться больше, такой обмен уже становился неудобным. Он приводил к потерям времени на поиск нужных партнеров, а иногда и к прямым убыткам, если скоропортящийся товар залеживался. Возникла необходимость в специальном товаре, с помощью которого можно было бы без особого труда определить ценность любого другого товара, который выполнял бы роль универсального средства обмена. Этот особый товар получил название «деньги», которым стал принадлежать королевский трон в царстве товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.